Встречи-Следователи

                СЛЕДОВАТЕЛИ
        Они прилетели вертолетом только после обеда. Наша четверка двинулась к вертолету, едва перестал работать двигатель. Прибывших было трое . Несколько впереди выступал самый высокий в форме подполковника КГБ и самый главный в группе, как я подумал. Мы нестройно поздоровались.
        -Устинов,- представился подполковник,- и сразу спросил обращаясь ко мне,- а вы старший группы?
        - Правильнее я организатор самодеятельной научной экспедиции.
Я протянул ему паспорт и документ от УНЦ.
        - С этим после. Где мы можем беседовать, не мешая друг другу?
        - Вам выбирать.
        Двое других были в штатском. А одна довольно элегантная женщина.
Чуть позади держались четверо автоматчиков.
        Я предупредил полковника, что Бородин вызвал подмогу из Ивделя. Тут же последовал приказ автоматчикам, взять дорогу под контроль. А одному курсироватьппо южному периметру прииска.

        - Для начала мы с вами пройдемся по прииску. А ваши спутники пусть отдыхают, или занимаются делами, по усмотрению. Мы начали обход с поверженной палатки, около которой на раскладушках лежали флибустьеры нашего дня.

        Подполковник у каждого проверил пульс и спросил?
- Как это вам удалось? Усыпить таких молодцов.

        - Нам помог лесничий. У него были дротики для усыпления животных.

        - Он здесь?
        - Нет, отправился по своим делам.

        - Вам давали телефонограмму, чтобы никто не отлучался.

        - Извините, он не наш подчиненный. Я ему советовал, но он ответил, что найдут, если будет нужен.

        - В этом он прав, ваш лесничий. Хотя тайга здесь такая, что поиски могут затянуться. А где его резиденция?

        - Где-то к югу от озера Кедрового.
        - Очень точный адресок.

        - Чем богаты…
- Сколько эти мужики проспят?

- Часов до пятнадцати, говорил лесник. Его фамилия кстати Никифоров.

-И кто же командовал прииском? Хотя подождите,- он еще рассмотрел спящих и ткнул в бородача.
-Браво не удержался я.

Полковник уже начинал мне нравиться. Осмотр плотины и приискового оборудования не занял много времени. Вот мы снова у вертолета. Полковник, посоветовавшись со своими сотрудниками. Отпускает вертолет приказав захватить с собой человек 5 из спящих флибустьеров, с возвращением на прииск к полудню следующего дня. И решает начать осмотр и изъятие документов и финансов прииска.

        Документов было немного. Журналы добычи золота и выдачи зарплаты. Далее осмотр сейфа, и запись на диктофон женщины из КГБ содержимого. Полковник несколько удивился, когда мы предложили вниманию и другой тайник. Наконец он посоветовал.

-Евгения Сергеевна, выбирайте себе собеседника и вперед, за орденами, и вы Семен Павлович. До обеда надо закончить с нашими волонтерами и студентами.

        Я же посоветовал кухарке заняться обычным делом. С учетом кормления всех присутствующих на руднике. Подполковник выбрал для работы кабинет Бородина и пригласил меня. Женщина расположилась в столовой с Иваном. Третий сотрудник в избе, где спали капитан милиции и Бородин. Я шепнул Герману, чтобы не очень зарывался и не выдумывал небылиц.

- Полковник попросил называть его Петр Андреевич.
Я невольно улыбнулся.

- Что это вдруг,- заметил он.
        - Одного моего начальника тоже звали Петр Устинов, Правда отчество было Михайлович.

        - Хорошо хоть так, но начнем, пожалуй,- он достал пластиковую коробочку с мелкой решеткой.- Это диктофон. Во избежание недоразумений.
Предупреждение о непременной проверке, ответов на вопросы.
Бегло просмотрены документы и первый вопрос.

        - Посыпались обычные в таких случаях вопросы анкеты; ФИО, пол, возраст, семейное положение родственники, образование, место работы, должность, партийнсть,общественная работа.
        -Как вам удалось связаться с нами.

        В нашей экспедиции есть два специалиста по электротехнике и немного
по связи, хотя удалось не сразу. В горотделе милиции просили координаты и данные  мы вышли на УНЦ, где нас опекают и они довольно быстро ответили.

        -Понятно, а чем вдруг вызван интерес к столь отдаленному от места вашего проживания к этому району?

        Пришлось объяснить. О фотографиях из космоса, астроблемах и их связи с находкой нового минерала.

        -Каким образом вы заинтересовали не Украинскую Академию, а Уральский Научный Центр.

        Новые объяснения о совещании в Миассе. Знакомстве с доктором наук Тимофеевым, и его заинтересованностью в поисках. Объясняю,- откуда взялись деньги на экспедицию, и замечаю быстрый взгляд.

        - И каковы успехи, нашли свой загадочный минерал?

Я положил перед подполковником камни. Задернул штору и зажег фонарь. Будто маленький костер вспыхнул на столе. Сказал и о находке Германа, которая провалилась. Полковник задумался.

        - У меня есть руководящие указания изъять все материалы и ценности на прииске.
 
        -Но это совершенно новые минералы нужны научные исследования в УНЦ.  Это открытие мирового значения. Возможно оно внесет нечто необычное в наши представления о процессах минералообразования.

        - Я понимаю, тут еще и авторство открытия и, признание заслуг открытия, и вознаграждения…- Он отодвинул кристаллы пусть побудут у вас. Надо полагать вас и задержали, чтобы выбить информацию.

        -До этого пока не дошло, мне предлагали работу у них, я не согласился
и получил отсрочку до утра. А ночью человек из нашей группы и лесник освободили нас. По всему эта артель работает здесь не первый год, Они держали четырех студентов, как рабов, хотя по словам обещали сегодня заплатить.

        -Последний вопрос... Пока.
        Как долго вы собирались здесь задержаться. Главная задача, как я понимаю, выполнена.
       
        - Увы, мы еще не уверены откуда эти камни. Правда у нас наметились два объекта, которые мы собираемся, если позволите обследовать.  Дня три мы еще планировали  на дополнительные поиски и по домам.
 
        -Я бы посоветовал не особенно задерживаться. Причина пока не полежит распространению, но никто не может предположить дальнейшее развитие событий.
        -Когда же мы сможем, уйти отсюда.
        -Да завтра, думаю, мы сможем забросить вас тем же вертолетом,
если недалеко.
- Недалеко, три – четыре дня пути, если пешком.
Ваши пожелания нашей комиссии.

- Надо бы проверить подлинность документов у милицейского майора. Владелец прииска знаком нам еще со школьных лет. Мы тогда сплавлялись по Вишере. Бородач, он же Бородин со Шмаковым бежали из колонии для малолетних преступников, убили охранника и завладели его пистолетом.  Милиционер по всему, капитан, а он величал себя майором, крышует незаконный промысел драгметаллов в этом районе. У него остались сообщники  в районном центре. Шмаков тоже здесь.

-Это интересно, и мы непременно сегодня же сделаем запрос. Он вышел вместе со мной и направился к Наталье Сергеевне, а через некоторое время пригласил для беседы Леонида. Он маялся бездельем и тотчас устремился к подполковнику. Бездельничали и рабочие, тихо было в этот день на прииске. Появился Иван. Он был немного не в себе.

-Ну и работенка у них. Несколько раз об одном и том же и не надоедает, как я понимаю. Непонятно ей почему мы выбрали этот район.
Она еще и до тебя доберется. Кстати просила зайти если кто-то свободен.
Но вообще-то разговор был без хитростей, хотя и непростой.
Я  без стука открыл дверь и спросил разрешения. Она кивнула на стул,
Но я прежде предложил ей паспорт. Она молча положила его перед собой и улыбнулась.
- Резвый Владимир Яковлевич, геолог из Кривого Рога. Организовали самодеятельную экспедицию на средства от премии за открытие залежей железных руд в городе Кривом Роге. Но здесь железными рудами не пахнет, насколько я осведомлена. Поэтому интересна цель вашей экспедиции?
Я в кратце рассказал историю
Последнее слово прозвучало явно с иронией. Да и смотрела она на меня с недоумением. Я выложил перед ней один кристалл. Она взяла его ухоженными пальчиками.
- Серый мышонок, но несколько тяжеловат, а на платину не похож.
Просветите нас не сведущих.
- Это новый минерал. Названия мы еще не придумали. Это по озеру расположенному неподалеку от места находки.
        -И вы ехали сюда за тысячи километров  в поисках этого мышонка? Не смешите меня.

- Почти так. Вероятность находки была близка к нулю. Но здесь прекрасные места для отдыха; и мы – школьные  друзья  не собирались вместе  лет двадцать. Вот такие пироги. А минерал этот не такой уж мышонок, Наталья Сергеевна. Я достал фонарик и посветил на него.

-Господи, даже напугал меня! Александрит тоже меняет окрас но такого эффекта не видела и не ожидала. - вырвалось у собеседницы.- Вы, конечно показывали камень Петру Андреевичу?

        - Разумеется, и он временно изъял у нас весь запас находки, кроме этого кристалла. Правда, хорош? - Я отключил фонарик.

        - Наверное, лучше не бывает. Скажите по секрету, их там много.

        -Нет. Скорее очень мало. Но главным музеям страны хватит. И на экспорт останется, несколько штук. Стране ведь очень нужна валюта.

        - А этот вы не продадите? Даже если бы вам предложили подходящую цену.
        - Этот кристалл для исследований в УНЦ. Таков договор, а я привык их выполнять.
        - А какова будет цена, если не секрет?

        - Мы уже подумали, что не стоит назначать на аукционе, для начала, менее двукратной к алмазу такого же веса, или размера.

        - Так,  так. Неожиданный разговор получился. Да ещё и приобщение к загадкам природы.  Мы еще вернемся к нему. У вас имеется ученая степень? 
 
        -Увы, диссертация два года лежит в Киеве. Хотя из Академии наук Украины
знакомый академик дал положительный отзыв. Может быть заеду к ним на обратном  пути.
        -Давайте закончим наш разговор, хотя он был интересен, а вечерком поговорим в неофициальной обстановке. И, пожалуйста, пригласите кого-либо из студентов.
        -Ребята пахали здесь почти все лето за баланду, словно ЗК, в лагере. Вы уж по мягче с ними, если можно. Я попрощался.
        Леонид был занят разговором с подполковником, а Герман, широко улыбаясь, рассказывал, что он, как бы белая ворона среди инженеров и технарей, и его дело ишачье: долбить шурфы, брать пробы, и слушать умные разговоры о гипотезах образования минералов. Он и извинился за то, что рассказал о находке небольшого кристалла, который провалился и след его был утерян. Как-то вырвалось, вдруг, хвастанул, черт бы меня побрал.
- А разве не так? Все нормально, не переживай.
Появился, наконец, и Леонид.
- Как побеседовали,- поинтересовался Иван.
  Леонид пожал плечами и, виновато улыбнувшись, ответил:- Не знаю, кажется удовлетворительно для обеих сторон. Нас пригласила на обед помощница поварихи. Еда понравилась мне. Мы изрядно проголодались, не имея возможности нормально поесть. К тому же попользовались деликатесами из кладовки наших бывших тюремщиков. Вскоре появилась и вся комиссия. Герман и им принес балычка из осетринки и черной икры. Появились и студенты. Вид у них несколько изменился за счет смены одежды, но в глазах был все тот же мрачный блеск. Один из них подошел ко мне и попросил  по бутылочке пива. Я отсоветовал – для бесед нужна была светлая голова, да и запашок от него мог не понравиться. После сытного обеда и неусыпной ночи всех потянуло на сон. Герман остался дежурить. Скоро заканчивался вынужденный сон владельцев прииска. Я попросил его непременно разбудить меня.
 
        Разбудил меня Иван, доложил, пока я умывался и приводил в порядок
помятое лицо, события на прииске. Где то в тайге с юга послышался шум двигателей, вероятно, подмога, вызванная Бородиным, не решилась на ответные действия. Комиссия закончила первые  беседы  и допросы. Сегодня  вертолет заберет часть банды. Нас обещают забрать завтра, если пожелаем, но работы не закончены. Надо решать: возвращаться в Свердловск или продолжать работу, лучше собирать летучку и решить.

        Герман и Леонид обследовали хозяйство на плотине и промывочный стол. Вопрос решили быстро. Остаемся еще на несколько дней. Я отправился к полковнику. Он тут же попросил привести Бородина. Тот вошел в развалочку и усевшись на стул,  неприязненно посмотрел на меня.

-Хочу курить, а в присутствии этого браконьера, он показал на меня разговаривать не буду.

Полковник подвинул ему пачку папирос Казбек, и Бородин закурил.
        -Вы Бородин не в том положении чтобы диктовать мне условия. Не хотите закончим, но каждый ваш демарш, будет не в вашу пользу.

       -Вы написали Бородин, что детство провели в детском доме. А нам стало известно о пребывании  в колонии малолетних преступников.
       -Ерунда, наверное, это был однофамилец. Поговорите с майором.
       -Бородин, он был капитаном, а майором ему уже не быть. В тюрьмах и на зонах такие звания не присваиваются. Полковник кивнул мне.
       -Бородин, майор и вы вляпались в отвратительную историю.
Вспомни детство и четырех туристов сплавлявшихся по реке, которых вы сначала ограбили, но туристы оказались, по-вашему – не  лохами и сдали вас милиции.
       -И Шмаков уже подтвердил только что сказанное - письменно.
       -Туфта это начальник. Пусть он это при мне скажет.
       -Всему свое время,- пообещал полковник. А теперь скажи ка, как ты.
подлец додумался в современности рабство организовать. Вот полюбуйся показаниями одного из студентов.

Полковник положил перед «бородачем»,  лист с отпечатком под копирку. Звякнули наручники, и лист захрустел в скованных руках.
       -У Вас плохо со зрением?– поинтересовался  полковник. Это же копия.
Листок полетел на пол. А Бородин всем телом навалился на стол и скрипнул зубами.
       -Все больше ничего не скажу. Ухожу в отказ, ничего не делал, все выдумки,  туфта. Требую встречи с адвокатом.- Он резко стукнулся головой об стол, и на лбу появилась ссадина,- вот так вы выбивали из нас показания.
       -А это уже и не так важно. Он поработал с магнитофоном и прокрутил запись до удара об стол головой.

        Бородин заскрипел зубами и хотел было ринуться на меня, но капитан сделал подсечку и, поймав массивное тело, опустил на пол.

        Мы остались наедине с полковником. Он, размышляя  вслух, заметил, что у Бородина неплохие организаторские способности. Мог бы еще рабочих нанять и развивать производство. Теперь, после новых правил для старателей появилась реальная возможность проявить свои способности. Многие ринулись этим путем если не сколачивать состояния, то уж обеспечивать достойную жизнь себе и другим. Участок ему действительно выделили, как полагается, и документы имеются. Поработать придется основательно. Вы не возражаете, если мы побеседуем еще и сегодня вечером.

        -Буду только рад. Наше время пребывания здесь очень ограничено, а работа предстоит большая.
        -С кем из вашей экспедиции посоветуете еще мне побеседовать.

        Я рассказал, что Иван инженер - работал у Курчатова, Леонид техник, но с ним консультировались кандидаты наук, Герман - рабочий геологической партии, со средним образованием - самоучка, замещал техников-геологов, прекрасно владеет визуальным определением минералов. Каждый из них интересен по своему.
        -Тогда я поставлю вопрос так, а кто вам интереснее.
        -Я бы посоветовал побеседовать всех, разделив скупое время.
        -Пригласите для начала Германа, давно не беседовал с рабочими.
        -Но возможно в области вы еще понадобитесь. Прошу иметь в виду и позвонить мне,- он протянул мне визитку.
        -Что поделать? Сами желали справедливости от правосудия. Запишите и вы телефон моей Сестры. Нина Малых. Она директор школы.

        Я вернулся к ребятам и рассказал, что завтра нас забросят на астроблему, где работы мы не закончили. Но в Свердловске, возможно, придется еще раз встретиться с полковником. Думаю больше трех, четырех дней мы не здесь не задержимся. Даже при нулевом результате.
          -Если кому-то  нужно вернуться вертолет доставит на станцию. Я не обижусь.
        Иван и Герман оставались еще хоть на неделю.
        -Три, четыре дня ерунда, но стоит ли еще раз рисковать. Теперь под угрозу ставятся все результаты экспедиции.- Леонид был явно сконфужен своим ответом.
        -Других флибустьеров в округе, кажется не предвидится,- возразил Герман,- кроме того интересно посмотреть вблизи на загадочный луч.
        -Что ж, я опять в одиночестве, значит остаемся.

        Разговор с полковником вечером пошел о моих друзьях. Я  немного волновался, и полковник даже остановил запись. Закурил, задал несколько ничего не значащих вопросов о целях экспедиции и, как удалось так быстро получить результат поиска. Когда была поставлена точка мы прослушали запись,  я подтвердил, что претензий к проведению допроса не имею. Только после этого он попросил показать камни. На этот раз я сложил из четырех камней пирамиду и направил на них мощный луч фонаря камни, как обычно  они вспыхнули пурпуром и грани кристаллов засветились пылающим костерком. Я немедленно отвернул фонарь.
       -Сколько интересного я здесь узнал. Но главное, познакомился с вами. Пронести почти сорок лет такую бескорыстную дружбу. У вас разное образование и специальности, а вот собрались и поехали. Это дорогого стоит. Удача никак не могла обойти Вас.

        Я рассказал и о том, что луч тонкой напрвленности мы видели от базы  около озера Кедрового в северо-западном направлении, где расположено озеро Мангур. Вот там и будут интересы наших исследований. В уральском научном центре считают, что оно расположено в кратере Асртоблемы, образовавшейся ране чем были сформированы Уральские горы.

        -Вы понимаете, что там может  лежать запретный район, хотя я ни о чем таком не осведомлен. Во всяком случае будьте осторожны.

        -Это мы для себя уже усвоили. У нас есть сильный электротехник – инженер, рационализатор.

        -Я пожалуй оставлю вам свою рацию. Иван, как я думаю сумеет ее освоить?
        Пусть он зайдет ко мне.

        Когда Иван вернулся. Я поинтересовался, что и как да и ребята ждали с
вопросительными взглядами. Иван, подумав, сказал главное, что он услышал от полковника.

        -Будь я такого же возраста, радиограммой попросил бы отпуск и примкнул к вам, если бы не отказали. Вот такой он мужик, А все остальное не так уж важно.

        -Ужин, предложенный поварихой был царский: два салата грибной и летний из помидор, огурцов, приправленных укропчиком и луком, и Борщ украинский. и по всем правилам ресторанной кухни бефстроганов. Студенты поглощали все подряд  было видно , что изголодались ребята. Еда не компенсировала затрат труда на золотодобыче. чайком.
        Мы еще посидели обсуждая предстоящую работу на завтра. Герман ещё раз порадовал нас своим необычайным напитком.
       




 
 


Рецензии