О динамических ассоциациях

   

     Как-то раз я спросил у одного горе музыканта: что значит выражение – понимать музыку. Он мне не смог это объяснить. Тогда я ему сказал,  что понимание музыки это то, что представляю себе, например,  я, слушая музыку. На эту мысль меня навела поэтическая строка Андрея Вознесенского «О, велосипедное имя Василий!» Ассоциация имя Василий с велосипедом и есть динамическая ассоциация. Известно, что у некоторых людей, смотрящих из окна десятого этажа высотного здания, при виде идущих по улице людей появляется желание выпрыгнуть из окна к пешеходам. Динамические ассоциации могут помочь подобрать ключ к обсессивно-компульсивным расстройствам. Классический пример ОКР – внезапное желание прихожанина на богослужении в храме матерно ругать и поносить представителей небесной рати. Я думаю, что эф-фобия, которой страдал писатель Иван Бунин, является порождением динамической ассоциации  «ф»,  как знака,  с чем-то писателю крайне неприятным и пугающим. Так замечено, что у некоторых людей, при чтении непонятных им текстов, появляется чувство удовольствия. У некоторых школьников, при ознакомлении с учёными премудростями, появляется желание мастурбировать прямо в классе на уроке, что они тайком и делают. Учителя подтвердят этот факт. Это проявление динамических ассоциаций.
     О чём эта статья? О том, что речь не обладает свойством «связи всего со всем». Речь пошаговая. Мы знаем ассоциации по сходству, смежности и по противоположности. Динамические ассоциации порождаются «двигательной» связью двух явлений (действий) – мыслей и зрительных образов с музыкой, аллитерацией - \Бокалов пенистых шипенье\И пунша пламень голубой\. К динамическим ассоциациям относятся «слышать цвет» и «видеть звуки» (синестезия). Я должен упомянуть и об двухступенчатых ассоциациях –
1---2---3 = 1---3, где 2рым, выпавшим, является так называемый шаг Хоффдинга. Например, вид улья у человека ассоциируется с мёдом. Выпали пчёлы.
     Я только наметил тему, которую, может быть, стоит разрабатывать основательнее.
11.09.2015 г.


Рецензии