Не злите шамана

               
                Не злите шамана

 Как не крути,  снегоход неповоротливая машина. Будь он хоть японский, хоть американский, хоть российский. На равнине ему вольготно, но даже среди редких валунов, он не в своей тарелке.
 Так вот уже третий час продираемся через такое нагромождение валунов, самое смешное, откуда они взялись? Видимо в прежние века их сгребли сюда ледники, а забрать обратно забыли. Как им теперь икается, этим ледникам.
 Навигатор показывает некоторое увеличение высоты над уровнем моря, но про камни впереди помалкивает.
 Зимний день короток, надо проскочить как можно дальше, впереди река, там зимник и возможно стоянка оленеводов, отдых. Вот и добавляем рёв моторов к свисту ветра, хорошо ещё пурга не заявляет о себе. Спешить тоже опасно, побьём лыжи на камнях, магазинов нет в тундре.
 Когда начинает накапливаться раздражение, грозящее словесными выбросами, открывается огромная долина, чистая, ровная и без ненавистных валунов. Короткий осмотр техники на предмет поломок, груз на волокушах увязан надёжно и обрадованные простором снегоходы несутся, оставляя за собой снежную пыль.
 Почти час неслись по искрящемуся снегу, ветер стих, шум двигателей растворялся в пространстве, тундра завораживала своей громадностью.
 Неожиданно передние снегоходы сбавили ход, затем вовсе остановились. Когда все сбились в кучку, выяснилась причина остановки.
 Впереди было странное явление. Тундра шевелилась…. Какая – то волна катилась навстречу. Был штиль, тишину нарушало только наше дыхание, объяснения этому ни кто не знал. Белая волна приблизилась, стало видно, что она состоит из множества отдельных комочков. Когда волна приблизилась метров на двадцать, стало понятно, навстречу нам двигалось огромное количество зайцев. Да, обычных, белых, полярных зайцев. Только эти двигались бесшумно. Скорей от испуга, чем осознанно, все мы забрались на снегоходы с ногами. Жутковатое стадо зайцев, плавно обтекало нашу группу, ни один ушастик не задел ни снегоход, ни волокушу. Всё это происходило в тишине, можно было подумать, что это бегут белые тени. Всё это продолжалось минут пять, волна удалилась, впереди снова сверкала белая равнина.
 Короткий чай из термосов, и снова дорога, остановимся на ночлег, обсудим увиденное. 
Закончилась загадочная долина, спустились на речную пойму, зимняя дорога, это уже облегчение. Где – то будут люди, тёплый балок, чай и горячая пища. Но это в лучшем случае, если по пути попадётся караван тракторов с грузами.
 С караваном не повезло, но наткнулись на след собачьей упряжки. Вспомнили про бабу Катюшу. Она живет в тундре одна, уже много лет. Все, проезжающие по этому зимнику, обязательно заглядывают к ней. Привозят ей чай, сахар, она щедро делится рыбой, вяленой дичью. У неё даже есть тёплый балок для гостей, ведь эти самые гости её окно в мир.
По рассказам, она интересно охотится на птицу. Просто ждёт большую стаю, уток или гусей, почти не целясь, стреляет в их сторону, дробь всегда находит цель. А уж стаи летают в сезон огромные, так что добыча всегда у неё есть.
  След упряжки привёл нас к « усадьбе» бабы Катюши, она уже ждала нас, шум моторов в тундре слышно за десятки километров. Натоплен балок для гостей, сварено мясо, и чайник подпрыгивает от нетерпения на железной печурке.
 За чаем и мясом, мы рассказали ей о странной долине, заячьей волне, даже о том, что было страшновато.

 Морщинистое лицо хозяйки, осталось спокойным, слегка загадочным. Спросила только, не ночевали ли мы в заброшенном посёлке старателей. Когда мы подтвердили, что ночевали в посёлке, как встретили старика с белой головой, в белой кухлянке. Даже собаки у него были в упряжке белые. Он нам слегка мешал своей странностью, мы даже не скрывали это.
 «Эх вы, вы же обидели шамана, его все звали Умка, потому что он от рождения был беловолосый. Потом прошёл слух, что он умер. Так что может вам встретился его дух, может он и не умер, видели его живого. А вот зайцы, это духи «Белой долины» вы сами не нашли бы туда дорогу, это он вас туда направил».
 Потом уже со смехом сказала, мог бы и волков вам показать, белых, попугал бы, он это умеет, в этой долине он хозяин.
 Было не понятно, смеётся она или говорит серьёзно.
 Прошло несколько лет, детали того путешествия потускнели, но случай в «Белой долине» не забывается, такое можно встретить раз в жизни и не всякому.
 


Рецензии