Победы и поражения

               
             Победы и поражения

         ( На фото: Борис Гордеев)

      Летом 1989г. обострилась ситуация вокруг Чапаевска. Власти решили строить там завод по уничтожению химического оружия. Население города пришло в ужас и взбунтовалось. Они и так жили как на пороховой бочке, потому что огромные массы ядов долгие годы производились именно там, и все склады были забиты смертоносным зельем. Жители этого места страдали различными болезнями. Молодежь теряла зубы из-за экологии. В  Чапаевске начались акции протеста. Возле  военного полигона  возник  лагерь мирного сопротивления.
    Валерий Карлов, организатор первого антимуравьевского митинга предложил  объединению "Гласность" подключиться к этому мероприятию.        Помню степь с оврагами, палатки и шлагбаум, охранявшийся солдатами  в камуфляже.  Мы  хотели пойти погулять, но  руководство лагеря предупредило, что овраги искусственные и там   вероятно  захоронены   боевые отравляющие вещества, можно погибнуть. К нам приходили местные жители, приносили продукты, рассказывали страшные истории про то, как люизит во время войны разливали в снаряды из чайников.
     В лагере находилось несколько общественных организаций:   Народные фронты, экологическая "Альтернатива" и  партия зеленых, активисты которой покрасили шлагбаум в зеленый цвет и кричали солдатам, что   те по цвету формы их братья. Марк Солонин   собирал вокруг себя общественность и читал лекции об истории  социалистических идей в мире. Запомнилась такая сцена: Марк, сидя  на пеньке,  что-то  вдохновенно говорил. Сзади к нему на лошади подъехала Татьяна Поправко, представлявшая комитет солдатских матерей. Лошадь начала губами  захватывать   кудрявые волосы оратора. Марк по началу отмахивался, а потом глянул и ахнул.
    Юрий Александрович Никишин из Народного фронта, крепкий мужчина предлагал всем  спарринговаться. В Куйбышеве он работал врачом по забору крови. При встрече его  спрашивали:"Почем нынче кровушка?"  Никишин отличался веселым нравом и любил рассказывать еврейские анекдоты, любимым был такой: богатого старого  иудея  родственники спрашивают, мол Соломон Герцевич, как Ваше здоровье? Тот сурово отвечает- не дождетесь!  Юрий Александрович  нашел себе достойного противника по вольной борьбе   в лице лидера "Альтернативы" Карташова.  Они сражались как два накаченных бычка с переменным успехом.
     В отдельной палатке жил представитель обкома КПСС  т. Бубнов. Как-то он подошел  ко мне и сказал, что я похож на Чегевару, но тот плохо  кончил, его ведь предали соратники. В то время у меня были длинные волосы и   темно-синий  берет. Там я впервые  исполнил на публику свою знаменитую песню:
"Гражданка из ДС"

А я любила раньше фраеров,
Картежных маклеров, наперсточников- урок.
Дарила им бесплатную любовь:
Была я дура, ах была я дура.

Но вот однажды я включила телеящик:
Там телешоу, мэны  лихо мечут банк.
Один чувак катался словно мячик
И брал на понт, как лагерный пахан.

Мои друзья, они в авторитетах,
В наперсток чурок обувают у пивной,
А я влюбилася, ну прямо как Джульетта
В того крутого, что играл со всей страной.

Рвалась к нему, надевши, что получше,
Ведь не в малину шла, не в темный лес,
Но двое в штатском, взяв под белы ручки,
Сказали:"Вы ж гражданка из ДС".

Потом мне шили незнакомую стать,
Пластид в грудях искали, как не стыдно им,
Но я его еще сильней люблю,
Мне в телевизор что ли лезть за ним?

А Васька  Кот от ревности трясется,
И мне осталось только лишь одно:
Куплю газет, когда Васек напьется,
Поцеловать портрет в родимое пятно.

А мой папаша, он вечно был поддатый,
Мамаша телом торговала у Кремля.
Его же дедушка был Карла бородатый,
Отец - тот лысый, что на нас глядит с рубля.

Сказал мой милый:" Нам не надо забастовок,
Мол с забастовками век воли не видать",
И я даю свое  блатное слово:
" Мир уголовный не станет бастовать".
   Строительство завода по утилизации ОВ  общими усилиями неформалов  приостановили, а мы вернулись домой победителями.
      28-29 октября 1989г. в Челябинске проходила  международная ассоциация демократических организаций или сокращенно МАДО. От  "Гласности"  туда поехал я вместе с Вороновым. Заинтересованность в освещении этого события проявила "Волжская заря".  Замредактора  Анна Сохрина  предложила  нам  роль внештатных корреспондентов. Вместе с нами поехали Георгий Евдокимов, представляя  независимый  журнал "Самара", а также Владимир Белоусов  как  член  общественной организации "Перспектива" города Куйбышева.
     Помню с Белоусовым возникла дискуссия  о том, как проводить приватизацию государственной собственности СССР. Я считал, что надо идти по пути НЭПа и не трогать промышленность группы А. Владимир Ильич возражал, считая, что приватизировать надо абсолютно все, включая АЭС, военную и космическую промышленность, так как рынок сам решит все вопросы. На этой  же позиции стоял его друг и идеолог Марк Солонин. Они полагали, что только тотальная приватизация может позволить  разрушить власть партийно-хозяйственной номенклатуры. Теоретики-либералы  считали, что НЭП погиб именно от того, что в руках коммунистов оставалась вся мощь экономики.
     На МАДО также поднимались экономические вопросы, но больше уделялось внимание самоуправлению и выборам. Председательствовал на форуме ректор историко-архивного института Афанасьев, которому мы с Вороновым на пресс-конференции  задали вопросы. Меня в частности интересовала, кого он видит в качестве союзного и демократического лидера и не опасается ли уважаемый ректор  с одной стороны коммунистического переворота, а с другой  -  номенклатурных замашек Бориса Ельцина?  Из ответов я понял, что Афанасьев не видит опасности, а сам не готов возглавлять демократическое движение.  Наши  вопросы почему то вызвали большое возмущение у соратника по движению Владимира Ильича Белоусова.
      Домой мы вернулись в тревожном настроении, понимая, что демократическое движение крайне слабо, в нем сложился конгломерат отдельных  индивидуумов чаще стремящихся к личному авторитету  и значимости, диалог отсутствовал, повсюду  бегали генералы без армий.  Очевидным становилось, что партаппарат с трудом терпит гласность,  перестройку и может  все эти новшества прихлопнуть одним щелчком мизинца. Тяжелое впечатление произвела поездка на заброшенные уральские рудники, где шахты были забиты  костями расстрелянных  жертв ГУЛАГа.
  Вернувшись в Куйбышев, мы рассказали о своих впечатлениях всем членам объединения "Гласность", а также Валерию Карлову. Тот сказал, что сам опасается переворота, тогда придется прятаться в Жигулевских горах и  продолжать  вести   политическую борьбу.  Ненашев был против радикализма. Он считал, что  через выборы  можно перетянуть власть на свою сторону.  Владимир Петрович, благодаря активной деятельности объединения "Гласность"  стал  авторитетной фигурой в городе. В это время началась   обширная подготовка к выборам во все  советские  законодательные  органы.  Ненашев  стал готовить список  прогрессивных политиков, достойных  занять свое место в структурах.  Кусочек его славы достался и мне. Я неожиданно  начал  встречать  на улицах некоторых одноклассников, одногруппников, которые обнимались, выказывали высшую дружбу, а потом просили познакомить с Ненашевым. Я никому не отказывал.  А вот сам Ненашев стал вести себя неожиданно.
   Осенью 1989г. он вдруг заявил, что мои песни носят экстремистский характер и чуть было не привели к уголовному делу, которое только он Ненашев своим авторитетом смог  остановить. Он разорвал все отношения, перестал здороваться  и  оказался  в дальнейшем депутатом горсовета  и получил особый политический вес.  Еремин тоже прошел в депутаты. При встрече  некоторое время он еще здоровался, но  предупреждал, что ест  финский сервелат  и прочие деликатесы, а потому он мне  больше не пара. Так неожиданно    развалилось наше объединение "Гласность.


Рецензии