Честь имею! Глава 8. Часть 73 Одарённые

В других областях

Андрей Бартенев
В 1981—1985 гг. — учеба в Орджоникидзевском высшем общевойсковом командном дважды Краснознаменном училище имени Маршала Советского Союза А.И. Еременко.
В 1993 г. — Московский колледж художественных ремесел.
В 1999 г. — реставрационное училище № 88.
В 2000 г. — создание авторской мастерской.
В 2004 г. — работа в НИИ развития образования (старший научный сотрудник лаборатории воспитания).
В 2004 г. — руководитель проекта «Судостроительное предприятие “Шкипер”» строительного колледжа № 26.
Первое образование, которое я получил, было военным. Я до сих пор убежден, что по-настоящему учат только в военных училищах: не сдашь экзамен — не пойдешь в отпуск, еще на год останешься в казарме. Но одного военного образования мне оказалось недостаточно. Много лет государство учило меня убивать, а я еще с детства увлекался живописью. Поэтому, будучи зрелым человеком, решил реализовать давние мечты и поступил в Московский колледж художественных ремесел, где и открылись мои дремавшие способности, а главное — любовь к дереву! И именно живопись привела к тому, что я стал со временем руководителем авторской мастерской, выпускающей в Москве яхты.
Хотя производство яхт началось не сразу. Поначалу я долгое время работал простым преподавателем в строительном колледже № 26, обучал детей столярному делу. Создал авторский курс проектной графики, в рамках которого ребята стали не просто выполнять алгоритмические задачи (киянку держать в правой руке, стамеску — в левой), а получили возможность развивать свои творческие способности. Потом, когда понял, что при выполнении базовых образовательных задач реализовать творческие способности ребят невозможно, решил создать собственную площадку, на которой ребята могли бы заниматься производством художественной мебели.
Когда студенты увидели первые результаты своего труда, у них появился стимул учиться дальше, потому что они уже не просто обрабатывали куски дерева, а создавали красоту. Однажды принесли мне корабельные чертежи: «Андрей Николаевич, а давайте будем строить яхты». Случилось так, что ребята, которых я набрал в команду, оказались романтиками, увлеченными парусами.
Лично я кораблестроением никогда раньше не занимался, но подумал, что если уж взялся за личностно-ориентированное обучение, то нужно идти до конца. Вместе мы принялись разбираться в чертежах, вырезанных из журналов. Мне пришлось изучить теорию корабля, паруса, мореходства и т.п. Со временем втянулся в это дело, и теперь, как и они, просто заболел морем.
Казалось бы, что общего может быть между производством художественной мебели и судостроением — ничего! Но, занимаясь мебелью, ребята получили целую систему знаний и навыков по проектированию, которые и использовали при кораблестроении.
Сегодня предприятие «Шкипер» существует как структурное подразделение колледжа, но выполняем мы там работу на свой вкус.


Вячеслав Иванов
Моряки — народ суеверный, и я, хотя и не моряк, также убежден, что настроение, с которым создается судно, может повлиять на то, каким оно получится. Обратите внимание, у самолетов или автомобилей зачастую нет названий, но кораблям почему-то принято давать имена, хотя это такие же средство передвижения. А наличие имени предполагает наличие души, и когда в работу, в дерево вложена душа, это чувствуется сразу. Можно посетить любой из музеев деревянного зодчества, там вы найдете подтверждение моим словам.
Лично меня всегда интересовала история российского судостроения, я даже убежден, что наши суда были созданы в мире первыми. Англичане, скорее всего, заимствовали традицию судостроения у русских, и то, что делают мои ребята сегодня, продолжение старых традиций.
История знает примеры, когда мастера строили из дерева суда, способные пережить полярную зиму и не быть разрушенными во льдах. Для меня это пример высокого мастерства, хотелось бы строить пусть и небольшие, но такие же надежные яхты.
В производстве яхт наибольшая расходная составляющая относится к заработной плате мастеров. Ни древесина, ни лаковые покрытия не стоят столько, сколько труд настоящего специалиста. И хорошо, что руководство вуза, в котором мы обосновались, это понимает. Ведь образование — это не только обучение, но и воспитание, социальная адаптация граждан. Можно обучить человека, но, не дав ему воспитания и общественных нравственных ориентиров, нельзя быть уверенным, что из него получится хороший специалист, а не преступник, например.
Поэтому основная масса выпускников высших учебных заведений абсолютно непригодна к работе. Я же стараюсь привить своим ученикам не только знания и мастерство, но и жизненные ценности. Паруса — это романтика, поэзия, полет. Современные яхты ходят против ветра со скоростью, в два с половиной раза превышающей скорость самого ветра. Парус дает незабываемое ощущение полета над водой, а это ощущение что-нибудь да значит в процессе формирования личности.
Сам я по происхождению из казаков. Казаки никогда не пребывали в рабстве и были одними из самых вольнолюбивых людей. В роду у меня были и дворяне, и простые крестьяне. В советский период, когда поступал в военное училище, я скрывал «белое» происхождение. Прабабушка показывала дедовскую военную форму, старые фотографии и свидетельство о браке, в котором не указывалось ни место, ни год рождения бракосочетающихся.
Вообще, мне кажется, происхождение во многом определяет сознание. Когда человек знает, из каких слоев общества происходит, его нравственность во многом определяется моралью, которая типична для этих слоев.
На сегодняшний день для некоторых бизнесменов до сих пор важно крепкое честное слово, которое дороже денег. Наверное, это традиция, переданная с кровью их предков, которым, как людям с высокими моральными устоями, было невозможно позволить себе обмана.
Что касается меня, то я нашел себя в педагогике. Мне нравится работать с детьми, и по развитию предпринимательской активности даже пишу диссертацию, а управление бизнесом я хочу передать коллективу. Среди активных участников проекта — мой сын. Пусть это будет площадка для развития его предпринимательской инициативы. Он уже вместе с друзьями независимо от меня строит планы и даже задумал создать целый кораблестроительный концерн, который бы не просто занимался изготовлением яхт, но и эксплуатировал их. Даже хочет создать яхт-клуб, в котором бы шла мореходная подготовка.
Ребята провели маркетинговое исследование и пришли к выводу, что судостроительная отрасль на сегодняшний день очень перспективное направление: ежегодный прирост в этом бизнесе составляет 30%. Спрос на водные виды транспорта сегодня удовлетворяется в основном импортной продукцией, и, если создать аналогичное российское производство, можно занять конкурентную нишу.
У нас, например, сейчас вообще нет конкурентов. Мы практически единственные в Москве, кто производит яхты из дерева. По западным меркам то, что делаем мы, относится к разряду элитной продукции. Настоящее дерево, а не пластмассовая штамповка там ценится больше всего. Это классика судостроения, к тому же деревянное судно, даже получив пробоину, будет долго держаться на воде, в отличие от пластмассового или металлического.
Вопреки бытующему мнению, что яхты покупают только богатые, среди наших заказчиков есть люди со средним достатком. Хотя заказов пока не очень много. На производство одной яхты юношеского класса уходит от трех недель, но это при условии, что мы будем заниматься производством непрерывно, а среди ребят есть и студенты, поэтому времени затрачивается значительно больше.


Рецензии