Ермолка рассказы 12

                12



–  Семён, ты, что на рыбалку ходил? – спросил Ермолка соседа.
– Ходить-то ходил, да только без пользы, видно рыбы там нет совсем.
– На маленькую речку или на большую?
– На большую.
– Так, ловят мужики помаленьку, хоть вон, Никита Марьин приносил мне рыбы. Ладная рыба, ничего худого не скажу. Ты, видно, не приспособился.
– Может оно и так. Ловил пескарей с десяток, другой, разве, что котов порадовать, а крупней чего так и не видел.
– А ты, как ловишь? – спросил Ермолка.
– Как и все, на червяка, – удивился Семён.
– Ну, за такую рыбалку Зинка тебя из дому выгонит, у нас так только ребятишки рыбалют. Мужики ставят корчаги, вот в них и собирается улов. На червяка, да сурьёзная рыба на такую мелочь и не смотрит, разве, что с дуру кто схватит. Нынче и рыба учёная стала, что попало не берёт. Тебе надо снасть свою поменять.
– На что поменять? – спросил Семён.
– Митька Бабкин, он живёт на той стороне деревни, он, как и ты поначалу на червяка рыбалил. Пескарей тягал, да мелких ельчиков. Только потом к ним в гости приехал его сродный брат. Он приехал к его отцу,  к дядьке своему, подарки привёз, значит, дядьке рубаху, евойной жене – платок, а Митьке привёз катушку с леской, что на палку цепляют.
– Спиннинг?
– Во-во, этот самый спиннинг, только без палки. Палку Митька вырезал из черёмухи и долго сушил. А ещё к етой снасти были блёсна, разные. Прикрепил катушку к палке, нацепил кольца, чтобы леска не спадала с палки и давай любоваться. Только любуйся не любуйся, а рыба сама не придёт. Пошёл Митька тренироваться закидывать снасть в огород. Там у него знатно получалось – то  крапиву поймает, то  куст картошки, а бывало и за лопух уцепиться. Наказал Митька своей бабе Маньке запаривать кадушку под рыбу и  стал готовиться к промыслу. Наутро направился на реку, не на эту маленькую, что в деревне, а на большую, что возле железной дороги протекает. Только на реке у него получалось не очень сноровисто. То под берег кинет, то леска запутается так, что целый час распутывать приходится. И тут на его счастье мимо него на резиновой лодке мужик проплывал. Посмотрел на  Митьку, да причалил к берегу.
– Тебе показать, как надо правильно забрасывать? – спросил он.
Митька хотел было бзыкнуть, как корова в жару от паутов, но передумал:
– Ну, покажи. Что-то не получается.
Мужик оказался терпеливым, долго рассказывал, как правильно снасть держать, как делать замах, чтобы на нужное расстояние сделать заброс, да в нужное место направить блесну.  Митька постепенно приловчился, стало получаться, а при очередном забросе, на блесну позарилась щука, да и подцепилась. Там у этой блесны три крючка, так она на все три ухватилась. Рыбина  килограмма полтора получилась, а, может..? Да нет, не  меньше. Только Митька сиял как пасхальное яичко, сразу столько значимости в ём стало, что мужик тот только диву дался.
– Вот, видишь, сразу получаться стало, – сказал он.
– А я и пескарей всегда налавливал на жарёху, редко когда только для котов хватало, - похвалился Митька, – теперь- то с рыбой буду.
– Я тебе ещё вот, что подскажу, вон видишь, шивера скатывается в яму, – мужик указал рукой место, находившееся немного ниже по течению, – ты завтра утречком там покидай, прямо через перекат в яму, там таймень должен жить. Место уж больно подходящее. Сам бы покидал, да уже на поезд надо.
Митька стал рассматривать это место, которое всегда было перед глазами, но что там таймень может проживать, он никогда не думал. Прощаясь с новым знакомым, Митька сказал:
– Да я его завтра же и вытащу, если он за это время никуда не уйдёт.
– Смотри с ним осторожней, нахрапом не бери, постарайся замучить его, чтобы у него сил не было сопротивляться. Если он большой, то и леску может оборвать, у него дури хватит.
– Ничего, я аккуратненько.
– Ну, ни хвоста, ни чешуи, – сказал мужик и оттолкнулся от берега.
– Чего? – переспросил Митька.
Но мужик ничего уже не ответил, лодку подхватила водная струя и понесла на середину. Видно не услышал мужик вопроса, потому и не ответил.
Митька смотал леску, прицепил блесну крючками за кольцо и направился домой. В сумке лежала щука, да такая, которых он отродясь не ловил. От этого Митька даже ростом стал повыше, спину стал держать прямо, да от быстрого шага нос стало задирать вверх. Жалко по пути никто не встретился, но вечером вся деревня знала, что новая Митькина снасть не подвела и  завтра он пойдёт за тайменем. На ужин Манька нажарила полную сковороду рыбы, и по такому случаю достала бутылку самогона. Митька выпил стопочку и больше не стал:
– Оставь на завтра, завтра будет к делу, да и руки утром трястись не будут с похмелья. 
– Правильно, Митенька, никуда она не денется, – сказала жена и поставила бутылку в шкафчик.
Утром Митька направился на промысел. Кроме снасти взял с собой мешок, чтобы удобней было тащить добычу. Едва он скрылся в лесу, как за ним потянулись зрители. Как же пропустить такой момент, когда ещё на какую-то блескучку тайменя ловить станут. Как на мышь ловят, люди знают, дело испытанное, а это что-то новенькое в деревне, пропустить такое дело нельзя. Желающих оказалось немного, у доброго хозяина забот хватает, не до зрелищ, а таких, как Митька в деревне пересчитать по пальцам можно. Митькины соседи – Серёга с Колькой, да Юрка, а ещё ребятишки деревенские, они тоже потянулись на реку.
Пока Митька готовил снасть, на берег подошли зрители.
– Ты чего это собираешься делать? – спросил Серёга, делая вид, что оказался здесь случайно и ничего не знает.
– Сейчас тайменя буду ловить, – гордо сказал Митька.
– А ты почём знаешь, что он здесь есть? – поинтересовался Колька, – али ты с ним договорился о встрече?
– Ничего я с ним не договаривался, только там он, квартера у него вон в той яме, там он и живёт.
– А чего, я сам видел, как в той яме плёскало так, что рыба по воде бегала, – сказал Юрка.
– Вот, видишь, зря люди не скажут. Сейчас я его тёпленького прямо из кровати и возьму.
Митька забросил раз – другой, потом ещё, только ничего не клевало. Мужики уселись на бережку, как в клубе в первом ряду и дружно закурили, понимали, что рыбалка дело – серьёзное.
Прошло с полчаса, а результата всё не было. Зрители скурили не по одной самокрутке, уже стали нервничать. Хотели было уже подаваться домой, вот этот самый момент и случилось. Взялся таймень, да как взялся, что и не вытащить просто так. Леска натянулась, палка с катушкой стала гнуться, но леска понемногу наматывалась. Значит – это не зацеп, это таймень.
– Ты отпусти его маленько,  а то леску порвёшь , – крикнул Серёга.
Митька стал стравливать леску, вскоре она ослабла.
– Совсем слабину не давай – сойдёт, – Юрка подскочил к Митьке, готовый помочь в любой момент.
Митька весь покрасневший от волнения, опять стал крутить катушку, подтягивая добычу. До какого-то места, леска накручивалась, а потом, словно, натыкалась на что-то и останавливалась.
– Он из ямы не хочет выходить, в яме у него вся сила, – сказал Колька, – надо его помучить, все нервы ему поистрепать, тогда, может, и выйдет из своей квартеры. А там он поперёк двери становится, да за косяки цепляется, попробуй его возьми.
Митька всё тягал, ослабляя леску, и это дало результат. Все зрители вдруг увидели, как из ямы показалась чёрная спина тайменя. Правда было далековато, но все видели, как из воды, что-то вывернулось, да так, что вода заплескалась. Тут уж с берега посыпалось столько советов, что только слушай.
– Да он же с пуд весом, – заявил Серёга.
– Судя по спине, наверное, все пуд с четвертью, – засомневался Колька.
– Да вы, что? Там все полтора пуда? – заявил Юрка.
– А это сколько в килограммах? – спросил кто-то из пацанов, примкнувших к зрителям.
– Какие килограммы, это тебе не сахар, чтобы в килограммах считать. Пуд, он без всяких килограммов, – гордо сказал Юрка.
А Митька всё «трепал нервы» тайменю и зрителям. Уже все видели, что за каждым разом на поверхности вода показывалась чёрная спина рыбы, но дальше она не хотела двигаться и сопротивлялась всё сильнее. Когда зрители собрались, было, уходить, Митьке удалось оттащить тайменя от ямы, и рыбина медленно стала двигаться через водную струю к берегу, уже было видно, как она переворачивалась на мелководье.
– Замучил-таки, - радовался Серёга, – ай  да  Митька.
После переката была ещё небольшая яма, тянувшаяся вдоль берега. Когда добыча скрылась в этой яме, тянуть стало тяжелее, но можно. И Митька старался. Мужики подошли к самой воде, чтобы помочь при надобности. Юрка вообще вошёл в воду выше колен, желая ухватить тайменя за жабры и вытащить на берег. Наконец Юрка увидел добычу и прямо с головой бросился в воду за тайменем. Леска на спиннинге ослабла, Митька растерянно опустил руки. Юрка какое-то время был под водой, потом вынырнул и медленно потащил к берегу старый дырявый резиновый сапог, в который всеми тремя крючками вцепилась блесна. Наступила тишина, только вода плескалась на перекате, посмеиваясь над рыбаками. И в этой тишине Серёга сказал:
– Пуда полтора будет.
На берегу раздался дружный хохот. Ребятишки катались по траве, мужики вытирали слёзы от смеха. Только Митька грустно смотрел на сапог, молчал, но потом заулыбался вместе со всеми.
– Ты дед Ермолка сейчас выдумал эту историю, или давно? – спросил, посмеиваясь, Семён.
– Зачем придумал, - сказал Ермолка, – Митька и сейчас живой, спроси его. Да и Митьки не надо, ты у своей бабы спроси, у Зинки, она эту историю знает.
– Пойду, спрошу, – сказал Семён, вставая.
– Иди, – сказал Ермолка и стал сворачивать самокрутку.


Рецензии