5. Гобелен в России

Тень Гобелена:
-Неисповедимы пути, по которым
ведёт нас судьба по фарватеру жизни;
порой преподносит такие сюрпризы,
которые наша душа не приемлет.
Век девятнадцатый благополучно
для нас с гобеленом закончился в Лувре.
В начале 20-го века французы
пытались наладить контакты с Россией…
Какой-то из умников власти в Париже
подал однажды совет президенту –
в виде подарка императрице
нас с гобеленом отправить в Россию.
В Санкт-Петербург гобелен был доставлен,
самим президентом вручён Александре –
Императрице - царице России.
Ей не понравились яркие краски,
особенно красное платье с портрета –
пришлось рассказать ей историю цвета*
*см. Гобелен. Рождение

Царица не русская не разбиралась
в искусстве, особенно декоративном,
поэтому нас с гобеленом забыли,
распорядившись повесить в гостиной,
в которую гости не знали дороги.

Канули в Лету* Петра машкерады*,
бардак и балы Катерины Великой*

Царь Николай иногда напивался
не во дворце – в офицерском собранье,
а утром, стыдливо скрывая похмелье,
уединялся, жену избегая.
Мало кого принимала царица –
фрейлин порой допускала до ручки
тех, что ей новости передавали,
вязала носки для детей, или мужа
и в одиночестве много молилась.
Чаще других во дворце появлялся
некто Распутин – бродяга, мошенник,
мужик продувной из былых конокрадов.
Как он в доверие царское втёрся
понять невозможно, всего вероятней
он был от рождения гипнотизёром.
Сядет бывало Распутин в гостиной
перед царём и царицей в поддёвке,
в смазных сапожищах, воняющих дёгтем
и врёт, что попало, сверкая глазами,
а те под внушением заворожённо
с открытыми ртами внимают бродяге.
Царица особенно благоволила
Распутину, верила каждому слову,
считая Духовным отцом и пророком.

А мы с гобеленом от скуки дурели,
взирая на глупость российских монархов
и часто Париж и Версаль вспоминали
конечно хорошее только, а беды,
лишения были забыты.
Но вскоре сценарий Парижской Коммуны
для русской империи был доработан
и воплощён в постановке на сцене
другим режиссёром на новом этапе.

Начало конца для царицы настало
когда сообщили о том, что Распутин
казнён неизвестными…мне показалось –
царица лишилась рассудка от горя,
она проклинала народ и супруга,
который не может при помощи власти
наладить порядок в своём государстве.
Как видно до них не дошло, что порядок,
который незыблемым долго считали
уже не вернётся в России, а если
вернётся, то очень нескоро,
пройдя революций жестоких этапы.

Однажды царица бродила в гостиной
и вдруг гобелен осветило из окон
огнём возникающих где-то пожарищ.
И мне и царице одновременно
привиделась казнь королевы Марии
при торжествующих толпах народа.
Царица представила вместо Марии
лежащей себя под ножом гильотины
и грохнулась на пол теряя сознанье.
Предчуствие было зловещим, но вещим
хоть способ для казни был выбран попроще
и в тайне от массы простого народа…

Сценарий существенно был доработан –
на сцену в свидетели мы не попали.
А всё остальное почти досконально
подобно Версалю и здесь повторилось-
казнили священников, храмы сносили,
сжигали усадьбы, насильно сгоняли
в колхозы – коммуны, а всех несогласных
ссылали обычно. Короче – рубили
тот сук, на котором веками сидели.
Но нас с гобеленом судьба пощадила
и стали мы здесь экспонатом музея.

На этом прервалась нить, связующая
автора с душой гобелена, но автор
уверен, что приключения гобелена
продолжаются потому, что души бессмертны.


Рецензии
Трагические судьбы бывают не только у людей, но и у предметов. В истории Гобелена (это уже стало именем собственным) передана целая эпоха из жизни Франции да и России тоже.
Пьеса написана по всем законам жанра, действующие лица органичны и полнокровны. Сюжетная линия развивается динамично, развязки нет, концовка открытая. Так и должно быть. У всего есть энергия, у всего есть душа. А души, вы абсолютно правы, бессмертны. Интересен замысел: показать историю через произведение искусства.
А ведь таких шедевров огромное количество! Чего стоит картина Леонардо да Винчи. Ведь не случайно она оказалась во Франции.Получилась бы новая пьеса, но думаю, что это будет просто драма.
Со словами искреннего восхищения Софья.

Софья Биктяшева   16.10.2017 19:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.