Практопия

{{DISPLAYTITLE:Практопия}}
<b>Практо;пия</b> (термин введён Элвином Тоффлером) — литературный жанр, в котором, как и в утопии, описывается модель лучшего общества, но, в отличие от утопии, признаётся неидеальность данного общества. В каком-то роде это — компромисс между [[Утопия|утопией]] и [[Антиутопия|антиутопией]]. Упрощённо, мир утопии, по мнению автора, хороший — доведённый до идеала, антиутопии — плохой — доведённый до абсурда, практопии — иной (пусть и с претензией на усовершенствование). Если под утопию подойдёт [[Романтическое Средневековье]], а под антиутопию  — [[Навозные века]], практопия более соответствует миру в котором [[Нет мира под оливами]].
Законодательство в практопии, в отличие от утопии, не идеально, но, в отличие от антиутопии, терпимо. Если вы его нарушите и не будете сопротивляться, вас ждёт не расстрел на месте, а суд с адвокатом. А дальше, как получится.
Утопия могла не получиться в данном мире, потому, что правительство не сплошь честно и порядочно, либо хотели как лучше, а получилось… Нехватка ресурсов, тяжёлое наследие и т. д. прилагаются.

== Определяющие черты практопии ==

* Сама суть описываемого общества — [[Все оттенки серого|серая]]. В противопоставление [[Все оттенки белого|светлой]] — утопии и [[Чернуха|мрака]] антиутопии.
* [[Все оттенки серого]] в отношениях между героями, даже если конфликт не выходит за рамки дружеских разногласий.
* Протагонисты могут не быть идеальными слугами системы, но и радикальных перемен, тем более радикальными методами, не добиваются.
* Если в утопии идеал достигнут, хотя это не всегда означает застой, а в антиутопии — регресс, то в практопии мир может не спеша развиваться обычным темпом. Либо стремиться к утопии, или скатываться в антиутопию. Если утопия оказывается недолговечной, возможно, её следует считать уже практопией. Антиутопия может допускать надежду на [[Сопротивление|сопротивление]], или какую-нибудь случайность, стихию и т. д. Например в экранизации  1999 "Фермы животных Дж. Оруэлла резиденцию Наполеона {{spoiler|смывает дождём}} и {{spoiler|вместо него приходят добрые хозяева}}, <ref>Автор статьи находит "забавное" сходство с заменой предательского правительства СССР западными ставленниками.</ref> а в мультипликационной версии 1954 года животные поднимают восстание уже против него.
* Научно-технические, политико-экономические и пр. достижения практопического мира являются как благом, так и злом. Например, какой-нибудь новый промышленный материал, или двигатель, окажется сущим кошмаром для окружающей среды. Если он окажется экологически чистым, то дорогим. Или ещё с каким-нибудь побочным эффектом.


== Литература  ==

* Данияр Шишкин относит к данному жанру такие фантастические произведения как «Убик» и «Снятся ли роботам электровцы?» Филипа Дика, хотя автор статьи считает последнее —  антиутопией.
* «Схизматрица» Брюса Стерлинга.
* «Калиф на час» Юрия Грекова.
* Цикл рассказов  С. В. Лукьяненко «Прекрасное далёко» и его же трилогия «Лорд с планеты Земля».
* Роберт Шекли «Корпорация «Бессмертие». {{spoiler|Открыты способы сохранения души; после смерти те;ла, и её переселения}}, {{spoiler|что породило новые виды преступности}}.
* Миры «Моста», и «Муравейника» Уильяма (Вильяма) Гибсона. Как, впрочем, пожалуй, и остальные миры классического киберпанка.

== Фильмы и телесериалы ==

* Особое Мнение (Separate opinion) Стивена Спилберга.
* «Назад в будущее», 2-я серия. Мир 2015 года.
* «Вспомнить всё 2070». Протагонисты добросовестно выполняют свои обязанности в «Бюро по защите граждан». Но действуют, особенно Дэвид Хьюм, {{spoiler|который — человек}}, порой [[К чёрту закон, я делаю добро!|не по закону, а по совести]]. Например, в 9-ой серии «Baby Lottery» (рус. «Детская лотерея») {{spoiler|они спасают ребёнка от похитителей, хотевших использовать его в своих интересах, выявляют незаконное применение боевого андроида, после чего Дэвид вместе с другом и напарником Яном Фарвом, {{spoiler|который — андроид}}, дают его родителям с ним сбежать, вместо того, чтобы арестовать их, а ребёнка сдать в специнтернат из-за генетической предрасположенности к преступлениям, на что родители ранее как бы согласились, дабы избежать социальных дискриминаций. }}
* «Запретная наука/Forbidden Science»








Иллюстрированный вариант со спецсимволами samlib.ru/editors/e/erik_a_b/space_opera_vs_cyberpunk.shtml

    Итак, вначале разберёмся, что ж это за поджанры научной фантастики? Сам по себе жанр научной фантастики подразумевает существование в мире-каноне художественного произведения неких объектов, субъектов, явлений имеющих вполне материалистическое обоснование, но не встречающихся в известном автору окружающем мире. Типичный пример: гиперболоид инженера Гарина в романе А. Толстого, пропуская поток света через параболические зеркала; http://pics.livejournal.com/poluyan/pic/0003b566/s320x240 http://lib.rus.ec/i/56/312356/i_002.png    превращал его в «лучевой шнур». То, что в реальности такой луч всё равно будет рассеиваться породило миф о невозможности создания луча типа лазерного. А ещё раньше, в средние века, многие учёные мужи не верили  в возможность зажигательных зеркал^0. Просто дело в том, что "гиперболоид" должен был работать за счёт механической формы светоотражающих поверхностей, а в лазере используется иной принцип. Хотя результата можно добиться схожего. Пусть и более скромного, при нынешнем уровне развития лазерной техники. Но и про огнестрельное оружие когда-то писали, что оно никогда не получит широкого применения, так как своим шумом и дымом производит в основном психологический эффект
http://lib.rus.ec/i/20/202520/i_015.jpg
Вполне возможно, что схожим воздействием на римских солдат обладало и лучевое оружие Архимеда, если оно действительно было: разбившийся о палубу сосуд с горючим и зажжённым фитилём, или горящий просмоленный шар на вряд ли бы раззадорили команду, но были б для неё явлением понятным. Огонь! А тут: безобидные сами по себе, разве что способные при попадании в глаза на время ослепить, собираются все на одном и древесина воспламеняется. Колдовство, да и только!

    И вот мы возвращаемся ко главному отличию научной фантастики от фентези: причины всяческих "чудес", будь-то прожигание стальной брони на большом расстоянии, перемещение на большие расстояния за короткий промежуток времени, а то и вне пространства-времени и т. д., более-менее объяснимы с точки зрения техники, физики, химии, биологии. Хотя и в фентези возможно подобное. В «Дневном дозоре» Сергея Лукьяненко ведьмы обсуждали потенциальную общую массу мышей, которых надо убить для получения количества магической энергии равной затраченной на производство видения-фантома в виде чёрного кота. Нот то, всё-таки, не то!

    В "твёрдой" НФ большое внимание уделено самому предмету. И не обязательно достижению техники. Это может быть какое-то природное явление. Некая «Таинственная стена». Внешне похожая на чёрный камень, преобразующая любое соприкасающееся с ней вещество и энергию в свою массу, и способная преобразовывая свою массу в энергию летать, обладающая сознанием субстанция в «Пиявке» Роберта Шэкли. Этакая квазиразумная мобильная чёрная дыра. Его же «Абсолютное оружие» с любящим протоплазму говорящим облаком ; уже содержат элементы  фантастики юмористической. А тем более «Заповедная зона» с заводной планетой с игрушечной биосферой.

    Если злой дракон веками сидит себе в пещере и только лишь над златом чахнет, лишь иногда лакомясь неосторожными посягателями на сокровища, то это — фентези, а то и сказка. А, вот, если этот дракон, когда сыт, естественно, выделяет из специальных желёз горючее вещество и быстро выплёвывая его, чтобы не зажариться самому, поджигает, при помощи электроразрядов, как у электрического "угря" или ската, да ещё и описывается эволюция, брачные обычаи, палеонтологические раскопки... Вот это уже фантастика!

    В классических произведениях нередко привлекает оригинальность идеи, хотя порою и всплывающей в менее знаменитых среди широких масс, но более ранних творениях. Сама идея путешествия во времени, или в параллельные миры, у Г. Дж. Уэллса в "Машине времени" и "Люди, как боги" соответственно.

 У Г. Дж. Уэллса в "Войне миров" марсиане пускали тепловой луч из неких ящиков, из которых при этом сыпали зелёные искры, а при попадании в воду такой ящик взрывался. Хотя вначале и упоминается используемое для направления луча параболическое зеркало. А в «Пикнике на обочине» вся Зона с артефактами примечательна как раз необъяснимостью. Если не считать не подлежащего в романе сомнению, что оставили всё это именно инопланетяне, с неизвестными целями, а не жители параллельных миров, или миров. Необъяснимо вплоть до вечных двигателей, при неких определённых условиях, размножающихся путём деления, которые люди сумели приспособить, но так и не смогли понять самого принципа движения.

    Думал я, что если героев "Звёздных войн" пересадить со звездолётов и гравиглиссеров на летающие корабли и драконов,  а вместо световых мечей — устройств отдалённо напоминающих лазеры, но вместо луча выпускающих при вкл. и втягивающих при выкл. нечто светящееся, резко ограниченной длинны, и напоминающее при соприкосновении друг об друга на раскалённые под напряжением, хоть и оставшиеся твёрдыми(!), металлические прутья — и бластеров выдать холодное оружие с материализующимися из компактной рукояти клинками и стреляющие шаровыми молниями жезлы? Возможно, сокращение масштабности: захватывать они будут не планеты, а страны, или даже города-государства. Хотя качественно картина вряд ли пострадает, учитывая, что на многих, если не на каждой, планете показано по 1, реже двум, климатической зоне. Где-то всюду — лес густой. Где-то там — пустыня. Я имею в виду, на всю планету лес, а на другую — пустыня. Нет, есть, конечно, водоёмы... Земля, что, планета пустынь, или лесов?! Да и города, как не стараются всякие Гепы с Дупами и с конкурентами, слава Богу пока не всё захватили. Ну, перезарядка орудий, в случае того самого перехода с космооперы на фентези, будет выглядеть чуть иначе: вместо протонно-нейтронно-квази-позицион... короче говоря, из нового супер-мега-гига... источника энергии, будет использоваться энергия магическая, носимая в каком-нибудь кристалле, впрочем кристаллами космооперы тоже не всегда обделены. Ну, или, на худой конец, колёсико можно на арбалете заводить, неустанно и быстрее минигана. В крайнем случае, если без чудо-техники никак, можно приукрасить парой "панков"^1

     Итак, космоопера — гибрид научной фантастики с  фентези; попытки предсказать будущее с попыткой воспроизвести прошлое. В тех же "Звёздных войнах" в космических боях бросаются не только звуковые эффекты от взрывов и выстрелов в космическом вакууме (которые можно было заменить музыкальной озвучкой), но и "собачьими схватками" — сражением на расстоянии достаточно близком для нахождения всех участников в зоне видимости. Все орудия показанные в фильме стреляют светящимися летящими на досветовых скоростях по прямой траектории снарядами. Что-то вроде управления наблюдается у протонной ракеты, которую запускают в вентиляционную шахту (как я понял, что-то типа охладительного клапана) «Звезды смерти». А так, стреляют иксокрылы повстанцев какими-то трассерами из орудий на концах крыльев, как в имперские перехватчики, так и по двуствольным скорострельным зениткам, которые тоже представляют какую-то опасность только тогда, когда наведены стволом на место, в котором окажется цель, когда до неё долетит выстрел. Никакого намёка на уже показавшую себя во Вьетнаме зенитно-ракетную артиллерию. "Хорошо" же охранялась эта база, если транспортное судно, пусть и оснащённое орудийными турелями, в которых надо находиться самому стрелку и разворачиваться вмести с ними, и ещё некоторыми усовершенствованиями, смогло подлететь к нему на близкое расстояние и чуть не угробить флагманский имперский перехватчик, для отличия с загнутыми вовнутрь панелями солнечной ионизации, с самим лордом Вейдером за штурвалом!
    "Просто удивительно, сколько людей уверены, будто капитан управляет кораблем, глядя в иллюминатор, вроде как автомобилем. Все, конечно, по-другому. Рубка расположена в центре корабля, а управлять гораздо удобнее с помощью экранов и навигационных приборов. Единственный смотровой иллюминатор расположен на носовом конце главной оси "Трезубца". Он сделан для того, чтобы пассажиры могли полюбоваться звездами. Но мы все время движемся "носом к Солнцу", так что он всегда задраен." Ещё Хонлайн заметил в своей "Марсианке Подкейн".

    Феодальные титулы. А во II эпизоде выясняется, что должность принцессы Амидаллы — выборная, ограниченная 2-мя сроками. Принцесса,если кто не знает, это дочь королевы, её потенциальная наследница.^2

   
    Схожая картина в "Звёздных вратах",  с дополнением в виде повсеместного владение английской речью не только системными лордами, за свою тысячелетнюю жизнь могших получить данные с Земли, и существами-телепатами, но и простыми крестьянами из технически отсталых цивилизаций. Это подаётся как само собою разумеющееся. При этом существуют и местные языки. А в оригинальном фильме 1994-го года жителей Абидоса пришлось английскому учить. В серии сериала «В логове змеи (гада)», диверсионно-разведывательная группа из главных героев тайно проникает на борт флагманского корабля чрез звёздные врата. Никакой сигнализации, хотя бы в роде земной диафрагмы^3!

 

«День независимости»

   
3 типа летательных аппаратов инопланетных <u>поставщиков демократии</u> захватчиков: базовый корабль диаметром 550 км и массой 1836925*10^13 (3/4 массы Луны), от которого отстыковывается и рассредотачивается над крупными городами Земли флотилия из 25 километровых дискообразных кораблей. ; сутки они спокойненько себе висят, провоцируя вначале лишь своим видом ДТП и привлекая потенциальных контактёров. Потом сбивают вертолёты с сигнальными прожекторами какими-то плевками плазмы из щели. А дальше начинается самое интересное: на дне в центре каждого из дисков раскрываются 8 створок люка, обдавая всех собравшихся сначала зелёным светом, затем из центра выдвигается фокусирующий конус, выпускает опять же зелёный направляющий луч, а по нему пускают поток энергии, иль плазмы. Энергия растекается по городу. В общем, экстерминатус. На следующий день доблестная американская авиация пытается объяснить пришельцам, что демократию всем и всюду имеют право нести лишь они. Но все их аргументы разбиваются о невидимый силовой щит. Щит, как потом оказывается при прямом попадании ядерного заряда, не пропускает и теплового излучения. А ещё против них вылетают перехватчики в форме обрубленных спереди эллипсов с похожей на кабину гоночного «болида» с воздухозаборником рубкой сверху. И всё, как в типичной космоопере: Перехватчики пришельцев стреляют из двух орудий под дном плазмой(?) по прямой на досветовых скоростях. Во время гонки в каньоне, где главный герой накрывает преследующий его перехватчик тормозным парашютом, лишь соскальзывающим при соприкосновении с силовым полем, показан вид из кабины пришельца, с тем же видом чрез лобовое стекло и неким подобием приборной панели. http://cs627226.vk.me/v627226168/155ee/QpbTvbC-_JY.jpg
    Главные герои, кроме встречи с одним из пилотов перехватчиков, выведенным из строя одним ударом кулака пилота истребителя ВВС США, и справившимся с персоналом операционной в зоне 51, получают в пилотирование модифицированную под людей-пилотов «тарелку» типа перехватчика.
     На ней пилот и киберсталкер отправляются прямо на борт маточного корабля. Там их встречают с распростёртыми швартовыми. Вы представьте себе: подлетает к авианосцу самолёт, пусть и своей конструкции, но явно не числящийся среди вылетевших на задание. Да и сомневаюсь, чтоб за 50 лет остались неизменными не только конструкция, но и познавательные сигналы. В конце операции, инопланетный диспетчер нажимает щупальцем на изображение одного из перехватчиков на экране, пытаясь что-то выяснить, а непрозрачные щитки со смотрового триплекса кабины убираются, так, что диспетчеру становится видно, что внутри. И видит он кабину с прячущимися за панель управления землянами. И даже когда те встают и машут руками, никаких попыток уничтожить, обесточить или заглушить их, не наблюдается. Самоуверенность? Типа, ты же не ждёшь, что добыча освоит управление твоим транспортом и оружием? Но земные искусственные спутники инопланетяне освоили! Заторможенный какой-то диспетчер!
     Герои передают компьютерный вирус, распространяющийся от маточного корабля на остальные. Интересно, им не приходило в голову вставить в разъём дисковода своей ЭВМ вирусную перфоленту? Первый официально зарегистрированный взлом ЭВМ был осуществлён банковским программистом при помощи саботированных перфокарт: от банковских сделок, обработанных этой ЭВМ ему отчислялись проценты. Но вирус таки действует, отключая силовые поля. Почему нельзя было отключить, скажем, антигравитационные двигатели, чтобы корабли пришельцев попросту попа;дали? Тогда бы не было такого драматизма с авиа налётом американских истребителей, без применения тактических ядерных зарядов, вакуумных бомб и даже не сразу же начали с обстрела главного орудия.
     Тем временем наши диверсанты пускают ракету в рубку диспетчера, и освободившись от захватов, ослабевших после выстрела (у боеголовки — часовой механизм), улетают от преследования через так и не закрытый с их приёмом 3-мя раздвижными дверьми люк. Кстати, ещё в зоне 51 им объясняли, что раньше «тарелка» не работала из-за отсутствия источника энергии. Всё заработало с приходом больших кораблей. То есть, как я понимаю, они дистанционно снабжали маленькие машины энергией. Тогда каким образом диверсионной группе удалось приземлиться, когда маточный корабль уже взорвался? На Земле остался ещё не сбитый?

    Компьютерный вирус, это уже отзыв к киберпанку. Так, что же особенного у космооперы? Численный масштаб. Какое-нибудь транспортное средство в космоопере может управляться вручную с помощью механической приборной доски, если она вообще там будет. Зато, если это звездолёт — он на ручном управлении сможет облететь со сверхсветовой скоростью, гремя соплами в вакууме, Вселенную. Если что-то планетарное, то, будучи размером с легковой автомобиль, а то и мотоцикл, сможет часами зависать на антиграве, и облетает уже планету. Оружие может иметь прицел в виде мушки и планки, а то и вообще без него, как энергожезлы из «Звёздных врат». Там в одной серии даже показывали преимущество пистолета-пулемёта с коллиматорным прицелом. К жезлу приделать не думали? Зато у жезла неограниченный запас заряда. Perpetuum Mobile! + мощь всяких разрушителей и гигантизм. Например, имперский шагоход AT-AT, с тонкой бронёй на дне, меж ступоходов, — месте со стороны противотанковой артиллерии и гранатомётчиков противника.
http://pics.livejournal.com/craftuser/pic/0000h2c0/s640x480
    + образы героев. Даже у представителей Тёмной стороны есть свой кодекс, верность командованию… Само определение «тёмная сторона» подразумевает общепризнанную оценку. В «Warhammer» («Боевой молот») все воюют, и нередко между собой, либо за Императора, либо за Общее благо, за богов Хаоса, или сам Хаос. Существуют, ещё, пираты орки, властолюбцы, или гедонисты тёмные эльдары… Но, как и в «Star wars», наёмники без идеалов, кроме личного обогащения, остаются на периферии.

    А что такое киберпанк? Транспортное средство из этого жанра имеет ограниченный запас энергии (топлива) и если и летает в космическом пространстве, то скорее не в межзвёздном, а в межпланетном и то не дальше Марса… Ну хорошо, Юпитера, в крайнем случае Плутона. Контакты с внеземными цивилизациями лишь на уровне находок артефактов в пределах Солнечной системы и расшифровок излишне инициативным искусственным интеллектом радиосигналов от инопланетного собрата. Зато такой транспорт, даже будь это велосипед, снабжён навигационной системой, не требующей от пилота особых знаний, обзорными экранами, бывшими и в бронемашине из постапокалиптики Роджера Желязны «Долина проклятий» и в некоторых космооперах. И ещё важен искусственный интеллект. В одном выпуске детского журнала «Весёлые картинки» героев комикса на Марсе заглатывает гигантский робот-дракон. Но им удаётся проникнуть к центральному процессору, где Карандаш делает перфокарту, которой перепрограммирует дракона, делая его своим.
    Оружие может быть относительно маломощным, зато самонаводящимся, с тем же искусственным «интеллектом», прицелом ночного видения. К нему прилагается костюм с таким же «умным» шлемом, способный сам распознавать объекты, выдавая на экран-забрало данные, поддерживать связь… Кроме высвобождения n количества джоулей (или тонн в тротиловом эквиваленте), с проделыванием дыр, некоторые устройства, тоже считаемые оружием, выводят из строя, или переподчиняют технику, без внешних повреждений. На это способно радиоактивное излучения. Во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС дистанционно управляемые бульдозеры отказывали. В отличие от людей.
    И ещё, насчёт перфокарт в драконах. На рубеже XX и XXI веков в одной фирме начальник предложил разработать звуковую карту на вакуумных лампах. И подчинённые сделали. С их слов, она более мягко воспроизводит музыку.
    Типичные киберпанк-персонажи ; типичные индивидуалисты. Мир спасают исключительно, когда это касается их самих. Заботятся о благосостоянии лишь себя любимых, ну, ещё своих ЛЮБИМЫХ и, при наличии, друзей и родственников.


    6 сентября 1976 года, советский пилот Виктор Иванович Беленко, выполняя тренировочный полет над Сибирью на МиГ-25, ушёл от курса, на малой высоте с большой скоростью пересек Японское море и посадил самолет в гражданском аэропорту Хоккайдо с остатком топлива секунд на 30.
    Во время последующего изучения машины натовских специалистов поразили 2 особенности: мощь и грубость советской техники. И не только в сборке из стали на 80%, 11% алюминия и лишь 8% титана. По их оценке это «высотный перехватчик, не имеющий себе равных, отличительными особенностями которого являются простота конструкции, ее прочность, надежность, легкость технического обслуживания и доступность пилотирования самолета летчикам не самой высокой квалификации».
    Но главным открытием стала авионика ; бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО). У легендарного МиГа 25^4 оно, превосходя западные аналоги, было выполнено на электронно-вакуумных лампах, давно заменённых в странах НАТО транзисторами. Эксперты пришли к выводу, что мудрые русские отказались от транзисторов по причине их уязвимости к той же (см. выше) радиации. Готовились к ядерной войне.

     А теперь вспоминаем советский идеалистический коллективизм и западный прагматический индивидуализм.


0^ Архимед
Сергей Житомирский Легенда о жгущих зеркалах http://n-t.ru/ri/zh/ar04.htm
1^ Punk not dead 2^ http://cyclowiki.org/wiki/Диафрагма_Звёздных_врат
3^ https://ru.wikipedia.org/wiki/Принц
4^ Как МИГ-25 ушел от «облавы» более 10 «Фантомов» http://www.soldiering.ru/avia/airplane/25arabian.php
^ http://www.softmixer.com/2012/01/blog-post_3941.html


Рецензии