Зимняя сказка

ТАТЬЯНА КОМЫЛИНА
tatjana-kmylina@rambler.ru


ЗИМНЯЯ СКАЗКА

Роли: женские: - 5; мужские: - 4; детские :-; другие (животные, предметы и т.п.):; массовка: нет
Оригинальный язык произведения: русский; период написания: XXI век, сентябрь, 2015 г.
Формат файла: doc (Microsoft Word); размер 52 КБ.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
МАМАША
МАРФУША, дочка ее
ДУНЯША, падчерица
СТАРИК, муж Мамаши, отец Дуняши
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ
БАБА ЖАРА, помощница Деда Мороза
ШУРШИК, помощник Деда Мороза, маленький лесной человечек, весь в листочках да иголочках
БАБУШКА АУШКА, помощница деда Мороза
ДЕД МОРОЗ


КАРТИНА 1.
Изба. Печь.  Стол. За столом сидит Марфуша и уплетает блины. Дуняша сидит у печи, перед занавеской, чистит чугунок.

МАРФУША: Мамаша, что вы на меня так смотрите?
МАМАША: Любуюсь, доченька. Любуюсь, Марфушенька.
МАРФУША:  А… А я уж думала, вы подсчитываете, сколько я блинов съела.
МАМАША: Что ты, доченька! Что ты, Марфушенька! Зачем же я буду считать, я и так вижу, что ты уже тринадцатый блин доедаешь.
МАРФУША: То-то же. Смотрите у меня.
МАМАША: Смотрим, доченька. Смотрим, Марфушенька.
МАРФУША: Мамаш, а мы Дуньке блин дадим?
МАМАША: Один, может, и дадим.
МАРФУША: (Смеется) Слышь, Дунька, мы тебе один блин дадим, так уж и быть.
ДУНЯША: Спасибо. Я сыта.
МАМАША: Ишь, противная какая. Сыта она. А чего сыта-то? Ведь не ела еще ничего.
ДУНЯША: Да некогда мне есть,  вот чугунок дочищу, тогда и поем.
МАРФУША: Мамаш, вам Дунька дороже, чем я? Чего вы на нее внимание обращаете? Пусть себе колупается с этими чугунками. Там ей и место. Чего-то мне жарко стало. Я что, страдать теперь от жары должна?
МАМАША: (Дуняше) Оглохла что ли? Не видишь, Марфушеньке жарко. Дверь приоткрой.
ДУНЯША: Так всю избу выстудим. На улице-то мороз.
МАРФУША: Мамаш, она что, погибели моей хочет?
МАМАША: Я кому сказала!
ДУНЯША: (Приоткрывает дверь) Как скажете, матушка.
МАМАША: Вот именно, как скажу, так и будет.

Звуки ветра.

МАРФУША: Мамаш, холодно! Чего это Дунька дверь на всю ширь растопырила? Погибели моей хочет?
МАМАША: (Дуняше) Чего стоишь, рот раззявила? Видишь, Марфушеньке холодно. Дверь-то прикрой.
МАРФУША: Мамаш, опять жарко. Вы что, издеваетесь надо мной?
МАМАША: А вот мы на тебя подуем, подуем.
МАРФУША: Чего дуть-то? Пусть Дунька сидит у двери, когда мне жарко – открывает, когда холодно – затворяет.
МАМАША: Марфушенька, так и хворосту не напасешься. Придется целыми днями печь топить.
МАРФУША: А Дунька для чего? Пусть сходит в лес и наберет хвороста.
ДУНЯША: Марфушенька, так ведь зима на дворе. В лесу снега видимо-невидимо. Как же я хворост под снегом отыщу?
МАРФУША: А мне что до этого? Мне до этого дела нет. Как хочешь, так и ищи. Мамаш, чего Дунька ко мне со своими дурными вопросами пристает?
МАМАША: Дунька, не смей Марфуше прекословить. Прикажу, и пойдешь в лес.
 
Во дворе залаяла собака. Мамаша прильнула к окну.

МАМАША: Кого там еще несет? Ой, кто это? И куда только этот старый олух смотрит? Доченька, там добрый молодец пожаловал. Молодой да красивый.

Марфуша отталкивает мать и тоже смотрит в окно.

МАРФУША: Пусти я, пусти, говорю. Где молодой? Где красивый?
МАМАША: А шуба-то, шуба-то какая богатая. А блестит-то как! Видать, вся каменьями драгоценными разукрашена.
МАРФУША: Где блестит? Кто блестит? Мамаша, вы в окно-то не пяльтесь. А вдруг это жаних какой ко мне свататься приехал, а я не прибрана. Дунька, чего сидишь? Свеклу давай, щеки красить буду. Мамаша, тащите платье парадно да кокошник с камнями, что Дунька вышила.
ДУНЯША: Сейчас, Марфуша.
МАМАША: Сейчас, Марфушенька. Сейчас, душенька.
Дуняша красит Марфуше щеки свеклой. Мамаша тут же пытается надеть на нее платье. Они мешают друг другу. Мамаша постоянно замахивается на Дуняшу. В результате и щеки криво накрашены, и платье не налазит.
МАРФУША: Да что вы как безрукие? Жаних на пороге, а вы никак сладить не можете.
МАМАША: Так ты руки-то подними. Как же я тебе платье напялю, когда ты руки растопырила?

Натягивает платье, оно не застегивается.

МАМАША: Ах ты, горе-то, платье-то не сходится.
МАРФУША: Как не сходится? В том годе сходилось, а в этом не сходится?
МАМАША: А нечего было блины охапками жрать.
МАРФУША: Эх вы, мамаша, своей родной дитятке блинов пожалели.
МАМАША: Да не пожалели, Марфушенька, не пожалели, душенька.
МАРФУША: И чего теперь делать-то?
МАМАША: А я почем знаю?
МАРФУША: Это что же получается, мамаша? Из-за ваших блинов я нынче снова без жаниха останусь? А ну, натягивай!
МАМАША: Так я тяну, доченька. Тяну.
МАРФУША: И тяни. А ты, Дунька, чего стоишь? Помогай давай. Или ты, змеюга, хочешь, чтобы я без жаниха осталась?
ДУНЯША: Что ты, Марфушенька. (Помогает мамаше. Кое-как натянули платье)
МАМАША: Дунька, ты булавкой сзади-то прихвати.
Дуняша сзади закалывает платье булавкой. И снова садится возле печки.
МАРФУША: Уф! Ну, слава те Господи!
МАМАША: А ты, Марфуша, сильно не дыши. Спокойно сиди. Не дай Бог, разойдется.
МАРФУША: Мамаша, а вдруг он на Дуньку посмотрит?
МАМАША: А чего на нее смотреть?
МАРФУША: Так все на Дуньку смотрят. Мамаш, а ты ей рожу сажей замажь.
МАМАША: Сейчас, доченька. Сейчас мы ее разукрасим! (Прикоснувшись к печке, мажет по лицу Дуняши) Ты рожу – то не отворачивай.
МАРФУША: (Смеется) Ха-ха-ха, красавица писаная! Мамаш, а,  может, чтобы Дунька под ногами не путалась, за хворостом ее отправить,  в лес?

Открывается дверь. Входят Старик и добрый молодец.

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ: Кто это в такую погоду в лес собрался? (Не замечая Дуняшу у печи, обращается к Марфуше) Уж не ты ли, красавица?
МАРФУША: Мамаш, ты слышала, он меня красавицей назвал?
МАМАША: Так ты ж и есть у нас красавица! Вон, щеки-то каки красные!
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ:  Да уж, щеки так щеки.
МАРФУША: (Довольная) Это мне мамаша так нарисовала. Целу свеклину попортила!
(Мамаша делает ей знаки, чтобы та замолчала. Но Марфуша не замечает) А кокошник это мне Дунька вышила. А платье мамаша надела. Правда, оно не налазило. Мамаша говорит, это из-за того, что я целых тринадцать блинов съела!
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ:   Ты считала что ли, когда ела?
МАРФУША: Я? Не-а! Я и считать-то не умею. Разве что до пяти. Это мамаша считала. А так я съела пять, еще пять и еще вот столько (показывает три пальца).
(Словно осенило ее) А! Мамаш, это что же получается? Ты говорила, что мной любуешься, а сама, значит, блины считала? Для доченьки родной блинов пожалела? Все подсчитываешь?!
МАМАША: Что ты, доченька! Что ты, Марфушенька! Да нешто ж я… Да разве ж я…
МАРФУША: (Передразнивает) Да нешто ж я… Да разве ж я… Смотрите у меня. Ладно.
Мамаша, с вашими блинами я и забыла про что говорила.
МАМАША: Про платье, Марфушенька, про платье, душенька.
МАРФУША: Ага! Вот я и говорю, хорошо, что Дунька напялила. Дунька она у нас рукодельница, все умеет. Только мы ее с мамашей не любим, лентяйка она. Мамаша ее всегда ругает.
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ:   Как это: все умеет, все делает, а лентяйка? И ругать – то за что тогда?
МАРФУША: Как за что? Просто так. Мамаша ее всегда просто так ругает. Сейчас вот ее в лес за хворостом оправим. А то мне то холодно, то жарко.
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ:   Да кто ж в такую погоду в лес ходит?
МАРФУША: Ничего, Дунька сходит.
СТАРИК: Да как же это? Да куда же это?
МАМАША: А тебя никто не спрашивает. Стой и молчи.
СТАРИК: Да я и так молчу. Только, не дело это, мороз на дворе.
МАМАША: Молчи, сказала. А не то…
СТАРИК: Молчу, молчу.
МАМАША: А ты, добрый молодец, зачем к нам пожаловал?
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ:   Да сани с дороги сбились, пургой все тропки замело. Дорогу расспросить зашел.
МАРФУША: А свататься как же?
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ:   Свататься?
МАРФУША: Ага! Свататься.
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ:   А кого сватать-то?
МАРФУША: Как кого? Меня! А то в том годе никто свататься не заходил, и нынче тоже. А мне жениха надо. Богатого.
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ:   Ишь ты, сразу и богатого?
МАРФУША: Ага. А на что мне бедный?
Добрый молодец смотрит по сторонам.
МАМАША: (Заслоняя собой Дуняшу и задергивая занавеску) А ты чего это, добрый молодец, ищешь? Потерял что ли чего?
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ: А где же Дуняша ваша?

Мамаша старается встать так, чтобы Дуняшу не было видно, и задергивает занавеску.

МАМАША: Так она это… нет ее.
МАРФУША: Как нет? Вы что, мамаша, ослепли? На своем месте она…у печки.
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ: У печки? Замерзла что ли?
МАРФУША: (Смеется) Ну, ты скажешь тоже: замерзла! Горшки она чистит. Вон там, за занавеской. У ей там место.
СТАРИК: Дуняша, доченька, выйди к гостю.
МАМАША: А тебя спрашивали? Стой и молчи.
СТАРИК: Да я же только…
МАМАША: (передразнивает) Да я же только…

Марфуша смеется.
Дуняша смущенно выходит из-за занавески.

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ: Красавица-то какая!
МАРФУША: Какая же она красавица? Красавица – это я. А она – Дунька.
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ:  Что же ты грустная такая? Новый год скоро, праздник. Радоваться надо. Желания загадывать надо. Вот какое у тебя желание?
ДУНЯША: Да какое у меня может быть желание?
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ:  Любое. У каждого человека должно быть желание. Вот чего ты больше всего хочешь?
ДУНЯША: Чего хочу? Да вот, хочу, чтобы батюшка с матушкой здоровы были да чтоб Марфуша жениха себе нашла.
МАРФУША: Богатого.
ДУНЯША: Богатого.
МАРФУША: Вот так. (Завопила) Мамаша, булавка мне в спину колет.
МАМАША: А я тебе говорила, не вертись, спокойно сиди.
МАРФУША: Как не вертись, когда у тебя жаниха из-под носа уводят. Жаних-то, он все больше с дунькой разговаривает, а на меня вниманья совсем не обращает.
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ:  Так я еще и не твой жених – то. Ну а себе, Дуняша, себе-то чего хочешь?
ДУНЯША: Себе? Ничего не хочу. У меня все есть. Батюшка с матушкой кормят меня, одевают.
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ:  А жениха себе богатого хочешь?
ДУНЯША: А на что мне богатый?
МАРФУША: Дура ты, Дунька.
ДУНЯША: Разве в богатстве счастье?
МАРФУША: А в чем же еще? Дура и есть дура.
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ:  Дура, говоришь? Да, нет… А у меня вот есть желание, которое непременно сбудется.
МАРФУША: Это какое же?
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ:  А по весне, как морозы сойдут, свататься я приеду.
МАРФУША: Свататься? Ух ты! Наконец-то! Мамань, слыхала?
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ:  Свататься. Но не  к тебе. К Дунюшке. Ну что, Дунюшка, люб я тебе?
ДУНЯША: (Смущенно) Люб, как не люб.
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ:  Так пойдешь за меня замуж?
ДУНЯША: Да не знаю я …А Марфуша как же?
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ:  А что Марфуша? И Марфуша дождется своего счастья.
МАРФУША: Дождется? Ну, нет! Я ждать не хочу.
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ:  Ну, смотри сама. А ты, Дуняша, жди! По весне приеду! Ну, спасибо вам, люди добрые, обогрели. Пойдем, старик, дорогу покажешь. Прощай, Дунюшка. Жди по весне.
МАМАША: (Дуняше) Что, змеюка, опять Марфушеньке поперек дороги встаешь?
ДУНЯША: Матушка, да я в чем виновата?
МАМАША: Ты дурой-то не прикидывайся. Не виновата она.
МАРФУША: Мамаш, я что-то не поняла? Жаних этот к Дуньке свататься приедет, а я опять без жаниха останусь?
МАМАША: А тебя кто за язык тянул? Я же говорю: нет Дуньки. А ты что?
МАРФУША: А я что? Я и говорю: как нет, если она за занавеской горшки чистит?
МАМАША: А могла бы и промолчать.
МАРФУША: А кто сказал молчать? Отцу сказали, вот он и молчал. А мне не сказали.
МАМАША: А – то ты сама не понимаешь?! И чего вот теперь делать? Был жаних и сплыл.
МАРФУША: Как это сплыл? Зима ведь на дворе, речка замерзла.
МАМАША: Вот так - сплыл. Исчез, значит. Поняла?
МАРФУША: Поняла. Это Дунька во всем виновата. Ах ты, злюка, ах ты, змея подколодная.
ДУНЯША: Сестрица, да я-то в чем виновата?
МАРФУША: Не виновата она. А кто виноват? Говорила я вам, маманя, давайте ее в лес пошлем.
МАМАША: А послать никогда не поздно. Пусть вот хоть сейчас собирается и идет.
МАРФУША: Вот-вот, иди. И без хвороста не возвращайся.
МАМАША: Чего стоишь? Собирайся, собирайся давай.

КАРТИНА 2.
Метель. Воет ветер. Дуняша идет по лесу. Пытается из-под снега вытащить хворостинки.

ДУНЯША:
Замело снежком искристым все дороженьки,
Нету тропки: ни проехать, ни пройти
Позамерзли, позябли мои ноженьки,
Да и хвороста под снегом не найти.

(Присела под елкой) Морозец-то какой лютый. Холодно в лесу, одиноко. Вот посижу немного, погреюсь и дальше пойду.

Позамерзли, позябли мои ноженьки,
Да и хвороста под снегом не найти.

Скоро темнеть начнет. Хоть бы метель не поднялась, тропки не замела. А кушать-то как хочется. Батюшка мне на дорожку котомку дал, чтобы матушка не видела. (Развязывает котомку) Хлебушек…а молочко в бутылке замерзло. Ну, ничего, потерплю. Не впервой мне терпеть-то.

Появляется Баба Жара. Она в легком платье, в переднике, на голове платок. В руках корзинка, накрытая тряпочкой.

БАБА ЖАРА: Что, девица, проголодалась?
ДУНЯША: проголодалась. И молоко замерзло.
БАБА ЖАРА: Ну, это не беда. (Дует на молоко)
ДУНЯША: Чудеса! Молочко отогрелось.  Вот спасибо-то. Тетенька, что же вы в платье легком, без шубы? Зима ведь нынче. Холодно. (Снимает с себя шаль) Вот, возьмите, накиньте. Все теплее будет.
БАБА ЖАРА: А ты как же, без шали-то?
ДУНЯША: Я-то? Так я… я согрелась уже. А вы…
БАБА ЖАРА: А мне не холодно. Знаешь ли ты, кто я?
ДУНЯША: Нет, не знаю.
БАБА ЖАРА:  (начинает кружиться, поет)
Мне морозы – не угроза,
Я – помощница Мороза.
Кличут все меня Жарой,
Не замерзнешь ты со мной.

Я – Морозова стряпуха,
Озорная веселуха!
Будет Дед Мороз доволен
И накормлен, и напоен.

Плюшки, шаньги, калачи
Достаю я из печи
Чай на травах заварю
И Мороза напою.

Ну, что, потеплело?
ДУНЯША: Потеплело. Спасибо тебе, Баба Жара.
БАБА ЖАРА: Эх ты, Дуняша, Дуняша. Добрая ты душа.
ДУНЯША: А откуда вы про меня знаете?
БАБА ЖАРА: Я все про всех знаю. Дед Мороз мне про тебя рассказывал. И к проруби ты за водой ходишь, и хворост в дом носишь, и снег возле дома расчищаешь. Помочь что ли некому?
ДУНЯША: Отец старый уже, жалко его, вот и помогаю.
БАБА ЖАРА: А Марфуша что ж не помогает?
ДУНЯША: Марфушеньке некогда. Она целыми днями блины кушает да у окна сидит, жениха поджидает.
БАБА ЖАРА: (Подает Дуняше корзинку) Да уж, и правда некогда. Заболталась я с тобой. На-ка вот, угощайся. А мне бежать надо, Морозу обед готовить.
ДУНЯША: Спасибо, Баба Жара!

Баба Жара уходит. Дуняша слышит шуршание.

ШУРШИК: (прячется за елкой) Шур-шур, шур-шур! А мне хлебушка дашь?
ДУНЯША: Или послышалось мне, или показалось? Вроде, шуршит кто-то.
ШУРШИК: Не кто-то, а я.
ДУНЯША: Ой, а ты кто?
ШУРШИК: Шуршик! Помощник Деда Мороза.
Лесной человечек в лесном одеянье
Люблю привлекать я людское вниманье
Я здесь пошуршу, я там пошуршу.
Я – Шуршик, я – Шуршик, я – Шуршик!
Шур-шур!

Шуршания звук для меня как отрада
Мне звука другого, поверьте, не надо!
Я здесь пошуршу, я там пошуршу.
Я – Шуршик, я – Шуршик, я – Шуршик!
Шур-шур!

У Деда Мороза я главный помощник.
Ведь, если не я, то ему кто поможет?
Я здесь пошуршу, я там пошуршу.
Я – Шуршик, я – Шуршик, я – Шуршик!
Шур-шур!

ДУНЯША: Смешной ты! А чем же ты Деду Морозу помогаешь?
ШУРШИК: О-о! Я про все, что творится в лесу, знаю и Деду Морозу об этом рассказываю: какое деревцо заболело, почему растения хуже растут. А Дед Мороз это оценил и назвал меня своим главным помощником! Вот так-то!
ДУНЯША: Так ты один в лесу живешь?
ШУРШИК: Почему один? У Деда Мороза много помощников. А ты что в лесу делаешь в такую пору?
ДУНЯША: Матушка меня за хворостом отправила. Сестрице Марфуше то холодно, то жарко. Вот дверь открывает, тепло выпускает. Хворосту много надо.
ШУРШИК: А осенью чего ж не наготовили?
ДУНЯША: Наготовили. Тятенька много наготовил.
ШУРШИК: Так, а тебя зачем в лес отправили, если хворосту дома много?
ДУНЯША: Не знаю. Так маменька захотела…и сестрица тоже.
ШУРШИК: Э-эх, ты! Не любят они тебя.
ДУНЯША: Что ты! Они хорошие, только… (Замечает, что Шуршика нет) Шуршик, ты где? Шуршик! А как же хлебушка? Ну вот, что же я наделала, за своими разговорами оставила Шуршика без хлеба. Шуршик, ау! Шуршик! Ау-Ау!

Появляется Бабушка Аушка.

БАБУШКА АУШКА: Здесь я, здесь. Чего звала? Заплутала? Заблудилась? С лесной тропки сбилась?
ДУНЯША: Да я… Я Шуршика звала.
БАБУШКА АУШКА: Ах, Шуршик, ах, лесной проказник, и здесь нашуршал! Шуршика звала, а чего ж меня кликала?
ДУНЯША: Не кликала я вас.
БАБУШКА АУШКА: Как же не кликала? А кто «Ау» кричал?
ДУНЯША: Я.
БАБУШКА АУШКА: Вот я и пришла. Я Бабушка Аушка, помощница Деда Мороза.
ДУНЯША: И ты помощница деда Мороза? Сколько же у него помощников!
БАБУШКА АУШКА: А в лесу без помощников нельзя. Вдруг заплутает кто, а тут я – Бабушка Аушка. Успокою, верную дорогу покажу. А еще могу и сказку рассказать.
Про травушку целебную и отвары волшебные. Любую хворь вылечить могу! Ты вот думаешь, почему дед Мороз никогда не болеет? Почему ему любая стужа нипочем? Отвары мои целебные круглый год пьет, потому и не болеет. За все это он меня к себе в помощники взял.
ДУНЯША: Бабушка Аушка, а хотите, я вас пирожком угощу? Горяченьким.
БАБУШКА АУШКА: Спасибо, Дуняша. Сытая я. А вот тебе подкрепиться бы не мешало, путь-то домой дальний.
ДУНЯША: Да рано мне еще домой. Мне еще хворосту набрать надо.
Появляется Дед Мороз с вязанкой хвороста.
ДЕД МОРОЗ: Эка беда – хворост. На-ка вот, целую охапку тебе набрал.
ДУНЯША: Ой, дедушка Мороз! Настоящий?
ДЕД МОРОЗ: Самый что ни на есть настоящий. Не веришь? А вот смотри! (Дед Мороз дотрагивается до елки, она начинает переливаться разными цветами) А вот еще: (Дед Мороз подул на Дуняшу, она съежилась от холода) Ну как? Настоящий я Дед Мороз или нет?
ДУНЯША: (дрожа от холода) Н-н-нас-с-стоящий. С-с-амый нас-с-тоящий.
ДЕД МОРОЗ: Замерзла?
ДУНЯША: Н-ничего, от-тогреюсь.
Вдруг мимо пробежал Шуршик, он стал бросать в Дунюшку еловые шишки. Дунюшка стала смеяться и уворачиваться.
ДУНЮШКА: (Засмеялась) Шуршик! Это ты? Ах ты, проказник! Шуршик, я же тебя пирожком не угостила. (Раскрывает корзинку, в это время Шуршик убегает.) Надо же, опять убежал.

Мимо пробегает Баба Жара. Она кружится вокруг Дунюшки, машет руками и убегает.

ДУНЯША: Вот мне и потеплело.
ДЕД МОРОЗ: Понравилась ты, Дунюшка, моим помощникам. Не дают они тебе замерзнуть. Видно, хорошая ты, добрая.
ДУНЮШКА: Спасибо, Дедушка Мороз.
ДЕД МОРОЗ: А теперь возвращаться тебе пора. Погоди-ка. Мороз крепчает, а шубенка у тебя вся просвечивает. (Достает из мешка шубку, шапку, рукавички) На-ка вот, надевай.
ДУНЯША: Это мне? Да как же это? Глазам своим не верю такая красота. А может, мне это все причудилось? Словно в зимней сказке побывала.
ДЕД МОРОЗ: Не причудилось. Бери, бери. Считай, что и правда в сказке побывала.
ДУНЯША: Спасибо, Дедушка Мороз.
ДЕД МОРОЗ: (Достает из мешка шкатулку, открывает ее. Все засветилось вокруг) А это подарок тебе от меня к празднику. Камни драгоценные. Знаю я, мастерица ты. Кокошник себе красивый сошьешь, да сарафан украсишь.
ДУНЯША: И впрямь – сказка! Красота-то какая! Спасибо дедушка!
ДЕД МОРОЗ: Ступай, ступай домой. Скоро вон звездочки на небе появятся, а тебе засветло добраться надо. И я пойду. Дел еще много, надо деревья снежком укрыть да елочку красивую детишкам на праздник выбрать.
Крашу ёлки и кусты
Цветом серебристым,
Строю звонкие мосты
Я на речках быстрых.

И на ранней на заре
В окнах, как на льдине,
Нарисую на стекле
Чудные картины.

Дед Мороз под Новый год
Все, что хочешь, принесет.
Загадай желанья ты –
И исполнятся мечты.

Загадай желанья ты –
И исполнятся мечты.
Расходятся в разные стороны.

КАРТИНА 3.
Изба мачехи. Марфуша сидит за столом, ест блины.

МАРФУША: Жарко!
МАМАША: Сейчас открою, сейчас. (Бежит к двери, раскрывает)
МАРФУША: Холодно!
МАМАША: Сейчас прикрою, сейчас. (Бежит к двери, раскрывает)
МАРФУША: Снова жарко!
МАМАША: Ах ты, Господи. Бегу, бегу. (опять бежит к двери. В это время входит Старик. Мамаша чуть не «вылетает» в открытую им дверь)
Олух ты старый. Чуть жизни меня не лишил. А ну, как бы я сейчас с крыльца сиганула.
СТАРИК: А я что? Я ничего.
МАМАША: Я и вижу, что ничего. Мы тут с Марфушенькой все в работе.
СТАРИК: Я уж вижу, уработались. Одна блины целый день лопает, другая по ее приказу туда-сюда топает.
МАМАША: Поговори мне, поговори. Отправлю вслед за доченькой твоей, в лес.
СТАРИК: Да я и сам в лес за ней пойду. Послушал вас, дочку на погибель отправил. Все! Теперь по-моему будет. Хватит! Не буду больше молчать!
МАМАША: А чего это ты разошелся? Да я…
СТАРИК: (Замахнулся на мамашу) Цыц! Сказал, теперь по-моему будет.
МАРФУША: Мамань, а чего это он?
МАМАША: Да я и сама, доченька, не пойму, что это с ним.
СТАРИК: В лес пойду, Дунюшку разыщу и в обиду ее больше не дам. Понятно?
МАМАША: П-понятно.
МАРФУША: Как не понятно? Понятно.
(Открывается дверь, на пороге Дунюшка)
МАРФУША: Мамань…(Она поперхнулась блином и закашляла. Мамаша подбежала, стала хлопать ее ладонью по спине)
МАРФУША: (Закричала) Ой-е-ей! Маманя, больно! Булавка ведь там… в спину прямо.
ДУНЯША: (подбежала к ней) Давай, сестрица, я уберу.
МАРФУША: Из-за тебя все. Маманя уберет. Мамань, а у кого Дунька такую шубу нарядную сперла?
СТАРИК: Опять за свое?
МАМАША: Что и спросить нельзя?
ДУНЯША: Почему нельзя? Я и сама расскажу. В сказке я побывала. В волшебной. А Дед Мороз мне шубку новую подарил.
МАРФУША: А где ты его взяла, этого Деда Мороза?
ДУНЯША: Он сам пришел. Я пол елкой сидела.
МАРФУША: (Старику) Чего стоишь, готовь мне обутки да шубу. Тоже в сказку пойду!
МАМАША: Доченька, да куда ж ты? Мороз, холод…
МАРФУША: (Надевает шубу, валенки) Сказала, значит пойду. Тоже шубу новую хочу.
СТАРИК: Иди, иди, заодно и хворосту наберешь.
МАМАША: Совсем сдурел, старый? Где же она тебе зимой хворосту наберет? Снегу по колено.
СТАРИК: А чего ж вы тогда Дунюшку в лес отправили, а? Раздевайся, доченька. Намерзлась, поди.
ДУНЮШКА: Что ты, отец. Я столько друзей в лесу нашла.
МАРФУША: Ну, мне друзья ни к чему. Мне деда этого…Мороза, да шубу новую.
ДУНЯША: (Достает шкатулку) А вот еще, посмотрите. Это подарок Деда Мороза.
МАРФУША: А-а-а (словно потеряла дар речи) Мамань, растопыривай дверь, некогда мне тут с вами, мне к Морозу надо быстрей. Вот увидите, я еще больше каменьев разноцветных принесу, и шуба у меня лучше, чем у Дуньки будет.
МАМАША: (ей вслед) Марфушенька, блинчиков хоть на дорожку возьми!
МАРФУША: Маманя, ты совсем сдурела, Мне за шубкой надо да каменьями разноцветными, а вы тут со своими блинчиками.

КАРТИНА 4.
Метель. Воет ветер. Марфуша идет по лесу.

МАРФУША: Все, устала. Вот сяду у этой елки и буду Мороза ждать. (Вдруг в нее «прилетела» шишка.) Ой! (опять) Ой! Что это?
ШУРШИК: Это не что. Это кто. Я – Шуршик.
МАРФУША: Кто? Кто?
ШУРШИК:
Лесной человечек в лесном одеянье
Люблю привлекать я людское вниманье
Я здесь пошуршу, я там пошуршу.
Я – Шуршик, я – Шуршик, я – Шуршик!
Шур-шур!

Шуршания звук для меня как отрада
Мне звука другого, поверьте, не надо!
Я здесь пошуршу, я там пошуршу.
Я – Шуршик, я – Шуршик, я – Шуршик!
Шур-шур!

У Деда Мороза я главный помощник.
Ведь, если не я, то ему кто поможет?
Я здесь пошуршу, я там пошуршу.
Я – Шуршик, я – Шуршик, я – Шуршик!
Шур-шур!

МАРФУША: Слушай, Шуршик, шурши отсюда. Я здесь деда поджидаю.
ШУРШИК: Деда? Какого деда?
МАРФУША: Знамо, какого. Мороза.
ШУРШИК: Мороза? И что, думаешь, он к тебе придет?
МАРФУША: Придет, куда он денется. Мне шуба нужна и каменья разноцветные.
ШУРШИК: А зачем тебе каменья?
МАРФУША: Как зачем? Дунька мне кокошник каменьями разошьет, нарядно будет.
ШУРШИК: Дунька? А кто это?
МАРФУША: Дунька-то? Сестра моя сводная, змея подколодная. (Шуршик незаметно убегает) Эй, ты где? Странный какой-то. Убежал и даже не дослушал. Чего это холодно-то так?
Мимо пробежала быстро Баба Жара и даже не остановилась.
МАРФУША: Что это? Вроде как теплом повеяло. Эй! Стой!  И эта убежала. И дед что-то не идет. Эй, дед, ты где? Ау! А-у! Оглох, что ли? (Еще громче) Ау! Ау!
Появляется Бабушка Аушка.
БАБУШКА АУШКА: Кто меня звал? Кто меня кричал? Не ты ли, красна левица?
МАРФУША: Вот еще! Буду я тебя звать. На что ты мне? Мне дед нужен. Мороз.
БАБУШКА АУШКА: А меня зачем кликала?
МАРФУША: Слушай, бабка, ты не поняла, что ли? Мне Мороз нужен. А тебя я не звала.
БАБУШКА АУШКА: Я же не глухая. Я четко слышала, как ты АУ кричала, меня кликала. Я – Бабушка Аушка. Тем, кто заблудился – помогаю из леса выйти, тропки-дорожки показываю, сказки рассказываю.
МАРФУША: Мне это ни к чему. И не заблудилась я, и сказки твои слушать не желаю.
БАБУШКА АУШКА: А чего же ты желаешь?
МАРФУША: Знамо чего! Шубку нарядную да каменья разноцветные.
БАБУШКА АУШКА: Да кто ж тебе их даст?
МАРФУША: Дед Мороз. Дуньке же дал и мне даст.
БАБУШКА АУШКА: Добралась, значит, Дунюшка. Вот и хорошо. А вдруг не даст тебе Дед Мороз, что ты хочешь.
МАРФУША: Пусть только попробует. А ты не знаешь, где он шастает? Сколько мне тут еще сидеть? Я уже и замерзла, и есть хочу.

Бабушка Аушка исчезает.

Эй, бабка, ты где? И эта скрылась. Ну и лесок! Че творится. Маменьки на вас нет. Вы бы давно у нее по струнке ходили. А есть-то как хочется. Надо было блинов взять, зря маманю не послушалась. Чего бы пожевать? О! Этот Шпунтик…Шунтик…да как же его там, забыла совсем, шишки раскидывал, хоть орешки поесть. (Начинает искать в сугробе шишки).

В это время за деревом появляются Дед Мороз, Баба Жара, бабушка Аушка и Шуршик. Они что-то шепчут Деду Морозу. Он их выслушал и сделал знак – уйти. Сам тихонько подходит к Марфуше.

ДЕД МОРОЗ: (поет, как бы не обращая внимания на Марфушу)
Крашу ёлки и кусты
Цветом серебристым,
Строю звонкие мосты
Я на речках быстрых.

И на ранней на заре
В окнах, как на льдине,
Нарисую на стекле
Чудные картины.
МАРФУША: О, распелся он.
ДЕД МОРОЗ: Потеряла что, девонька?
МАРФУША: Потеряешь тут с вами. Есть хочу, пить хочу, домой хочу.
ДЕД МОРОЗ: Так иди домой, там и поешь, и попьешь.
МАРФУША: Здрасьте! А я для чего сюда шла?
ДЕД МОРОЗ: Не знаю. Ты же шла, ты и должна знать. Может, хворосту тебе надо?
МАРФУША: Ты, дед, видать, совсем свой ум отморозил. На что мне хворост? Хворосту и Дунька принесет. Мне шубка нужна нарядная да каменья разноцветные. Давай, неси, где там у тебя.
ДЕД МОРОЗ: Так шубку да каменья заслужить надо.
МАРФУША: А Дунька чем заслужила?
ДЕД МОРОЗ: Дунюшка-то? Добротой своей.
МАРФУША: И что мне теперь делать прикажешь? Я домой без шубки не вернусь.
ДЕД МОРОЗ: Не могу я один вопрос такой решить. Надо мне с друзьями посоветоваться.
МАРФУША: Да что толку с этих друзей? Вот каменья… И потом, некогда мне ждать. Мне скорей надо.
ДЕД МОРОЗ: Ну, смотри, как знаешь. (Собирается уходить)
МАРФУША: Эй, дед, ладно, зови своих друзей, советуйся. Так уж и быть, подожду.
ДЕД МОРОЗ: (Говорит громко, сложив руки, как рупор)  Друзья мои верные, жду вас на поляне у елки волшебной.
МАРФУША: И долго ждать?
ДЕД МОРОЗ: А чего ждать? Вот они.

(Тут же из-за дерева появляются Баба Жара, Бабушка Аушка и Шуршик. Они о чем-то советуются. Марфуша хочет подслушать, тихонько пробирается к ним да падает, застревая в сугробе)

ШУРШИК: Нехорошо подслушивать.
МАРФУША: Тебя не спрашивают. Говори, дед, чего решили.
ДЕД МОРОЗ: Вот что, Марфуша, решили мы и тебе подарки новогодние дать. Вот тебе шубка. (подает ей простой овчинный полушубок).
МАРФУША: Это мне что ли? У Дуньки-то вон какая нарядная.
ДЕД МОРОЗ: Не хочешь, не бери.
МАРФУША: А шкатулку с каменьями?
ДЕД МОРОЗ: А вот шкатулка с каменьями.
МАРФУША: То-то! Ну, ладно, пошла я. Некогда мне тут с вами.
ДЕД МОРОЗ: Постой, Марфуша.
МАРФУША: Чего еще?
ДЕД МОРОЗ: Ты спасибо сказать забыла.
МАРФУША: И без моего спасибо обойдетесь. Да и не приучена я спасибо говорить.
Марфуша уходит.
ДЕД МОРОЗ: Ну, что, друзья, пойдемте и мы. Дела исполнять надо, лес к празднику готовить. (поет)
Дед Мороз под Новый год
Все, что хочешь, принесет.
Загадай желанья ты –
И исполнятся мечты.

Загадай желанья ты –
И исполнятся мечты.

КАРТИНА 5.

МАМАША: Вечер на дворе, сходил бы, старик, поискал Марфушеньку.
СТАРИК: А чего ее искать? Не маленькая, сама дорогу найдет.

Голос Марфуши.

МАРФУША: Маманя, раскрывай дверь, я с подарками иду.
МАМАША: Марфушенька, доченька, сейчас, сейчас.
Входит марфушенька. Мать оглядывает ее со стороны.
МАРФУША: Ты, маманя на шубу не смотри, ты на каменья разноцветные смотри. Во, какая большая шкатулка, не то, что у Дуньки. Еле доперла.
Марфуша раскрывает шкатулку, а в ней – уголья.
МАРФУША: Мамань, что это?
СТАРИК: Как что? Уголья. Черные, не разноцветные.
МАРФУША: Мамань. Что же это, а? Как же это, а?
СТАРИК: Что заслужила, то и получила.

Слышен голос: «Хозяева, дома ли? Дверь отворяйте, гостей встречайте!»
Входит Добрый молодец.

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ: Дунюшка! Солнце мое. Как увидел я тебя, сон потерял. Не стал весны дожидаться. Собирайся, ко мне поедем. Там и матушка уже дожидается. Станешь ей дочерью. И ты, отец, собирайся. Места в нашем доме всем добрым людям хватит.
СТАРИК: А что? Собирайся, доченька, поедем.
ДУНЯША: Чудеса! До сих пор не могу в себя прийти. Как будто сказка продолжается. ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ: Сказка так сказка! Собирайся!
ДУНЯША: Мне сборов- то? Шубку возьму да шкатулку, подарок деда Мороза. Вот и все мое добро.
СТАРИК: Ничего, дочка! Было бы здоровье, а добро наживем!
МАРФУША: Мамань, а я как же?
МАМАША: А мы, а мы как же?
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ: А вы поживите, да подумайте. Кого обидели, кому плохо сделали.
Прощайте.

Старик, Дуняша и Добрый молодец уходят.

МАРФУША: Каменьев лишили, шубки нарядной лишили, жаниха и того лишили.
МАМАША: Не плачь, доченька, не плачь, Марфушенька. Да мы им…да я им…
МАРФУША: Да, отстаньте вы, мамаша. Из-за вас все.
МАМАША: Да я что…да я же ничего…
Мать в обнимку с дочерью плачут.

Появляются все герои по очереди. Дед Мороз запевает, припев поют все вместе.
Финальная песня.

Если ты поверишь в чудо,
Оно непременно произойдет
Желания все исполняться будут,
И в гости придет Новый год.

Ты посмотри по сторонам,
Нас ждут чудеса зимой и летом
Искрятся радостью глаза,
Ты только должен верить в это.

Припев: Ведь если ты поверишь в чудо,
Оно непременно произойдет
Желания все исполняться будут,
И в гости придет Новый год.

По свету ходит доброта,
Снежинки на ладони тают,
А добрым нужно быть всегда,
Ведь доброты так не хватает.

Добро нам поможет поверить в чудо,
И чудо, конечно, произойдет.
Желания все исполняться будут,
И в гости придет Новый год.

Желания все исполняться будут,
И в гости придет Новый год.

Конец. Занавес.


Рецензии