Иван Смагин-лейтенант военной поры

на фото справа - Смагин, а слева со светлыми волосами - его товарищ по имени Энгельс, 1945г.

Иван Илларионович родился в Тамбовской области 7 марта 1925г. На войну его не призывали. Он ушел на нее сам, после гибели отца под Москвой юноша обивал порог военкомата. Наконец, не вытерпел прессовщик сена из организации по заготовке сена (смотри об этом у С. Кухаренко в рецензиях к этой статье на прозу.ру и http://olegdushin.livejournal.com/83747.html ) и сел в декабре 1942г. на станции Староюрьево в военный эшелон. Парня не высадили, а определили в запасной полк, возможно, 9 отдельной запасной бригады в г.Пугачев. Дата его призыва в армию 22 декабря 1942г.

На фронт оказалась дорога длинной. Таких юнцов с 8 классами образования отправляли в военные училища. Сначала в Саратовской области Ивана определили в летчики штурмовика ИЛ-2. Летчиком стать не получилось, - то ли больше хотелось в пехоту, чем в воздух, то ли сложились другие обстоятельства. Отправился Иван Илларионович  в 3-е Орджоникидзевское военно-пехотное училище, но не на Кавказ. В ноябре 1942г. 3-е Орджоникидзевское училище эвакуировали в Энгельс Саратовской области. Известно, что 11 апреля 1943г. рядовой Смагин И.И. прибыл из управления комендатуры Аткарска (Саратов.обл.)на Саратовский ВПП. 14 апреля 1943 выбыл оттуда в/ч 122  в Татищево, где происходило формирование частей. Видимо, оттуда его направили в военное училище.

Учился Смагин там основательно, на отлично. Сроки обучения будущих лейтенантов в 1943г. стали постепенно удлинять до 8-10-12 месяцев против первоначального ускоренного курса в шесть месяцев. Как можно было бы понять, в марте 1944 года  он  попадает на фронт, но это неточное предположение. Согласно наградному представлению, на 2 Украинский фронт мл.лейтенант Смагин был направлен в августе 1944г.


Младший лейтенант Смагин по выходу из училища был определен во 2 стрелковый батальон 200-ого гв.полка 68 гв. стрелковой дивизии 1-ого Украинского фронта, где ему поручили  противотанковый взвод. За участие в боях на Правобережной Украине - в Проскуровско-Черновицкой операции 4 марта-17 апреля 1944г. дивизия получила название Проскуровская. 25 марта был освобожден город Проскуров, а в апреле дивизия была отведена на отдых и пополнение. В нее влилось более 2000 жителей Каменец-Подольской и Винницкой областей. C 16 апреля по 14 июля 1944 полк находился во втором эшелоне с. Заздрость Тарнопольской области. С 14 июля 1944г. полк совершил марш на фронт для наступления в составе 60 армии. В ночь с 26 на 27 июля 1944 полк в числе первых ворвался в Львов.

В противотанковом взводе по штату 24 бойца на 12 ружей. Если бойца убьют, комвзвода откладывает свой автомат ППШ и сам ложится стрелять по танкам из ПТР. Иван Илларионович говорит: "Уничтожить танк не так просто, как показано в фильме Баллада о солдате," - где связист с "испуга" подбивает 2 танка. Однако ж, подбивал взвод Смагина не только танки, но даже и самолет.

Как вспоминает в одном из очерков Иван Илларионович: “После продолжительных и изнурительных боев наша дивизия была отведена (после боев в Польше – О.Д.) на отдых (отдых был с 05.09.1944г. по 26.10.1944г., как следует из летописи дивизии, – О.Д.)) во второй эшелон. До переднего края далеко, а над нами то и дело кружились вражеские самолеты. И я приказал пэтээровцам оборудовать огневые точки с возможностью стрельбы по вражеским стервятникам.”

Однажды нам удалось подбить низко летящий самолет немецкого аса. Он задымился и рухнул на землю. Комдив Некрасов, в то время находившийся на командном пункте нашего полка, наблюдал за этим боем, и я был вызван на КП полка.

- Это ты сбил самолет? – обратился ко мне Некрасов, на груди которого светилась Золотая звезда Героя Советского Союза.

- Товарищ генерал, - скромно ответил я, - огонь по самолету вел весь мой взвод.

Комдив пожал мне руку, поблагодарил и попросил передать благодарность всему взводу.” Все бойцы стреляли, как тут определишь?
--
Правда,  были случаи - необстреляные бойцы стреляли в воздух с испуга. Немецкие танки наступали, велся огонь по нашим позициям. Боец голову спрятал и палит из противотанкового ружья в "небо". Смагин ему кричит: - "Целься в танк, мать твою"
--
Лейтенант рассказал мне  очень житейскую историю. Шел однажды взвод по дороге и вдруг бойцы видят - сидят зайцы - пять или шесть зверьков перед ними - и не бегут от людей. Каждая пара солдат несет на плечах противотанковое ружье (около 20 кг без боекомплекта), и движение взвод из-за таких пустяков не прерывает. Только вторые номера в связках, удерживая ружье в одной руке, как-то ухитрялись наклоняться и гладить зайчиков.
--

Другая история приключилась, попробую выразиться так, как бы из бытовых "неудобств" противотанковых ружей. Как-то раз сразу три солдата в какой-то передряге оставили свои противотанковые ружья на нейтральной полосе. Видимо надо было быстро смыться, а ружья то тяжелые, несподручно с ними быстро двигаться. Солдаты вернулись и как-то отбрехались. Смагин доложил комбату  о происшествии. Комбат рассердился и отправил лейтенанта самого разыскивать утерянные ружья. Иван Илларионович три раза ходил за оружием и приносил его в наше расположение. Возвращается он с третьим ружьем. Идет и видит - солдаты то, потерявшие ПТР, как ни в чем ни бывало, кашу едят у костра. Лейтенанту стало так обидно, что он и пнул котелок с кашой ногой, расплескал варево на огонь с досады.
--

За освобождение Львова Проскуровская гвардейская дивизия была награждена орденом Красного Знамени. "После освобождение Проскурова и Львова наша дивизия в составе 23-ого корпуса вступила на территории Польши. Только за первые 4 дня боев мы продвинулись на запад более чем на 150 километров. И 2 августа освободили город Жешув. Далее Дольна, Свильга, Кленчаны и к вечеру 4 августа вышли в район города Синдзушев. Здесь мы в течении полумесяца вели тяжелейшие бои...1 сентября в районе города Дембица, который был освобожден 23 августа, наша дивизия была выведена во второй эшелон и в течение десяти дней находилась на марше. Окончательным пунктом передислокации стал город Рава -Русская Львовской области."
--


Снова из сборника (другого) Живая память, автор Смагин И.
“С 9 по 27 октября 1944г. (2-ой) батальон по железной дороге перебрасывается на станцию Мезихедьешь в Венгрии. 1 ноября вошедший в оперативное подчинение 4-ого мехкорпуса 2-ого Украинского фронта батальон был посажен на танки, автомашины и, как десант, брошен в прорыв в направлении города Будапешта."
--
Летопись войны. 2 ноября мехкорпуса 46-ой армии находились уже в 15 км юго-восточнее Будапешта, но войти с ходу в город не смогли, так как немецкое командование быстро перебросило к Будапешту 3 танковых и моторизованную дивизию. Оно пыталось создать здесь непроходимый вал. Будапешт был освобожден только к 13 февраля 1945г.

Из рассказа Смагина в сборнике  "Живая память" -  Особенно ожесточенный бой  разгорелся 4 ноября на подступах к станции Дьяль-Пуста. Утром этого дня предполагалась атака батальоном станции. Но противник упредил нас и рано утром сам перешел в контратаку. В этот день 2-м батальоном было отбито 14 вражеских атак. Отменно работали расчеты станковых, ручных пулеметов и автоматчики.
--
Атаки противника поддерживались артиллерией и авиацией. По нашему расположению непрерывно били шестиствольные минометы, на нас то и дело сыпались авиабомбы. Но никто из бойцов не дрогнул. К вечеру кончились патроны у пулеметчиков. Пришлось собирать патроны в хозвзводах.
--
В секторе обстрела отдельных пулеметов лежали груды трупов. Перед заходом солнца из-за домов населенного пункта внезапно вышло 6 танков противника и с небольшого расстояния стали расстреливать наши расчеты станковых и ручных пулеметов. В этот трудный момент образца стойкости продемонстрировали бронебойщики. Все ружья (моего) взвода были сосредоточены в хорошо замаскированном и близко расположенном к противникам танка месте. При каждом залпе несколько бронейбойных пуль попадало в бок того или иного танка. Особенно метко били расчёты Макарушко, Курец,Никоновича, Гамбицкого, Царикевича и других. Если пламя охватывало танк, он давал задний ход и прятался за ближайшим домом. Если же машина переставала двигаться, экипаж пытался покинуть его. Но наши пулеметчики уничтожали немцев. Вскоре были уничтожены все танки. Последняя атака врага захлебнулась..
--
В этом бою, как всегда,(комбат) Василий  Санаев находился там, где было наиболее трудно и каждый раз правильно находил правильный выход из создавшегося положения. В этот день мы не только отбили 14 атак, подбили и сожгли 6 танков, но и взяли в плен 250 венгерских солдат и офицеров." -  Венгры то хоть и наступали, да забежали слишком глубоко, попали в окружение и сдались в нём.
--
Одну венгерскую семью мы подобрали в боевой сумятице средь дыма и огня. Вывели с собой, разместили в подходящем доме. Они были очень удивлены и благодарны.
--
В Венгрии нашему батальону придали самоходки, 6-8 машин было в нашей пехотной части. Что уж все время землю ногами топтать? На одной из самоходок комбат Санаев меня, раненного, вывез с поля боя  27 декабря 1944г. На подступах к Будапешту мой взвод оказался в полукольце вражеских танков. Я переползал от одного пэтэровца к другому, оказывая всю возможную помощь, а нередко в тех боях  заменяя выбывшего из строя бойца. Вдруг разрывная пуля попала чуть выше колена, раздробила левую ногу. Я упал. К комвзвода солдат  подполз. - "Давай будем помогать тебе." Второй солдат подполз. Стали вдвоем уже вытаскивать раненного командира. На мне шинель была. Они за шинель волокли. Я на спине лежал и руками помогал.  Тут увидели нашего комбата на самоходке, он как раз рвался к нам. Когда Санаев узнал, что меня ранили, самоходка проехала чуть вперед. Меня положили внутрь, а солдаты (их имена - Аллаберды Габитович Холитов и Закир Мавлетович Зайсанов) сели на борта. Самоходка до вечера вела бой. Когда темнеть стало, бой прекратился. Меня погрузили на воз с двумя лошадьми, на неё погрузили еще одного раненного. Вот так на телеге лежали, он на животе, я на спине. Доставили  обоих в госпиталь. К сожалению, комбат Санаев не дожил до Победы, храбрый офицер погиб в 1945г. под Будапештом.
--
9 мая 1945г. Я встретил в Фокшанах, Румыния. Из Венгрии раненных увезли для большей безопасности. Мадьяры готовили план восстания. Однажды напали на нас, раненных. Ворвались в госпиталь, стреляли. Раненные стали защищаться. Защита получилась хорошая. Отбились от врага. Но чего судьбу испытывать? Раненных повезли на поезде в Россию. А у меня температура в дороге поднялась и поэтому выгрузили в Румынии.
--

9 мая1945г. в Фокшанах объявили по радио о победе. Был в нашем госпитале один армянин. Он пошел по городу, наткнулся вдруг на своих, армян. Упросил их загрузить в грузовую машину закуску, вина для нашего госпиталя. Нас раненых стали тогда выносить на улицу. Вместе с нами выносили тумбочку. Ставили на нее закуску, вино. Вот так все праздновали день победы, стоячие и лежачие.
Ранение было у Ивана тяжелое. Ногу двадцатилетнему фронтовику ампутировали. Из госпиталя выписался только в июне 1946г., пережив 12 хирургических операций.
16.11.1945 в госпитале было оформлено наградное представление на орден Отечественной войны 2 степени Смагину И.И. В документе говорится: "..На его боевом счету числится уничтоженных 2 транспортера, отбился от 5 самоходок, со своим взводом уничтожил 6 огневых точек противника. В тяжелых уличных боях за г.Будапешт был тяжело ранен."
--
В мирной жизни Иван Илларионович пошел по ученой части. В 1955г. закончил МЭИС - Московский электротехнический институт связи. С 1955 по 1995г. преподавал на кафедре Радиоприемных устройств. Много писал о войне и своих боевых сослуживцах. Осенью 2015г. Иван Илларионович Смагин скончался, вечная ему память


Рецензии
статья Кухаренко об И.Смагине
Дорогие наши москвичи. Судьба бронебойщика.

Когда началась война, Ване Смагину было шестнадцать. Все
взрослое мужское население села Староюрьево Тамбовской обл.
ушло на фронт. Надо было работать вместо них. Ваню приняли
подручным по заготовке сена для фронта - и эта работа была очень
нужной. Трудился по 16-18 часов, а порой и того больше, и спал на
работе. Сам грузил огромные тюки с сеном. Когда взяли на фронт
начальника, Ваню поставили за него. В битве под Москвой погиб
отец. Ваня мечтал отомстить ненавистному врагу, просился на
фронт, писал письма в военкомат, там отвечали: "Погоди, мал еще".

Случилось так, что в один из дней колхозники привезли
непросохшее сено. Ваня отказался его принять - ведь сено может
сгореть! Все это понимали и все равно спешили: надо отчитываться,
что все сдано в срок.

Нашелся один, написал куда надо: так, мол, и так - налицо
"саботаж". На Ваню Смагина завели соответствующее дело. Об этом
вовремя узнал начальник заготовительного центра области,
вмешался, доказал правоту молодого работника, охарактеризовав его
как добросовестного, трудолюбивого, честного человека. Дело было
закрыто. А 22 дек. 1942г. военкомат удовлетворил просьбу
Смагина, который добровольно уходит в армию. В авг. 1944г.
заканчивает 3-е Орджоникидзевское военно-пехотное училище.

Дороги войны.. 1-й и 2-й Украинские фронты, 46-я армия.

Командир взвода противотанковых ружей 2-го стрелкового батальона
200-го гвардейского стрелкового полка 68-й гвардейской стрелковой
Проскуровской Краснознаменной дивизии отличился в боях под
Будапештом. 3 ноября 1944г. двумя отделениями противотанковых
ружей в составе двух стрелковых рот батальон отражает пятнадцать
атак пехоты противника. Смагин так организовал прицельный
залповый огонь, что были поражены все танки противника.

В боях под Будапештом бронебойщик был тяжело ранен. Перенес
двенадцать тяжелейших хирургических операций, пролежал в
различных госпиталях год и пять месяцев, из них 9 месяцев лежал
только на спине. Ему ампутировали ногу значительно выше колена,
он перенес ряд ампутаций и вылущение тазобедренного сустава.

Менялись госпитали, война подходила к концу. Победу встретил в
госпитале в Румынии, откуда был переправлен на очередное лечение
в Баку. Тамошний госпиталь размещался в здании театра. Вечером
здесь показывали кинофильмы. Лежачие раненые располагались в
партере, а балконы были предоставлены в распоряжение горожан.

Приходило много молодежи. Здесь и познакомился Иван Илларионович
Смагин со своей будущей верной подругой жизни Розой Погосовной.

8 июня 1946г. Смагин был демобилизован из армии по
инвалидности. Начался новый этап жизни. Желание учиться было
огромным. В 21 год фронтовик садится на студенческую скамью -
сначала заканчивает техникум, а затем Московский
электротехнический институт связи, защищает кандидатскую
диссертацию. Четыре десятилетия в МЭИС были плодотворны для
научной и педагогической деятельности Ивана Илларионовича. А
большую поисковую работу он ведет до сих пор, помогает бывшим
фронтовикам восстановить истину. Бывшему бронебойщику своего
взвода Т. Д. Никоновичу, у которого в поезде по пути следования
домой из госпиталя в Тбилиси выкрали все документы, помог
получить удостоверение участника войны и награды. Нашел и
пригласил к себе в гости с женой А. Г. Халитова, вынесшего тяжело
раненного Смагина с поля боя под огнем противника. Отыскал бывшую
заведующую отделением одного из госпиталей М. А. Доганадзе,
которая в свое время самоотверженно сражалась за его жизнь.

Около 300 статей и очерков о боевом пути 68-й дивизии и ее
воинах принадлежит И. И. Смагину. По его инициативе открыты
памятники Герою Советского Союза В. А. Пестрякову в деревне
Арефьино Горьковской области и Али Ашлахвердиеву в
азербайджанском городе Казах, открыт музей боевой славы в школе
9 Череповца. Многие добрые дела Ивана Илларионовича отмечены
большой благодарностью людей, пронесших через всю жизнь верность
фронтовому братству.
Светлана КУХАРЕНКО.

Туманов Олег   22.12.2016 06:54     Заявить о нарушении