18. Глава. Пятнашки. Золотое сечение. Пятая книга

«Интеллекта нет. Есть память»
(Иван Борисович Галант)

«There is nothing new except what has been forgotten.”

   Сразу хочу объясниться в отношении ключевых понятий.
1) Игра в «пятнашки». Не знаю, играют ли дети сейчас, но в России играют давно. Играла моя бабушка, княгиня Мария Алексеевна Ухтомская с подружками на переменах в Смольном. Я играл в «пятнашки» в таежной школе  села Булгино, что под Охотском, в 1952 году. В школе, специально построенной для детей работников будущего аэропорта и сельских детей. Играя, я  узнал, что «пятнать», это «метить» ладонью. Это, чтобы запомнить. А, «помеченный», должен был как можно скорее передать «пятнашку». То есть, запомнить следующего. Смысл игры уже забыл.
2) Эпиграф: «Интеллекта нет. Есть память» сказал не Иван Борисович Галант, а Валентин Федорович Матвеев, мой второй учитель по психиатрии. Уникальнейшая личность. Более сильной личности я в жизни не встречал! Я о нем уже писал. И узнал я это только сегодня во сне, под утро. Сон был, как наяву, и во сне не было ничего, чего не было бы в действительности, кроме откуда-то появившегося Валентина Федоровича. Я работал первый год, то есть, в 1969 году, в Николаевске-на-Амуре судебно-медицинским экспертом. Одновременно меня попросили преподавать в медицинском училище патологическую анатомию. В училище жила обезьянка, кажется, макака. Ее училищу подарили японцы, которые вывозили из Николаевска-на-Амуре по Татарскому Проливу лес. В Японии строевой лес в тысячу раз был дороже, чем в СССР. Макака внезапно умерла. Трагедия для всего училища! Директор училища попросил меня вскрыть ее трупик, чтобы узнать причину смерти. Я сделал это по всем правилам. То есть, не найдя явной причины смерти, я взял кровь и кусочки органов на экспертизу. Я к моему удивлению обнаружил в крови смертельную дозу четыреххлористого углерода. Я пригласил своего друга, выдающегося следователя Крайнего, граничащего с Севером Дальнего Востока, Олега Савчука. Я о нем тоже много писал и публиковал. Дело, конечно, возбудить прокурор Трусевский ему не дал, но велел провести тщательное расследование и сохранить. Олег выяснил, что накануне навещать обезьянку и с подарками училищу приходили два моряка с японского судна. А через 4 дня, 8 ноября 1969 г., в поселке Мыс Лазарева, после празднования в японском интерклубе «Дня Великой Октябрьской Революции», утром нашли мертвым капитан-директора крупнейшего, вывозящего наш лес в Японию, судна. Кровного родственника Императора Японии (подробнее см.: https://sites.google.com/site/echernosvitov/expert/hongo). Так вот, на вскрытие во сне я пригласил Валентина Федоровича Матвеева. На самом деле мы с ним познакомились только в Москве, в 1978 году, когда я уже был главным психиатром МВД СССР, а Валентин Федорович - моим Внешним консультантом. По дороге в морг, во сне, Валентин Федорович и сказал мне: «Интеллекта нет. Есть память». На самом деле он сказал это мне в 1979-1980 гг. в Москве. О снах, и как их понимать, читайте в моей книге, когда закончу эту книгу. Книга называется «Торрент-сутра сна. Неизвестный Фрейд». Она написана о большой дружбе Зигмунда Фрейда с моим первым учителем по психиатрии Иваном Борисовичем Галантом, на основании писем Фрейда Галанту и черновиков писем Галанта к Фрейду. Обещаю вывесить последнюю открытку, которую прислал Фрейд Галанту в Хабаровск, прощаясь с ним. Ибо решил покончить с собой, так как боялся, что Черчилль «подарит» его Гитлеру. Они оба, Гитлер и Черчилль, были единомышленники - антисемиты. Вроде Гитлер обещал тогда не бомбить Лондон….
3) Нужно четко различать «память» и «запоминание». Это абсолютно разные «механизмы». Память есть только у человека и спаяна с его «Я», самосознанием. Запоминание присуще всем теплокровным животным и птицам. Расскажу по этому случаю удивительную историю. Рассказываю ее впервые.
( К «1»)   …Женщинам авиаторов делать в поселке под Булгино, было нечего: никакой работы не было. Поэтому от нечего делать, женщины заводили живность, которая тоже не нужна была, ибо авиаторов обеспечивали всем в избытке. Магазин ломился от «деликатесов»: красная икра – даром, черная икра пяти сортов в разных баночках, баночки с крабами в два ряда украшали витрину. Мясо – домашних и диких животных и птицы в избытке. Да еще мужчины «выезжали» на охоту – км. 4-5 за речкой глухая тайга, озера. Рыб. совхоз весной и осенью вываливал два самосвала кеты-икрянки. Так, что икру солили бочонками, Перед свежим посолом, прошлогоднюю рыбу и икры выбрасывали в речку… .  Держали, кто кур, кто гусей, кто свинью. У одной мадам был теленок. А у нас - утки. Две утки и один красивый селезень. Очень умный. Сам выводил свое «стадо» утром через специальную дырку в двери сарая на речку и сам приводил домой. Однажды утки пришли без селезня! Мама с бабушкой везде селезня искали. Решили, что лиса утащила. Лис было много и все рыжие. А, утром уток выпускала бабушка. Только дверь им открыла сарая, как услышала громкое кряхтенье нашего селезня, Он возвращался из тайги и шел через реку по мосту! Цел и не вредим! Не только наши утки его встречали, но и все обитатели вместе с хозяйками. Вслед за ним шла бригада «зеков», которые работали на строительстве аэропорта и жили в четырех км. от нашего жилья… .
     Вечером, возвращаясь с работы, один из «зэков» ловко подхватил нашего селезня и накрыл его курткой. Так как селезень не кричал и не дергался, вор решил, что сильно придавил его. А когда бригада подошла к бараку, где «зэки» жили, вор развернул куртку. Было уже темно. Селезень выпрыгнул и в кусты.
      К нам селезня принесли маленьким утенком. И, кроме нашего сарая и коротенькой тропинки к речке, он ничего в жизни не знал и не видел. Он прошел тайгой 4 км. Прошел по мосту через речку и прямо шел к нашему сараю! Я могу пофантазировать, по каким ориентирам нашел свой сарай наш селезень. Только думаю, что у мнемонистов (как у наблюдаемого человека А.Р.Лурия) и у нашего селезня, механизмы запоминания одни и те же. Селезень, возможно, запомнил «звуковую дорожку» от речки до барака «зэков». Шум в тайге стоит всегда, даже когда нет сильного ветра! Может он шел по «электромагнитной»  тропе… . Если внимательно прочитать «Маленькую книжку о большой памяти», то не трудно понять, что блестящим умом и воображением мнемонист не обладал. Как говорил Шерлок Холмс: «Наша голова - это чердак, на который дурак тащит все, что попало, а умный - лишь необходимые вещи»…
4) Память, на разных европейских языках, так или иначе, связана с сознанием, интеллектом, интеллигентностью. (Intellegent, intelligence, mind, consiousness, le souvenir и т.д.).
5) Для того, чтобы воспринимать себя, как «Я», нужно быть в здравом уме и твердой памяти. Только тогда человек способен отдавать себе отчет в своих поступках, чувствах. И, кстати, иметь совесть – conscience.  Для того, чтобы быть «Я», совсем не нужно быть мнемонистом и «заполнять свой чердак всякой рухлядью»!
Ничего оригинального выше я не сказал. Разве, что развел память (интеллигентность) и запоминание, даже в стадии мнемонизма.
6) Полиглот – это ближе к мнемонисту, чем к интеллектуалу. История не знает ни одного гениального, или чем-либо выдающегося полиглота. Американский журналист и филолог Майкл Эрард утверждает, что, как правило, полиглоты, способные бегло говорить на разных языках, не всегда хорошо их знают, а полиглоты, читающие на многих языках, не слишком хорошо на всех них говорят. По его словам, даже самые одаренные способны легко переключаться не более чем между шестью-семью языками.. Завидово, где я сейчас это пишу, раньше, в СССР, была мировой столицей цыганских баронов. Я со многими дружил. На нашем кладбище многие из них сейчас покоятся под железными шатрами. И мне даже известна тайна одного крупного европейского политического деятеля, скрывающего, что он из цыганского клана баронов. А его тетка покоится на завидовском кладбище под шатром. Я ее тоже хорошо знал. После распада СССР, я стал «выездным» и объездил всю Европу, и много разных стран. Только не был в США. И, надо же так, я везде встречал завидовских цыган! Как правило, в местах, где собираются туристы. Был со мной такой казус. У моей жены в Мадриде, цыганенок выхватил сумочку. Я догнал его. Он заговорил со мной на хорошем испанском языке. Подбежал его отец. Мы отлично знали друг друга. Шлепнув легонько сынишку, он сказал ему по-русски: «Своих нельзя грабить!» Мальчонка начал перед Мариной извиняться на русском языке. Я спросил, давно ли они в Испании? Оказывается, нет еще недели! Мальчишке шесть лет. За четыре дня он научился понимать испанский язык и бегло на нем говорить. На другой день они собирались в Венецию. Мальчик за два дня освоит венецианский язык… . Вернется в Завидово – все языки забудет… . Читать и писать он не умеет ни на каком языке… .
     Полиглоты и мнемонисты – это люди с особой пропорцией (по Дюреру), при которой хорошо развита поперечнополосатая мускулатура, конечный пункт ее - голосовые связки. Особо у них устроены и слуховые раковины.  Все осуществляется не на уровне сознания-интеллекта, а на уровне мускулатуры. Как, чтобы быть отличным гимнастом или плавцом, нужно иметь особую мускулатуру, так и здесь, при мнемонистике и «полиглотстве». А, вот, что касается памяти – тут та же загадка, что и с «местом» пребывания нашего «Я». Память – непространственное явление. Она проецируется, как и наше «Я» на определенные участки коры головного мозга. Хотя я знал несколько человек (женщин), которые «помнили» кончиками пальцев рук или всеми ладонными поверхностями. Была одна особа, которая помнила наоборот, тылом кистей. Она и ласкала мужчину тылом кистей… .
      Возможно, память дается нам, как «Я». Память на то, ради чего мы появляемся на Свет. И мы «читаем», живя и переживая – себя, как книгу. И другого человека, даже самого близкого нам, мы можем «прочитать» только на странице своей «книги». Советую вам, кто сейчас читает меня, вспомнить всех, кого вы встречали в жизни и с кем были какое-то время очень близки. Больше скажу, с кем вы не просто занимались любовью, а медитировали, улетая вместе куда-то… .Если вы мужчина, то ваша женщина непременно должна при этом испытывать не только оргазм, но и сквирт! Если вы женщина, то эякулят вашего мужчины должен смешиваться с вашим! Как говорил герой «Голого пистолета» - вы должны «обмениваться жидкостями»… .
      Если ваша «вторая половинка» записана на странице вашей «книги жизни», вам не понадобится не только алкоголь и «травка» , но и музыка. Ибо, вначале, как писал Платон, была музыка, а уж потом появилось слово… . «Следы» первозданной музыки хранит наша память. Иногда мы, эти «следы», «слышим», растворяясь вне пространства… Да, кто такое испытал хотя бы раз, знает, что при этом слегка закладывает уши… . Вот тогда мы слышим свое «Я» и «Я» своей половинки, как одно целое. Вы поднимаетесь по спирали Фибоначчи. Сначала она, а потом вы! Но, при этом оказываетесь на последней «ступеньке» одновременно… . Кто знает, о чем я сейчас написал? 


Рецензии