Хороший тон, или Силовая роль 2

Этюды субъективности 4.1



Я просто слышу тон, что тут такого, он звучит в стране уже пятьдесят лет.
Не голос, а тон, пора бы уже и привыкнуть. Один и тот же тон, одно и то же лицо, одни и те же глаза, глазки? Это значит, стране дана одна и та же роль, именно эта роль делает историю страны мировой. Что-то удивляет, вряд ли, но странности попадаются. Скажем, был последний самодержец. Потом был последний коммунист. Потом был последний шестидесятник. Кто-то говорил даже о последнем секретаре обкома, все сошли. А силовая роль как была, так и осталась.

1.
Меня сейчас разложат на основные плоскости,
искромсают на мелкие части
и, устранив таким образом
смертельную опасность внешнего сходства,
обнаружат досконально «характер» моего лица
Бенедикт Лившиц

Если были дети Хрущева, понятно, кавычки я опустил?
Почему невозможны дети силовой роли. Но что такое дети силовой роли, хорошо, не дети, солдаты? Это носители социальных ролей, именно те носители, которым не нужно было выбираться за пределы треугольника: роль – маска – приказ. Приказ должен быть исполнен, и он будет исполнен. Исполнил, доложил, теперь можешь постучать себе по лбу, хочешь пальцем, не хочешь – кулаком. Постучал, теперь постучи по крышке своего большого стола. Ну что там пальцем скрести, кулаком, да со всего размаха, стучи. Стол прочный, теперь бери лист, записывай, каким счастьем было заполучить такой приказ, это признак высшего доверия. Ну, какой еще такой признак, откуда вылезло столь жалкое слово, это знак, с самого верха! Да, не просто доверенные, мы отмеченные. И так после каждого приказа, исполняй, стучи, записывай. Года, два, три, сколько придется. А потом все просто, выступишь с докладом, на слова уйдет целый день. Их запишут, напечатают, понадобятся не менее пяти полос центральной газеты. Если уж класть на стол газету, так чтобы была во весь стол. Представь себе, стол усеянный словами!
Их зачитают до дыр.
На глазах рождался еще один треугольник,
кабинет, стол, требуется еще один угол, кого бы поставить в этот угол. Может быть, крылья, а что? Превратить стол в летательное средство, кабинет – во взлетную полосу. Стукнул по столу, и страна пошла на взлет. Бывают же такие состояния, = страна готовая к взлету, штурвал в надежных сильных руках, он сказал, поехали! А если кабинета в наличии еще нет, понятно, со столом тоже проблемы? Не страшно, кабинет можно заменить шалашом, рядом найдется пенек, стучать по пеньку, конечно, не стоит. Лучше присесть на пенек, расправить крылья. А если серьезно, в каждой ли душе возникает, или воскресает?.. это ощущение силы, возможности стали безграничными. Или в душе отмеченной, избранной? Докажите вашу избранность, что ж слушайте, исповедь моя будет недолгой. Где  возможности самые безграничные? В части руководства, воля правителя способна творить чудеса, чего сидим. А где, напротив, самые ограниченные? В части зарядить каждого подданного особой потребностью – потребность в труде должна стать первой жизненной потребностью. Поскольку речь зашла о жизненных потребностях, очень скоро родился еще один треугольник, молоко, мясо, повышение зарплаты. Каким образом потребность в труде превратилась в повышение зарплаты, через цены. Повышение цен, повышение зарплаты. Силовая роль стремится отменить цену, вообще цены, каким бы ни был приказ, он должен быть выполнен, любой ценой. И вот тут случилось нечто неожиданное, силовая роль стала распадаться, разделяться. Каким образом единая силовая роль стала разделяться? Через демонстрацию, нашлись охотники, вышли на улицу, построились в колонну, и шагом марш на центральную площадь. Народный вождь воодушевил страну, страна лежит, готовая к взлету.

И взлет состоялся,
Нашлись охотники, решили обзавестись собственной силовой ролью, проще говоря, показать свою силу. Они забыли, что в этой стране есть только одна силовая роль, единственный носитель силы. Именно здесь присутствует свобода, которую и нужно понимать как свободу силовой роли. Свобода, настолько исключительная, что исключает прочую свободу. Разумеется, кроме тех случаев, когда она вынуждена терпеть эту свободу прочих. Пример Новочеркасска, что-то ведь да показал, и если не доказал, то наверняка подсказал, есть дети силовой роли, а есть волонтеры этой роли. Ну, а там, где волонтеры обязательно появятся режиссеры, и даже зодчие. Чередуются дети, волонтеры, архитекторы, но константа силовой роли не меняется. Впрочем, тут я позволил себе толику произвола, и вместо константы самой роли описывал константу лица силовой роли. Понятно, это упрощение, объемные фигуры носителей роли размазываются на плоскости. Как правило, выбор плоскости остается за автором, но в данном случае, я лишен даже такого авторского выбора.

2.
Если возможна физическая константа, почему не возможна константа силовой роли.
Собрались семь человек, подумали, поспорили, пора кончать с этим строем, что ж, раз пора, будем кончать. Вот мы и будем, это значит? неизбежное должно свершиться, кому-то придется взять на себя этот нелегкий труд, стать неизбежностью. Что ж, будем руководить, и неизбежное свершится. Свобода – это осознать необходимость? Вспомнили, когда это было!.. в наше время необходимость просто утверждают, единогласно.

Теперь некоторые технические детали, понятно, к технике отношения не имеющие.
Города на земле вместо городов на асфальте, изобилие в каждом доме, счастливая гавань для всего человечества, понятно, все эти штучки в сторону. Понятно, та же алхимия. Другое дело, Берлинская стена, перебежчики, маршрут в один конец. Здесь уже привычки, колючая проволока, автоматчики, бдительная стража, которая почему-то разбежалась, не то, все не то. Опять кабинет, опять к столу, за столом начальник, не самый большой, но высокий. Постучал по столу, и вдруг начал стучать себя по лбу, есть у него некий служащий. Полный профессор, заодно столь же полный бездельник, как его уволить, не может, не хватает силы. Вот она, действительная техническая деталь, силовая роль не делится. Как рождалась силовая роль, на самом горячем энтузиазме. Как она теперь живет, на самом голом энтузиазме. Насчет голых энтузиастов, придумано не мной. Но даже силовая роль не может обходиться без цели.
Великая цель рождает?
Вдохновение, дает силы, человек устремляется в будущее, короче, охотно поддается воодушевлению сказок. На мой взгляд, именно силовая роль рождает самые близкие, и потому самые крупные цели. Но ведь? Описанный выше носитель силовой роли кричал, и очень часто? Время социализма еще не пришло, и придет не скоро. Тем не менее, он ставил своей конечной целью именно достижение социализма, именно своей целью. Силовая роль – не просто выбор в пользу короткого пути, но жесткое принуждение следовать кратчайшим путем. Чуть замешкался, жесткость тут же переходит в жестокость. Конечно, следует очередная порция сказочного воодушевления, ради столь высокой цели. К чему годами тянуться к цели, достаточно вкусить медовый пряник силовой роли. Вот это и есть кратчайший путь.
Силовая роль = рывок, прыжок,
на языке адептов диалектики – скачок. Копить количество, почему не накопить такое количество, как количество грубой силы. И вообще, не заменить ли переход некоторой суммы количественных изменений в качество – накоплением качественных изменений? Куда вы клоните, ну какой же носитель силовой роли согласится на подобное предложение! Силовая роль – ее значение в том и заключается, чтобы защищать свое качество. Защищать себя как определенное качество, ибо пока есть это качество, есть и я сам. Была бы сила, качество себя явит, обязательно.

Если дошли до неизбежности, тогда неизбежное сравнение.
14 апреля 1918 года, Троцкий выступает в рабочем клубе, на Нарвской заставе, ему хватило двух часов.14 апреля 1930 года Маяковский уходит из жизни, ему как раз не хватило полчаса. Как поведение двух столь разных людей соотнести с силовой ролью, разве дело в их личной силе, хороший рост, широкие плечи, из-под чела необыкновенные глаза. Плюс голос, который доносит до каждого слушателя программную вещь. Скажем, Мировая Республика Труда или Левый марш. А вместе с этой вещью приходят энергия, ритм, бешенный или чеканный, так что можно заколачивать гвозди. Доски сцены как нельзя лучше подходят для этого, ибо это обязательно «голые доски». Голые стены, по ним мечутся голые тени. Голые доски, на них распластаны голые идеи, дело доходит до людей. Обычные люди неожиданно для самих себя становятся «голыми людьми», мгновение ужаса, и столь же мгновенная перемена, они стали иными. Были дезертирами, стали бойцами. Эта перемена суммируется двумя словами, сила и красота.
Силовая роль Троцкого здесь несомненна,
он предлагает рабочим самый простой способ обретения силы, надо сплотиться, сгрудиться, как выразился поэт. А делать это, = сплачиваться, проще всего, когда есть центральной фигура. Вот я и есть такая фигура, вокруг которой вам нужно сплотиться, сплачивайтесь. Его речь? И была тем инструментом, посредством которого он соединял слушателей в нечто единое, в сверх–личностное существо. Точно так же, несомненна и силовая роль Маяковского, достаточно вспомнить, вам облако или штаны? Ах! вам «Облако в штанах», заревел он, очевидец в восторге, львиная пасть. Но в тот день силовая роль Маяковского означала бессилие поэта, его полное бессилие, он перед Стеной, на стене застыла голая тень. Снова тот же очевидец, незаметно превратился в раба. Все, что требовалось ему в то утро, быть в чьем-то обществе, несколько упрощая, сунуть свои уши в чьи-то руки. Прорвать собственное одиночество, самому, ему не хватило сил даже на это. И он прервал свое одиночество, вернее, оборвал. Поневоле вспоминается страшная строка, все тот же очевидец, кровавая, гордая от сознания своей беспощадной силы,
"Стар – убивать. На пепельницы черепа!"
Из черепах. Из черепов. Рождается луна. Рождается весна. Гостит, горчит ночная тишина. Шипит, скулит засечная черта. Земля стара. И как змея. Мечтает шкуру снять. И никогда потом не вспоминать. Из черепов. Из черепах. Рождается союз. Рождается салют. Жизнь пробует на вкус. Жизнь требует на зуб. Уйти, чтоб никогда не прерывать. Упасть, чтоб никогда не возвращать. Хотя бы так, но возражать. Хотя бы так, но доиграть. Жизнь улыбается, он стар. Жизнь соглашается, он хром. Мне жить, ему хромать. Мне пить, ему лежать, на дне, среди корон, среди волков, среди бинтов. На этом обрывается его черта. И следом в небо поднимается сова, душа слепа.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым в мире космонавтом.
Значит ли, что он стал первым космонавтом мира. Вертикальная картина мира, созданная полетом «Востока», = Запад побоку, вернула нам забытое революционное воодушевление. Пока существует человек, верх будет противостоять низу, как плюс минусу, вернее, как свет – тьме. И вот мы оторвались от этого темного минуса, ушли вверх, стали выше всех. Когда-то гигант с красным знаменем попирал своими ногами весь земной шар, такой маленький шарик под ногами великана. Теперь мы смело меряем своими шагами бесконечный космос.

Литература:
1. Безрукова Л. Роковые числа // Труд, 2001, № 62, 04.03.
2. Белкин А. Вожди или призраки. – М.:  с.140.
3. Катаев В. Трава забвенья. – М.: ВАГРИУС, 2007.


Рецензии