Благодатный Арзамас

БЛАГОДАТНЫЙ АРЗАМАС

Удивительный православный город Арзамас в свое лучшее время имел тридцать шесть храмов.
Расположенный на высоком холме, он увенчан кафедральным собором словно белокаменным венцом. От соборной площади его улочки растекаются вниз и первые этажи старинных домов хранят следы развитой торговой жизни – множество лавок и разных заведений с вывесками создают ощущение жизни и деятельности горожан.


СОБОР С МОНОХРОМНЫМИ ФРЕСКАМИ

Единственный собор в стране, фрески которого выполнены в технике редкой итальянской монохромной живописи. И само ощущение в просторном много алтарном храме удивительно древне-римское, особенно когда поднимаешь глаза в круглые барабаны куполов, украшенные также колоннами и оградками с перекрестьями.
Удивительные росписи из евангельской истории были выполнены известным в то время академиком живописи по заказу арзамасского купца-благотворителя, составив славу этого храма в России. Монохромное решение цветовой палитры выбрано очень изысканно от цвета темной сепии к бело-костяному оттенку и просто надолго приковывает взгляд зрителя. Привыкнуть к этому царству сепии невозможно. Хочется вернуться и снова увидеть это неповторимое чудо.
Но самая главная тайна этих монохромных фресок открывается, когда мы подходим от входа к алтарю старинного собора в стиле итальянского классицизма. Под грозным коричнево-багровым небом собора вспыхивает и горит сплошное зарево золотого убранства алтаря. Его массив не идет по одной линии, а  представляет собой как бы волнующиеся массы, золотые волны.

ЧУДОТВОРНАЯ СТАТУЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
Чтимые святыни храма производят неизгладимое впечатление. Поколения православных Арзамасцев оставили глубокий след своей жертвенной веры в убранстве собора, столь богатом, что даже страшное время богоборчества мало повлияло на роскошь его алтарей.

ЖИВОТВОРЯЩИЙ КРЕСТ

Но настоящим событие становится встреча и созерцание страдающего окровавленного Христа в центральной части храма. Здесь установлен чудотворный резной крест, явленный чудесным образом и представляющий из себя истинный скульптурный шедевр, не в смысле мирского искусства, а в смысле глубокого совпадения содержания и формы, заключенного в материале образа.
Дерево цвета только что запекшейся крови настолько близко к реальному своему прототипу, что невольно замираешь в благоговейном страхе и особенно впечатаются  в сознании строгие граненые гвозди из под которых кажется еще недавно текла кровь. 

История явления креста рассказана его обретателем,благочестивым купцом. Однажды он увидел с берега Волги чудесную лодку, в которой росли апельсиновые деревья и среди них в лодке стоял удивительного вила крест с распятием. Бывшие в лодке пригласили купца проехаться в ней, а затем он высказал пожелание перенести чудесный крест в свой дом. Так и произошло.  Лодка подошла к берегу недалеко от дома купца. Таинственные спутники вынесли крест на берег и занесли его в дом. Кто они были и куда исчезли осталось светлой тайной. А купец только потом задумался, как же в лодке могли расти апельсиновые деревья?.
 Когда христиане Арзамаса узнали о чудесном явлении креста, священники решили перенести дивный кровавый крест в главный собор города. И тут оказалось, что крест невозможно без инструмента вынести из дома купца. Его крылья намного превышают размеры двери. Но все необходимое было сделано и крест водрузили в центральной части городского собора. Сразу начались чудеса и с тех пор Крест называют Животворящим, в память и подобие истинного и подлинного креста Христова,
Вокруг удивительного творения неизвестного мастера царит живая атмосфера таинственной тишины. Образ страдающего Христа которого мы привыкли вдеть как бы говорящего нам, здесь молчит выражая своим молчанием непостижимую тайну спасения мира величайшей жертвой невинной крови величайшего человека. Тело словно покрыто коркой запекшейся крови. Странно, но нигде не видно структур волокон дерева. Оно словно залито кровью, все равно что живые, мягкие. Живые руки, ноги пробитые острыми угловатыми гвоздями словно живое и дышащие. Даже волосы казалось слиплись от крови в единый слой и сливаются с жалами тернового венца.

 
ХРИСТОС В УЗАХ

Уникальна для России деревянная скульптура сидящего в узах Христа, эпизод из его жизни после ареста и до распятия. У нее так много плакали женщины что священник прикрыл тело статуи тканью. Но и лицо склонившегося Христа потрясает русским простодушием. Думаю, женский плач это редкая благодать, возможность женщинам покаяться в своей жизни и что-то настоящее, подлинное. И вовсе не повод закрывать потрясающую сердца скульптуру Христа. Так мы и превращаемся в равнодушных ко всему христианскому и не замечаем божиих чудес и не испытываем благодатных слез.
 
Безусловно, все святыни арзамасского собора свидетельствуют о великой вере и благочестии тех, кто жил здесь свято и тем привлек к сюда милость Божию. Здесь жили терпеливые и глубоко набожные трудники, делами любившие Бога. И он за их терпение открыл им великую мудрость своего терпения, своей готовности до смерти быть послушным пославшему его Богу. И ни какая сила не смогла стереть эту заслугу из истории города и России.
И в наше горькое время нового иконоборчества, когда многие так торопятся считать православные иконы, мощи и артефакты некими нарушениями ветхого завета, ничтожного перед благодать Иисуса Христа и тайной его воплощения. Послушайте, глухие сердцем, Бог сам воплотился, вошел в свой образ и подобие –человека, сделав сам свой образ, восстановив подобие и совершив спасение наше посредством образа Иисуса Христа, живой иконы. Разве есть что-либо невозможное Богу? Так вот он во
Христе явил свой образ и дал его для почитания всему миру. Принимающий Меня принимает и пославшего Меня Отца.
Новые иудеи смущаются, видя статуи и деревянные скульптуры Иисуса Христа, но больше согрешит ругатель и осуждающий образы достойные доброго почитания, возвышающие нас к Первообразу.
И как можно сомневаться в сердцах христиан, горящих любовью из которых исходит желание видеть и почитать святые образы.
И вот представьте себе, как теперь дьяволу уничтожить все это великое и важное, созданное для возвышения нашего сердца и ума? Сначала враг посеет смущение, напоминая ветхие и превзойденные благодатью заповеди, данные огрубевшим и окруженным идолопоклонниками иудеям, а потом прямо посягнет на уничтожение святых образов ругая их мерзкими идолами. Но вспомним,какими были те мерзкие идолы? Обнаженные грешные люди и звери, солнце, луна и другие твари – вот что называлось идолами. Так как не отсыхает язык образ святого Сына Божия даже сравнить с мерзейшим Геркулесом или медузой?
А те, кто советует и говорит, что можно было обойтись и без икон, тому скажем, что рассуждая так и пытаясь улучшить дело Божие на земле не посоветуете ли вы Богу обойтись без своего образа Иисуса и спасать нас как нибудь без Христа, который так похож на идола, диктатора, и культ его так похож на культ личности? Вот куда ведет стеснение, смущение таких улучшителей церкви. Не им ли сказано, кто постыдится меня в роде сем прелюбодейном и грешном того и Сын человеческий постыдиться когда придет во славе Божией и святых ангелов.
Для меня сибиряка из советского атомного атеистического города Арзамас просто воспринимался как чудо и огромный музей под открытым небом. И эти черноголовые и белокрылые чайки на городской площади так непривычны...


Рецензии