Плеханов и социализм
Анализируя ход общественного развития, Плеханов отстаивал марксистский тезис о решающей роли производительных сил в лице трудящихся масс, как основы социально-экономических взаимодействий в обществе, которые также являются основой всех общественных отношений и одновременно движущей силой исторического процесса. Кроме того, производительные силы выступают как формирующая сила влияющая на изменение социально-экономических взаимоотношений в обществе.
В таких работах, как "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", "К вопросу о развитии монистического взгляда на историю", (монистический взгляд рассматривает политологию в качестве самостоятельной, автономной науки о политике во всех ее проявлениях и взаимодействии с другими сферами общественной жизни), Плеханов убедительно раскрывает огромную роль активной, творческой деятельности людей в деле ускорения социально прогресса в историческом процессе обществ.
Ему удалось продемонстрировать зависимость правового, морального и эстетического сознания от экономического положения обладателей такого сознания и показать, что политика и мораль, право и искусство выражают интересы конкретного класса.
В труде "К вопросу о роли личности в истории" Плехановым был дан образец материалистического решения проблемы роли выдающихся людей в истории общества. При этом он подчеркивал, что личности становятся великими тогда, когда они, в своих действиях, выражают их объективную необходимость, имеющую место в ходе истории.
Плеханов был уверен, что "...в исторической жизни каждого класса бывает период, когда его "частный" интерес есть также интерес к поступательному движению всего общества и тем самым интерес всего общества в этом развитии." Совпадение интересов и формирование общего интереса происходит, по выводу Плеханова, в период борьбы за кардинальные прогрессивные преобразования в обществе.
Вкладом Плеханова в философию является анализ классового характера общественной идеологии. Именно интересы класса определяют и формируют его идеологию. Он писал, что каждый класс всегда прекрасно, хотя и бессознательно, приспосабливает к своим экономическим нуждам свои "идеалы". Но это приспособление может произойти различным образом, и почему оно совершается так, а не иначе, это объясняется не положением данного класса, взятого в отдельности, а всеми частностями отношения этого класса к его антагонисту. С появлением классов развитие противоречий становится не только двигающим, но и формирующим стремление к бесклассовому обществу без всяких привилегий какого-либо класса на основе развития равноправия и социальной справедливости.
Противоречивым является подход Плеханова к анализу социальной революции. В начале своей деятельности он придерживался марксистского положения о социальной революции как законе исторического развития. В дальнейшем точка зрения Плеханова на движущие силы революции и условия ее осуществления меняется. Теоретически допуская необходимость социальной революции, по существу Плеханов выступал за примирение классовых интересов. Применительно к России он абсолютизировал необходимость созревания объективных предпосылок, т. е. уровня экономического развития.
Он считал, что рабочий класс и крестьянство не готовы к социальным изменениям, отводя им пассивную роль и возводил на роль гегемона стихийного исторического процесса социально прогрессивную буржуазию, представители которой считали, что трудящиеся сельского и промышленного сектора экономики заслуживают более лучшего социально-материального положения в русском обществе, как основные производители всех материальных благ для развития общества.
Плеханов говорил, что экономика никогда не развивается сама собою, а всегда только через какие-либо политические институты общества! В своих трудах он доказал, что Россия в историческом развитии шла и идёт по тому же пути, по которому шли и другие европейские страны, то есть от феодализма к капитализму и от монополии капитала к монополии законов о социальных гарантиях, а значит к социализму. Он понимал, что никакой самобытности, кроме застоя и реакции в развитии России нет и отверг противопоставление истории её развития к истории Запада.
Плеханов на первый план выдвигал как развитие классов, так и развитие борьбы между ними на основе разности интересов, выступал за ликвидацию классовых привилегий и движение к бесклассовому обществу, к смене борьбы классов на борьбу разумной сущности человека с его животной сущностью. Он пытался выяснить причины неравномерности социально-исторического развития разных стран мира, почему в одних условиях возникал накал борьбы, в других – временное примирение классов.
Плеханов показал, что вся история развития русской революционной мысли - это попытка найти такую программу действий, которая обеспечила бы революционерам не только сочувствие и поддержку со стороны народных масс, но и позволила реализоваться социалистическим и коммунистическим принципам равноправия и социальной справедливости, которые должны быть на порядок выше буржуазных, товарно-денежных принципов справедливости.
Подытоживая, можно сказать, что, несмотря на некоторые расхождения с классической марксистской теорией, Плеханова можно рассматривать как одного из крупнейших продолжателей и пропагандистов диалектических принципов в развитии идеи социализма как на Западе, так и на территории России в конце девятнадцатого начале двадцатого века.
По теме -
http://www.proza.ru/2017/10/06/720
http://www.proza.ru/2016/06/22/414
http://www.proza.ru/2012/11/02/632
http://www.proza.ru/2014/09/04/413
http://www.proza.ru/2014/02/27/79
http://www.proza.ru/2013/10/30/195
http://www.proza.ru/2015/01/10/1470
http://www.proza.ru/2010/03/13/641
Если вам что-то понравилась, у вас есть желание и средства разместить это для дальнейшего распространения, то вам ничто не мешает и для этого достаточно только нажать внизу кнопку \Разместить анонс\, если вы зарегистрированы на сайте...
Огромная благодарность всем, кто размещал анонсы моих статей и переводил мне свои баллы для анонсирования статей по этой теме!
БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!
А чтобы о чём-то прочитать в моих произведениях на социально-политическую тему, то достаточно набрать в поисковике ключевое слово и мою фамилию - Аникеев.Проза.ру.
Благодарю за прочтение и неравнодушие!!!
Свидетельство о публикации №215091302112