Эти любознательные Тучаки

              ЭТИ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЕ ТУЧАКИ

     Семья Александры Георгиевны  Тучак (в ряде документов она значится Егоровна), работавшей в начале двадцатого века учительницей церковно-приходской школы в Дануле, внесла свой значительный вклад в образовательную, воспитательную и культурную жизнь  нашего села.
     Этот вклад определялся не только тем, что Александра Георгиевна связала свою судьбу с талантливым человеком Ильей Андреевичем Рябошапкой, и не только тем обстоятельством, что они вдвоем стали родителями известного в республике журналиста и фельетониста Зенона Рябошапки, хотя, конечно, и это далеко немаловажно.
      Понять эти обстоятельства позволят размышления о самой обстановке тех лет в семье Георгия (Егора) Тучака, ее отца, стремившегося во что бы то ни стало дать образование своим детям.
       Георгий Ильич Тучак был родоначальником большой семьи. В Исповедной росписи, данной из Кишиневской  Духовной Консистории Свято-Троицкой церкви села Данул 3-го округа Белецкого уезда на 1910 год значится Тучак Георгий Ильев, 52 лет, его жена – Елена Иоанновна, 51 года и их дети Настасия –23 лет, Александра –21 года, Иоанна –19 лет, Павел – 12 лет, Василий –10 и Иоанн – 8 лет. Старший сын, Илья Георгиевич –29 лет, проживал уже отдельно в своем  хозяйстве, у него была жена Екатерина Георгиевна и дочь Анастасия. Отсюда следует, что Георгий Ильич Тучак родился в 1858 году. Не исключено, что его отец –Илья Тучак – был среди прибывших в Данул 11 июля 1849 года из села Кирпица  24 семей переселенцев, в списке которых упоминается среди других и фамилия Тучак.
       Пролить свет на обстановку в этой большой семье помогла мне состоявшаяся в январе 2010 года  трехчасовая беседа с племянницей Александры Георгиевны, человеком богатой событиями судьбы – Еленой Васильевной Бурдя, в девичестве Тучак, проработавшей 33 года учительницей.
       Ее отец, Василий Георгиевич Тучак (1890-1983), брат Александры,  был бригадиром садово-виноградарской бригады в колхозе имени Калинина, пользовался у односельчан большим уважением и авторитетом. Он, следуя примеру своего отца, тоже сумел дать своим детям Елене и Георгию образование и привить им большой интерес к науке и общественной жизни.
     Описание биографий Елены и Георгия Васильевичей заслуживает отдельных больших статей, и, я думаю, об этом будет подробно идти речь в другом материале, здесь же  хотелось бы обратить внимание на вот это неуемное стремление к образованию, если так можно выразиться – «любой ценой», возникшее в этой семье еще в девятнадцатом веке.
      Результаты этого стремления не могли не сказаться на самом статусе этой семьи и ее авторитете. Именно поэтому Александра Георгиевна Тучак была в числе первых женщин Бессарабской губернии, получивших учительское образование. И именно поэтому ее брат – Иван Георгиевич Тучак, окончил с отличием Черновицкий университет, а впоследствии работал в Центральном банке Бухареста и начальником порта в Констанце. И именно поэтому другой ее брат, Павел Георгиевич Тучак, тоже получил образование и работал учителем.
      По-разному сложились судьбы у каждого из них, ставших яркими представителями первого поколения данульской интеллигенции. Но вот это стремление к знаниям, подкрепленное способностями к учебе, вызванные, возможно, какими-то генетическими причинами, толкали представителей  рода Тучаков, как говорится, «вперед и выше» и в получении знаний, и, выражаясь современным языком, в «рейтинге» среди  односельчан.
     Показательным в этом отношении является отправка в 1910 году одним из родственников Александры Георгиевны, Иваном Антоновичем Тучаком  письма великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому. (Как мы помним, отец Ивана, Антон Ильев Тучак, был поручителем со стороны невесты при венчании Александры с Ильей Рябошапкой 10 ноября 1913 года. Примечание мое. В.П. ).
      Письмо И.А. Тучака Л.Н.Толстому опубликовано в выпущенной в 1978 году издательством «Литература артистикэ» в Кишиневе книге С.Пынзару «Живые, трепетные нити…», приуроченной к 150-летию со дня рождения писателя. Оно было отправлено из почтового отделения Глодяны 19 июля 1910 года.

И.А.Тучак – Л.Н.Толстому

    Почтеннейший Лев Николаевич!
    1-го июля с.г. мне исполнилось 23 года со дня моего рождения. Профессия моя учительство. Пятый год уже учительствую в церковно-приходской школе. Вознаграждение 270 руб. в год на всем своем, исключая сырой квартиры. Вегетарианец с 15 июля с.г. 130 душ детей в одной классной комнате: 2% русских, остальные молдаване. Жизнь незавидная, а время-то близится к женитьбе.
     И вот на это-то точке я и остановился, задавая себе вопрос: «Для чего люди женятся?» Для чего и мне вместе с ними жениться, чтобы и впоследствии влачить жалкое существование и до того уже незавидной моей жизни?
     Многие мне объясняют, что женятся, во-первых: для того, чтобы удовлетворить свои страсти, что стоит на первом плане у них (людей); 2-х, чтобы иметь собеседника во всякое время; 3-х – друга, 4-х помощника, и в 5-х для продления рода человеческого. Следуя сим объяснениям, многие женятся, но когда спросишь, для чего вы женитесь? То отвечают: «Раз люди женятся, то и мы должны жениться».
     Но неужели и я так поступлю, как сии собратья мои, только что ответившие на вопрос, для чего женитесь. Нет, нет!
      Прежде чем так поступить, я лучше сперва прибегу с покорнейшей просьбой к Вам, Седина-Лев Николаевич, и Вы, я думаю, не оставите меня без внимания, не дав мне точного объяснения, «для чего люди женятся, для чего мне жениться?» и совета: стоит ли мне жениться до 25 лет или между 25 и 30? На каком человеке жениться, чтобы впоследствии можно было бы делить с ним радости и горе пополам?
      За что буду вечно благодарить.
      С почтением остаюсь уважающий Вас Иван Антоньев Тучак.
      Для ответа прилагаю две семикопеечн. марки.
      Адрес: Бессарабия, почтовое отд. Глодяны, Бельцкого уезда, с. Данул.
      1910 года июля 19-го дня.

    На конверте рукой Льва Николаевича: «В.Ф. (Валентин Федорович Булгаков, последний личный секретарь Л.Н.Толстого в 1910 году) отвечайте важнее главное надо зн(ать) чист ли. Если чист, целомудрие лучше всего. И все силы употребить на удержание его».
     Посл. «О пол(овом) вопрос(е)» и отв. 26 июля 10 г. Булг(аков).
     ГМТ 109\АТ, инв. 56155

     - Иван Антонович Тучак родился в Дануле, - рассказала мне Елена Васильевна Бурдя, - в семье Антона и Евдокии Тучак. Он начинал некоторое время учительствовать в Дануле, а потом, уже в зрелом возрасте, много лет проработал учителем в Кишиневе. Там и женился. Жену звали Ева.
В Данул Иван Антонович приезжал часто, обычно на каникулы. С 1944 года его семья жила в Румынии. У него родились две дочери и сын. Ляля была домохозяйкой, Лика  работала бухгалтером недалеко от города Брашова. Сын Вадим по моим сведениям и сегодня живет в Констанце, - вспоминает Елена Васильевна.

    Вот такая история  с письмом из Данула Льву Толстому.
    Конечно, теперь сложно восстановить подробности биографии И.А.Тучака и его семьи. Но сегодня, в связи с организацией музея в ТЛ села Дану, у нас возникает возможность запросить в музее Л.Н.Толстого в Ясной Поляне копии рукописей И.А. Тучака писателю и ответа ему В.Ф.Булгакова. А также постараться связаться с его сыном Вадимом из Констанцы или его наследниками, чтобы пополнить наши знания об этой семье.
     …Елена Васильевна рассказывает о каждом из братьев и сестер отца, показывает фотографии, делится далекими воспоминаниями детства и юности. В свои 86 лет она выглядит значительно моложе, у нее прекрасная память. И какое счастье, что совершенно случайно, разговаривая по телефону о нашей работе по созданию в Данульской школе музея, мы затронули тему сельской интеллигенции и назвали фамилию Рябошапка! Ведь Александра Рябошапка – тетя Елены Васильевны, сестра ее отца, поэтому она могла бы рассказать много интересного.
     Мы с Еленой Васильевной знакомы давно, дома наших родителей в Дануле находятся рядом. Елена Васильевна в детстве дружила с моей мамой, Евдокией Михайловной Панько, и я когда-то в свое время писал о ней, как о журналистке, работавшей в нашей районной газете. И вот теперь, через много лет - эта наша очень интересная беседа.
    Возвращаясь же к биографиям Александры Георгиевны (Егоровны) Тучак и ее семьи, нужно, хотя бы кратко, остановиться на описании родственных связей семейств этого гнезда Тучаков, опираясь на сведения, которые сообщила мне Елена Васильевна Бурдя 28 января 2010 года.
     У отца Елены Васильевны - Василия Георгиевича Тучака, повторимся, были братья Иван, Павел и Илья и сестры - Настасия, Александра, Мария и Иоанна.
    Иван, как уже упоминалось, после окончания с отличием Черновицкого университета работал в банковской сфере и, впоследствии, начальником порта Констанца. Павел учительствовал. Илья занимался сельским хозяйством. В 1918 году воевал с немцами, попал в плен, бежал и вернулся домой. Настасия вышла замуж за односельчанина учителя Григория Градинаря, Александра – за Илью Рябошапку, Иоанна – за Георгия Щербаня, Мария – за агронома Афанасия Демчука.
     Эти представители старшего поколения гнезда Тучаков – Георгиевичи – дали дорогу в жизнь второму поколению – по мужской линии -Тучакам, по женской - Рябошапкам, Градинарям, Щербаням, Демчукам…
     Эта дорога была далеко не простой, как и вся наша история того времени. Показательны в этом отношении биографии Елены и Георгия Васильевичей.
     Георгий Васильевич Тучак окончил Кишиневский университет, работал учителем географии и биологии в Бендерах, школьным инспектором Министерства народного образования, много лет был ответственным секретарем республиканского педагогического журнала «Ынвэцэторул Советик».
       Елена Васильевна окончила гимназию, работала учительницей труда в Дануле,  была ответственным секретарем районной газеты, корреспондентом республиканской газеты «Юный ленинец». Окончила Бельцкий учительский институт, работала учительницей 2-ой русской средней школы в Бельцах, вторым секретарем Бельцкого горкома комсомола, учительницей в селах Балан, Хыждиень, много лет - в районном центре Глодень.
       Биографии других представителей второго поколения интеллигентов этой семьи были не менее интересными, а иногда и более драматичными.
     Сын Настасии Георгиевны Тучак - Всеволод Григорьевич Градинарь окончил юридический факультет Ясского университета. В 1940 году, за полтора месяца до смены власти в Бессарабии, когда знающие люди уже готовили чемоданы, он, поддавшись уговорам отца и предложениям начальства, занял оказавшуюся вакантной должность начальника Кишиневской тюрьмы. Что и полностью изменило его дальнейшую жизнь. Всеволод Григорьевич был репрессирован, депортирован и оказался рядовым разнорабочим на фабрике, производящей угольные брикеты в городе Ухта на Урале. Но полученное образование и природный ум позволили ему пройти все трудности и испытания и стать инженером на этой фабрике.
    Сестра Всеволода Григорьевича – Людмила Григорьевна Градинарь преподавала рукоделие в школе поселка Герца, затем эмигрировала в Румынию, работала учительницей в Яссах, где и живет в настоящее время.
     О детях Александры хотелось бы написать более подробно, но сведений о них очень мало, за исключением разве что сведений о Зеноне, биография которого опубликована в статье  «DANU» энциклопедии «Localitatile Moldovei».
  Кроме Зенона у нее были еще  дети: Павел, Евгений, Людмила, Андрей.
 Людмила Ильинична Рябошапка (Хорозова) окончила университет, работала вторым секретарем ЦК  комсомола Молдавии, впоследствии – заместителем председателя Киевского горсовета.
Евгений Ильич Рябошапка был учителем в Киеве.
Павел Ильич Рябошапка работал журналистом в Бельцах, затем в городском музее.
Андрей Ильич Рябошапка был учителем.
   Александра Георгиевна вместе с Ильей Андреевичем многие годы учительствовали в Бельцах.
   Похоронена она на кладбище в селе Дану.
   У каждого из потомков Георгия Ильича Тучака, а потом – у каждого из Георгиевичей появились свои продолжатели рода. У Ильи Георгиевича дочери приняли фамилии своих мужей. Елизавета – Анточ, Елена – Урсу, Мария – Цысарь. Они в свою очередь уже дали жизнь новому поколению данульцев, которые разошлись по свету или остались в родном селе по сей день.
   Жизнь и судьбы этих любознательных Тучаков, этих наших односельчан: Рябошапок, Градинарей, Щербаней, Хереско, Анточей, Урсулов, Цысарей и многих других, о которых мы почти ничего не знаем, достойны изучения, описания и сохранения в нашей памяти.


Рецензии