Мы - да. Они - нет

Утро было холодным, но безветренным, и можно было идти спокойно, прогулочным шагом, даже не смотря на то, что это был обычный поход в магазин. Дом уже был виден. Также были видны и четыре наполовину спиленные ивы и фигура бродившего рядом старика. Он шел мне на встречу. Это был мой дед.
- Все купил? – спросил он меня.
- Все.
Тут из-за спины старика вышла коза и осторожно протянула свое «мее», склонившись перед моим пакетом с продуктами.
- Опять? – спросил я деда.
- Ну – ответил тот.
Таких случаев на моей памяти было немало и часто они заканчивались конфликтно. В особенности это касалось пернатых. Курицы приходили в наш двор каждый год, приходили и оставались. Потом приходили соседи, обвиняли деда в принудительном их пленении и забирали их, но курицы возвращались и в итоге оставались у нас. Но и парнокопытные не избегали «тайного магнита». Часто, очень часто, когда табун возвращался домой, чья-нибудь корова или же бык прибегал как ужаленный к нашим воротам и начинал их бодать, пытаясь прорвать этот рубеж. А однажды к нам пришел баран, пришел и встал. Он потерялся, отара ушла без него, и он решил придти сюда. Как не отгонял его дед – не вышло, баран простоял весь вечер и остался на ночь. Пришлось приютить. Я уже молчу о кошках и собаках. Эти дружелюбные спутники человека наведывались к нам чуть ли не каждый день. И вот теперь коза.
- Чем им здесь намазано, дед?
- Черт их знает. Пошли в дом.
Коза шла за нами.
- Прогонишь? – спросил я.
- Надо бы, Ефимова же – и он принялся шугать животное. Коза убежала.
На следующее утро я снова собирался в магазин. Сквозь шторы было непонятно, как тепло на улице, поэтому я решил открыть окно и самостоятельно «понюхать погоду». Раздвинув шторы, я снова увидел её – коза стояла у ворот.
- Дед! – крикнул я – Дед! Смотри, твоя подруга снова у ворот.
Дед подошел к окну.
- Она еще ночью пришла. Ты спал, я курить ходил – ответил он.
Мы вышли на улицу. Поход в магазин я решил отложить, так как мне пришла интересная мысль.
- Дед, давай просто запустим во двор и посмотрим, что ей там надо?
- Как хочешь.
Коза, увидев открытые ворота, собралась было бежать, но заподозрив что-то неладное, стала оглядываться по сторонам. Её шаги были неуверенны, сделав два вперед, она тут же делала один назад. Коза боялась, но что-то тянуло её. Дойдя, таким образом, до середины двора, коза вдруг резко метнулась в сторону калитки, ведущей в огород, уперлась в нее рогами и начала бодать. Дед схватил вичку и бросился отгонять её.
- Ну, пошла! А ну! – кричал он.
- Пусть войдет, давай откроем – говорил я старику, схватив его за рукав.
- Ну, зачем же. Зачем она мне в огороде? Перетопчет все, я кур не пускаю, а ты это! – негодовал дед.
Я смирился, но предложил оставить козу нам, обещая взять на себя все разбирательство с её хозяевами. Так и сделали. После того как бабушки не стало, скотины в доме поубавилось и стайки были полупусты. В одну из них мы и поместили нашу новую знакомую.
 Стояла середина месяца, луны практически не было видно, да еще эти тучи, темень, в общем. Фонари на улице не работали. Пару лет назад я бы не придал этому огромного значения, тогда это - обычное дело: на улице воровали лампы, в кабинетах деньги. С приходом нового мэра дела изменились, но прошло два года и вот опять они не горят. Я долго не мог уснуть, ворочался и думал о разных вещах, но главным образом о поведении той козы. Наконец, я решился. Храп, доносившийся из соседней комнаты, придал мне решительности: дед спал глубоким сном, а значит, все можно провернуть в одиночку и тайно.
Когда я заглянул в стайку, то увидел, что коза не спит, а стоит у дверей в таком же положении, в каком мы видели её в последний раз.
- Еще хочешь туда? – дружелюбно и почти шепотом спросил её я – Тише, тише. Я пущу. Не шуми только.
Я выпустил её и пошел открывать калитку в огород. Коза тихо шла за мной. «Какая умная» - подумал я – «понимает». Мы осторожно вошли на наш участок, и я решил встать на одном месте и просто наблюдать за ней. Коза, словно уже тысячу раз была здесь, уверенным шагом направилась в сторону одной из яблонь. Это был белый налив. С детства я любил эти яблоки больше всего. Они всегда были самые сочные, самые нежные и самые сладкие. А еще из них, казалось, всегда исходило непонятное тепло и будто бы даже свет. Я подошел ближе и заметил, что коза стала неуклюже рыть землю под этим деревом. Я бросился, что бы остановить её. Нет, я не так беспокоился за сохранность дерева (хоть и нельзя сказать, что не беспокоился вовсе), но имелась другая причина.
Неделю назад наша кошка Машка чем-то очень серьёзно заболела. Она пролежала несколько дней в бане, она не ела и не пила, она просто умирала. И вот пару дней назад мы обнаружили её под этой яблоней. Машка лежала клубочком в неглубокой ямке, вероятнее всего, ей же самой вырытой. Мы с дедом не стали нарушать её волю, закопав её тут же.
Я пытался остановить козу, но не мог, она рыла как сумасшедшая. Она даже начала меня бодать. Яма становилась все глубже (земля у нас всегда мягкая и рыхлая), мне казалось, что сейчас должна была появиться Машка. Но её не было. Мне стало любопытно и я, немного подумав, бросился за лопатой. Через пару минут мы рыли уже вместе.
Во время копки я не думал ни о чем, это я сейчас вспоминаю отчетливо. Просто механически перекидывал землю из одного места в другое. Но с каждой новой лопатой, мне казалось, что снизу исходит какое-то непонятное тепло. Я копал дальше, пока резкая линия фиолетового света не ударила мне в глаз. В этот момент коза бросила свои потуги в нашем предприятии и начала скакать вокруг этого странного луча. Сказать, что я не был удивлен – значит, не сказать ничего, но как часто бывает в таких ситуациях любопытство сильнее рассудка. Я копал дальше.
Чуть уклонившись влево и копнув глубже, еще два луча – голубой и синий – вырвались наружу. Взяв еще левее, я выпустил еще зеленый и желтый, а затем оранжевый и красный. Теперь из нашей ямы, далеко в небо шла тонкая радуга. Я ничего не понимал, сидя на лопате в этой яме, забыв на время о козе. Наконец, я почувствовал, как что-то теплое судорожно дует мне в ухо. Я обернулся, это была коза. Я посмотрел на неё, и мне казалось, она благодарила меня и, по-моему, даже улыбалась. Через минуту она прыгнула на радугу, и течение света понесло её далеко вверх, за горизонт.
Я устал и решил оставить все как есть до утра. Никуда ведь она не денется, если и вправду эта радуга существует, и это не сон и не плод моего воображения. Уснул я быстро.
- Вставай. Просыпайся – послышался утром знакомый голос. Я чувствовал, как болит моя спина, и ноют руки, вставать не хотелось.
- Просыпайся – снова раздался этот голос.
- Ладно, ладно – отбросив одеяло, я увидел серьёзное лицо деда.
- Смотри, что ты сделал – и он головой указал на окно. Вспомнив о радуге и о вчерашнем происшествии, я быстро вскочил с кровати. Встав у окна, я увидел это: сотни, а может быть и тысячи разных животных  стояли у нашего двора, стояли вдоль всей улицы, стояли на детской площадке. В основном это были коровы, лошади, быки, свиньи, курицы, козы, овцы, собаки и кошки, но также я мог видеть лисиц, зайцев, волков, белок и даже двух верблюдов. Картина была просто потрясающая.
- Ты видел радугу? – спросил я деда.
- Да. Зря это.
- Невероятно. Как так вообще?
Я смотрел на деда и не находил на его лице даже доли сочувственного удивления, казалось, это даже печалило его.
- Ты что, дед? – начал я – А! Понял. Огороду твоему конец – и я рассмеялся.
- Радугу нужно закапать – сухо произнес дед.
- Хаха, конечно. Поди, её теперь закапай, она до неба!
- Это свет. Забросаем землей. Одевайся.
Я недоумевал. Как так спокойно мог реагировать обычный человек на такое зрелище? И тем более этот человек - мой дед. Я помню, что все необычное, что происходило в моем детстве, происходило при его участии. Как мы ловили диких пчел на сенокосе, как гуляли по кладбищу, ища «знакомых», как выкуривали сусликов из их норок, как гоняли зайца на поляне. И теперь такая реакция. Я ничего не понимал.
- Объясни. Объясни, почему мы должны её закопать.
- Однажды уже было такое. Однажды к нам упала радуга – начал он.
- Упала?
- И тогда тоже вся живность в округе бежала сюда, и, встав на радугу, исчезала. Сначала мы радовались. Дикий зверь сам шел к нам, и нам ничего не стояло его поймать. Но и наш домашний скот рвался туда, еле сдерживали. Удои ушли, яиц тоже не было. Они были одержимы этой радугой. В конце концов, решили и закопали, чтобы жить, как прежде – и он махнул рукой – так что, закопать надо. Иначе скотины не будет.
- Но что это такое? – все допытывался я.
- Сам не знаю. Мы тогда тоже пытались, думали, голову сломали. Мне кажется, что это дорога к их раю, к животному. Чего бы они так бежали туда иначе?
- Раю? – усмехнулся я – но ведь они живые же идут и здоровые. Толька Машка подходит к твоей теории.
Дед улыбнулся.
- Да, только она. Только она – он не переставал улыбаться – Но ели ли они яблоко?
Я понял намек.
- Мне кажется, справедливо, что у них есть льготы – подмигнув, продолжал он – человеку свой суд, а животине свой.
- Согласен, дед – поддержал я – не будем?
- Будем.
- А как же льгота?
- А как же мы?
А действительно? А как же мы? Да и как же эта планета? Уйди вся живость в свой рай, и жизни не будет вовсе.
Я смотрел в окно. С каждой минутой прибывали новые. Верблюдов уже стояло трое.
- Давай хотя бы раз в месяц на ночь будем откапывать её? Ну? – дед молча слушал меня – ты же сам говорил про льготу?
- Хорошо.
В шесть вечера мы запустили последнюю партию во двор. Однако за воротами животные все прибывали и прибывали, невозможно было закончить, запустив всех. Чуть позже в огороде все было готово. Мы решили, чтобы каждый раз не копать яму, устроить там небольшой погребок. Сначала это была просто большая и тяжелая крышка из досок. Через неделю мы обложили стены кирпичом, а еще через одну смогли плотно приладить крышку и повесить на неё замок. Год назад деда не стало, но я не забыл, и каждый четверг ночью выпускаю радужный мост на волю, ведь яблока они не ели.


Рецензии