На баррикады!

    Сверкающий огнями современный торговый центр. Сетевой книжный рай с хищным названием.

    Стенд русской поэзии занимает три полочки и зажат между четырьмя многоярусными стеллажами эзотерики и шестью стеллажами с современной фантастикой.
 
    Молоденький продавец-консультант в фирменной футболке равнодушно-заучено, не отрывая глаз от мобильного телефона:

    - Я могу Вам чем-нибудь помочь?

    - Мне нужен Бродский.

    Очевидно, я не производил впечатление человека, владеющего грамотой, так как консультант начал старательно вслух читать немногочисленные корешки с фамилиями русских поэтов. Специалист-филолог дважды удовлетворенно крякнул, наткнувшись на томики Багрицкого и Высоцкого, но услышав, что я по-прежнему ищу Бродского, раздосадовано мычал и шевелил губами. Дойдя до конца третьей полки, он сокрушенно развел руками. Ну, б…, извините… И уткнулся в свой гаджет.


    Полуподвал во внутреннем дворе-колодце. Магазин «Старая книга».

    Низкий бетонный потолок, трубы по стенам. Ворохи, горы, развалы книг в старых застекленных шкафах, на самодельных полках, стендах и просто на полу. Давно забытый библиотечный запах. Книжная пыль.

    Из под прилавка всплывает аккуратно убранная седина, очки в тонкой оправе, добрые умные глаза, приветливая полуулыбка, светлая блузка, брошь и строгий черный жакет.

    - Ой, здравствуйте, молодой человек! Что-то ищите, или так… полистать? Вы спрашивайте. Здесь не так-то просто найти. У меня тут баррикады из книг. Я Вам помогу.

    - Я ищу Бродского… избранное.

    - Минутку…

    Она исчезла за ворохом книг, через минуту вынырнула на поверхность в другом углу магазинчика и проникновенно продекламировала:

…Как хорошо, что некого винить,
Как хорошо, что ты никем не связан,
Как хорошо, что до смерти любить
Тебя никто на свете не обязан.

    Произнося последнюю строку, в ритм стихотворения, она выложила передо мной три томика Иосифа Бродского.

    - Нравится?

    - С сегодняшнего дня еще больше…

    Я уходил из книжного подвальчика Натальи Сергеевны нагруженный книгами и мыслями. Мне не давала покоя произнесенная ею фраза: «…У меня тут баррикады из книг…»

    Сел в машину. Включил радио. Кто-то фальшиво-пафосно вещал о патриотизме и поиске духовных скреп.

     Мы без боя сдаем позиции, мы равнодушно отступаем. А у неё там, в сыром петербургском подвале баррикады… Как последний рубеж обороны.


Рецензии
Разительный контраст из пафосного стекла и бетона и сырого полуподвальчика.Без гаджета, с теплом встречает читателя, цитируя Бродского.Это совсем другой мир уходящих в прошлое баррикад, понимания и любви культурного наследия.Пронзительное произведение, но они все еще держат оборону...

Виктория Романюк   22.01.2023 17:35     Заявить о нарушении
Виктория, спасибо за отзыв!

Увы, нашу отечественную классику мы мало читаем и еще меньше чтим.

С уважением,

Виктор Федотов   22.01.2023 21:45   Заявить о нарушении