В полёты майоров зовёт бескрайнее небо

В ПОЛЕТЫ МАЙОРОВ ЗОВЕТ БЕСКРАЙНЕЕ НЕБО…

   Возможно, его жизнь, а также и жизнь его сына сложилась совсем иначе, если бы в тот памятный день его далекого детства над Данулом не пролетел самолет. Пусть это был обыкновенный «кукурузник», и летел он не бог весть на какой высоте, но сам этот факт появления в небе гудящего летательного аппарата с человеком на борту был настолько необычным для Данула делом, что притянул внимание пятилетнего человека и не отпускает до сих пор, хотя Виктору Антоновичу Урссу сегодня перевалило за 60. Есть же люди, отличительной особенностью которых является неуемное стремление – летать. В каких глубинах психологии этих людей заложено такое стремление – вряд ли кто-нибудь ответит на этот вопрос. Такие люди испокон веков пытались взлететь разными способами: то приделывали себе огромные крылья и, рискуя жизнью, прыгали вниз с колоколен или высоких скалистых обрывов, то изобретали парашюты или изучали  тягу вращающегося винта. Мы знаем, до каких вершин добрались такие люди сегодня – до сверхзвуковых скоростей и фантастических космических полетов. Но тогда, в 1955 году, страна еле-еле залечивала раны недавней войны, и самолет над Данулом был из ряда вон выходящим событием. И в голове у ребенка засела мысль-программа «Хочу и буду летать».
Добиться выполнения этой идеи-фикс для простого сельского мальчика, а потом – юноши – было не так-то просто. Надо было хорошо учиться. Надо было иметь крепкое здоровье. Надо было обладать хорошей физической подготовкой, выносливостью и смелостью. А главное – при наличии всех этих качеств система тогда не требовала у поступающих в вузы сведений о содержании кошельков родителей или об их общественном статусе. Всего люди нашего поколения добивались своим трудом, настойчивостью, способностями и талантами.
Имея перед собой заветную цель, Виктор Урссу подошел к окончанию Данульской средней школы с неплохими результатами. «Нажал» на физику, химию, математику, географию. Занимался спортом. И решил поступать в Луганское Высшее Военно-авиационное училище штурманов.
Чуть было не отчислили во время медицинской комиссии, из-за простуды, которая помешала справиться с испытаниями в барокамере. Хорошо – военврач поверил в силу его намерений.
-Хочешь летать? – спросил он.
-Очень! – не по-военному ответил Виктор. И прошел комиссию. Сдал все экзамены.
В 1971 году окончил училище, получил звание лейтенанта и специальность штурмана авиации Военно-Морского флота,  попал служить на Северный флот. Прослужил в условиях Крайнего Севера 16 лет. Награжден медалями «За безупречную службу» всех трех степеней.
    Сегодня майор в отставке Виктор Антонович Урссу мог бы рассказать немало интересных случаев времен его военной службы. Летал штурманом на двухмоторном самолете-амфибии, в том числе в условиях полярной ночи. Не может забыть 12 декабря 1977 года, когда во время полета в составе экипажа из четырех человек (командир Першин, второй пилот Тушев, штурман Урссу и радист Костроминский) в 23 часа 56 минут на высоте 3 000 метров при скорости 430 километров в час отказал левый двигатель. До аэродрома оставалось 100 километров. Экипаж принял правильное решение, дотянул до аэродрома на одном двигателе и удачно посадил самолет.
    А другой случай на грани фантастики произошел в Баренцовом море. Во время одного из полетов после прохождения грозового фронта самолет столкнулся с шаровой молнией. Удар был такой силы, что амфибию развернуло на 180 градусов, и она начала терять высоту. Несмотря на то, что самолет потерял в высоте 1500 метров, экипажу удалось выйти из сложной ситуации и вернуться на аэродром. Долго потом сослуживцы говорили, что четверка родилась под счастливой звездой. Ведь в обшивке самолета от столкновения с молнией образовались несколько дыр. Чудом все они остались живы и самолет спасли.
   После увольнения в отставку Виктор Антонович Урссу работал заместителем директора Глоденской АТБ-27, затем – старшим помощником начальника 2-го отделения Глоденского военкомата, и 10 лет – начальником военно-учетного стола при примарии села Дану.
Он и сегодня интересуется морской авиацией, полетами, имеет в своей библиотеке множество книг.
   На этом можно было бы закончить наш небольшой рассказ о штурмане Урссу. Но есть один примечательный факт из его биографии, о котором мало кто знает. Свою увлеченность небом он передал по наследству сыну Михаилу.
     Михаил Викторович учился в известном Качинском летном училище. Закончил Военно-Воздушную Академию имени Ю.А.Гагарина. В настоящее время – тоже майор.
    Так что эта семья дала нашему селу двух военных авиаторов, двух майоров. Разница между ними – в возрасте и в летной профессии: Виктор Антонович старше сына на 24 года , был штурманом и теперь в отставке, а Михаил – пилот и продолжает летать.
    Да еще и не исключена возможность, что  сын Михаила, второклассник, внук Виктора Антоновича, тоже когда-нибудь да полетит. То-то у него любимые игрушки – самолетики, да подаренный отцом шлемофон.
Так или иначе –  мне приятно открывать такие интересные подробности, касающиеся биографии наших земляков.


Рецензии