Живая классика

Репортаж и не только…


У афиши перед филармонией стоят две девчушки лет по пятнадцать.
   - Живая классика, – читает вслух миленькая белокурая «бестия». - Надь, а что классика ещё и мертвой бывает?
   - Без понятия, - отвечает долговязая, нескладная барышня, энергично выпуская пузыри от жвачки.

На этот разговор  отреагировал пожилой мужчина, медленно поднимающийся по ступенькам, держа за руку, видимо, внучку.

    - Барышни, у нас два лишних билета, позвольте вас пригласить?

Барышни растерялись, одна даже с испугом проглотила жвачку.

    - Как пригласить? То есть предлагаете лишний билетик? – с вызовом отвечает долговязая.
    - Нет, предлагаю составить нам с Ксюшей компания. Две её подружки прихворнули, а концерт сегодня необычный. Наш прославленный дирижер маэстро Анисимов даёт сразу два концерта живой классики. Впервые музыкальный марафон на нашей сцене. С интервалом в тридцать минут пройдут два концерта  для детей и всех прочих, - молодо подтрунивает Ксюшин дедушка над совсем растерявшимися девчушками.

Я стояла рядом, было очень интересно наблюдать.
Ксюша, почти ровесница этих девочек. Нарядная, сосредоточенная, протягивает руки и почти затаскивает ещё на одну ступеньку таких необычных знакомых.

  - Идёмте, девочки. А разница между живой и мёртвой музыкой, это как разница – разговаривать с мальчиком, глядя в глаза, или глядя в монитор, - дружески подмигивает, и они втроём звонко хохочут.

Есть контакт.
Девочки пошли за Ксюшей. Долговязая уже смущаясь,  уточняет.
   - А ничего, что мы такие дворовые, без прикида?

Дедуля откровенно удивлён тому, как быстро девочки поняли друг друга.
     - Мне остаётся только добавить, - очень доброжелательно обратился он к девочкам, -  что живая классика это отзвук далёкого мира, мира гармонии и красоты. И самое главное эта музыка, такой вечный мостик от чувств к разуму. Именно поэтому мёртвой классика не бывает.

Дождалась своих и с пафосом, под впечатлением слов дедули, «митингую»: – «Нас ожидают отзвуки мира гармонии и красоты!».
Уточнения были не нужны, мы умеем понимать друг друга, и, сбросив груз будней, поспешили на праздник музыки.

Праздник начинался у самого входа.
Контролёры бесплатно вручали всем программки, поздравляя каждого  с открытием симфонического сезона.

Всё в этот вечер было торжеством креативности организаторов, оформителей, всех участников роскошного действа под названием – ЖИВАЯ МУЗЫКА.

После приглашения всех в зал…. яблоку негде было упасть.
На сцене огромный экран.
Красочно мелькают кадры, иллюстрируя и  раскрывая программу концерта.

Кадр 1.
Портрет М.К.Огинского.
«Музыкальный мир отмечает 250-летие мастера». – Полонез «Прощание с Родиной».
Самая популярная работа композитора.

В наших краях полонез имеет особое звучание.
Огинский в 1802 году вернулся в Россию и поселился на территории современного Сморгонского района, в деревне Залесья. Сейчас там музей-усадьба композитора. Первый концерт в  его память  состоялся в конце августа.

Не случайно для открытия в Государственной филармонии нового симфонического сезона оркестр выбрал этот полонез.
Когда БССР, стала Беларусь, была попытка официально признать эту композицию гимном страны.
Музыканты не приняли…сложная мелодия.
Сложная…, а как она задевает за душу, как откликается эхом прощания…
Первые раскаты аплодисментов.

Кадр 2.
Портрет Ф. Шопена.
Кисти Делакруа
Концерт №1 ми минор для фортепиано с оркестром.

Зал затихает, льются сказочно-романтичные звуки…  мечты о любви.
Эту пьесу Шопен написал в 19 лет. Музыкальный рассказ о первой любви, которой не суждено было иметь продолжения.
У фортепиано виртуоз – Александр Гиндин (Москва).
Техника потрясает. Его руки  это пируэт балерины по клавишам.
Такая естественность,  такая воздушность, усиливающая поэтичность и красоту мелодии.
Всё богатство эмоций захватывает.
И волны меланхолии, с чувствительными звуками, удивительно и органично сливаются в душе с надеждой и отзвуками радости…

Александр Гиндин, не просто отличный музыкант, но такой своеобразный сибарит, артистичен и лукав. Знает о своём магическом воздействии на слушателя-зрителя.
Загадочно улыбаясь, подогревает энергию зала.
Но щедр.
На бис исполняет вариации  Глинки  на тему « Жаворонок» и ….
Шопен. Прелюдия №2 ля минор. Потрясающее переплетение настроений: нежно  лирических, отчаянно драматических.
А какая  виртуозность исполнения.
Зал ликует.

После антракта всех ожидало музыкально-театрализованное действо.
Театр живых картин, шоу  или всё вместе взятое…

На экране яркое цветовое полотно.
Видеоряд позволял воспринимать, что перед тобой как бы кадры ЖИВОГО кино…
 
К. ОРФ - «Кармина Бурана».
Сценическая кантата для сопрано, баритона, тенора, смешанного хора, детского хора и оркестра.

Казалось, такая знакомая тема, в основе которой тексты средневековой поэзии, такие разные песни странствующих школяров-вагантов.
И с этой потрясающей музыкой неоднократно встречались в балетном воплощении.

Но меняется восприятие, когда у тебя на глазах  сцена  увеличивается вдвое, и специальные подмостки заполняют Государственная академическая хоровая капелла им. Г.Ширмы и учащиеся  образцового хора старших классов музыкальной школы им. Е.А.Глебова.

Действо начинается со звучания морских волн, перекличек чаек…
Мощно вступает хоровой пролог:
… О, Фортуна, словно луна, ты изменчива.

Интрига.
Зал напряжён.

Фортуна,
двуликость судьбы отдельно взятого человека,
целых народов…
странные повороты судеб….

Каково же место каждого обычного человека, которого проверяет «на зубок» фортуна?
Вся эта философия жизни разворачивается нестрого, фривольно.
Здесь и гимн весне, и застолье,  и любовь…

Купидон летает всюду
Весь охваченный желанием.
Соединяя мужчин и женщин…

А в глубине размышления о том, что есть жизнь, смерть, судьба..
Это то, что близко и понятно каждому.
Музыка мощно и сильно пробуждает думы.
Да, миром правит фортуна.

Структура спектакля:
Пролог
Ранней весной
В таверне
Двор любви
Эпилог

Каждая часть сопровождалась на экране яркими рисунками и текстом.
Здесь так естественно соседствуют любовные, застольные, пародийно-сатирические песни.

Спектакль мистерия…
Определённо, каждый зритель воспринимал отдельные эпизоды по тому,….. «как он дышит».
Но  для всех была так убедительно озвучена и освещена мысль:
«Нет абсолютного счастья и абсолютного несчастья, потому что мир каждую секунду меняется…».
Состоялось главное…пробуждение у зрителя чувств и дум.
Вот она яркая иллюстрация – у классики нет возраста.

Дискуссии–междусобойчики продолжались и в фойе, и в гардеробе.
Удалось постановщикам втянуть нас в сотворчество.
Было приятно ощущать себя размышляющим зрителем.

Прав, прав Аристотель:  - «Музыка облагораживает нравы».


Рецензии
Добрый день, Дина!

Я думаю, что вначале была музыка.

Музыка и теперь трогает сердца больше всяких слов.

Полонез Шопена пленил меня еще совсем девочкой.

Для меня это мировой шедевр, как и Лунная Соната Бетховена.

Спасибо!

С симпатией, Любовь.

Любовь Григорьева 2   14.02.2017 14:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Любовь.
Даже если вначале было слово,...
то оно звучало, как музыка...)).
Согласна с Вами, согласна...
музыка сильнее слов.
Всех Вам благ.
С уважением,

Дина Иванова 2   14.02.2017 15:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.