Женщина-муза. Глава 4. Первые воспитанники

               
  Первые воспитанники Виктории Ивановны были вообще первыми интернатовцами. Когда открылась санаторная школа-интернат, они прибыли сюда в 4 класс со всей области. Класс был очень трудный, неуправляемый. Стоило воспитателю вывести их на школьный двор, как они мгновенно исчезали, как будто растворялись в прозрачном воздухе, напоенном морской влагой и запахом трав окружающей степи. К тому же воспитатели у них часто менялись.

 В первый год их воспитателем был молодой учитель труда Белый Иван Павлович. Об этом я узнала от него самого, когда он приехал в школу-интернат через много лет. В нашей санаторной школе он работал всего один год.  А потом учился  в Москве, работал юристом в России. Когда ему исполнилось 60 лет и он вышел на пенсию,  то  решил посетить все места своей прежней работы. Он и рассказал мне об этом своём 4 классе и воспитательском опыте. Он вспоминал, что вытворяли мальчишки, стоило их оставить одних.

 Я спросила у него:
- Вы помните такую девочку Мельник Лиду?
- Конечно, помню! Это была маленькая, очень худая девочка с тонкими рыжеватыми косичками. Она была полусиротой,  отец умер от туберкулёза.
Лидочка всего боялась, плакала и просилась к маме. Когда в группе производилась уборка и заправка постелей, я оставлял девочек и спускался на второй этаж к мальчишкам. Лида не хотела оставаться с девочками. Тогда я брал её за руку, приводил в огромную спальню, похожую на солдатскую казарму, и усаживал  на платяной шкаф. Там она была в безопасности.
- Теперь она живёт здесь, на территории интерната, и работает воспитателем, -сказала я.
- Если удастся, очень хочу с ней увидеться, - обрадовался Иван Павлович и подарил своё фото для школьного музея.

 
  Иван Павлович рассказал мне, что уволился в конце того же, первого учебного года, решив, что работа воспитателя не для него.
   А его группу, уже 5 класс, передали другому воспитателю Маркусу Александру Петровичу. Тот собирался писать диссертацию по педагогике. Поэтому он экспериментировал: по его команде воспитанников сзывал горн и барабан. Но слушали его плохо. Промучился Александр Петрович  с ними целый год, а в шестом классе у них появилась новая воспитательница Виктория Ивановна.

   Как это было, мне рассказала та самая Лидочка Мельник.
   На первом педсовете перед началом учебного года директор объявил комплектацию, и все с большим удивлением узнали, что новая воспитательница назначена на самый трудный - шестой класс. Все воспитатели были уверены, что, раз директор сам привёз Викторию Ивановну в школу, то и группу даст ей самую лучшую. Но Виктория Ивановна, скорее всего, сама напросилась на эту трудную группу, убеждённая, что справится. Очень скоро она стала для шестиклассников главным воспитателем и осталась такой для них до окончания школы, а для некоторых – главной на всю жизнь.
 
 Когда начался учебный год, оказалось, что не приехала на занятия Лида Мельник.   Виктория Ивановна взяла её домашний адрес и поехала за ней в село. Оказалось, что мама  Лиды получила письмо с приглашением в интернат (такие письма направляли всем детям, находившимся дома во время летних каникул), но Лида ехать наотрез отказывалась. Увидев новую воспитательницу, которая приехала специально за ней, девочка сразу прониклась доверием к Виктории Ивановне. Через полчаса они уже ехали в школу-интернат на рейсовом автобусе. С той первой встречи их судьбы оказались связанными 
навсегда.

  У Виктории Ивановны не было своих детей, но к своим воспитанникам, ко всем без исключения, она относилась с материнской теплотой и заботой.   
    Был у неё в группе мальчик Саша Буренко. В шестом классе он попал в больницу с приступом аппендицита. Виктория Ивановна не смогла поехать к нему сразу после операции и попросила другую воспитательницу отвезти ему передачу и письмо. Прошло 35 лет. Однажды в интернат приехал высокий, стройный мужчина лет 50-ти. Это был Александр Буренко. Он привёз и показал Виктории Ивановне письмо, написанное ему в больницу. Это письмо он бережно хранил как самую дорогую реликвию.

   Мы все когда-то писали и получали по почте множество писем. Но Виктория Ивановна писала письма на специальной почтовой бумаге. Вот и это знаменитое письмо было написано аккуратным, ровным почерком на почтовой бумаге. В левом верхнем углу листа был рисунок ночного неба с узким серпом молодого месяца и мерцающими звёздами. А содержание письма было добрым и трогательным. Такое письмо не хранить было невозможно. 
Копия этого письма теперь хранится в школьном музее.

   А ещё в школьном музее есть письмо, написанное тринадцатилетней девочкой Аней  своей любимой воспитательнице в минуту душевного волнения и раскаяния. Это письмо Аня написала вечером в комнате Виктории Ивановны, пока закипал на электроплитке чайник, а Виктория Ивановна была в это время с группой в классе. Вот это письмо:
  «Добрый вечер, Виктория Ивановна!
С горячими словами к Вам Ваша воспитанница Аня (Ёж).
Сегодня суббота и Вам можно написать кипящее письмо. Я его бросила Вам, когда Вы послали меня выключить чайник.
Прошу Вас, простите меня за то, что я Вам грубила. И хочу поблагодарить Вас за отцовские ласки. Виктория Ивановна, Вы всегда подходите ко мне вовремя. Как Вы знаете меня, я не знаю.  Расскажите, пожалуйста, мне об этой тайне, если можете. Я тоже хочу овладеть этой тайной. Простите, Виктория Ивановна, за то, что я, может быть, не так выразилась, ведь я ещё не совершенно умная. И если я буду Вам грубить, то на это не обращайте внимания.
  Спокойной ночи, дорогая моя воспитательница Виктория Ивановна!
   Писала Аня (Ёж)».

    Письмо написано почти без ошибок. Аня не знала только, как пишется слово «выразилась» и написала так: «выражелась». Зато повсюду в письме обращение на «Вы» с большой буквы и выделены обращения  запятыми. А какой слог!
 
   Очень хорошо помню эту красивую девочку с пушистыми волосами и твёрдым, колючим характером. Недаром Виктория Ивановна называла её ёжиком. Когда писалось это письмо, Виктория Ивановна ещё жила в комнате спального корпуса. Ане она доверяла полностью, поэтому и послала выключить чайник именно её.
   
   Через год Аня окончила восьмилетнюю школу, попыталась поступить в медицинское училище. Это всегда было нереально без знакомства и взяток. Поэтому Аню и ещё одного мальчика Васю из этого класса Виктория Ивановна отвезла и определила  в одесскую среднюю школу-интернат.    
   Через неделю Аня приехала к Виктории Ивановне вся в слезах и рассказала, что им как новеньким устроили «тёмную» - накрыли одеялом с головой и избили. Виктория Ивановна отправила её обратно и тут же поехала разбираться. После этого уже проблем не было. Аня окончила среднюю школу, а позже и медучилище, получила специальность акушерки, о чём давно мечтала.
   
    К Виктории Ивановне она приезжала при первой возможности, делилась самым сокровенным, как с самым близким человеком. Однажды она приехала с новостью, что выходит замуж за молодого человека по фамилии Картузов.
- Что это за  фамилия! – возмутилась Виктория Ивановна, сделав по обыкновению свою кривую усмешку, - Звучит ужасно! Зачем тебе муж с такой фамилией?!
   Аня выслушала её молча, уехала электричкой в город, и с тех пор  к Виктории Ивановне она не приезжала никогда.
 
   Я её встретила как-то случайно на улице недалеко от роддома, в котором она успешно работала акушеркой. Мы обе очень обрадовались встрече.  Аня познакомила меня с двумя сыновьями,  мальчишками-погодками, сказала, что с мужем живёт хорошо. Вот так вышло. Аня выросла, стала «совершенно умной» и научилась самостоятельно принимать жизненно важные  решения.   


   
               
               


Рецензии
С удовольствием читаю про Викторию Ивановну и её учеников.
Помню, что значит для подростков мудрый старший товарищ.
Спасибо людям-маячкам!
И Вам, Рита, за светлое повествование. С уважением,

Марина Клименченко   17.08.2019 10:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Марина! Удачи и добра!

Рита Аксельруд   17.08.2019 12:52   Заявить о нарушении