Магия идей - Лекция

                Buenos dias, младые да задорные!

    Каждый раз мне приходится чуток постоять у дверей, прежде чем шагнуть в аудиторию, ибо видеть вас лично для меня это всё равно, что вспомнить шальную юность свою. Даю вам три минутки, дорогие мои, чтобы закончить разговор меж собою, и приступим к делу.

    Итак, вам предлагается, на мой взгляд, в какой-то мере интригующая по своей драматургии тема, - о магии идей. Чтобы уверенно добраться до азов, давайте для начала разберёмся в символах. Слово «магия» через историческую форточку влетело в славянское наречие из Эллады. Но это, как бы, ближний сегмент, ибо магия берёт старт из глубины веков. У шумеров, что, как минимум, 4 тысячелетие до нашей эры, и у туранских народностей (тюркоязычные), населяющих  равнинную  часть Средней Азии и Южного Казахстана (Туранскую  низменность), первоначальная родина которых был Алтай, бытовало слово  imga (emga), то есть - «мудрый». Со временем, в Иране  зарождается  зороастризм, иными словами - «Благая вера почитания Мудрого», после чего от тамошних жрецов восточные  оккультные искусства перебазировались к грекам, у которых слово magos  стало названием человека, обладающего тайными знаниями и силой. Но и это не всё. Оракулы веками ломали голову, стремясь, хотя бы в первом приближении, докопаться до сути магических тайн. Чтобы не затеряться в лабиринте прошлых концепций, обратимся свой взор к веку минувшему. В 1929 году английский каббалист и таролог  Алистер Кроули  опубликовал свой  фундаментальный труд «Магия в теории и на практике», в котором магия, если дословно, трактуется им, как - «Изменение, свершающееся в соответствии с Волей».  Давайте, для наглядности, что ли, покажем сию версию на демонстрационном экране. Как видите, слово «Волей» у Кроули записано с большой буквы, и это из-за того, что Магию, по всей вероятности,  он ассоциировал с оккультной силой. Запомним, к этому выводу мы ещё вернёмся. Вторая наша составляющая – Идея тоже из греческого языка, где  idea значится, как образ, как некое представление. Но тут одним махом не отобьёшься, потому, как каждый маститый знаток по этой части свой резон держит. У древнегреческого философа Платона идея – это иерархия высших ценностей, у  стоиков – это общие понятия человеческого ума, в  неоплатонизме Идея проходит, как архетип вещей, находящиеся в космическом Уме, а в раннем христианстве равно, как и в схоластике, Идеи  являются прообразами вещей, вечно существующими в уме Бога. И вот Новое время:  в 17—18 веках формула  субъективируется, и Идеи уже отождествляются с понятиями человеческого ума. Ну, а что скажем мы, дети ХХl-го столетия? Базируясь на современные достижения в логике, скажем так: - «идея – это концентрированный продукт развитого интеллекта». Именно так, ибо идея лежит в основе любой теоретической системы.  Тогда «магию идеи», по всей видимости, следует понимать, как оккультную силу мысли, как парадигму здравомыслия. Ещё парочку озарений, чтобы закрепить старт.

    Нам комфортно тогда, когда пребываем в состоянии динамики, вспомните, говорят ведь, что жизнь – это движение. Но как двигаться, не вертеться же всё время на  одном месте?  Наша органика, если сказать образно, – это «Сфера», которая на 80 процентов  наполнена экологически чистой водичкой, остальные 20 процентов – это биологически активный субстрат, органы жизнеобеспечения, а в целом – великолепная энергосистема,  сконструированная по космическим лекалам. Наша «сфера», помимо всего прочего, снабжена ещё и навигатором (головой), а так же и ногами, служащими средством  передвижения в пространстве.  Сбалансированная и слаженная работа всей системы, как раз и есть показатель отменного здоровья индивидуума.  Но, чтобы достичь желаемых высот, придётся над собой изрядно потрудиться.  Между тем,  не всегда и далеко не каждому, удаётся взять правильный азимут – вот в чём вопрос!  Поэтому опять-таки нужна Идея, ибо вначале мысль, а потом – действие, Иными словами, надо хорошо подумать, прежде чем, что-то сделать. Исходя из личного опыта могу сказать, что не следует забегать далеко  вперёд. Лет 30 назад, в кругу друзей, я выдал фразу, - «Если хочешь рассмешить Бога, то поведай ему о своих планах на будущее», которая позже стала крылатой. И сейчас я вам советую свою Идею на становленье  дифференцировать по времени на короткие задачки, и решать их на дистанции по мере их поступления с тем, чтобы достичь прогнозируемого итога. По-разному бывает, вспомним:  в первой половине 18 века французский герцог  Сандрикур  Максимилиан Анри де Сен-Симон велел своему слуге каждое утро будить себя словами - «Вставайте, граф, вас ждут великие дела!» Но каждый из нас, я думаю, далеко не «пуриц», поэтому нам приходится  рассчитывать на свои силы. Не лениться, а вопреки всему всеми силами стараться обогащать мозг знаниями, и параллельно развивать свою динамику, то-бишь ноги, жизненный ресурс которых, по сравнению с другими органами  тела, самый низкий – всего лишь 70 лет.  В виду чего, не следует увлекаться бегом, поднятием тяжестей, прыжками, как в высоту, так и в длину, что, без всякого сомнения,  принесёт один лишь вред коленному суставу из-за чрезмерных гидравлических ударов, гораздо больше пользы будет от плаванья. Выразим сказанное общей фразой – «Если с умом, то лучше во всём»  Допустим, в голове завертелась Идея посвятить себя медицине, то с чего должен начать наш юный мечтатель?  Здесь тот же набор: развиваться гармонично, памятуя, что в обозримом будущем он должен стать во всех отношениях образцовым, ибо пациент лишь тогда со всем вниманием прислушивается к врачу, если он сам внушает ему доверие своим отменным здоровьем. В противном случае может выйти так, как говорят  евреи: - «И ты слышишь, Хаим, они нас учат!» По телевидению частенько показывают, как некий пластический хирург после операции обещает девице сказочно красивое личико, такое, что лучше не надо, и для гарантии говорит так: - «и это надолго!» А сам весь сморщенный, как кирзовый сапог. И второй пример, с другого конца, если, скажем, ты уже состоялся, как державный муж, что тогда, какая Идея должна стать во главу угла, чтобы в стране царствовали порядок и стабильность? Он должен своей мощной державной рукой постоянно скипетром  перемешивать «народный сбитень», дабы температура его не зашкаливала за пределы разумной достаточности. И всячески стараться самому быть предельно корректным, знать и помнить, что правда излечивает от невежества. Разумеется, это нелегко, даже очень, но другого, более праведного, пути нет, как говорится в народе - «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», или то же самое из  латинской поговорки - «Per aspera ad astra» (через тернии, -  к звёздам!), что несколько выше регистром.

Архитектура идеи.

         Музыкальная фраза строится, как известно, из нотных знаков, но в полном наборе  – это уже  некое колдовское действо.  Мир сюит, симфоний,  опер и оперетт, танцев и песен, всего не счесть, для нас, как чудеса чудес. Непревзойдённый Паганини на волшебной своей скрипке пленил всех, кому посчастливилось слушать его импровизации. Он мог вызвать неописуемую радость, громовые овации в его честь, слёзы, и даже взрывную волну негодования, да такую, что, бывало, бросали в него всё, что ни попадя. И всё из семи нот, чем не волшебство? Но есть, к счастью, и другой край, где звёзды блещут – это магия идеи.  Тут свой звукоряд, состоящий из слов-символов, весомость и целевая сила  которых, в конечном счёте,  формируют архитектуру идеи, короче говоря, какие «кирпичи», такое и здание. Словами  тоже можно загипнотизировать, вызвать  бурные эмоции, ликование, возмущение, слёзы,  двинуть полки, да мало ли, какой эксперимент, в конце концов, можно и убить человека, как это случилось с несчастным  Акакием Акакиевичем Башмачкиным, - героем повести Гоголя  «Шинель», которая впервые вышла в
свет в 1842 году.  В ней Николай Васильевич, в привычной для себя манере, контрастно рисует образы «маленьких людей» — петербургских чиновников.  Завершается всё тем, что на Акакия Акакиевича полуночные воры в корень растоптали его честь, которая и так, как нынче говорит наша славная молодёжь, была «ниже плинтуса», и сдёрнули с плеча шинель.  «На другой день, - пишется у Гоголя, -  он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее». Дальше Башмачкин в поисках правды ходит по всем инстанциям: в полицию, к «значительному лицу», но никому нет дела до трагедии одинокого «маленького человека». И Акакию Акакиевичу больше ничего не оставалось, как умереть, и он умирает. Это я к тому, какой магической силой обладает слово. В нём всё и сладость, и клюква, и ядовитая субстанция. Наш современник, энтузиаст из страны восходящего Солнца  Масуро Эмото,  исследуя влияние информации на качественные характеристики воды, обнаружил, что, если на сосуде с водой написать негативные слова -  «Смерть», «Болезнь», «Зло», то после резкой заморозки снежинки получаются уродливыми, и, наоборот, если написать слова позитивные, светлые, такие как: «Любовь», «Счастье», «Вера», то снежинки получатся божественно красивыми!  Тогда, легко представить насколько, в той, или иной степени влияет на наше настроение речи добрые, задушевные, или злословие. Ясное дело, всё верно, японский городовой!

ЛАБОРАТОРИЯ ИДЕЙ.

           Лаборатория идеи – это наша «мозговая кубышка», то есть, своего рода, божественное вместилище необычных, зачастую абстрактных, амбиций, без которых немыслим сам творческий процесс.  Всё рождается в муках, и наши идеи о том, что наметили делать, по какой тропе решили рвануть, дабы порадовать душу внезапным ощущением, столь  долгожданного триумфа, - не исключение из правил. Маститый русский прозаик Лев Толстой, которого я ценю за глубину и чистоту помыслов,  свой поиск ключевых картин бытия  во дни сомнений, во дни тягостных раздумий, называл – «энергией заблуждения». У Александра Сергеевича Пушкина:

«Когда для смертного умолкнет шумный день,
         И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень
         И сон, дневных трудов награда,
В то время для меня влачатся в тишине
         Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне
         Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят …..»

У вашего покорного слуги:
 
«Сторонись полночной славы,
В сумерках ищи мечту,
Избегай любой отравы,
И понапрасну не грусти!»

Спонтанность идеи. 
 
              Спонтанность, на латинском  spontaneus, понимать следует, как  самодвижение, вызванное не внешними факторами, а внутренними причинами. Иными словами спонтанность – это психический процесс, это поток мыслей,  поток догадок, поток озарений. Вот вам пример пуще образцовых.  К Дмитрию Менделееву, русскому  учёному-энциклопедисту  с широчайшим диапазоном научного интереса, слава подкатила,  когда он
в 1869 году открыл  зависимость различных свойств элементов от заряда атомного ядра.   Со временем «Периодическая система химических элементов (Таблица Менделеева)» вошла в золотой фонд науки. Была легенда, что всё у него произошло, как-то  спонтанно, вроде, прилёг он поспать, а под утро проснулся с Таблицей в голове.  Сам Дмитрий Иванович о своей «Таблице» говорил так: - «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово"  Как бы то ни было, момент озарения явно прослеживается, поэтому лимб мыслителя, в итоге, всё же достался ему, и в том – вся магия идеи. Принципу спонтанности вполне отвечает и наше божественное  чувство  с лирическим названием «любовь», что, практически, с одинаковым акцентом произносится на всех языках мира. Любовь, в самом деле, рождается чисто спонтанно. Над нами властвует не писаный закон выбора, или, как обычно я говорю, - «Закон парности». В технике, особенно в горном деле, что ближе мне по профессии, иногда, чтобы усилить проветривание шахты, к вентилятору главного проветривания подключают второй для спаренной их работы. Но вся загвоздка в том, что вентиляторы должны  работать  синхронно!  Поэтому предварительно  путём наложения технических характеристик подбирают соответствующий тип вентиляторов,  дабы второй № помогал бы первому тянуть, проще говоря, общую «лямку», и не служил бы  ему в качестве сопротивления.   Не удивлюсь, если вы мне скажете, что это к нам не относится, что это всего лишь технология, и не более того! Вроде так, да не совсем.  По всей видимости, и у нас должен действовать тот же Закон парности, коль наша органика, как биоэнергетическая машина, имеет свои особенности, не так ли? И этот Закон на самом деле есть, но вся прелесть в том, что наши запросы решают Небеса. Как зарождается любовь? Скажу с точки зрения мужчины, потому что никогда не был  женщиной. У нас так, встретилась девушка, и вдруг, словно молнией ударило: - «вот она!». Ночь не спишь, утром проснулся с идеей в голове: - «вот бы снова встретиться, поговорить бы с ней, да постараться увлечь её»  И баста – покой нам только снится, у Пушкина: - «Я утром должен быть уверен, что с Вами днём увижусь я», или, как у Лермонтова из его поэмы «Мцыри»: - «Он знал одну лишь думы власть, одну, но пламенную страсть»  Всё, отныне и во веки вечные,  мы в царстве чувств неземных.  Я это, слава Богу, отлично запомнил. Мне  шёл 17-тый год, когда  впервые влюбился в местную сверстницу, воспитанную, нежную, скромную и с необычайно редкой внешностью. Покой мне только снился, завёл дневник, писал стихи. Друзья пели мне вслед – «Наш Костя, кажется, влюбился…» - из широко известной на то время песенки «Шаланды полные кефали».  Оказывается, о чём я узнал полвека спустя в Геническе от краеведов, что, действительно, в 30-40 годах прошлого столетия местный рыбак Николаенко с сотоварищами  ловил, солил, вялил, коптил рыбку, а его внук  Костя, этот, упомянутый в песне романтик, на своей шаланде отвозил кефаль в Одессу. Я облегчённо вздохнул и вышёл из легенды.  И вновь былое воскресло в душе моей лишь после  окончания института, когда я приехал в свою родную деревеньку и  достал из чулана свой архивчик.  С его страниц тогда на меня повеяло такой девственной свежестью, что я не удержался, и сжег свои  чистые, идущие от сердца, вешние строчки, чтобы они никому не достались. И, честно признаться, нынче  очень сожалею об этом.  Отсюда мой совет вам: - «не отрекайтесь от своего прошлого, и никогда не думайте, что вы со временем станете умнее, чем были»   

Логика идеи.

         В древнегреческом языке слово – это логос, из него – логика, что по лингвисту Сергею Ожегову, - «внутренняя закономерность» Такое определение мне дюже нравится, поэтому беру его за основу. Допустим «логос» это моя лопата, с помощью которой я копаю лунку. Прохожий интересуется: «Что ты тут  делаешь?» Я ему, - «Копаю лунку» Прохожий повертел пальцем у виска: - «Ненормальный». И так каждый, мне это надоело, и  следующему интересанту я сказал: - «Да, вот, собираюсь посадить деревцо»  Прохожий на этот раз широко улыбнулся, - «Вот молодец, вот это дело. Каждый из нас по жизни должен успеть построить дом, посадить дерево и оставить потомство» Поэтому и я говорю вам, что любая идея должна отвечать логике. Ведь, не зря же, ещё со времен Аристотеля, а это ни много, ни мало 2400 лет назад,  логическое мышление преподносится в качестве
единственно эффективного способа использования разума. 
                Истина не знает возраста!!!

Границы идеи.

             На земле мы не одни, рядом с нами живёт, по структуре, по сложению, по поведению, по среде обитания, целый мир разных существ, и каждый вид  имеет свою «религию», свой стиль жизни, свои рамки бытия, нарушение которых смерти подобно. Эти границы никто им не очерчивал, но все знают, что да как, ибо у каждого из них – свой быт  и своя манера  общения. У животных есть свой «ликбез», который они проходят сызмалу.  Поведаю вам одну присказку.  Однажды царь  зверей  Лев созвал в лесу Совет. Когда все аккуратненько сели за длинный овальный  стол, каждый на своём месте, по ранжиру, тогда Лев «обнародовал» им свою Волю:

                «Я пригласил вас, зверьё моё, дабы сказать вам, что  этот день  я объявляю  «Днём примирения». Впредь, в этот день, никто ни за кем не гонится, никто никого не притесняет и не съедает, - зарубите это себе на хвосту!  Наоборот, в этот день при встрече жмём друг другу лапы, приглашаем в гости и угощаем тем, что припасли себе на «чёрный день», короче, как у людей. Вижу, никто из вас не скулит, значит, вы согласны со мной.  Осталось за малым – накрыть стол.  Интересно, кого вы пошлёте в ближайший  магазин, чтобы купить на всю  братву продукты, и кое-что ещё на клык, или на губу?» С мест: - «Пусть идёт осёл!» Осёл: «У меня отвод» Лев: – «Во дела, это почему?» Осёл: - «Потому что глуп я сверх всякой меры, боюсь, меня там запросто объегорят!» С мест: - «Тогда пусть обезьянка потопает!»  Обезьяна: - «У меня тоже есть свой отвод» Лев: - «Это, какой же, прелесть наша?» Обезьяна: - «Да, как-то неудобно, среди людей вертеть  голой задницей!» Лев: - «Резонно! Ну, так кого пошлём?» С мест: - «Тогда, пусть черепаха, она у нас из культурных» На том и порешили. Но прошёл час-другой, а черепашки всё нет да нет. Вдруг волк резко оскалился: - «Нашли, кому поручить дело, теперь сиди и жди, пока эта неповоротливая тварь принесёт обещанную  жратву!»  А в это время черепашка, едва выползла из-под столов.

«Если вы такого мнения обо мне, - сказала она, - тогда я вообще никуда не пойду!»

       «Все это было бы смешно, если б не было так грустно», ибо картина больно напоминает наш уклад.  У нас ведь тоже есть свои границы, свои правила игры и свои львы. Давным-давно человек выяснил для себя тот неоспоримый факт, что любая его Идея, о чём бы он ни думал, ни гадал – всё вертится, в каких-то определённых жёстких рамках бытия. Что противостояние Добра и Зла составляет главный смысл познания и деятельности человека, об этом, философы догадались ещё в  Vll веке  до нашей эры. Платон, кстати, считал, что из всех наук есть лишь  одна наука, которая реально может привести к благополучию и счастью, это наука о добре и зле.  Через 2500 лет, уже  на стыке эпох просвещения и романтизма,  родоначальник немецкой классической философии  Иммануил Кант, подтвердит ту же мысль, он так же пришёл к единственно правильному выводу о том, что поступки людей оцениваются не иначе, как с позиций категорий добра и зла.  Обращаю ваше внимание на один штришок. Кант, безусловно, ужасно умный немец, но немец ли он – вот в чём вопрос? Имя Эммануил было дано ему с рожденья, что в переводе с еврейского языка, с иврита, означает - «с нами Бог».  Может и жаль, но отгадками пусть займутся другие, поскольку у нас другой разговор.   

       Позже богословы чётко дали понять, что есть Зло и что есть Добро.  Семь смертных грехов, такие как зависть, скупость, прелюбодеяние, объедение, унынье и гнев, это то, что хуже не может быть.  И в противовес им 12 добродетелей: любопытство, отказ, лёгкость, непредвзятость, доказательство, эмпиризм, простота, скромность, точность, перфекционизм, учение и пустота.  Вся сложность в чрезвычайном непостоянстве этой сакральной пары, потому что «добро» может легко перекочевать во «зло» и, наоборот, «зло» в «добро». Эта «перелицовка»  нами воспринимается на бессознательном уровне, часто во сне, когда мы говорим себе: «нет, как-то гадко всё сложилось», или – «надо же, так нежданно здорово вышло», но это уже дежавю.  И всё же, если по большому счёту, Добро и Зло – это наши священные столбы, расставленные по одну и другую сторону кармы, как в сказке: налево пойдёшь – погибнешь ни за понюшку табаку, направо свернёшь – голову потеряешь из-за тщеславия. Выходит, все наши Идеи, наши мечты, чаяния и прикидки на завтрашний день  должны быть на золотой серединке. Лишь в этом случае Небеса гарантируют нам спокойную, разумную, хоть и не вечную, жизнь. Это в равной степени касается всякого рода советов и назиданий, так как все они по своей сути ни что иное, как прививки идеи со стороны, хотя, - не баз того! – встречаются на пути и светлые головы. По  жизни у меня были два наставника, которых я не забуду «до дней последних донца» Первый стоит у истоков моей горняцкой карьеры.  Я, только что покинувший родные стены  alma mater, у порога треста «Шахтёрскантрацит» жду, когда меня примет управляющий трестом Афонин Михаил Яковлевич. Времечко есть, хожу по двору туда-сюда, вижу на «Доске Почёта», - в бывшем СССР это был «патрицианский жест», - фотографию знатного начальника добычного участка, грузина, Папунайшвили. И сразу бегом в отдел кадров:

 «не подскажите ли мне, - спрашиваю я, - как и где можно повидаться и поговорить с вашим Папунайшвили?» И вдруг, так сразу:

  «Да нет проблем, - сказала мне инструктор отдела, - как раз он тут бегает с обходным листом. Папунайшвили поработал у нас лет десять, но его жена не горит желанием жить у нас, так он решил вернуться в Грузию. Зайдите в бухгалтерию он наверняка там»

             Я его нашёл! Меня приятно удивило, что по отношению ко мне, он поступил, как аксакал: - «слэдуй за мной, кацо!»  Вышли на улицу, сели на лавочку, возле этой самой Доски. Я рукой показал на фотоснимок: - «даже не представляете, насколько интересно знать, чт’о  Вы, как опытный горняк, посоветуете мне, с чего начать и как идти по жизни!»

                Заметив искоса, что рядом с ним сидит такой же, как он, черноглазый молодой брюнет, он засиял и радостно, хлопнув меня по плечу, бросил свою знаменитую фразу, которая впоследствии послужила мне  Ариадновой нитью:

«Посоветовать, лэгко сказать, посоветовать!  А что советоват, когда ты ещё ничего нэ знаэш? Ты, вот что, ты вначале дэлай всо, что тэбэ скажут, откуда ты знаэш правильно говорят, или нэт.  Дэлай – и всё! Пока наберёшса опыта, а как набралса опыта – пасылай всэх……». И, резко взмахнув рукой, уточнил, кого и куда надо послать.

        Я так и поступил, с одним лишь «но!»: не «всэх», конечно, а кого надо послал!

           Следующий  сенсей  встретился мне года через три, когда меня назначили начальником ОКР (отдел капитальных работ).  Личный состав – одни проходчики, занимающиеся исключительно подготовкой новых горизонтов, сквозным бригадиром, то-бишь общим для всех, - по шахтёрскому сленгу «сквозняк», - был Иван Захарович Глущенко, здоровый мужик, косая сажень в плечах, из соседнего села  Алексеево-Орловка, бывшие владения графа Алексея Орлова, фаворита приснопамятной Императрицы Екатерины Великой. Частенько, по простоте душевной давал ребятам под строительство личных гаражей, шлакоблок,  доску, гвозди, цемент, всё, что было в моих силах, причём  безвозмездно. Однажды под какой-то праздник решили организовать свой фуршет, или, как говорят шахтёры - «гусак». И вот тогда, будучи слегка навеселе, Иван Захарович, выдал мне своё кредо:

           «Константин Антоныч, - сказал он с гранённым  стаканом в руке, - ты парень, конечно, что надо, но запомни, будешь сладким – заклюют, будешь горьким – выплюнут»
 
           Это тоже  я запомнил на всю жизнь. С той поры и по сей день его афоризм в моём  мозгу, как сигнальный колокольчик: если, что не так пошло, сразу – «дзинь!»

            Время неумолимо, «иных уж нет, а те далече», но жизнь идёт тропою вечной. В эту  загадочную для себя  пору, когда всё позади, оптимизм меня, всё же, не покидает, потому что сохранился мой опыт, как бесценный дар небес, значит, ещё пригожусь!  Нынче я в ранге, о котором раньше мог только помечтать, я есмь  Дед, и в полном наборе зовут меня  Константин Антонович, и у меня два внука Константин и Антон, им уже по четвертаку, - это моя пара гнедых!  Держатся они отлично, воспитанные, без каких-либо досадных пороков, грызут потихоньку науку, очень доволен ими, ибо сие есть доказательство, что я не зря родился.  Каждый раз при встрече, о чём бы ни шла речь, в конце я им  повторяю уже свою, опробованную временем, квинтэссенцию:

               Быть хорошим – не выгодно, плохим быть – не хорошо!   
 
Мистические  идеи.
            
       Мистическое, мистический, – суть производное от древнегреческого слова mistikos, что значит «скрытый», «тайный», в переносном смысле - вера в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться гомо сапиенс.  К счастью, или нет - это другой вопрос, но идей, пронизанных божественной  тайной – превеликое множество. Рассуждать о том, почему они есть – дело гиблое, но, коль сильно хочется, то можно и рискнуть. В городе Барсиппа, - на шумерском языке Badursiabba, буквально,  «Рог моря», в 20 километрах от Вавилона, исследователи старины наткнулись на оплавленные  до стекловидного состояния от  чудовищной температуры развалины, какого-то древнейшего сооружения. Найти-то нашли, но вот оказия-то какая, - можно ли  доказать вероятность невероятного? Нет, напрасны наши совершенства!  Поэтому остаётся одно - принять за непреложную истину то, что начертано об этой истории в «вечных книгах».  В них пишется, что лет эдак три тысячи до нашей эры, а может статься и больше, земляне то ли от чрезмерной фантазии, то ли из-за любопытства, надумали построить грандиозную башню, да такую, чтоб до самых Небес, и назвали её Вавилонской Башней.  Вначале всё было, как говорят сегодня, «тип-топ», но через некоторое время Богу такая дерзкая затея землян не понравилась, и Он принял свои меры. Однажды, проснувшись, «великие монтажники» вдруг заговорили на разных языках, из-за чего перестали понимать друг друга, и дело развалилось. Остался лишь один «вопросик», каким образом, или как это произошло, что камни расплавились и растеклись в виде магмы?  Нет ответа.  Но у нас есть один зацеп: Вавилон на шумерском языке  произносится, как «Bab-ily», что значит – «врата Бога»  Значит, нельзя человеку лесть без спроса в те космические дали, где празднует бал сам Всевышний! За сим парочку слов скажем о чудесах египетских. Когда-то, очень-очень давно, в Египте жили-были фараоны, которые на долгие века самодержавно правили страной, окутанной густым историческим туманом.  Сразу отметим, чтобы потом не спотыкаться на скрижалях, что  Египет – слово-то греческое, что в переводе означает - Тайна.  Одна из тайн скрыта в самой хронологии, потому что древние египтяне пользовались системой датировки, в которой конкретные даты привязывали к важным событиям и годам правления того или иного фараона, так называемым «царственным годам», а с каждым новым фараоном обнуляли датировку. И всё-таки искатели раритетов нашли полустёртый перечень фараонов VI династии на крышке базальтового саркофага Анхесенпепи I — супруги фараона Пепи I, так называемый  «Саккарский список 1», датируемый около XXIII-XXIV веками до нашей эры.  Одним словом, – Древний мир! Двинем фишку дальше, чтобы переключиться на более ощутимые периоды. «Что было, то и будет, и что творилось, то творится, и  нет ничего нового под солнцем», - сказано Экклезиастом. В самом деле, к примеру, тщеславие,  было, есть и будет, оно не подвластно времени. Можно не сомневаться, что любой фараон знал, что он такой же смертный, как и его подданные. Но имея власть, он тревожно думал над тем, как и что конкретно сделать при жизни, чтобы память о нём осталась на века.  И надумал   фараон сохранить останки своего тела  в виде мумии, но куда её деть, в ящике нельзя, потому что «потомок оскорбит презрительным стихом», более того ещё и размажет собственным помётом. Тогда и зародилась у него  Идея соорудить огромную пирамиду, чтобы после смерти, в самой пирамиде, где-то в её дальнем углу, положили бы эту мумию на вечное хранение. Так и пошло – «лиха беда – начало!» Со временем их возвели столько, что не счесть числа. По  данным на 2008 год найдено 118 пирамид, кои благодарные потомки внесли их в перечень  «семи чудес света», как своеобразное, жемчужное, ожерелье Востока. Из всех пирамид, самая, что ни есть,  «царственная» - это пирамида Хеопса в Гизе, на строительство которой ушло около 20 лет. Сам фараон при жизни наблюдал за ходом возведения собственной гробницы, да и было с чего.   Его, 147 –ми метровую  пирамиду  нынче считают  самым высоким сооружением на земле. Каждая сторона Большой пирамиды достигает длины в  230 метров, что, практически, в два раза больше, чем длина футбольного поля! Что здесь от Бога и что от людей? Египетские пирамиды расположены, правда, с некоторой невысокой погрешностью, вдоль Оси мира (Пулковский меридиан). Все расчёты и прикидки дают возможность  смело предположить, что на то время, когда они строились, ориентация полюсов Земли была такой же, как в наше время. По части временного расклада – полнейшая путаница. В самом Египте установлена и официально празднуется дата начала строительства пирамиды Хеопса – 23 августа 2470 года до нашей эры. По другим данным, начало и конец строительства пирамиды, лежит между 2560 и 2540 годами до нашей эры, тогда, как у археолога  Г. Матюшина, между 2800 – 1700 годами до нашей эры. Осталось выяснить, как и каким способом на высоту 140 метров поднимали камни, вес которых колеблется от 2,5 до 50 тонн?  Рисуют, что натаскивали горы песка, а затем по этим дюнам волоком тянули  глыбы, как это показано на известной картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге». К тому же, камни отшлифованы, просто, идеально и уложены без применения какого-либо раствора, однако настолько плотно, что между ними, на стыке, невозможно втиснуть, даже лезвие  безопасной бритвы. Чистая фантастика, потому что такого совершенства можно достичь, в нашем понимании, лишь с помощью лазерной технологии. Короче говоря, сие есть Тайна, и о ней знает всё лишь один Господь Бог!  Исстари говорят - «всё боится времени, а время боится пирамид»

            Кроме пирамид не менее известны, как по задумке, так и по стилю иные знаковые сооружения, откуда, собственно, берёт свое начало столь ныне знакомое нам культовое движение - «масонство». Само его название исходит  от старофранцузского слова masson, что значит – камень. Поначалу зародилось оно так же, как и рождается всё – бесцеремонно и с надеждой на счастливое будущее.  В средневековой Европе, приблизительно с 643 года, в эпоху готики, возведение громадных церковных сооружений  длилось целые столетия, поэтому нужные люди, - художники, архитекторы, каменщики, - для общего блага и удобства старались жить вблизи построек, купно, чтобы всё было бы рядышком: жильё, склады, инструменты, одежда и прочая амуниция. Тогда и родилась у них идея создать своё сообщество «вольных каменщиков», со своим уставом.  По ходу жизни были выработаны правила касательно отношений между членами артели, приёма новых товарищей, разрешения взаимных споров и прочее, и прочее. Был составлен и своеобразный церемониал на разные случаи товарищеской жизни. Члену товарищества, в виде особого знака выдавался фартук застройщика. Со временем строительство величественных церковных сооружений постепенно сводилось на нет, из-за чего отпала и сама надобность в франкмасонах, то есть в «вольных каменщиках»  Но ведь «ничто на земле не проходит бесследно», поэтому их бесценный опыт, так же, как и весьма толковый Кодекс артельной жизни, легли в дрейф веков, чтобы ждать своего часа. Через 1000 лет, в начале XVII века нашей эры, магнаты всех мастей в одночасье решили объединиться, как это сделали в своё время «вольные каменщики», чтобы  усилить своё влияние в мире, и заодно, елико возможно постараться защитить свои корыстные интересы.  Достали тугамент каменщиков, очень понравилось им термин «masson», так как это слово  здорово ассоциируется с религиозной легендой о священных камнях.  Сам  текст переписали, с уклоном на эзотерические доктрины и кабалистику, в результате чего вышел  директивный документ, с которого берёт своё начало новое движение под строго секретным грифом – Масонство. В эту лигу входят, в буквальном смысле, все сребролюбцы. Во всём мире никогда раньше не было  столько миллиардеров, как в наше время, и в совокупности владеют они суммой в 7,3 триллиона  долларов, что трудно себе представить, насколько это  много!

           Нынче масонство административно организовано в независимые Великие ложи (в некоторых странах «Великий Восток»), каждая из которых руководит собственной юрисдикцией и состоит из подчинённых ей масонских лож. Численность лож, как правило, варьируется от 15 до 100 человек, объединённых территориально. Местные ложи учреждаются Великой ложей, которая в одной стране существует только одна. Некоторые из них признают друг друга, тогда как другие ложи категорически нет, всё зависит от следования начертанным  ландмаркам: Landmark с английского – это межевой знак. Всё настолько тайно, что Великие ложи обычно признают те Великие ложи регулярными, кои соблюдают такие же,  как у них, ландмарки и, наоборот, те, которые их не соблюдают, считаются «нерегулярными». То ли для солидности, то ли для того, чтобы усилить мотив таинственности, не прошла стороной и легенда о строительстве Храма Соломона, которая франкмасонами воспринята метафизически, как «система морали, скрытая в аллегориях и проиллюстрированная символами». В наши дни, масонство распространено по всему миру и представлено в разных формах и юрисдикциях, общей численностью в шесть миллионов человек, в том числе около 180 000 в Шотландии и Ирландии, почти два миллиона в США  и около 300 000 находится под юрисдикцией ОВЛА, то есть - Объединённая Великая ложа Англии. Франкмасоны унаследовали и фартук строителя (запон), но с учётом «пурица»: иначе никак, это же тебе не простак с бакалейной лавки. Правда, на первых порах был у масонов тот, крайне незатейливый и лишенный всяческих украшений, фартук, но позже он был заменён на белую овечью шкуру (белый кожаный фартук), каковым является и поныне. Каждый посвященный в масоны получает белый фартук, или по-иному, запон, который он должен носить в ложе.  Наистарейший масонский запон  хранится в Шотландии, в небольшом историческом городке  «Мелроуз»  В степенях выше  запоны  могут отличаться отделкой, имеющими  различные цветные окантовки, украшения, знаки. Изначально, члены ложи хотели улучшить свои запоны и придать им вид отличный от простого  запона каменщика. В 1731 году первый известный дресс-код запонов ввёл английский учёный Джон Теофил Дезагюлье. С той поры в  европейских масонских ложах   фартуки, то-бишь запоны,  часто украшены голубой каймой и снабжены тремя розетками, которые указывают на то, что масон находится в степени мастера. Ну, что ж, кому что, или  Jedem das Seine, как говорят немцы. Масонские ложи нынче, это уже, так называемое «Мировое Правительство», взвалившее на себя миссию  управлять миром с одной точки, как это делается при запуске баллистических ракет, нажал на пульт и –good-bye.  Дерзкая идея, даже очень, чуть ли не на грани патологии. Однако - «вкушая, вкусих мало меду…», поэтому в обозримом будущем она повторит судьбу Вавилонской башни, ибо ещё никому не удалось, и никогда не удастся, выступать на Земле в роли Бога  – «Мне отмщенье и Аз воздам»

               Не удивлюсь, если меня спросите – «а что ещё?» Да мало ли что!  Вероятно самим не в диковинку, что нашему любопытству нет предела. Да и как же не удивляться-то, коль нас окружает потрясающий по своей гармоничности мир? Каждый космический объект имеет свою орбиту, свою массу и свой скоростной режим вращения вокруг себя и вокруг «старшего брата». Человек смотрел и думал – «вот бы и мне придумать нечто такое, чтобы так – раз запустил, а дальше «оно само пребывать будет в вечном движении». А тут ещё наша «лень-матушка» подсказывает – «давай, придумай себе во благо нечто, что вечно  возвращалось бы на круги своя»  И вот в XVll веке, а он у нас почему-то самый плодовитый на задумки, родилась  Идея определиться, хотя бы в первом приближении, в принципах построения вечного двигателя - perpetuum mobile. И – «пошла плясать губерния». Чего только не придумывали, потому как «голь на выдумки хитра», но главное  всё без толку.  Дело дошло до того, что разочаровавшись, стали сочинять  анекдоты, вот один из таких.

           Время – дореволюционная Россия. К своему властелину, к помещику, пришёл молодой холоп Данила Загребайло, и прямо с порога:

-Хозяин, у меня мысля сработала сочинить perpetuum mobile!

-Молодец! Но я не понял, что от меня надо?

-С годик освободите меня от крестьянских хлопот, и я на ваши очи представлю ентот   perpetuum!

-Да за такое дело можно согласиться и на год с половиной.

-Так  это куда сподручней будет. Значит, вы даёте  «добро»?

-Валяй!

       Наконец, подкатило время, помещик пригласил на круг своих соседей, дабы  они сами убедились, на что способны его умельцы, и заодно показать им «кузькину мать»

       Когда все сели за стол в ожидании чуда, в этот момент камер-лакей открывает двери, и в зал заходит Данила, придерживая рукой, что-то за пазухой. Подойдя к столу, он поставил на стол модель ветряной мельницы, выполненную в миниатюре из дерева, и ударил пальцем по крылу, но вот несчастье-то какое, крылья вращались-вращались и, естественно, остановились. От удивления хозяин опешил:

-О, Господи, а что теперь делать?

«Как что делать, - спокойно изрёк Данила, - да не беда, ещё раз  ударим по крылу»
               
         Так бы пошло и дальше, если бы не Никола Тесла: родился он в 1856 году в Австро-Венгрии, работал во Франции, а затем в 35-летнем возрасте переехал жить  в  США, где и умер, прожив  87 лет. Чем же знаменит этот феноменальный серб? Никола Тесла – классный инженер-изобретатель в области электротехники, радиотехники и физики. Тесла достиг колоссальных вершин в науке, благодаря своему вкладу в создание устройств, работающих на переменном токе, многофазных систем и электродвигателя, позволивших совершить так называемый второй этап промышленной революции. Также он известен как сторонник существования эфира, о чём свидетельствуют многочисленные его опыты и эксперименты, имевшие целью показать наличие эфира, как особой формы материи, поддающейся использованию в технике. Именем Николы Теслы названа единица измерения плотности магнитного потока (магнитной индукции). Современники, его биографы, считают Теслу «человеком, который изобрёл XX век»  Лично мне Тесла симпатичен тем, что именно он единственный обладатель Патента на Вечный Двигатель. С виду всё просто, но в этом же и вся гениальность его задумки. Главное добиться, чтобы отток энергии шёл  из резервуара с высоким потенциалом в резервуар с низким потенциалом, притом, необходимо, чтобы оба резервуара были неисчерпаемы. На глубине резервуара, наполненного водой, производится электролитическое разложение воды на водород и кислород, затем, оба газа под действием гравитации выходят наружу через систему трубопроводов с турбинами, при этом энергия, полученная в результате раскрутки турбин выходящими газами, идёт к потребителю.  После выхода газов на поверхность они сжигаются, чем и возобновляют запас воды.

       Процесс, в самом деле, видится, как непрерывный поток, то есть перед нами - настоящий perpetuum mobile», но всё же теоретически, потому что по ходу эксперимента всё же придётся доливать воду в резервуар из-за испарения. Ко всему прочему, все сопутствующие детали агрегата  выполнены из обыкновенного земного материала, а ведь - «ничто не вечно под Луной»  Технари обращают внимание и на другие «симпатичные мелочи» опыта, но в итоге все приходят к однозначному выводу о том, что есть один вечный двигатель - это наша Вселенная!

         Значит, как говорится, - «Богу богово, а кесарю кесарево»

      Теперь, несколько слов о нашем мефистофельстве, прежде чем перейти от мистики к факту историческому. Вам, конечно, известно, в чём ни на йоту не сомневаюсь, что на всём белом свете умных людей у нас предостаточно, во всяком случае,  не особо страдаем от недостатка, но было бы намного лучше, если средь них  рассудительных было бы  не по скудности. Не зря же народ говорит – «умная голова, да дураку досталась» Это результат того, что среди светил высшего порядка, немало и таких, у кого мозги набекрень, среди них – религиозные экстремисты, ортодоксы, политические зубры, мужи власти, ксенофобы и прочие фанатики, для которых тщеславие превыше всего. Лаборатория «добровольного сумасшествия» настолько проста, что дальше некуда: берётся готовая мысль, какого-либо философа-ястреба, или вырывается отдельная фраза  из контекста религиозных канонов, затем, всё выдаётся в качестве лозунга корпоративного движения:

-Хочешь попасть в Рай, убей неверного!

-Вперёд, аскет, Творец поощряет бесстрашие!

-Помни, иногда полезно ставить на Шайтана!

       Почему так? Да потому что, по мнению ксенофобов, если человек, паче чаяния, преклоняется другим богам, если у него обряды и молитвы другие, если он говорит на другом языке, если цвет кожи у него иной, то его лучше стереть с лица Земли,  дабы самим прелюбодейно пребывать под сводами Неба! Они мистически верят в свою непогрешимость, хорошо владеют ораторским искусством, с удовольствием позируют, напяливают на себя одежды с тотемами, охотно проводят спиритические сеансы,  верят в своё предначертание, и в своё тайное могущество.  И на какое-то время успех им, в самом деле, сопутствует. Когда, практически, вся Европа была под сапогом гаулейтеров, тогда небезызвестный всем нам   Адольф Гитлер вбил себе в башку крамольную мысль иного знака - уничтожить, как можно больше, славян, чтобы  расширить жизненное пространство для немцев и заодно  «окончательно решить еврейский вопрос»  Но сколько бы верёвочке не виться, конец всё же найдется, потому что - «Бог шельму метит»  На мой взгляд. подобного дикого безобразия можно избежать, если следовать совету евангелиста Матвея - «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» 

               
Макро-идея.
               
       Для начала возьмём на заметку, что Макро идет с греческого «makros», то есть «длинный», следовательно, связка «макро-идея» - это уже парадигма жизни индивидуума, своего рода Карма, Sacral, в конце концов, - Флаг-Гюйс, с которым он не расстанется до конца дней своих. Это легендарные полководцы, цари, государственные мужи, заполнившие лучшие страницы древнейшей истории человечества! С них и начнём свой сказ.  Первым пойдёт очаровательный эллин – Александр Македонский. Родился он предположительно в 356 году до нашей эры, выходец из династии Аргеадов, в 20-летнем возрасте стал царём Македонии, полководец, создатель мировой державы, отчего и назван в истории Александром Великим, ибо стал он самой яркой звездой на арене политических деятелей древности. И в то же время Александр был  весьма парадоксальной личностью. Пожалуй, всем со школьной скамьи известна его встреча с философом Диогеном, отказавшимся от всех мирских благ и проводившим время у своей бочки, заменившей великому мыслителю и чудаку жилище. Но мало кто знает, что, будучи на вершине славы, покоритель половины мира говорил: "Если бы я не был Александром, то я хотел бы быть Диогеном" Александр был, по-нашему говоря, экстравагантным во всём, как в личной жизни, так и в бою.  У древнегреческого философа, биографа и моралиста Плутарха, - родился он в 45 году до нашей эры, - об Александре Великом пишется:
 
«При Гранике его шлем был разрублен мечом, проникшим до волос… под Иссом — мечом в бедро… под Газой он был ранен дротиком в плечо, под Маракандой — стрелой в голень так, что расколотая кость выступила из раны; в Гиркании — камнем в затылок, после чего ухудшилось зрение и в течение нескольких дней он оставался под угрозой слепоты; в области ассаканов — индийским копьём в лодыжку… В области маллов стрела длиною в два локтя, пробив панцирь, ранила его в грудь; там же… ему нанесли удар булавой по шее»

              Что ж, завоевать мир, оказывается, не так-то уж и легко.

     После Македонского из тьмы веков всплывает Ганнибал, - родился  в 247 году до нашей эры, - карфагенский полководец. Он также вхож в круг величайших полководцев и государственных деятелей древности. Ганнибал был заклятым врагом Римской республики и последним значимым лидером Карфагена перед его падением в серии Пунических войн.

      За ним идёт Гай Юлий Цезарь, - родился в 100 году до нашей эры, - древнеримский государственный и политический деятель, полководец, писатель, консул, диктатор и  великий понтифик. Великолепный Человечище, чрезвычайно способный и афористичный. Историки пишут, что возмездие настигло всех, кто поднял руку на Цезаря: ни один из них не умер своей смертью. Тот же Плутарх посвятил Юлию такие строки:

«Из сверхъестественных же явлений самым замечательным было появление великой кометы, которая ярко засияла, спустя семь ночей после убийства Цезаря, а затем исчезла, а так же ослабление солнечного света. Ибо весь тот год солнечный свет был бледным, солнце восходило тусклым, и давала мало тепла»

                Ну, что ж, Небеса скорбят по-своему.

         Можно привести ещё 2-3 броских примера, не больше, но лучше перейдём к Наполеону Бонапарту, потому что он  единственный из всех полководцев, который через 2125 лет заигрался Идеей пройтись огнём и мечом по следу Александра Македонского. Наполеон, император  французов в 1804-1815 годах, был блестящим и аутентичным государственным деятелем, заложившим  основы современного французского государства. Российский и советский историк, академик АН СССР Евгений Викторович Тарле, - родился в 1874 году,- утверждал, что все, что делал Бонапарт, было подчинено одной цели - стать единодержавным властителем. На утверждение этой идеи он направил всю силу своего таланта и в первую очередь полностью использовал все открывшиеся перед ним возможности. Он уничтожал, создавал, изменял государственные учреждения, но их смысл и их цель оставались совершенно неизменными: они должны были превратить государственный аппарат в орудие, осуществлявшее единую верховную волю. Вначале Бонапарт добился неограниченной власти во Франции, но ему показалось этого мало, и он принялся за идею мирового господства.  Другой советский историк, специалист по истории Франции и российско-французским отношениям  Альберт Захарович Манфред, - родился в 1906 году, - считал, что  «Империя Бонапарта была империей стабильной собственности»

      Как бы то ни было, но у всех, перечисленных мною полководцев  один и тот же исход, потому что, какие бы они новые территории не завоёвывали при жизни, с их уходом в мир иной, всё возвращалось к прежним границам, к начальной точке отсчёта перемен. Поэтому мысль Наполеона, высказанная им на закате жизни, и в наше время может служить предостережением от излишеств: - "От великого до смешного -  только один шаг"

      Мне их по-человечески очень жаль, такие все красивые, умные, физически сильные, храбрые мужи, и такая, по сути своей, несчастная стезя: не дожили, не долюбили и не допели песню свою.

    Они бросались в бой, как в старину говорили, «не жалея живота свояга», но в имя чего?  Сошлюсь на Лермонтова, который у меня в фаворе со школьной скамьи:

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
 
           Немного грустновато, но зато с предельной откровенностью. Вот почему мне, прямо, отлегло от сердца, когда взору моему открылся образ Диоклетиана, императора Древнего Рима, - 300 век нашей эры.  На двадцатом году своего успешного царствования, вдруг, неожиданно отрёкшись от Престола, отправился он в поместье, где в уединении провел еще целых восемь счастливейших  лет, охотно   занимаясь своим огородничеством. И вот однажды, о чём свидетельствуется в истории, к нему пришли сенаторы с просьбой, чтобы он снова вернулся на Трон, но  Диоклетиан напрочь отказался от столь лестной затеи, и в завершении визита предложил им:

-Следуйте за мной, друзья мои, лучше покажу вам, какую красивую капусту я  вырастил на своём участке.

        Воистину, никогда не поздно довериться своему рассудку!

Революционная идея.

     С древнейших времён наше бытие пестрит различного рода набегами,  восстаниями, переворотами, революциями и прочими смутами, в основном, из-за  брожения умов. И причины такого «воспаления» вполне естественны. Рассматривать нас лабораторно, то есть вне той среды, в которой пребывает наше эго, не представляется возможным ввиду того, что мы - элементарная частичка материального мира. Стало быть, то, что происходит вокруг нас, имеет место и в нашей внутренней среде. Есть неписаный Закон, сущность которого в том, что всякое накопление, точнее, любое излишество, - не суть важно в чём, - неминуемо приводит к разрядке. Обратимся к Небу, как завещал нам мудрый грек Аристотель. Но прежде - пару впечатляющих строчек из стихов Юрия Соловьёва:
 
Тяжелый бархат синих туч
Зигзагом треснул пополам -
И грянул гром.. Перун могуч,
Трещит вселенная по швам!
 
       Да, по большому счёту всё так, потому что вечные труженицы тучки небесные в  дождливые дни  свой электрический потенциал в виде впечатляющих  грозовых молний  передают Земле, которая в этой цепи играет роль конденсатора: при грозах она впитывает энергию, а при ясной погодке,  наоборот, возвращает её во Вселенную. Примерно та же картина видится при извержении вулкана из-за гигантского напряжения, создаваемого  излишками, скопившейся в недрах земли, магмы. Что до землян, то на нас, кроме магнитного, электрического и гравитационного поля, действует, точнее сказать, влияет и, так называемое, нами же созданное, информационное поле. Особенно это заметно в социальной сфере, где подобного рода излишки, нерешённые проблемы общечеловеческого масштаба, в конечном счёте, могут вызвать возмущенье масс: это, вроде, как «сухие  дровишки», остаётся за малым – дать искру, и пожар возгорится вовсю.  Значит, дело за энтузиастами. И, действительно, таких бесшабашных, как в историческом прошлом, так и в текущем столетии, превеликое множество и на любой калибр, хотя среди них довольно-таки предостаточно и последователей Герострата. Напомню, может статься, кто-то из вас запамятовал.  В 356 году до нашей эры  грек Герострат сжёг знаменитый храм Артемиды в своём родном городе Эфесе (ныне территория Турции) лишь с одной целью, чтобы его имя помнили потомки. Так и пошло: никто не забыт, и ничто не забыто. Начну с России. В конце первой половины 19 века   серьёзно заявили о себе фанатики-активисты Пётр Григорьевич Заичневский, - революционер-народник, автор прокламации «Молодая Россия»,  и  его соратник  Пётр Никитич Ткачёв, - русский литературный критик и публицист, идеолог с теми же погонами, и  некоторые другие. Но среди них мощной, исполинской фигурой выступает образ незабвенного Михаила Александровича Бакунина:  родился он в селе Прямухино Тверской губернии и завершил свою земную юдоль в Швейцарии (Берн), когда от роду ему было 62 года. В юности, увлёкшись марксизмом-ленинизмом, я, к большому сожалению,  мало что знал о нём, поэтому вот, прямо, сейчас приношу ему свои глубокие извинения. Михаил Александрович – человек фантастической судьбы, он по праву, по всем писанным и неписаным кондуитам, считается одной из самых влиятельных фигур анархизма и одним из основателей традиции «социального анархизма».  Пройдёмся чуток по вехам его жизни, чтобы возгордиться безудержной, внутренней, красотой его души.  Будучи сыном тверского помещика, первоначально он воспитывался в артиллерийском училище, произведен был в артиллерийские прапорщики, но скоро вышел в отставку. В знаменитом московском кружке Станкевича, в который входили Белинский, Грановский, Константин Аксаков, Бакунин познаёт азы немецкой философии, после чего в 1841 году уезжает в Берлин для завершения своего философского образования, там же  знакомится он с немецкими радикалами. В 1843 году Бакунин отправляется  в Париж, затем в Швейцарию. В Париже он подружился с французскими и польскими революционерами и стал коммунистом: таковыми считали себя тогдашние социалисты. Бакунину исполнилось 33 года, когда он, в возрасте Христа,  29 ноября 1847 года выступил с речью на международном банкете в Париже в годовщину польского восстания 1831 года.  Вот тогда о положении россиян Бакунин  отозвался так: - «Нам почти запрещено жить, потому что всякая жизнь предполагает известную независимость, а мы только бездушные колеса в этой чудовищной машине притеснения и завоевания. Но предположите, что у машины есть душа, и, быть может, вы тогда составите себе понятие об огромности наших страданий» За речь на польском банкете в Париже, Бакунин был выслан из Франции, куда вернулся после революции 1848 года. Оттуда Бакунин отправился в Германию, участвовал на славянском съезде в Праге, затем руководил обороной Дрездена от прусских войск в мае 1849 года. Там он был арестован и приговорен к смертной казни, но, как-то нежданно, был  выдан саксонским правительством Австрии, в свою очередь, Австрия выдала его России. В Петербурге Бакунин был посажен в Петропавловскую крепость, там  он просидел до 1857 года, потом его сослали в Восточную Сибирь, откуда он через несколько лет бежал через Японию и Америку в Лондон, где его старые друзья-диссиденты Герцен и Огарев издавали «Колокол»  В своих  знаменитых мемуарах «Былое и думы», кои я в свои годы вешние читал с огромным восхищением и не единожды, Герцен искренне замечал, что - «Бакунин имел много недостатков, но недостатки его были мелки, а сильные качества крупны... В пятьдесят лет он был решительно тот же кочующий студент с Маросейки, тот же бездомный богема, без заботы о завтрашнем дне, пренебрегая деньгами, бросая их, когда есть, занимая их без разбора направо и налево, когда их нет, с той простотой, с которой дети берут у родителей — без заботы об уплате, с той простотой, с которой он сам готов отдать всякому последние деньги, отделив от них, что следует на сигареты и чай. Его этот образ жизни не теснил; он родился быть великим бродягой, великим бездомником... В нем было что-то детское, беззлобное и простое, и это придавало ему необычайную прелесть и влекло к нему слабых и сильных, отталкивая одних чопорных мещан»

       Я сам готов задаться вопросом - может ли кто быть лучше Бакунина? Да ни в жисть! Кстати, одно время Бакунин был другом Карла Маркса, но потом сделался его резким противником. Он стал анархистом. Вступил в Международное товарищество рабочих, так называемый Интернационал, одним из основателей которого был Карл Маркс. Бакунин начал организовывать всюду свои анархические кружки с целью захвата руководства в Интернационале. Борьба между Марксом и Бакуниным закончилась исключением Бакунина из Интернационала в 1872 году!  Ну, что сказать, - «не было бы счастья, да несчастье помогло» Всё равно, Бакунин был и остался первым революционером в Европе, который предостерегал против «диктатуры пролетариата», которую проповедовал Маркс и его последователи. «Мнимое «народное государство», - предостерегал он, -  будет не что иное, как деспотическое управление народных масс новой и немногочисленной аристократией действительных или мнимых ученых... опекунов и учителей, начальников коммунистической партии... Они сосредоточат бразды правления в сильной руке... создадут единый Государственный банк, сосредоточивающий в своих руках все торгово-промышленное, земледельческое и даже научное производство, а массы, народ, они разделят на две армии: промышленную и землепашескую, под непосредственной командой государственных инженеров, которые составят новое привилегированное сословие».  Не могу восхититься, прямо, воистину пророческое  предвидение, как в воду глянул, ведь, в самом деле, так и сложилась судьба бывшего СССР.  Однако последуем за ним, интересно что будет дальше.  В 1869-том году 56-летний Бакунин с распростёртыми руками принял под своё крыло 22-летнего Сергея Нечаева,  и было с чего.  Бакунин искренне воодушевился, когда Нечаев поведал ему тайну, что он стоит во главе большой революционной организации, которая послала его заграницу заручиться моральной поддержкой эмигрантов-революционеров, и в особенности его, Бакунина, которого они считают своим учителем. Вся эта умелая ложь произвела на Бакунина сильное впечатление, и он сразу оказал Нечаеву свою, «моральную поддержку», выдав ему мандат от «Русского отдела Всемирного революционного Альянса», за номером 2771. На мандате была печать «Альянса» и подпись Бакунина. Так Нечаев, глава несуществующей революционной организации в России, получил от Бакунина мандат быть представителем «Всемирного революционного Альянса», который также существовал только на бумаге. Бакунин помог Нечаеву достать средства для издания брошюры, помог ему в выработке «Программы революционных действий» и в составлении «Катехизиса революционера»  Через несколько месяцев Нечаев, снабженный мандатом, выданным ему Бакуниным, и «Катехизисом революционера», вернулся в Россию. Его «Катехизис революционера», состоящий из 26 параграфов, и в наши дни может послужить кодексом для террористов любого покроя. В том легко убедиться, если внимательно прочесть, хотя бы некоторые пункты этого «громового наставления»

 Параграф первый:

   «Революционер — человек обреченный: у него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, или даже имени. Все в нем поглощено единственным исключительным интересом, единой мыcлью, единой страстью — революцией».

Параграф четвертый:

   «Революционер презирает общественное мнение. Он презирает и ненавидит во всех ее побуждениях и проявлениях нынешнюю общественную нравственность.               
  Нравственно для него все то, что способствует торжеству революции. Безнравственно и преступно все то, что мешает ему»

Параграф седьмой:

   «Природа настоящего революционера исключает всякий романтизм, всякую чувствительность, восторженность и увлечение. Она исключает даже личную ненависть и мщение. Страсть революционера, став в нем обыденностью, ежеминутностью, должна соединиться с холодным расчетом. Всегда и везде он должен быть не то, к чему его побуждают влечения личные, а то, что предписывает ему общий интерес революции»
 
       И вот ещё кое-что из области тонких чувств: 1 июля 1875 года со страниц  газеты «Вперёд» вышла в свет  «Новая песня», автором которой выступил один  из видных идеологов народничества Петр Лавров. По шаговому ритму она была точной копией французской «Марсельезы»: композитор-песенник  РУЖЕ ДЕ ЛИЛЬ Клод Жозеф. Главное, «Новая песня»  вышла в то время, когда Бакунину осталось жить всего лишь годик, поэтому Лавров своим поэтическим жестом, вроде, как  подвёл черту под всеми грёзами этого Великого скитальца. Через 43 года, по ходу Февральской революции, песня использовалась уже в качестве гимна под рубрикой с её первой строки -  «Отречёмся от старого мира». Вашему вниманию – его первый куплет:

Отречемся от старого мира!
Отряхнем его прах с наших ног!
Нам враждебны златые кумиры;
Ненавистен нам царский чертог!
Мы пойдем в ряды страждущих братий,
Мы к голодному люду пойдем;
С ним пошлем мы злодеям проклятья,
На борьбу мы его позовем:

                Вставай, подымайся, рабочий народ!
                Вставай на врагов, брат голодный!
                Раздайся крик мести народной!
                Вперед!

        Пришёл черёд вспомнить и вождя Октябрьского переворота Владимира Ильича Ленина.  В первую очередь возьмём себе на заметку вот что: если свою теорию о грядущей русской революции Ленин выстраивал по лекалу, предложенному Заичневским и Ткачевым, то свой план организации строго централизованной партии и тактику партии он в значительной степени позаимствовал у Сергея Нечаева и отчасти у Бакунина. Говорю «отчасти», потому что он предпочёл, предложенную Марксом модель «Диктатуры пролетариата», которую  категорически отвергал Бакунин. И Ленин ошибся так же, как ошибся Наполеон Бонапарт в битве при Ватерлоо. Своим лозунгом «Экспроприация экспроприаторов" Ленин дал зелёный свет бесшабашному разгильдяйству и грабежу.  Через 4 года Владимир Ильич понял, что шибко промахнулся, и  14 марта 1921 года он бысто-быстро стал вводить свой НЭП (новая экономическая политика), но осуществить свою идею у него уже не было ни сил, ни времени.

       Так, пропал ли опыт большевиков, что скажем? Вовсе нет, наоборот, он стал предметом пристального изучения аналитиками, хотя и без того понятно, что любой человек честным трудом может обеспечить себе лишь вполне безбедное существование, то есть иметь приличный дом, дачу, машину и прочие аксессуары для нормальной жизни, но не более, а что сверх того, то от лукавого.  Число супер-богатеев, как утверждают учёные, не должно  быть  выше  7 процентов от общей численности населения страны, иначе беда,  нежданно могут нагрянуть  смуты.  «На чужом несчастье счастья не построишь», не так ли?  В своё время известный советский учёный-медик, кардиохирург, кибернетик и литератор Николай Михайлович Амосов, - ушёл из жизни 12 декабря 2002 года, - создал  у себя  лабораторию по исследованию социальных проблем.  Итог был однозначным, оказалось, что  агрессивность человека в 50 раз сильнее сопереживания. Это не может не вызвать ассоциации. Однажды, - давненько это было, но запомнил из прочитанного,  как корреспондент, бравший интервью у пожилого чешского юмориста Ярослава Гашека под конец разговора спросил его:

-Скажите, господин Гашек, есть ли у вас, хоть одна привычка, которую вы, унаследовав  с детства, сохранили её на протяжении всей жизни?

«Есть – с завидным задором ответил Гашек, - когда были маленькими, все дворовые детишки, как мальчики, так и девочки, носили длинные холщовые рубашки, поэтому, прежде чем затеять игру, приходилось задирать подол, чтобы узнать с кем ты реально имеешь дело. И эту привычку я пронёс на всю свою  жизнь!»

         Верно, ничего не поделаешь, коль все  родом из детства. Сызмала мы  ломаем,  разбираем по частям всё, что попадает нам под руку, и это становится привычкой, которая по жизни формируют наше «Я», поэтому и говорим «ломать – не строить»  Так что, выводы  «амосовцев» на этот счёт – вне  всяких дискуссий. Отсюда покатим к нашей теме.

         По данным  Forbes Москва по числу миллиардеров сегодня опережает Нью-Йорк: в  российской столице обитает 79 долларовых миллиардеров, а также 101 предприниматель,  чьё состояние оценено в девятизначную сумму. И это, заметьте, при дикой нищете по краям! Вот они и подбрасывают  те самые «сухие дровишки», о которых уже было сказано. Правда, Анатолий Вассерман, которого не надо представлять,  убеждает нас, что лет, эдак, через 50 всё, проще говоря, устаканится. Насколько сие правдоподобно, и возможно ли вообще? Вполне, но при одном наиважнейшем условии: для начала преодолеть бы коррупцию, казнокрадство и воровство по всей иерархической вертикали, а, во-вторых, если удастся поднять медицину, чуть ли не до сакрального уровня. Но кто возьмётся выполнить столь благородную миссию? Вот в чём вопрос! Мне, по ходу этого суждения, вспомнилась одна забавная присказка. Мыши собрали круг, чтобы раз и навсегда решить проблему с котом, который всю дорогу нападал на них. После долгих дебатов было принято решение подвесить на шейке кота колокольчик, дабы в любое время знать, где он находится и, таким нехитрым способом, избежать несчастий. Когда стали уже расходиться с задних рядов задали спикеру Мишке вопрос - "Скажите, пожалуйста, а кому мы поручим навесить этому злодею-коту тот душеспасительный колокольчик?" И – тишина. Как будто всё так, однако, если дружно взяться за дело, то без всякого сомненья можно достичь впечатляющих вершин.
                Думаю, что «Всё будет, если будет всё так, как быть до'лжно.               

Образовательная идея.

          Всё у нас  забавно и чрезвычайно хлопотно. В бывшем СССР, где «сделан я», как и Олег Газманов,  «ходячим» был лозунг, выдвинутый вождём Октябрьского переворота Владимиром Ильичом Лениным - «Учиться, учиться и  учиться».  Комментарии,  думаю,  излишни, потому что и так понятно, что процесс развития не мыслим без системного просвещения, иначе не избежать застоя по всему жизненному спектру. Сия непрерывка выдерживается, но пока не до аплодисментов. Не зря же говорят  «век учись, а дураком помрёшь»  И к великому сожалению это так. После 70 лет,  - а это наш пенсионный возраст, - мозг заметно снижает свою функцию.  В свои годы озорные я не носил планшетов, или каких-либо блокнотов, все номера телефонов, статистические данные о работе угольного объединения и прочие такого же рода сведения  я держал в голове, что, уверяю вас, весьма респектабельно. Я мог связаться с нужными мне людьми в любую минуту, либо эффектно выступить с трибуны без всяких подсказок и шпаргалок.  Да и нынче своё 86-тие я встречаю при  здравии и твёрдой памяти, но, по правде сказать, - не орёл.  Уже «и глаз не тот, и слух не тот, и ноги, как не свои»  Наша пиковая активность по времени видится, как короткий луч с 30 лет, когда, практически, завершается учёба, и  до 65-ти, и  ещё пять  лет туда-сюда для  корректировки. Прямо скажем, - не густо. А вот знания растут, как снежный ком с горы, соблюдая принцип перманентности. По заверению  аналитиков объём научно- технической информации в мировом масштабе удваивается через каждые 8 лет. Если, скажем, сравнить количество информации, которым мы располагаем на данное время с тем количеством, который был на момент моего рождения, то первый будет больше второго в 20 раз. Следовательно, вся драма в том, что наша биологическая составляющая по времени строго ограничена, тогда как информация  набирает силу, несмотря ни на что. Это легко заметить, хотя бы  из того, как мы пошагово приноравливаемся к проблеме. При царе проучился 4 годочка в церковно-приходской школе и – айда на работу. Потом, уже в советское время, стрелку перевели на 7, потом на 8, потом на 9, позже на 10, а ныне надо учиться в общеобразовательной школе 12 лет. Когда поняли, что и это явно маловато, чтобы успеть озариться, тогда пошли по пути урезания периода детства.  В моё время  в первый класс шли с 8 лет, позже этот порог был снижен до 7, а сейчас малышку гонят в школу с 6 лет, а в пятилетнем возрасте ребёнку, вместо вкусного пряника, суют ноутбук. Это уже форс-мажор. Что и вынудило искать другие пути. Американский преподаватель с мировым именем, профессор теоретической физики, японского происхождения, Митио Каку  образование будущего видит в таком аспекте.
               
 
         «Самое главное, - предполагает он, - учеба уже не будет базироваться на запоминании. Совсем скоро компьютеры и очки Google Glass трансформируются в крохотные линзы, предоставляющие возможность загружать всю необходимую информацию. Уже существуют очки дополненной реальности, у которых есть такая функция. Поэтому через год-два школьники и студенты на экзаменах смогут запросто искать ответы на вопросы в интернете: достаточно моргнуть - и появится нужная информация. С одной стороны, не нужно будет перегружать мозг бесполезными знаниями, основной процент которых, как показывает практика, впоследствии не используется. С другой - освободившийся умственный резерв переориентируется на развитие способности думать, анализировать, аргументировать и принимать в итоге верные решения»

                Он абсолютно уверен, впрочем, как и многие трансгуманисты, что сверхразум будет создан в течение ближайших 20-30 лет.
 
                Трудно представить себе. Сидит, значит, некий субъект, весь в проводах и линзах, так что непонятно кто перед тобой – человек, или таракан подлунный.

      Потому я  больше склонен к тем энтузиастам, которые выдвигают идею продлить жизнь нашу, елико возможно.  Британский учёный Обли ди Грей придумал технологию    SENS (Strategies for Engineered Negligible Senescence), что в переводе - «методы инженерного замедления старения». Всё весьма обыденно, к примеру, если вам стукнуло 50-сят, то  милости просим на экспериментальный стол, на котором с помощью, придуманной автором, технологии, вас  омолодят   за счёт устранения внутриклеточного «мусора», который ведёт к необратимым повреждениям клеток и тканей, проще говоря, - к старению.  Обли ди Грей обещает с помощью технологии SENS  продлить нашу жизнь до  150 лет.  Без всякого сомненья, это было бы здорово, потому что при таком раскладе сил в свои 70 лет мы будем наверху блаженства. Но есть одна заминка: «Скоро сказка сказывается да нескоро дело делается»  Да и мысль сама по себе не нова.  Сто лет минуло с той поры, когда известный  микробиолог и лауреат   Нобелевской премии Илья   Мечников заявил, что  «Смерть раньше 150 лет – насильственная смерть», и тут же умер в 1916-ом году, прожив всего-навсего 71 год.
 
           Тогда, что в остатке? Надежда, милые мои, надежда на то, что нам в итоге удастся  одолеть, хотя бы родимую сотенку. И на том – сердечное спасибо Всевышнему!

Креативная  идея.
 
      Расскажу-ка я вам, для начала,  об одном забавном эпизоде.  Давненько это было, я  молод был, жена красой сияла, и на ресницах ещё  не было слёз…….
 
  Однажды, выбрав время, на своей машине повёз семью на weekend в ближайший лесок.  Через  час-другой  смотрю,  мимо  шмыгает  ёжик,   держа равнение на роскошный куст, не обращая на меня ровно никакого внимания. Мне он «приглянулся», и я его привёз домой.  Всю ночь этот бродяга не давал спать, топал ножками по полу, бегал по квартире туда-сюда, громко фыркая, еле дождались  рассвета.  С утра пораньше, не мешкая, я отвёз моего новоявленного друга-ёжика  на то место, где  его подобрал.  И что удивительно,  ёжик с минуту оглянулся вокруг и, сориентировавшись,  двинул по своему курсу.  Я с прощальной грустью смотрел ему вслед, а сам думал: - «какое всё же великое счастье попасть на свою тропу!»

       Я вернулся в чудесный край своих воспоминаний лишь с одной целью, дабы  пожелать каждому из вас, познав себя, выбрать свою дорогу и идти по ней, никуда не сворачивая, ни влево, ни вправо. Вашим девизом должны стать слова великого  флорентийца: «Segui il tuo corso, e lascia dir le genti!», что в переводе  - Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно!

     Вопрос, как шествовать по своему сакральному пути?  Можно, разумеется,  тлеть потихонечку, но я вам этого не советую. Наоборот, я всем вам желаю быть креативными, смелыми, дышать полной грудью, гореть, не сгорая, чтобы успеть дожить, долюбить, дожать мечту и допеть песню свою.  Позвольте мне пиано-пиано один куплетик из песни австрийского композитора, одного из основоположников романтизма в музыке, Франца Шуберта «В путь» (полный текст её  отыщите в Интернете)               

Вода примером служит нам,
Примером.
Вода примером служит нам,
Примером.
Ничем она не дорожит,
И дальше-дальше всё бежит,
Всё дальше, всё дальше,
Всё дальше, всё дальше

     И под финал – строчки английского поэта и новеллиста Редьярда Киплинга:
               
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив,
Равно сноси хвалу и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив!

Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрее всех.
Верь сам в себя наперекор вселенной,
И маловерам отпусти их грех.


                На этом всё.  Позвольте мне откланяться, друзья мои.
         
                Всем – здоровья, успехов и процветания!


Рецензии
Почему Вы хотели что бы я прочла именно эту работу?
Осмысливать её надо по частям, возвращаясь к отдельным фрагментам неоднократно.
Объём, высказанного Вами в этой работе, удержать в памяти по одноразовом прочтении
для меня не возможно. К тому же есть и дискуссионные темы...

В любом случае, я благодарна Вам за эту возможность.
У меня осталось ощущение, что работа выложена не полностью...

Благодарю за оказанную мне честь.

Варакушка 5   26.03.2018 22:08     Заявить о нарушении
Благодарю за внимание. Теперь, по ходу текста:
1. "Почему Вы хотели что бы я прочла именно эту работу?".
Это из-за того, что у Вас, - я это заметил с первой строки, - мысль не дремлет.
2. "...есть и дискуссионные темы...".
Отлично, я всегда говорю, - если строка взывает к ассоциациям, значит, выстроена она правильно.
3."У меня осталось ощущение, что работа выложена не полностью...".
Замечательно, - надо выдержать паузу с тем лишь, чтобы дать возможность читателю самому выстроить свою версию.
Эфхаристо!!!! И, пожалуйста, не забывайте меня.

Хачхарджи Константин   27.03.2018 14:47   Заявить о нарушении
Надеюсь и на Вашу хорошую память...

Варакушка 5   03.04.2018 19:37   Заявить о нарушении