Ложь во спасение - 1

                «Ложь – намеренное искажение истины, неправда, обман»
                Словарь В.И.Даля


       Интересную жизнь прожил великий русский врач Николай Иванович Пирогов. Множество людей он спас, но ещё больше было спасено врачами, опиравшимися на его открытия. Н.И. Пирогов не только оперировал, но и разрабатывал новые способы наркоза, новые подходы к лечению, за что он достоин глубочайшего уважения.

       Всё вроде бы понятно. Есть хороший человек. Есть поразительные результаты лечения больных в мирное и военное время. Что можно об этом сказать? Только то, что учись и работай как он. Но не всё так просто. Однажды Николай Иванович предложил всем хирургам оперировать в белых халатах. До этого на операции хирурги надевали старые сюртуки и вообще то, что не жаль. За это предложение Н.И.Пирогов был «госпитализирован» в психиатрическую больницу. Через три дня, правда, его выпустили, т.к. никаких психических отклонений у него не было выявлено. Ношения белых халатов врачами удалось добиться венгерскому врачу Теодору Бильроту, работавшему в Вене. Надо сказать, что в переписке с Н.И.Пироговым Бильрот признавал Николая Ивановича своим учителем. К слову сказать, Бильрот в апреле 1877 года в Петербурге оперировал Н.А.Некрасова. Операция состоялась на квартире поэта и после неё он прожил ещё 8 месяцев (умер от другого заболевания).

       Учеником Н.И.Пирогова был также и выдающийся хирург Н.В.Склифосовский. Николай Васильевич был очень хорошим диагностом и хирургом, работавшим в действующей армии, в Одессе, Киеве, Петербурге, Москве… Н.И.Пирогов высоко ценил Н.В.Склифосовского как врача и учёного. Поэтому, когда тяжело заболел, то обратился за помощью именно к нему. 24 мая 1881 года на консилиуме Н.В.Склифосовского и Бертенсона было установлено наличие рака верхней челюсти. Н.В.Склифосовский полагал, что надо немедленно оперировать. Почему Николай Иванович, будучи высочайшим профессионалом, не мог сам поставить себе диагноз? Но ведь когда дело касается самого врача или его близких , то очень трудно быть объективным.

       По настоянию Александры Антоновны, своей второй жены, Николай Иванович отправился в Вену к Бильроту, которого он очень высоко ценил как врача. Во время осмотра Теодор Бильрот убедился в правильности ранее выставленного диагноза. Но что он видел перед собой? Перед ним был семидесятилетний мужчина в состоянии жесточайшей депрессии. Тем более, что Бильрот не считал, что операция поможет Николаю Ивановичу. Что делать в такой ситуации? Подтвердить диагноз и обречь измученного человека на смерть? А решение надо принимать без промедления. Здесь и сейчас. Можно представить с какой надеждой и мольбой Николай Иванович смотрел на Теодора. Бильрот принял единственное правильное, как ему казалось, решение.

       В кабинете сидели два великих врача. Приобняв и тепло посмотрев на Николая Ивановича, Теодор стал тихо ему говорить о том, что это никакой не рак. Да, это болезнь, которая ещё долго будет его беспокоить. Но это не рак. Теодор внушал Николаю Ивановичу то, во что так хотелось верить. Давал различные рекомендации, говорил, что для полосканий надо использовать квасцы. Николай Иванович на глазах преображался. Уже в дороге он, не в силах успокоиться, благодарил жену за то, что она настояла на этой поездке. Восхищался Теодором. Депрессии как ни бывало.

       Болезнь продолжала прогрессировать, но Николай Иванович верил, что это неопасно. Он прожил ещё полгода. Принял участие в торжествах по поводу своего семидесятилетия. Николай Иванович продолжал принимать больных. До последнего дня он писал свой дневник. Последние строки были посвящены проблеме бессмертия. Как бы то ни было, но он вошёл в когорту величайших врачей мира.


Рецензии
Вы очень по-человечески описали мотивы, которыми руководствовался Теодор Бильрот. Мне кажется, что иногда правду лучше не говорить, чтобы не убить надежду и не сделать оставшееся для больного время на этой земле беспросветным.

Спасибо Вам, уважаемый Виктор.

С искренней признательностью,
Кира

Кира Викторова   24.03.2021 00:38     Заявить о нарушении
Думаю, что Бильрот поступил правильно. Операция, даже проведённая Склифосовским, Вряд ли бы что-то изменила, а жизнь осложнила бы значительно.
С теплом. Виктор

Виктор Афсари   25.03.2021 21:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.