Кто есть учитель для тебя?

        Кого следует считать своим учителем? Я затрудняюсь дать однозначный ответ на этот вопрос.
        Под понятием «мой учитель» обычно подразумевают такого человека, который целенаправленно обучал тебя какими-то умениям, навыкам, способствовал приобретению тобой знаний…
        Этот человек учил тебя, а ты от него учился как следует понимать «то» и «это», как нужно делать «что-то» и не делать «то-то», направлял твой интерес, оценивал твои знания и сформировавшиеся представления, помогал тебе исправлять ошибки и заблуждения, был для тебя примером отношения к окружающей «среде»…
Мы постоянно чему-то учимся у всех, кто находится рядом с нами, с кем мы общаемся. Это особенность человека разумного.
        При этом у тех, у кого мы перенимаем знания, никаких «целенаправленных» действий и «стремлений» относительно "научения" нас вовсе не проявляется. Такое научение может быть как осознаваемым обучающимся, так и нет, значимым для него и не очень, существенным или поверхностным, – в зависимости от позиции и оценки самого обучающегося.
       Можно ли в этом случае всех окружающих тебя людей называть своими "учителями"? Или только тех, кто, как тебе кажется, произвёл существенные изменения в твоих представлениях о чём-то и в твоём поведении?
Можно обучаться по книгам, по видеозаписям, дистанционно, заочно. В этом случае человек обучается без активного влияния со стороны носителя, источника знаний и умений. Если прочитанные, услышанные мысли, идеи, взгляды, представления, рекомендации оказали на человека значимое влияние, определили направление и качество его деятельности, сформировали способы рассмотрения и решения важных для него проблем и стали, "как бы", своими, то разве нельзя считать их источник своим «учителем»?
        Люди, иногда, «выбирают» себе учителей по мотивам престижности, чтобы увеличить свой «вес» в глазах окружающих, повысить свой авторитет и значимость. Мой учитель то-то и То-То. Вы поняли?
        Такие люди сами  не совсем понимают, что их, в действительности и в "конечном счёте", будут оценивать не по тому, кто их учил и где они учились, а по их реальным результатам, эффективности действий, по их умению, способности решать важные и нужные задачи…


Рецензии