По воле Божией

Для верующих нет вопроса, почему фрейлина Екатерины II оставила блестящий царский двор: на все воля Божия. Атеисты же, ищущие на все земные причины, так и не докопались до обоснований такого решения, и за давностью лет вряд ли уже докопаются. Но есть данность: благополучная княжна Евдокия Григорьевна Вяземская, происходившая из младшей ветви древнего рода, окончившая Смольный институт благородных девиц в его первом выпуске, чтица и собеседница императрицы, решительно и бесповоротно отказалась от благ мирских.

Вместе с двумя подружками-фрейлинами она  воспользовалась пребыванием двора в Царском селе и инсценировала гибель в воде, оставив платье на берегу пруда. Переодевшись в рубище, девушки отправились странствовать. Через пару лет Марфа объявилась в суздальском монастыре, Соломия – в одном из московских, а Евдокия вернулась в первопрестольную только в 1806 году. Около десяти лет она провела в скитаниях по северным обителям, где, борясь с искушениями, несла тяжелые послушания, выполняла черную работу. В монастыре на Вологодчине, например, жила на скотном дворе и доила коров.

В Москву Евдокия пришла к митрополиту Платону с просьбой помочь укрыться от мира под покровом неизвестности. Владыко благословил ее на подвиг юродства Христа ради и направил бывшую фрейлину под вымышленным именем Евфросинии в серпуховской Владычный монастырь.

Евфросиния поселилась в убогой избушке за монастырской стеной. Жила в уединении, подвергая суровым лишениям тело. Под власяницей носила вериги, летом и зимой ходила босой, лишь в жестокие морозы надевала тулуп, стриглась почти наголо, спала на голом полу. В келье, которую старица никогда не убирала, с ней жили кошки и собаки, куры и индейки, а по ночам прилетал ворон – Евфросиния кормила его кашей изо рта.

Юродивой многие боялись, ее недолюбливали. Однажды в раскрытое окошко кто-то бросил зажженную солому, в келье начался пожар. Старица получила сильные ожоги и шесть недель пролежала, брошенная всеми – только ворон прилетал, принося ей пищу и питье. Воздух в келье из-за животных был очень тяжелый, на что посетовала как-то игуменья Евгения Озерова, часто наезжавшая к Евфросинии из Москвы. «Это мне заменяет духи, которые я так много употребляла при дворе», – ответила старица.

Блаженная пребывала в постоянной молитве. Ночью с пением ходила вокруг монастыря, в день Благоволения купалась в проруби – иордани, а в дни принятия Святых Тайн высылала из кельи животных и оставалась одна. «Восприяв в себя самого Христа, она считала необходимым пребывать в совершенной чистоте, – отмечается в ее жизнеописании. – Пищи подвижница употребляла всегда очень мало, может быть несколько золотников в сутки. И все приносимые ей блюда она отдавала своим четвероногим и пернатым друзьям, а сама довольствовалась тем, что оставалось от них». В монастырском бору собирала грибы, цветы и травы, которые потом раздавала тем, кто обращался – и больные «по вере своей получали облегчение или полное исцеление от недугов». Она никого не отпускала без слова назидания, часто обнаруживая при этом удивительный дар  прорицания. «Но не суждено было блаженной старице Евфросинии окончить путь своей подвижнической жизни в Серпухове. По наветам исконного врага рода человеческого зависть и злоба людская воздвигли гонение на смиренную подвижницу, и она, подчиняясь гонителям, в начале 40-х годов XIX века была вынуждена покинуть Серпухов, где протекло около тридцати лет ее подвижнической жизни».

Евфросиния перебралась в село Колюпаново Алексинского уезда Тульской губернии. Об этом периоде жизни старицы известно подробнее благодаря ее духовнику отцу Павлу Просперову, тщательно записывавшему все, что ее касалось. В отличие от некоторых других подобных жизнеописаний, его записки называют конкретных людей, которым Евфросиния помогла так или иначе.

Часто бывала она на Мышеге верстах в пяти от Колюпанова, где управляющий чугунолитейным заводом Алексей Цемш построил для нее келью. Однажды в его доме блаженная «подошла к окну и, смотря на церковь, начала со слезами молиться. Домашние Алексея Ивановича участливо спросили: «О чем вы так горько плачете, матушка?». На это старица сокрушенно ответила: «Как не плакать? Молитесь и вы со слезами, да помилует Господь Бог Россию, ведь на Россию идет турка, англичанин, идет и француз». И действительно, через несколько лет началась осада Севастополя.

В мае 1855 года «крестьянин Мышегского завода Стефан Онисимов и с ним несколько человек товарищей работали в саду. Случилось в это время проходить по саду блаженной старице Евфросинии. Рабочие, увидев ее, стали смеяться над ней. Тогда старица, обернувшись в их сторону, плюнула и проговорила: «Дураки, все вы будете солдатами». В июне следующего года по распоряжению правительства был произведен набор ополченцев, в который попали как сам Стефан Онисимов, так и все его товарищи».

Силен был и ее дар целительства. В 1848 году по губернии гуляла холера, унося множество жертв. Однако в приходе села Колюпанова благодаря молитвам блаженной старицы Евфросинии даже общая смертность была, как свидетельствуют хранящиеся в церковном архиве метрические книги, меньше предыдущих и последующих лет.

Уже в глубокой старости, когда ей было около ста лет, Евфросиния сама выкопала чудодейственный источник, приговаривая: «Пейте мою воду, и будете здоровы». Он и теперь пользуется славу целительного, недужные и страждущие едут к нему со всей Центральной России.
 
«Сильно болея горлом, живя одна в построенной из конюшни избушке, зимой, я мучилась острой болью и решила утром идти три километра – в больницу, – вспоминала сестра известной поэтессы Марины Цветаевой Анастасия. Узнав о Евфросинии Колюпановской в сибирской ссылке, Анастасия переписала ее житие и нарисовала портрет старицы, которому молилась.– Я молилась блаженной – и внезапно ощутила, что боль сразу прошла. И спал жар. Будь это от прорвавшегося нарыва в горле, был бы гной, но горло было чисто, я была здорова. Это было первое чудо в моей жизни от блаженной Евфросинии». Вера принесла исцеление…

*   *   *

В 1929 году богоборческая власть разрушила колюпановский храм до основания, была утеряна и могила блаженной. В 1988 году старица Евфросиния была причислена к лику тульских святых. А в 90-х годах прошлого века, когда в Колюпанове началось восстановление храма и была основана Свято-Казанская женская обитель, могила святой блаженной отыскалась.

По свидетельству игуменьи монастыря, монашеское имя которой в знак преемственности также Евфросиния, в самый трудный момент хлопот об организации обители на могильной плите старицы прорисовался ее образ и продержался на плите полгода, пока не завершилась бумажная волокита. «Матушка поддержала обитель в решающие минуты и ушла молиться о невестах Христовых на небеса», – говорят монахини…


Рецензии