Рецензия на спектакль Бобби Слокум, я люблю тебя

"Бобби Слокум, я люблю тебя" (Домашний театр в доме Щепкина)

В поисках новых культурных потрясений и открытий, исследуя камерные сцены Москвы, наткнулся на "Домашний театр в доме Щепкина", открывающий свой новый театральный сезон драматическим спектаклем "Бобби Слокум, я люблю тебя", поставленным по мотивам провокационного романа американского прозаика-романиста Джозефа Хеллера "Что-то случилось".
Постановку Анатолия Ледуховского сложно назвать спектаклем в привычном смысле этого слова. Аскетичный минимализм при практически полном отсутствии визуальной составляющей здесь полностью компенсируется оригинальной подачей материала и потрясающей актёрской игрой. Театр пошёл по пути экспериментов с формой и представил на суд зрителя практически чтецкий моноспектакль Ильдара Аллабирдина - пронзительную и трагичную историю Бобби Слокума - успешной "жертвы" американской мечты "в самом расцвете сил". Секс, любовь, предательство, обман, ненависть, влечение, желание, привязанность, похоть - человеческая натура столь многогранна, когда разбираешь её по кирпичикам.
Спектакль-исповедь. Спектакль-анализ. Спектакль-приговор.
Было, чему удивляться. Честно говоря, после первых двух минут меня прошиб холодный пот, и я начал судорожно перебирать в уме пути отступления, полагая, что попал на сектантское собрание "Аншлага". К счастью, я крупно ошибся. Дальше началась магия Театра. Театра с большой буквы.
Стол, два стула и пара туфлей. Вот - всё, что понадобилось Ледуховскому, чтобы превратить сцену в зарисовки жизни Слокума. Остальное - дорисует зритель. Благодаря стараниям и таланту неподражаемого Ильдара Аллабирдина. Вся жизнь незнакомого человека пронесётся перед взором зрителя, погружая его то в ностальгическое умиление, то в шокирующее возмущение, то в трагичное потрясение. И даже если где-то зритель оказывается абсолютно не согласен с логикой и взглядами главного героя, тем не менее - он не останется в стороне. Бобби проникаешься. Его чувствуешь, понимаешь, сочувствуешь... и ненавидишь одновременно. И продолжаешь, продолжаешь случать монолог человека, у которого есть всё, но который потерял то, что ему было действительно дорого.
Для зрителя, ровно как и для актёра - жанр чтецкого спектакля - самый сложный. Невозможно сосредоточиться и оставаться "в фокусе", когда на сцене практически ничего не происходит, не меняется, когда на тебя льётся бесконечный поток текста, чужих размышлений без визуального сопровождения, без "жизни" вокруг. И Ильдар Аллабирдин смог создать эту жизнь. Буквально, с первых минут. Один из лучших рассказчиков и чтецов, что я видел. Он подаёт историю так, что от неё невозможно оторваться, околдовывает зрителя и погружает его в транс, как заклинатель - кобру. Растворяет в своей истории. Подкупает своей харизмой, обаянием и удерживает в напряжении на протяжении всех полутора часов, которые пролетают совершенно незаметно. Ильдар будто обращается к каждому зрителю в зале лично и размышляет так живо, естественно, что забываешь, где находишься. Это - разговор по душам, изливание внутреннего мира. Знаете, как это бывает где-нибудь в плацкарте - когда твой попутчик рассказывает тебе что-то о себе, и даже если тема тебе совершенно не интересна - ты не можешь оторваться от истории. Здесь - то же самое. Мимика Ильдара, его пластика, управление голосом, интонацией, эмоциями настолько живы, что всё остальное перестаёт существовать. Что всё остальное перестаёт быть важным в этот самый момент.
И что поразило больше всего - насколько естественно и уместно вписалось в эту картину живое музыкальное оформление Марии Галкиной - незамысловатый гитарный мотив и совершенно потрясающий джазовый вокал: "Bobby Sloсum, I love you". Песня, которая очаровывает, цепляет и растворяет в атмосфере спектакля. На мой взгляд - очень удачное решение!
И единственная "выбивающаяся" часть постановки - героиня Юлии Богданович. Её Вирджиния - словно лишняя на этой сцене. Она совершенно ничего не привносит в спектакль и попросту теряется на фоне Слокума. Включаясь и выключаясь в какие-то как будто случайные моменты и разрушая магию момента. Мне осталась непонятным идея разбития внутреннего монолога героя со зрителем на два голоса. Хотя и решение подачи этих "голосов" из разных "вселенных" показалось мне интересным. Они рядом, но никогда не увидят друг друга. Они разговаривают друг с другом, но никогда не смогут взглянуть друг другу в глаза. Как герои Буллок и Ривза в "Доме у озера". Но без очарования голливудской истории.
Словом, это практически единственный момент и решение, которые разочаровали меня в спектакле. Двумя другими было вступление-затравка, а также вставка русских имён-отчеств в одной из частей монолога, напрочь выбившие меня из происходящего своей неуместностью и алогичностью.
В целом же, Ледуховский смог очень грамотно обыграть книгу, уместив достаточно объёмный роман в полтора часа сценического действия и передав всю его суть, идею. Особенно меня поразило очень точное, аккуратное фокусирование на темах, актуализация их для зрителя. Несмотря на то, что оригинальное произведение датируется аж 1974 годом, на сцене оно обретает свою современную жизнь - актуальную как по времени, так и по месту. И, несмотря на то, что в целом монолог героя ориентируется на зрителя, умудрённого жизненным опытом, он будет интересен и совсем ещё молодым людям - это как письмо себе из будущего, стимул задуматься уже сейчас о своей жизни и ценностях. Зарисовки и размышления о таких немаловажных сторонах жизни, как секс, любовь, отношения, семья и превратности судьбы. Своеобразный вариант рубрики "Правила жизни" журнала Esquire. Под светом четырёх софитов и негромкой пронзительной мелодией. Отличная пища для ума в рискованной, но полностью оправданной авантюре Ледуховского.
В камерной и такой домашней атмосфере действительно "Домашнего" Театра в доме Щепкина. Повод ещё раз переосмыслить своё отношение к жизни. Оригинальная постановка, вызывающая жгучее желание прийти в этот театр снова. Спасибо театру за этот магический вечер и семейную обстановку!


Рецензии