Верните меня к памяти

Я иду по деревенской улице,вижу,как человек в фуфайчонке копается в навозе...меня как будто осеняет,я останавливаюсь - и смотрю в небо:среди курчавых облаков сияет солнце...скоро горизонт накатит на него и спрячет за свои линии,наступит вечер и ночь - и можно будет увидеть звездное небо. Под
звездным небом вдруг осознаешь свою бессмысленность и беспомощность.
У станков и машин в копоти и поту человек надрывается,задыхаясь и скуля
энтузиазмом,чтобы произвести какой-то продукт. В это время обезьяна жует банан
и,кажется,посмеивается над человеком,которому для благополучия не хватает и
громадной махины производства.
Что дало человеку экономическое производство?
Миллионы нищих,голодных,обездоленных рыщут по помойкам цивилизации в поисках лучшей доли под веселый щебет пташек. В природе как-то обходятся клювом.
клыком,когтем...
Природа смеется над цивилизцией,в которой неудачи производства дополнены враждой людей.ннасилием,преступлениями и кровавыми бойнями.
Человеку хочется похвастаться разумом.
Но что же дали человеку поэзия,наука.философия?
Человек несчастлив.
Какое еще существо в природе несчастливо?
Конечно.защитники цивилизации скажут о тех радостях,которые недоступны
другим существам.
Радость творчества - и в итоге человек мастерит несуразную химеру цивилиза-
ции.
Радость познания мира - и человек погрязает в предрассудках и измах,которые никуда его не уводят,оставляют заложником инстинктов,дальше обеденного стола и сортира,дальше дурацких контор и коптящих заводов человек не ушел.
Ах,да:есть еще кабаки и бордели...даже театры и музеи ничем не отличаются
от притонов и казино,в них только наведываются другие люди,которые причис-
ляют себя к элите общества...но  у этой элиты,если рассуждать здраво,
оказывается только больше дури - у праздных людишек хватает времени для
образования:они по макушку забиты разными идеями - отходами мышления...
Если человечество разумно,почему оно не отказывается от войн?
Если человечество справедливо,почему оно никак не покончит с нищетой
миллионов?
У меня не поводов уважать человечество.
Всякий раз,когда открывается как будто новое благо цивилизации,обнаружи-
вается казус,изьян его примеения:оказывается,что это благо,как и все прочие
до него,не возвышает человека,не освобождает его от множества пороков,
приобретенными с успехами цивилизации,но делает человека в природе все
более жалким и вырождающимся уродцем.
Человек не удался природе разумным.
Занята ли природа его исправлением? Или,быть может,она махнула на него
эволюцией - и в просторах Вселенной зреет новый плод...зреют ли в нем
семена разума?
От досады я сплевываю на землю,откашливая и отхаркивая из нутра отходы
прогресса.
Человек в фуфайчонке,издалека завидя меня,бросает свою работу и спешит
ко мне.
- Какой новостью порадуешь? - говорит он,нездороваясь.
- А тебе какая нужна?
- Может,к пенсии рублишко прибавили...
- Разве тебе денег не хватает?
Меньше пить будешь. Здоровье поправишь.
- Когда пьешь,о последствиях не думаешь.
Просто нужно хмелить себя. Во хмелю забываются печали.
- Забываются и радости.
- Пожертвуешь и радостью,чтобы невзгоды забыть.
- Заботы остаются. Вино только множит наши проблемы. От быта не избавишься
так легко.
- Конечно, - соглашается со мной мужичок в фуфайчонке. - Только смерть
избавит от всего. Эта паненка милосердная. Не понимаю.почему ее невзлюбили.
Человек бедствует,жизнь по существу теряет смысл - а он держится за эти
бедствия,как утопающий за соломинку.
- Надежда есть,что жизнь и ему подарит радости.
- Надежда обманчива.
Вкусом пищи да целованием ручек радости себе не прибавишь.
Пыжимся,тужимся,головы над смыслом ломаем - а только пшик получается.
От пещеры к небоскребам,от костра к лампочке и микроволновой печи.от
выгребной ямы к биотуалету,от корчания рож к театру,от косолапой походки
к автомобилю и самолету...и все прочие успехи цивилизации - вот наш путь.
но мы так и не оторвались о т животности.
КОпаешься в куче навоза - а зачем? Чтобы с голода не подохнуть? Так и без
нас балбесов много на Земле.
Зачем именно человеку процветать?
Это мы себя пупами земли величаем,а в природе равенство соблюдено,по сущности
бытия мы равны и атому,и зведе,и бактерии,и лягушонке...
А у нас хворь самолюбия:мы даже ближнего своего равным себе не признаем,
смотрим на всех свысока:это,дескать,я великий шествую!
А этот великий сядет на горшок - и кряхтит...все-то его самолюбие кучей фекальной заканчивается!
Человек в фуфайчонке входил в неописуемый азарт,а понимая с вое воодушевле-
ние,засмеялся.
- Инстинкты нами повелевают. Гнусно быть зверем. Но и диктатура разума
невыносима.
Может быть,человку предстоит освобождение и от инстинкта,и от разума.
Есть,наверное,третья сила.
Дух. Вот то,что называется вдохновением.
- Только попы и мистики духом и дерзают.
Однако и им он невдомек.
Дух человеку незнаком.
А когда станет известен дух человеку,тогда и преобразится он. С духом
невозможно животным быть.
- А каким быть?
- Сие тайна есть.
- Человеку непременно за тайну схорониться надо,чтобы не разглядели его
низкой сущности. А сущнсть-то напоказ.как ни хоронись!
- Разве же сущность можно подвести под черту эстетики или нравственности!?
Сущность не имеет цены сравнения. Нет низких или высоких сущностей и
существований.
Человек придумал нравственность для оценки своих деяний и пытается и миру
приписать собственныеоценки.
Философия и науки не царят над миром.
- Обезьяна дубиной размахивала - это та,от которой человек произошел. А человек в природе под впечатлением философий и наук бомбой орудует. Так философия
через голову человека и диктует природе свою власть.
- До власти над природой человеку далеко.
Ну,безобразничает...это от избытка дури. Но природа скоро поставит его на
место. Чтобы сохранить свое существование в природе,человек вынужден будет
стать в ней разумной действующей силой. Именно разумная действующая сила и
нужна природе. Пока на эту роь человек не подходит. Скорее всего человек
есть идиотическая сила. Ему надо образумиться.
Человек в фуфайчонке качал гоовой,морщился как будто от какой-то боли,даже
вздыхал и ворочал слово,как каменную глыбу:
- Миллионы лет пройдут,пока человек образумится. Сколько же людишек пропадет
в пучине смысла. Наставления им будут почитывать вроде и ученые мужи.а только их ученостью зад подтирать надо.
Пусть явится пророк.чтобы я ему поклонился.
Может быть,пророки смогли бы ускорить и историю,и эволюцию человека.
Надоело же стоять у поросячего хвоста - и ждать манны небесной.
- а ты не у поросячего зада стой,а у бабьего. Может,и забудутся недоумения.
- И после бабьего зада вдохновений нет.
Жизнь у человека неприглядная.
А ты пожалуйся тем,кто стоит у корыта,у станка,у мольберта, - так они признают
тебя спятившим. От труда и удовлетворения потребностей,дескать,скуки не
бывает. Это праздность человека развращает.
А как же быт и культура? Они-то и доводят человека окончательно до понимания своей отвратительности и бесполезности.
Ну,баба красивая - кажется,ей послужиь можно. Так она же не детей рожает.
Зажмет между ног твое веретено - и крутит на нем себе удовольствия.
Признать это целью и назначением человека?
Если бы человк животным был - так пенять нечего на казусы существования.
Но ведь же мы признаем себя разумными существами.
Так где же благодати разума?!
- Себе мы в разуме не откажем. Мы дурака разумным не признаем. Но и дурак
мыслит. У него только разочарований нет нелепостями жизни,он никогда не установит факт бессмысленности существования человека. А умники всегда
какую-нибудь истину откопают,от которой и начинаются болезненные сомнения
человека. И уже на удавке истины они готовы повесить человечество.
Я в порыве какой-то неясной печали отмахивался от человека в фуфайчонке и
спешил уйти в какую-нибудь глухомань,чтобы уединиться - мне хотелось
невыносимого отчаяния одиночества:может,оно образумляет человека!?
Может быть,душа должна быть убежищем от разума?
Человек ли создатель души?
Во вдохнвениях он творит то,что ему еще неизвестно и что не отзывается на
слово;человек должен творить дух,но он.кажется.заложил только первое
чувство в то,что когда-то станет духом. Может быть,человек только
свидетель того,что творит природа в его мозгу без его ведома?
Потому ему незнакома и непонятна собственная судьба.
Если бы человек был властен над собой,он знал бы,что с собой делать.
Ему неведом результат собственных тщет и сует.
Что станется с самим человеком?


Рецензии