В печорской тундре

Рассказ Судаковой Анны Герасимовны (Дурягиной), р.1939

ДЕД.

Дурягин Максим Осипович, родился в деревне Сараево Вологодского района Вологодской области, возглавлял колхоз, в 1931г. подвергся раскулачиванию, выслан вместе с семьей. В ссылку поехали: 1. моя мать-Ольга Афанасьевна; 2. Дети: дочь –Мария Артемьевна (Уварова) ,1908 г.р.; сын Степан Герасимович (р.1932). Я училась в Великом Устюге, меня воспитывали другие женщины. Семья отбывала ссылку в Коми АССР, Каширский район, работали на лесосплаве.
О скоротечности выселения позднее вспоминала моя мать: «не успели лапоть надеть- всех выслали…». Первоначально ссыльных направили в Архангельскую область, потом по реке Печоре пароходом. Усть-Илимск, Воркута...

ЖИЗНЬ НА ПЕЧОРЕ.
   Я там родилась, закончила 10классов, школа была в двух километрах от поселка, в 6 лет я попала в интернате. Совхоз «Крестовка» был создан для снабжения города Воркута овощами и мясом. Отец был или председателем совхоза или заведовал участком.
Когда наладилось, жили относительно неплохо. После войны на родине отца в Сараево был голод, а у нас- не было. Воспоминания приехавших повидаться на Вологодчину: «Сестры , бабушка- голодные, в фуфайках, умирали от голода».
В месте ссылки недалеко от нас жили староверы (чалдоны)-попить воды из их посуды было нельзя (испоганишь). Когда им было плохо, им наши помогали. Огороды. Капуста. Там был один сосланный священник –специалист по капусте. Огурцы выращивали в парниках, были и теплицы. Картошка вызревала не каждый год. Выращивали телят на мясо. Были и дойные коровы. Сена хватало- на Печоре заливные луга. Поля отвоевывали у леса. Рубили и корчевали- все вручную. Запомнилось изобилие морошки и брусники.
Необходимые продукты нам завозили по Печоре в навигацию. Снабжение после войны было неплохое. Талоны. Запомнилась американская помощь: жидкое мыло, яичный порошок, подарки для детей (благотворительная помощь).

Мне дед Максим запомнился как хороший хозяин, умелец, голова. Благодаря ему мы выжили. Такие, как он освоили тамошние леса и болота, край преобразился. Он был молчалив, но когда выпьет, материл власти и кричал: «Они думают, мы здесь погибнем, а мы вот живы!»

Помощь в трудные годы одного родственника также нельзя забыть. Дерюгин Серафим Максимович, он был какой-то начальник в милиции, служил в Сыктыкваре. Он нашел работу для всех сестер, пристроил их в городе.
 

ОТЕЦ.

  Отец служил во флоте. В Казахстан, на металлургический комбинат в городе Темир-Тау он поехал по комсомольской путевке, был направлен на мартен, потом работал машинистом коксовыталкивателя на коксохимпроизводстве. Там были люди всех национальностей: немцы, казахи, русские, украинцы.. Между собой жили дружно. Казахи- добрые.


ИТОГ.
Какое время было самое счастливое? Конечно, молодость.

Рассказ А.Г Судаковой записал в 2015г. А.Г.Зельцер


Рецензии