Восточно-Прусская операция-1-8-4-2г

Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!


В. Шпинев «Восточно-Прусская операция. Краткая хроника»–1-8-4-2г.


Немецкие оборонительные сооружения в Германии, Польше и Восточной Пруссии (приграничные укрепления, укрепрайоны, бункеры, форты, полевые укрепления). Продолжение.


Опыт войны с Францией 1870-1871 гг., появление более совершенной артиллерии привели к необходимости создания вокруг Кёнигсберга нового оборонительного фронта. В 1874 г., в соответствии с правительственным решением от 24 июня 1872 г., приступили к сооружению 12 фортов и 3 вспомогательных сооружений на расстоянии 5-7 км от центра города. (51).

С 1872 г. вокруг Кенигсберга в пяти километрах от внутреннего оборонительного кольца было построено 15 фортов (12 больших и 3 промежуточных), оснащенных по последнему слову фортификационной техники.  
В 1880 году начались работы по прокладке городской канализации…  (120).

1884 г. - закончено строительство внешнего оборонительного пояса Кенигсберга.
Последний германский император и король Пруссии… Вильгельм II…
считал, что только немцам предначертано блюсти на земле мировой порядок. Будучи в Кенигсберге, он говорил: «Прусский король в состоянии поддержать мир, и я знаю, что тот, кто захочет его нарушить, получит урок, который сто лет спустя будет помнить». Под миром он понимал мир, основанный на верховенстве Германии.
Вильгельм II был противником политических партий и современной культуры. Считал, что школы должны воспитывать у молодежи лишь любовь к отечеству и верность королю. При нем утверждалась мысль о трех «К» как сферы деятельности женщин: «кюхе», «кирхе» и «киндер» — кухня, церковь и дети. Армию считал своей, часто присутствовал на парадах и маневрах. Феодал по образу мыслей, он вместе с тем был защитником интересов крупной буржуазии.
Царствовал Вильгельм II до 9 ноября 1918 года. Был свергнут с престола революцией… (120).

В 1894 году холера… в последний раз посетила Кенигсберг. Эта ужасная болезнь была наконец укрощена санитарными мероприятиями, строительством водопроводных и канализационных сооружений… (120).

В течение XIX века проводилась модернизация оборонительных сооружений города. Было построено множество бастионов, равелинов, оборонительных валов, большинство из которых сохранилось до наших дней. Особый интерес представляют городские ворота. Они были возведены в неоготическом стиле и являются интересным архитектурным памятником. (http://ru.wikipedia.org/).

После франко-прусской войны (1870-1871 гг.) Кенигсберг окружают пятнадцатью большими фортами. Крупнейшие из них - форт № 3 "Король Фридрих III" и форт № 5 "Король Фридрих Вильгельм III". (51).

К концу XIX века на расстоянии пяти—семи километров от Кенигсберга сооружается оборонительное кольцо укреплений, состоящих из двенадцати фортов, трех полуфортов и вспомогательных сооружений. Эти форты были связаны друг с другом кольцевой дорогой, общая длина которой составляет около 50 километров. К каждому форту от окружной дороги вела небольшая тупиковая дорога. С возведением фортов Кенигсберг стал одной из самых больших крепостей Германии. Продолжалось и городское строительство… (120).

В 1905—1920 годах Пруссия делилась на Восточную Пруссию и на Западную Пруссию. В свою очередь, Восточная Пруссия делилась на три области: Кёнигсбергскую, Гумбинненскую и Ольштынскую (Алленштайнскую). Западная Пруссия делилась на две области (сейчас они находятся на территории Польши). Каждая область делилась на уезды. Уездными городами, к примеру, были: Кенигсберг, Лабиау, Фишхаузен, Велау, Гердауэн, Тильзит, Рагнит, Пиллькаллен, Шталлупенен, Гумбиннен, Инстербург, Даркемен и другие, которые сейчас находятся на территории Польши…
В 1940 году Восточная Пруссия делилась на четыре округа (области): Кёнигсбергский, Гумбинненский, Алленштайнский (Ольштынский), Цихенанцский. (120).

В 1910 г. оборонительный пояс Кенигсберга превратился в его зелёное кольцо, ставшее предметом гордости горожан. С целью осуществления этого удивительного превращения в Кенигсберг был приглашен талантливый мастер садово-паркового искусства Эрнст Шнайдер. (51).

В 1912 г. внешний оборонительный пояс был усилен пятью пехотными опорными пунктами. Все форты и опорные пункты были соединены окружным шоссе.

15 (28) июня 1914 года выстрелы в Сараеве (Босния), убившие австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда, дали повод Германии и Австро-Венгрии начать военные действия против Сербии, России, Франции и Бельгии. Постепенно война захватила Англию, США, Италию, Японию и другие страны. 19 июля (1 августа) 1914 года Германия объявила войну России… (120).

17 августа 1914 г. - через 17 дней после начала Первой мировой войны русская армия перешла границу Восточной Пруссии. Произошло сражение у Шталлупёнена (Нестеров), 20 августа - у Гумбиннена (Гусев). В ходе военных действий разрушениям подверглись 39 городов и 1900 сельских населенных пунктов Восточной Пруссии. Особенно пострадали Эйдткунен (Чернышевское), Даркемен (Озерск), Ширвиндт (Кутузово), Шталлупёнен (Нестеров), Пилькаллен (Добровольск), многие деревни и хутора. Еще во время войны в 1915 г. в Восточной Пруссии с помощью городов-побратимов из Германии начались восстановительные работы. В 1924 г. они были завершены.
Специалист по истории края Н. Чебуркин: «Считалось, что Кёнигсберг надёжно защищён укреплениями. Мало кто знал, что сооружения устарели, и предстоит обороняться малыми силами. В середине августа 1914 года наши казаки с боем доходили до восточных фортов. Так выяснилось, что снос Второго вального укрепления был преждевременным - именно поэтому часть укреплений (нынешний Литовский вал) сохранилась. Военный комендант крепости генерал-лейтенант фон Папприту, однако, призывал всех жителей, не связанных непосредственной работой в Кёнигсберге, покинуть город. Значительные суммы денег и шедевры искусства также были отправлены на запад Германии…
Большие градостроительные планы - снос укреплений и расширение порта - пришлось отложить…
(http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=19978).

Обер-бургомистр Зигфрид Кёрте был талантливым градоначальником. При нём в состав Кёнигсберга были включены общины пригородов: число жителей увеличилось на 200.000 человек, были построены Штадтхалле(Городской холл), крематорий, фортбилдунгшулле (школа повышения квалификации), Академия искусств переехала в новое здание в Ратсхофе, уступив старое - на Кёнигштрассе - художественно-ремесленному училищу, был сооружён променад у Замкового пруда, взорвана оборонительная стена у башни Врангеля и через пролом проложена новая трасса…
(http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=19978).

1914 г. в Кенигсберге вошли в строй здания Полицай-президиума (сейчас Управление ФСБ на Советском проспекте, 3).
10 ноября 1918 года в Кенигсберге под председательством обер-бургомистра 3. Керте, основателя правой партии «Защита Отечества», состоялось заседание кёнигсбергского магистрата, на котором городские власти вынуждены были сложить свои полномочия. Власть в городе перешла в руки Совета рабочих и солдатских депутатов. Порядок поддерживала «Народная морская дивизия».
28 ноября 1918 года в Кенигсберге солдаты Народного ополчения и революционные рабочие по требованию Советов захватили замок, часть фортов и другие важные в военном отношении объекты. Но рабочие не смогли использовать первоначальный   успех.  Вместо  наступления  они перешли к обороне, вступили в переговоры с контрреволюционерами. Испугавшись, что замок, имеющий для немцев огромную историческую ценность, будет разрушен огнем артиллерии, восставшие покинули старинное сооружение и укрепились в жилых домах и казарме Литовского вала. 3 марта 1919 года в Кенигсберг прорвались войска генерала Виннинга. Трехдневный бой закончился поражением восстания. Многие участники его были казнены, другие посажены в тюрьмы. Тем не менее, в результате этой революции, всех потрясений Первой мировой войны, монархическая власть в Восточной Пруссии была упразднена. (120).

К концу Первой мировой войны Кенигсберг становится первоклассной крепостью. (51).

1919 г. - по Версальскому мирному договору от 28 июня 1919 г. часть территории Восточной Пруссии отошла к Польше. При этом Восточная Пруссия потеряла 315 тыс. гектаров площади и 166 тыс. своих граждан и превратилась в германский эксклав. Эксклавное положение Восточной Пруссии сохранялось до 1939 г.
1919 г. - военный аэродром в пригороде Кенигсберга Девау стал гражданским. В 1920 г. началось регулярное воздушное сообщение между Кенигсбергом и Берлином, позднее - с Ригой, Москвой и Ленинградом. 14 июня 1924 г. состоялось торжественное открытие Кёнигсбергского аэропорта. В 1925 г. по проекту архитектора Ганса Гоппа было построено здание аэропорта и метеостанции.
1 апреля 1924 г. - в Кенигсберге было основано акционерное общество «Восточно-прусское радио». Радиопередатчик с передающей антенной был установлен на территории фабрики основателя общества Вальтера Цабеля за Закхаймскими воротами. Передачи велись из здания оперного театра на Театральной площади. В 1925 г. акционерное общество было передано управлению Восточно-прусской ярмарки, с этого времени передачи велись с ее территории. В 1927 г. на горе Вайльхенберг (между ул. Дм. Донского и железной дорогой) были поставлены две радиомачты с приемо-передающими антеннами. В 1934 г. по проекту архитектора Ганса Гоппа был построен Дом Радио. Сейчас это здание на проспекте Мира занимает филиал института им. Ширшова.
13 июня 1924 г. - в Кенигсберге был сдан в эксплуатацию порт. Строительство порта было начато в 1904 г. с постройки верфи. К 1924г. были введены в строй три из пяти запланированных портовых бассейнов глубиной 8 м. Общая длина причалов составляла 7,8 км. Были установлены 30 кранов. К 1930 г. Кёнигсбергский порт стал самым современным портом на Балтийском море.
14 июня 1924 г. состоялось торжественное открытие Кёнигсбергского аэропорта.
19 сентября 1929 г. - в Кенигсберге состоялось открытие нового Южного вокзала, главного вокзала города. Вокзал строился восемь лет под руководством референта по строительству Главного управления имперской железной дороги в Берлине советника Корнелиуса. В разработке проекта принимали участие несколько архитекторов. Длина главного зала 31,79 м, ширина 15,52 м, высота 13,5 м. К главному залу примыкают два боковых.
Шесть пассажирских двусторонних платформ и 3 багажные платформы с 13 железнодорожными путями имеют общую застекленную крышу площадью 10400 кв. м.
Платформы связаны с вокзалом и привокзальной площадью подземными переходами и грузовыми лифтами. Во время войны вокзал сильно пострадал. Первая очередь восстановленного вокзала вошла в строй 5 ноября 1949 г.
1929 г. - в Кенигсберге по проекту архитектора Ганса Гоппа был построен первый современный отель – «Паркотель» - с рестораном, баром и большим подземным гаражом для путешествующих на автомобилях. В годы войны пристройка, в которой находились ресторан и бар, была разрушена и после войны не восстанавливалась. Сейчас в этом здании на ул. Сергеева, 2 находятся различные учреждения и организации.
В 1930 году закончена реконструкция железнодорожного сообщения в Кенигсберге. Открыто движение поездов с Главного (Южного) вокзала по новому мосту, вдоль бывшего оборонительного рва, под площадью — к Северному вокзалу… До этого поезда двигались от вокзала, расположенного в районе нынешней товарной станции, через старый прегольский мост к вагонзаводу и поднимались в район нынешнего кинотеатра «Победа». По сохранившейся ныне аллее достигали перекрестка современного проспекта Мира с улицей Карла Маркса, и далее, до нынешнего Советского проспекта, путь проходил примерно там же, где сейчас проходит трамвайная дорога. Отсюда поезд следовал на взморье и на Лабиау. (120).

30 января 1933 года немецкий президент Гинденбург назначил рейхсканцлером Германии Адольфа Гитлера. Фашистский босс не преминул удостоить своим посещением Кенигсберг и Пиллау. Он видел в этих городах плацдарм для осуществления своих грабительских замыслов по захвату чужих земель на востоке. (120).

1939 г. - закончилось начатое в 1905 г. присоединение к Кенигсбергу окраинных территорий, не входивших до этого в черту города. В результате площадь Кенигсберга с 20,34 кв. км в 1900 году увеличилась к 1939 году почти в десять раз и составила 192,81 кв. км. Население города с 1900 по 1939 год увеличилось с 189483 человек до 372 164 человек.
В 1939 г. традиционное расположение районов в пределах внутреннего оборонительного кольца условно распределялось между тремя старыми городами Кенигсберга и замком.
Район замка. Собственно замок, Бургфрейхай (севернее замка), Трагхайм (северо-восточнее замка), Фордер и Хинтер Росгартен (восточнее Трагхайма), Нейе Зорге, или Кёниг-штрассе (там же).
Район Альтштадта. Собственно Альтштадт, Штайндамм (северо-западнее замка), Ней-Росгартен (западнее замка), Лаак (юго-западнее), Ластадие (западнее), Ломзе (остров к востоку от Кнайпхофа).
Район Лёбенихта. Собственно Лёбенихт, Ангер (восточ¬нее), Закхайм (восточнее, юго-восточнее).
Район Кнайпхофа. Собственно Кнайпхоф, Фордер- и Хинтер Форштадт (южнее), Хаберберг (южнее). (120).

После присоединения в 1910 году ряда пригородов в пределах внешнего кольца оборонительных сооружений и окружной дороги до 1945 г. сохранились названия районов:
Авайден — в конце Аллеи Смелых;
Амалиенау — район ул. Кутузова;
Баллиет и Байдриттен — пос. Первомайский;
Грасс-Фридрихсберг — район  ЦБЗ-2,   Правая набережная;
Beстенд — южнее пос. Лермонтово;
Девау — район бывшего аэропорта на ул. Гагарина
Зидлунг — пос. Чкаловск;
Кальтхоф — район ул. Гагарина, пос. Рижское;
Каролиненхоф — ул. Куйбышева;
Кляйн-Амалиенау — район ул. Чекистов;
Континен — район завода «Янтарь»;
Коссе — район причалов на северном берегу Преголи
Куммерау — район ул. Орудийной;
Лавскен — пос. Воздушный;
Лиеп — район ул. Ялтинской;
Ломзе — район ул. Октябрьской;
Марауненхоф — район ул. Тельмана;
Мариенберг — западнее Юдиттена;
Миттельхуфен — район улиц Зоологической, Леонова, Комсомольской, Шиллера, Красной;                               
Нассер Гартен — район ул. Суворова, Портовой;
Нейхуфен — район ул. Маршала Борзова;
Пальве - (см. Трагхаймпальве) — пос. Победное;
Понарт — район ул. Киевской;
Праппельн — пос. Чапаеве, южная часть   Балтий-ского района;
Ратсхоф — район кинотеатра «Победа»;
Розенау — район Аллеи Смелых, мясокомбината,
Ротенштайн — район ст. Кутузово;
Трагхаймпальве — район ул. Горького;
Фордерхуфен — район ул. Нарвская;
Фридрихсвальде — в конце проспекта Мира;
Xафен — район морского торгового порта;
Xуфен — ныне в Центральном районе, обобщение название ряда районов: Нейхуфен, Фордерхуфен, Миттель-хуфен;
Шарлоттенбург — пос. Лермонтово,
Шенбуш — пос. Садовый, в конце ул. Киевской;   
Шанфлиез — пос. Комсомольский, в конце ул. Дзержинского;
Шпандинен — на выезде в пос. Суворова;
Шпейхередорф — пос. Южный;
Цогертхоф — пос. Первомайский (см. Баллит и Байдриттеи);
Юдиттен — район улиц Менделеева и Тенистой Аллеи, пос. Менделеево.
Названия некоторых ближайших пригородов   Кёнигсберга:
Абзинткайм — западная часть г. Гурьевска;
Альтенберг — пос. Дорожное, продолжение Аллеи Смелых;
Арнау — поселки Родники и Марьино при выезде на Гвардейск;
Вальдбург — юго-восточнее пос. Прибрежный;
Вальдгартен — около форта № 5, не сохранился;
Гольштайн (см. Хольштайн);
Гросс  Каршау — пос.  Новодорожное,  южнее По-нарта, Балтийского района;
Гросс Фридрихсберг — пос. Совхозное, далее за проспектом Мира;
Гросс Хольштейн (Гольштайн) — пос.   Прегольский;
Гутенфельд — пос. Луговое;
Зеелигенфельд — пос. Дальнее, южнее ул. Емель¬янова;
Зеераппен — пос. Люблино;
Кальген  (Хаффштром) — пос. Чайковское, вы¬езд на Мамоново;
Кведнау — выезд на Зеленоградск;
Краузен — пос. Борисово;
Ляут — пос. Исаково;
Людвигсвальде — пос. Лесное, продолжение ул. Дзержинского;
Метгетен — пос. А. Космодемьянского;
Модиттен — конец проспекта Победы, выезд на Балтийск;
Нейендорф — в конце ул. Емельянова, перед мостом через Преголю, пос. Ржевское;
Пальмбург — около «берлинского» моста, северная часть реки;
Танненвальде — южнее Чкаловска;
Хайде-Вальдбург — пос. Прибрежный…
Современная ориентация городских районов и пригородов в ряде случаев дана приблизительно. (120).

Первый бомбовый удар по Кенигсбергу был нанесен 23 июня 1941г.  советскими самолетами. Были разрушены отдельные здания на улицах Гинденбургштрассе (ул. Леонова), Тиргартенштрассе (ул. Зоологическая), Вагнерштрассе (ул. Вагнера), Шиллерштрассе (ул. Шиллера), Хорнштрассе (ул. Сержанта Колоскова), Хуфеналлее (пр. Мира). Несмотря на незначительное количество разрушений и жертв, налет советской авиации на второй день после нападения Германии на Советский Союз нанес Кенигсбергу значительный моральный урон.
1944 г. - в ночь с 26-го на 27-е и с 29-го на 30-е августа английской авиацией были совершены два массированных налета на Кенигсберг, в результате чего в радиусе трех километров был практически уничтожен исторический центр города. В первом налете участвовали 167 бомбардировщиков, во втором - 189. Число жертв бомбардировок составило около 5 тысяч человек, почти 200 тысяч остались без крова. На город было сброшено 263 тонны осколочных и 677 тонн зажигательных бомб.

Продолжение: http://proza.ru/2015/09/29/896.


Рецензии