Стр. 36 Самодельная полу акустическая гитара Агрип

Корнев. И.

И так закончим, о Заскучавшие на фоне атомом и транзисторов в водной части по радио элементам. А всего то дело в подборе, какого то МП 39, а если его нет? Так вот берем справочник и выбираем похожие.

И ТАК ТРАНЗИСТОРЫ ВЫБИРАЮТСЯ  ПО:

Материалу транзистора, то есть по Германию и Кремнию, что не столь важно, но что бы его ввести в рабочую зону, нужно подать Определенные напряжения на его в первую очередь базу. Поясню проще! Есть конечно аналогичные им и не Одна сотня, но вот вам парочка: П401 – 416 и МП 35 – 41. Естественно с буквами. То есть их как  автомат штампует, а получается то же Автоматически, но уже эти МП 39 – 41 А,Б,В,Г,Е,Ж,З и кажется транзистор, например МП 41Э. А все просто! Процесс не предсказуем и на него влияет даже атмосферное давление и транзисторы, пока без надписи и, на их колпачке – корпусе не имеют! А все покажет испытание! А просто какой то не может работать при напряжении больше чем, а другой, банально очень шумный, горланит, как младенец, который хочет жрать! То есть в таблице есть и такие транзисторы у которых Оговаривается Коэффициент шума. Так во входной части схемы, сразу за Читающей головкой магнитофона стояли именно МП 39Б, по причине малой шумности. К тому же схемы первых магнитофонов начинались именно с 3 – 4 в ряд этих МП 39Б. Так как они имели Не большой коэффициент усиления, где то 15 – 20 всего. После их заменили на более надежные, которые придумали меняя технологию изготовления их, транзисторов. И теперь уже часто ставится транзистор с коэффициентом в 200 -–400 вместо 40 у транзисторов серии МП. Не увлекайтесь! Если стоит по схеме МП 41 и оговорено что б коэффициент у него не более 50 –060 не спеши ставить что то с коэффициентом на 400. Просто схема как взвоет! Все приставки и их схематичные решения для гитар отработаны!

И ПОСЛЕДНЕЕ ЗАМЕЧАНИЕ.

Ты догадался, что до тебя над каждой схемой поработал или опытный радио любитель или радио инженер. А раз тебе попалась схема, то можешь подойти к ней критически и спокойно смени, например МП 41, на МП 40, практически ни что и не изменится, скорее всего приемник для начинающего чуть тише или громче заработает. Иногда нужно, что б транзистор имел коэффициент не меньше чем, скажем 120, но это как правило устройства, скажем так механического свойства! Используются в импульсных схемах, когда нужно, чтоб устройство типа генератора, давало на выходе сигнал определенной Амплитуды. Например 1 вольт Переменного напряжения, иначе другие блоки не заработают! Тогда и нужно ставить именно тот, по надписи транзистор. Он и даст именно те параметры! Так что можно обойтись и без приставки по замеру Коэффициента усиления транзистора.

ПОДВЕДЕМ ИТОГ.

Как подобрать транзистор. Прежде всего по Проводимости! Это должен быть или n – p – n или, наоборот p –n – p транзистор. Все просто! У них к выводам Коллектор Эмиттер приходят различные напряжения питания. Сейчас поясню, а ты мог и не знать это!

ЧТО такое PnP?

Пишется так транзистор, например П 416 А, проводимости p – n – p, ну они Германиевые и стоят первыми в Носимых приемниках типа Океан. В других это может быть например КТ316.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НА КАКИХ ТРАНЗИСТОРАХ СОБРАНА СХЕМА.

Да схема того же УНЧ может быть собрана Преимущественно на транзисторах Проводимости p – n – p, и только на одном проводимости n – p – n, например на МП 35. Он и служит фазоинвертером.  Помнишь я говорил выше, что для того что б транзистор заработал, на его базе должно быть кроме Постоянного примерно 1 вольт еще Переменное, то есть то, что он и усилит. Так тебе будет проще! В любой статье про электро гитары, когда дело касается получения Звука, говорится слово в слово:
Звук, это Электрический аналог естественного звука, например гитары. Но если в случае с акустическим инструментом звук издает все, но усиливает и придает ему окраску, то есть тембр, прежде всего корпус. Я бы не сказал на 100% в случае с чисто акустической гитарой, что ЧЕМ БОЛЬШЕ, ТЕМ ГРОМЧЕ. Если я применю такой туманный термин, как МОЩЬ звука, то большой корпус по сравнению с малым  ничего не даст. На слух, часто малого размера инструмент звучит даже Громче, чем такой же но с более громоздким корпусом. Так коньрабас, а он вообще то ЗАЕВШАЯСЯ скрипка, и на нем играют смычком. Так вот его легко Заглушит акустическая гитара по объему корпуса меньшему раз в 10. Тут все дело в том и ученые уяснили и для цвета, например, что нам важнее иметь 60% Синего и по 15% зеленого и красного! В такой пропорции примерно и строится сигнал на Твоем Сейчас мониторе.
Вернемся к транзисторам схемы любой. Прежде всего как отличить какой он: p – n – p или наоборот  n – p – n. Посмотри на вывод Эмиттера. Если, а Это Стрелочка! Если она внутрь, как у МП 41, П416, то это p – n – p, когда Стрелка выходит из кружочка наружу, то это, как догадался – n – p – n.

МОЖНО ИЛИ НЕТ СТАВИТЬ ТРАНЗИСТОРЫ РАЗНОЙ ПРОВОДИМОСТЬ?

По схеме стоит часто один – одинешенек МП 35, в окружении десятка МП 40, а у тебя был только один 35 - ый, и – ножка отломалась. Теперь стоит объяснить почему их мало, этих МП 35, П10 или П13. Что соответствуют тому же МП 35. Буква М, как всегда говорит то, что сменился процесс сборки корпуса и горячая сварка колпачка и основания транзистора сменилась на так называемую Холодную! А раз так внутре транзисторе меньше останется газов и грязи с копотью, что будут влиять на его паспортные данные, так как кристалл Засорится. Кстати колпачок внутри покрыт составом, что впитывает на себя, то что остается при закрытии корпуса.
Теперь посмотри в самом низу схемы, как правило до 3 – 5 транзисторов соединяются Эмиттерами с Землей или через сопротивление примерно в 1.5 Ком или даже на прямую. А что на Земле? От блока питания или от батарейки или Плюс, когда транзисторы p – n – p, в БОЛЬШИНСТВЕ. Если им поменять полярность, проще перепутать провода питания, то они ВЫЙДУТ очень быстро из строя. Это самое НЕПРИЯТНОЕ. При подаче ннннннапряжения, когда ты По ошибке или Второпях тыкаешь проводом в 9 - 12 вольт в еще живой приемник или устройство на транзисторах, то начинается процесс почти Мгновенного разрушения транзистора. Меняется его структура, он начинает греться. Как правило Один выходит из строя, а другие то же хоть и работают, но уже не на всю мощность. Так из четырех диодов, соединенных в мостик Летит как правило – один!. То есть транзисторные приемники могут работать без всякого ремонта лет хоть 20 и выходят враз, когда перепутано питающее напряжение.

ДВА ПРОВОДА ЧТО ДАЮТ В СХЕМУ ПЛЮС И МИНУС ХОТЬ ЛЮБИТЕЛЬ, ХОТЬ НА ЗАВОДЕ БУДУТ, ОДИН  - С КРАСНОЙ ОПЛЕТКОЙ, А ВТОРОЙ – МИНУСОВОЙ С СИНЕЙ. Лучше при настройке включить на прямую в разрыв Минусового или Плюсового провода диод типа Д226, В ПРЯМОМ НАПРАВЛЕНИИ с соответствующей буквой на конце, по Питающему напряжению. Диод типа Д226 выдержит протекающий ток до 200 Ма, при более мощном питании подбери диод по току и напряжению и ничто не сожжешь, так как найти ошибку в сгоревшем устройстве трудно.
И вспомни, что я тебе говорил раньше! Один не мощный транзистор, что стоит в начале,  скорее УВЕЛИЧИВАЕТ амплитуду, а не мощность!
То есть я хочу сказать, что дальше я поясню как определить, что в устройстве или не исправный элемент или он потребляет ток в несколько раз больше нормы. Для начинающего любителя это оговаривается в начале описания схемы и статьи.
Например для УНЧ это будет Выходная мощность, например 3 или 10 ватт. Этого разброса по мощности достаточно, знаю по опыту. Трех, четырех ватт хватит для домашнего использования, а десяти для дома культуры. Дальше дается диапазон частот, что может воспроизвести УНЧ. Например 20 – 20.000, то есть гораздо больше, чем диапазон любого струнного инструмента, кажется для гитар это примерно 3000 – 4000 Герц. Ну запас карман не тянет! Дальше интересно, указывается потребляемый ток, как без нагрузки, так и когда усилитель работает на полную мощность. Тут такие рамки.

Таблица потребляемых токов.

1. Один мало мощный транзистор – 3 – 5 Ма.
2. Один средней мощности типа ГТ 402 – думаю до 50 – 100 ма, так как они применяются последними в не мощных УНЧ. С такой мощностью на 0.5 – 1 Ватт выпускались носимые магнитофоны, типа Весна 3, что могли работать от 6 – 8 круглых батареек. В этом случае весь УНЧ при тихой работе потребляет до 50 Ма и при полной громкости до 100 – 200 Ма. Кроме того не меньшую мощность потребляют различные электромоторы в таких магнитофонах, если они питаются постоянным напряжением от батареек или выпрямителя.
3. Еще оно соображение. Если вы посмотрите, а это выбито на корпусе например выпрямителя для магнитофона или на корпусе небольшого телевизора с УНЧ на 1 – 2 Ватт, то вы с удивлением узнаете, что выпрямительное устройство имеет мощность не менее 20 Ватт. Тут все ясно!
4. Во первых совсем не значит, что усилитель на 1 Ватт потребляет мощность от блока питания так же на 1  - ОДИН ватт. Все просто! УНЧ имеют КПД - коэффициент Полезного Действия, до 50%, так что половина мощности идет на разогрев транзистора и его радиатора.
5. Как правило силовые транзисторы на входе УНЧ могут работать без радиатора до мощности в !1 Ватт, дальше они греются и в зависимости от Выходной мощности радиатор получатся довольно большой. Часто площадь основания радиатора доходит до 10 х 10 см и такой же высоты ребер.
6. Часто еще на радиатор под основание мощного транзистора наносится силиконовая смазка. Она не сохнет годами, хотя за отсутствием ее можно использовать и солидол. И естественно нужно быть уверенным, что площадка под транзистором абсолютно плоская, тогда тепло отвод будет идеален.
А теперь наверное есть смысл дать тебе, О подкованный знаниями некоторые секреты любительского монтажа.

Корнев. И.


Рецензии