Честь имею! Глава 8. Часть75. Одаренные 3

Лотышев Иван Павлович
Его имя известно каждому кубанскому школьнику: он автор учебника «География Краснодарского края», пожалуй, единственной книги местного автора, выдержавшей семь переизданий, и автор двух путеводителей по краю.
В детстве мечтал Иван Лотышев, школьник из станицы Казанской, что возле г. Кропоткина, поступить на факультет журналистики или стать сценаристом. В школе был активным комсомольцем, писал заметки в районную газету. В 1940 г. школа осталась за плечами, судьба допризывника оказалась в руках военкомата. Пока проходил многочисленные медицинские комиссии, в результате которых был признан негодным к строевой службе, прошли сроки сдачи документов в институты. Мечта отодвинулась как минимум на год.
С 15 ноября 1941 г. врачи в военкомате изменили свое мнение о здоровье бывшего «белобилетника» и направили его в Орджоникидзевское общевойсковое пехотное училище для овладения специальностью связиста. Через три месяца добровольцев-коммунистов и комсомольцев отправили на фронт. Ясно, что Иван Лотышев был среди них.
В марте он попал в 103-ю стрелковую курсантскую бригаду, которая формировалась в станице Прохладной и Тихорецке, а с октября начались фронтовые будни.
Бригада воевала на Тамани. Иван Павлович прекрасно помнит отступление наших войск из Керчи, помнит, как бойцы их бригады вылавливали тела погибших из Азовского моря.
Потом были бои за Новороссийск: рубеж обороны — у цементного завода. Многие, наверное, помнят знаменитый товарный вагон, изрешеченный осколками, на выезде из Новороссийска. В том районе и держал оборону Иван Лотышев. Бои были невероятно тяжелые, а вчерашние школьники не только бесстрашны, но и неопытны. Уже к октябрю остатки бригады отправили на переформирование.
Все эти трудные дни и месяцы, каждый день теряя друзей и товарищей, боец Лотышев не выпускал из рук перо и блокнот. Телефонист и радист при штабе, он был внештатным корреспондентом газет «Красное Черноморье» и «На страже».
После освобождения Новороссийска Ивана оставили служить в нем до 1944 г. Так что война для него началась на Кубани, на Кубани же и закончилась. Вскоре он был направлен в Москву, на учебу в Военный институт иностранных языков, где на морском отделении готовили переводчиков с финского и норвежского. В то время там же, но на другом отделении учился и знаменитый боксер Николай Королев. Курсантом этого института Иван принимал участие и в знаменитом Параде Победы.
Проучившись в институте два года, он после приказа 1946 г. о демобилизации расстался с армией. Память о ней — орден Отечественной войны 2-й степени.
Отделение сценаристов ВГИКа так и осталось для Ивана несбывшейся мечтой. А вот редакционно-издательский факультет Московского полиграфического института в 1950 г. стал реальностью. С тех пор его судьба на долгие годы неразрывно связана с Краснодарским краевым книжным издательством.
На его же глазах и при его активном участии создавалось и краевое отделение Союза журналистов СССР. Ровно 20 лет Иван Павлович был его секретарем. Он вспоминает: «Чтобы создать краевое отделение, нужно было 120 членов Союза. Такое количество профессионалов нашлось, и 15 апреля 1959 г. была созвана учредительная конференция.
Сегодня Иван Павлович — один из старейших журналистов Кубани. Из всех журналистских наград, а их у него десятки, самой дорогой для себя он считает памятный знак «За заслуги перед прессой».
Книги-миниатюры встречались, наверное, каждому из нас. Но вот чтобы увидеть 150 «малышек» сразу — это удавалось немногим. У краснодарцев есть уникальная возможность восполнить этот пробел: в Литературном музее имени Я.Г. Кухаренко в эти дни выставлена почти одна десятая часть коллекции И.П. Лотышева, которую он собирает с 1971 г.
С тех пор в коллекции краеведа, заслуженного журналиста Кубани, участника Великой Отечественной войны Ивана Лотышева появилось множество новинок, в том числе и самая маленькая книжка, изданная в нашей стране, — «Чудо из чудес», именуемая еще «Мать и дочь». Мать, как водится, покрупнее — 3 х 4 сантиметра.
Но и это еще не предел «миниатюризации»: посетителям уникальной выставки рассказывают, что в г. Франкфурте-на-Майне на Международной книжной ярмарке был представлен экземпляр, потрясший даже видавших виды европейцев, — самая маленькая книжечка в мире, занесенная в Книгу рекордов Гиннесса — рассказы Чехова. Издана она размером с маковое зернышко, не сразу и разглядишь. На каждой из тридцати страничек по 250 букв. Для ее чтения прилагался стоящий рядом микроскоп. Создал эту уникальную книгу омский художник-миниатюрист А. Коненко.
Кстати, в коллекции Ивана Павловича есть работа этого мастера — томик «Евгения Онегина» размером 34 х 24 миллиметра.
Можно сказать, что в миниатюрах предстает вся история российского книгопечатания — от «Слова о полку Игореве» до наших дней. Стоят такие «малышки» от ста рублей и более. Уже упомянутый Коненко (г. Омск), например, отдает свои творения не менее чем за тысячу. При ограниченной российской платежеспособности они уходят в основном за рубеж: в Англию, Германию, США. А жаль! Самим бы пригодились.
— Как добываете такие редкости?
— Нас по Союзу было 75 человек коллекционеров. Переписывались, обменивались.
— А в Краснодаре?
— Было четыре. Сейчас не осталось никого, кроме меня. Недавно приходил один и сразу завел разговор о деньгах. Разве тот, кто спрашивает цену, коллекционер?
Иван Павлович постоянно пополняет свою коллекцию и... пишет «Историю создания миниатюрных книг».
Придите на действующую в эти дни в Литературном музее Кубани выставку, и вы убедитесь воочию, что не перевелись на Руси Левши-полиграфисты, а также коллекционеры-энтузиасты.


Рецензии