Воскресшие Семь Отроков Эфесских-мощи в Черкизово

на фото пещера горы Охлон, место чуда двухсотлетнего сна отроков, разграбленная церковь разрушена турками. Они же удушили великий христианский торговый город Эфес, ныне развалины. Вот зачем нужны крестовые походы. Враги Христа ничего не оставят от древнего христианства, это те же орки.Только русское оружие может заставить уважать христианские святыни Востока.
НА фото справа внизу- монета  настоящий сребренник императора Декия, за который мученик Иамвлих покупал хлеб на рынке Эфеса

МОЩЕВИК СЕМИ ОТРОКОВ ЭФЕССКИХ

Благодаря интересу к житиям святых я начал почитать
 Эфесских мучеников еще в девяносто девятом году. Затем мне стало известно, где в России можно поклонится их мощам, это была церковь Илии пророка в Черкизово. Впервые я узнал о ней в справочнике «святыни Москвы»  и сразу поставил для себя цель посетить редкую святыню этого храма, дар греческой церкви города Эфеса, мощевик святых мучеников отроков Эфесских.


Причина моего большого внимания была естественна. Такого удивительного жития как у них не знала история церкви. Воскресшие мученики! Сам Серафим Саровский пророчествуя о своем воскресении перед концом Мира для трехдневной всемирной проповеди покаяния сравнивает это будущее чудо с воскресением семи отроков в пещере Охлонской горы.
Здесь следует подробно рассказать все приключившееся с ними по дошедшим до нас источникам.


  Известный в древности средиземноморский город Эфес в области Икония был часто посещаем римскими императорами как прекрасный морской порт, курортный и торговый центр. Эфес был просвещен двумя апостолами Иоанном и Павлом, причем Иоанн Богослов, как нареченный Спасителем сын Богоматери Марии, переселился из Иерусалима в Эфес и так Матерь Божия под его попечением 11 лет жила в том городе.

 Град тот перечислен среди семи церквей светильников в книге Апокалипсиса самим Иоанном Богословом, который написал здесь священные книги вошедшие в Новый Завет и в глубочайшей старости благостно отошел в небесное блаженство, оставив целебный порошок выступающим подобно росе на своем месте упокоения.


Здесь есть великая гора Охлон и в ней весьма глубокая разветвленная пещера, прекрасное убежище для людей.

В гонения нечестивого императора Деция или Декия, гонителя, царствовавшего три года (249-251) в городе жили несколько начальствующих семей, из которых произошли семь прекрасных телом и духом воинов- Иоанн, Максимилиан, Антоний, Эксакустодиан, Мартиниан, Иамвлих и Дионисий, всем сердцем воспринявшие Христово учение о спасении верой, молитвой и постом. Окруженные великим городом со всеми его искушениями и языческими празднествами, духом наживы, торговой суеты и мирского успеха, юные христиане не были достаточно поняты даже своими родителями.


Души святых стремились идти духовным путем и дух божий обильно сошел на них и научил их пути спасения среди мира. Они составили как бы малую церковную общину и всегда молились вместе, были неразлучны и единодушны в строгости и целомудрии. Взыскав уединения они прибегли к богосозданной природе и нашли прекрасное и уединенное место для общей молитвы – богосотворенную пещеру великой горы Охлон. Там проводили  они много времени в молитвах и на них исполнялось слово Христово –«где двое или трое соберутся во Имя Мое там и Я буду посреди них, и о чем ни попросят в молитве – будет им».


Но и жизнь шла своим чередом. Соединившись со Христом в молитвах святые возвращались в родной город Эфес. Делом их для пропитания было воинское служение при дворе правителя, дело весьма почетное и сулящее хорошую карьеру в мире. Имея от знатных родителей доброе воспитание, послушный нрав и усердие ко всему доброму, юные воины быстро возвышались и достигли уже, говоря нашим языком, офицерских званий. Особенно был наделен от Бога разумом и силами святой Максимилиан, ему и пришлось первым отвечать на брошенный святой дружине вызов.
Но вот пришло для Эфеса, просвещенного двумя апостолами - Павлом и Иоанном время огненных испытаний.


Словно лев-людоед прибыл в город из Карфагена Африканского сам римский император Декий и вместе с местным царем повелел устроить великий праздник ложных богов, видя в древних демонах опору своего царства. Язычеству он был обязан своей властью.

Возглавив заговор язычников против христиан в Риме, Декий умертвил христианина царя Филиппа, папу Римского Флавия, и множество знатных христиан сенаторов, а позднее сыскал и казнил бежавшего от гонений сенатора и учителя христиан славного мученика Понтия, обратившего царей римских в христианство. Пытаясь утопить в крови будущее Рима, всем очевидный новый век новой веры, он боялся христиан и ждал их заговора против себя, как самозванца, подобно Савлу идущего против рожна  и  думал казнями укрепить на страхе давно умершее язычество.

Великий жрец и ревностный язычник, он приказал всем жителям окрестностей собраться в столицу для жертвоприношения демонам. Первыми приносили жертвы городские начальники, при чем убивалось множество несчастных жертвенных животных, кровь их лилась ручьем и сжигаемые на жертвенниках части издавали ужасный смрад и густой дым, окутавший множество идолов имеющих вид бесстыдно обнаженных людей.


Спустя два дня бесовского празднества от осквернившегося многими грехами царя вышло повеление всем христианам придти к идолам и принести богомерзкие жертвы.
Никто не шел по своей воле и тогда воины силой взяли множество христиан, и собирая их в толпы, с бесчестием вели к царю. Здесь им угрожали мучительной смертью и некоторые боязливые и не твердые в истине отпадали от веры и губили свою душу оскверняясь поклонением бесам и демонам. Но таких было немного и после они горько каялись в своем падении до конца дней.


Великое большинство христиан с презрением отвергало такое глумление над их совестью и словами апостола, прямо запретившего всякое участие в языческих культах. Приготовив себя к мученичеству они стремились скорее пострадать, чтобы желание их увенчаться славой страданий за Христа не ослабело от долгих истязаний. Поистине, они повторяли путь самого Спасителя на Голгофу и дух Святой обильно утешал их, так, что они не замечали ни мук, ни самой смерти, радуясь своему спасению. Мучеников было так много, что кровь их рекой напоила всю землю и тела их лежали как сор при дорогах.

Тайные и скрывшиеся от гонений христиане, не готовые к мученичесткому подвигу,  видя братьев своих непогребенными, сокрушались и воздевая руки к небу просили Господа прекратить страшные злодеяния.

Святая кровь искупила жителей Эфеса и впоследствии весь он стал городом христиан. А сегодня многие и многие святые должны были дать себя в жертву за весь народ, идущий за безумным царем идолопоклонником. Тела святых подвешивались на стенах и головы мучеников выставлялись на кольях у городских ворот, привлекая множество плотоядных птиц, ворон и ястребов.


Взирая на происходящее тайные христиане взывали ко Господу о милости и возможности предать честному погребению освященные страданиями и украшенные ранами за Христа тела возлюбленных братьев мучеников.
Семь святых отроков горько печалились о безумии царя и народа и уклонившись от участия в бесовских культах и оргиях скрылись в христианской церкви, где слезно молились Господу об избавлении церкви от мучителей.


Но безумие народа, усиленное потворством царя и праздничными излишествами уже достигло того страшного уровня, когда подобно волкам люди охотятся друг на друга и даже родственники предают друг друга на смерть. Подобно ярким светильникам благочестия семь святых отроков не могли укрыться от глаз доносчиков и завистников. Видя святых выходящими после молитвы за город из православного храма язычники и доносчики отправились к царю и предали святых по обычаю тех дней, когда сын предавал отца и брат брата.


Донос о христианах при самом дворе царском, да еще в высоких воинских званиях вызвал ярость правителя и он тотчас велел схватить христианских воинов и, заковав в цепи, привести во дворец. 
На вопрос царя о причине их неповиновения и неучастия в жертвоприношениях, святой Максимилиан ясно и твердо отвечал, что все они исповедают истинного Бога и поклоняются ему каждый день, и чтобы не осквернить душ своих, не принесут они в жертву бесам убитых животных со смрадом и дымом.


После такого дерзкого ответа царь приказал унизить их снятием их воинских поясов, лишением заслуженных знаков высоких воинских званий. Но увидев их молодость и прекрасный цветущий благодатию вид, он пожалел предать их быстрой смерти и желая промедлением развеять их решимость желание мученичества, отпустил на малое время, дабы они обдумали еще раз свои выбор. Сам же Декий выехал на несколько дней из города, намереваясь расправиться с отроками по возвращении.


Здесь можно предположить, что необдуманным быстрым судом и убиением лучших сынов городской знати боялся он возмутить войско и высших начальников против себя.  Известно также из других источников, что убиение самых прекрасных и лучших христиан доставляло огорчение даже их мучителям.


Неожиданно освобожденные святые не ждали пощады и по обычаю идущих на смерть поспешили взять из домов своих золото и серебро для раздачи нуждающимся, а после этого решили скрыться из охваченного безумием города. Святая дружина ушла на восток от Эфеса и с небольшим запасом серебра для покупки пищи скрылась в пещере горы Охлон. Здесь святые пребывали в усиленных молитвах и посте, изредка посылая Иамвлиха на рынок, за скудной пищею, состоявшей из кувшина воды и разделенного на части большого круглого хлеба.


Иамвлих же, зная злые нравы народа, переменял свои добрые одежды на нищенское рубище и никем не узнанный, тайно проходил мимо привратников на городскую площадь, где при покупке узнавал у торговцев не возвратился ли царь в город. Так в один из дней Иамвлих узнал о прибытии мучителя Декия и продолжении казней. На рынке от царя было сделано всеобщее оповещение начальникам и жителям собираться для продолжения жертвоприношений, а также о розыске и приведении на казнь семи молодых воинов. 


Иамвлих, услышав о розысках, взяв лишь немного хлеба сразу поспешил возвратиться в пещеру. Когда святые воины узнали о приближении казни, то в горячей молитве со страхом пали на землю,  с плачем прося Господа дать силы выдержать им грядущее последнее испытание и в конце поручили себя Его Милосердию и Покровительству.
Утешенные молитвой они сели для вечерней трапезы, приготовленной святым Иамвлихом и вкусили немного принесенного им хлеба. Наступил тихий вечер и солнце заходило.  Беседуя между собою, духовные братья ободряли друг друга к стойкому перенесению мучений за Христа. Во время беседы их стало клонить ко сну.


Но этот сон не был обычным, этим сном сам Господь отвечал на их молитвы и разрешил все скорби, и избавил от всех опасностей. Чудесный сон ввел их в особое состояние. Души их отошли в небесные обители и пребывали там в радостях праведных долгие годы. Тела же святых без признаков жизни сохранялись Животворящим Духом Святым Божиим в нетлении как бы только что уснувшими. Охраняемая ангелами, пещера на два века сделалась хранительницей тел святых.

День тот был 4 августа и установлен церковью как первый в году праздник Святых мучеников отроков Эфесских.

А в тоже время в Эфесе на утро следующего дня от сошествия чудесного сна во дворце правителя безумный гонитель Декий искал пропавших святых и восклицал даже: «Где опозорившие мое царство?»


Наконец ему посоветовали призвать родителей юношей, ибо жители полагали, что розданное накануне городским нищим мучениками серебро и золото им дали родители. Но обвинить родителей в христианстве не получилось. Пришедшие отцы и матери оказались далеки еще от Господа и объявили себя во всем согласными с царем и прочими идолопоклонниками, а серебро разданное их сыновьями взято было без ведома родителей.


Наконец, желая сохранить свою временную жизнь родители предали своих детей и объявили известное им и ранее место уединенной молитвы – пещеру в складках, или говоря местным языком «ребрах» горы Охлон.
Узнав, что отыскать мучеников будет трудно, так как пещера охлонская была обширна и имела множество расходящихся проходов, безжалостный мучитель приказал замуровать непокорных воинов Христовых живыми в их убежище. 

 
Надзирать за исполнением приговора вместе с воинами и рабами посланы были два царских постельничих, или камердинера, Феодор и Руфин, оба уже ставшие тайными христианами. Они решили оставить память о страданиях мучеников, чтобы нашедшие святые тела в будущем знали что там находится святыня. Взяв для сохранности две оловянные таблички они подробно начертали на них имена святых, обстоятельства и время их страдания и положили в медный ящичек. Кроме того, на заложенный вход была навешена царская печать.


Затем все это было завалено камнями так, что двести лет никто не мог обнаружить там даже следов входа в пещеру. Так святые пребыли не потревоженными два века в чудесном сне.

Вскоре после этого злодеяния языческий жрец Декий бесславно умер, наказанный от Бога за свои преступления. После него было много и других нечестивых царей, также гнавших церковь Божию, пока с Константина Великого не наступило время христианских царей.


И вот по промыслу Божию настали времена прославления Эфесских отроков.


Настало царствование благочестивого императора Феодосия Второго, Юнейшего или Младшего, правившего благополучно и долго -с 408 по 450 годы от Рождества Христова. При его царстве, вследствии падения нравов, в ромейской византийской церкви распространилось среди  архиереев лжеучение и еретическое неверие в всеобщее воскресение из мертвых.

 Во дни благочестивого царя Феодосия Младшего, когда прошло уже довольно продолжительное время со смерти Константина Великого, появились еретики, отрицавшие воскресение мертвых. Хотя Господь Иисус Христос и передал об этом Церкви Своей ясное, уничтожающее всякое сомнение, учение. И однако многие усомнились, и не только миряне, но даже некоторые епископы сделались последователями ереси. Со стороны уклонившихся в ересь вельмож и епископов, – из последних особенно выделялся епископ Егинский Феодор, – возникло сильное гонение на православных. Одни из еретиков говорили, что за гробом люди не могут рассчитывать на воздаяние, ибо по смерти уничтожается не только тело, но и душа, другие же утверждали, что души будут иметь свое воздаяние, – одни тела истлеют, погибнуть.

– Как могут, – говорили они, – восстать эти тела, спустя целые тысячелетия, когда нет уж и самого праха их?

     Так умствовали еретики, в своем нечестии забывая слова Христовы в Евангелии: "мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут" (Иоан.5:25), забыли и написанное у пророка Даниила: "многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан.12:2), – и пророка Иезекииля, говорящего от лица Божия: "вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших" (Иез.37:12).

   Не помня этого учения священного Писания, еретики производили большие смуты в церкви Божией. Они доставляли царю Феодосию сильную печаль: он усердно в посте и слезах молился Богу, чтобы Он, Творец всего, избавил от пагубной ереси церковь Свою. Милостивый Господь, не хотя, чтобы кто-нибудь, заблуждаясь в истинах веры, погиб, услышал молитву царя и слезные стенания многих верных и явно открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и вечной жизни.

    Такие настроения под действием врага рода человеческого смущали уже и императорский двор. Тогда и произошло величайшее чудо в истории человечества, возвращение мучеников из страны мертвых, откуда, по мнению мирских мыслителей, еще никто не приходил.


Хозяин земли у горы Охлонской Адолай задумал большую постройку, изгородь для овец, камень для которой был выбран как раз из того места, где был древний завал на входе в пещеру. За несколько дней рабочие разобрали наложенные там камни и по промыслу Божию открыв вход, удалились, отозванные в другое место на долгое время.
Открытое ими отверстие было достаточно для прохода одного человека.

 На утро следующего дня произошло великое чудо – отроки Эфесские воскресли, и пробудились и пришли в себя как бы после долгого сна.

Осмотревшись, они нашли себя не изменившимися нисколько и не зная о времени своего сна полагали, что Декий все еще ищет их и скоро обнаружит их убежище.

 Восстав от сна, очень рано, они вместе совершили утреннюю молитву по своему доброму обычаю и решили отправить Иамвлиха в город, чтобы он принес им пищи, а затем, поскольку серебро у них кончалось, и скрываться более было невозможно, они решили явиться перед Декием и пострадать за Христа, как уже пострадали многие в их городе. Иамвлих, одевшись в нищенское рубище и взяв серебряную монету времен Декия отправился в город еще в предрассветных сумерках.


Достигнув знакомой тропой врат Эфеса, он вдруг увидел вместо выставленных злым царем на поругание тел и голов мучеников Христовых чистую обновленную и освященную стену с новыми вратами, на которых красовался большой крест Христов искусной работы. Всюду виднелись новые постройки и небыло старых и знакомых ему зданий. Иамвлих от изумления решил, что заблудился в сумерках и пришел в какой-то другой город.

Но он все-таки решил обойти это дивное селение и не мог поверить глазам – все врата украшал Крест Христов, хранитель вселенной, похвала церкви! Наконец врата были открыты стражей и Иамвлих, заметив, что все они ему не знакомы и не знают его, робко спросил их, какой это город. Они же отвечали, что это город Эфес.


И тут Иамвлих увидел на телах всех идущих людей и воинов святые кресты. Встававшее солнце освещало уже многочисленные купола святых церквей и соборов Эфеса. Едва не потеряв рассудок от радости и страха видимого чуда, мученик, идя на городскую площадь улышал, как люди упоминали в своих разговорах и клятвах имя Христово. Все здесь, где у идолов лилась кровь его братьев были теперь христианами!


И вот, достигнув площади, Иамвлих показал торговцам монету, попросив дать ему хлеба для братьев. Но торговцы, увидав монету, очень удивились и даже решили, что юноша открыл клад и скрывает его. Торговцы начали совещаться, передавая монету из рук в руки, так что Иамвлих пожалел, что привлек столько внимания и решил совсем отказаться от покупки а монету оставить торговцам. Но торговцы остановили его силой и желая выяснить, откуда эта древняя монета сняли с него пояс и одели на шею, чтобы удержать его.


На шум начал сбегаться народ, все спорили и обсуждали случившееся.
Иамвлих же назвал себя сыном знатного местного семейства торговцев и указал на древний каменный столб, отделявший торговое место на площади, на котором еще можно было разобрать начертанное имя хозяина – Иамвлих, так как в древности сын часто наследовал имя отца. Самые старые люди тогда вспомнили, что род этого торговца пришел в упадок много лет назад и теперь уже не существует.
Наконец было решено вести Иамвлиха к правителю города для выяснения его личности и места сокрытия клада.


По случаю в то утро епископ эфесский посещал градоначальника и когда они беседовали, вошли люди и рассказали о случившемся на площади, представив обоим самого Иамвлиха.
Выслушав всех, они расспросили мученика о его роде и доме, но не могли еще поверить ему, и тогда, после угрозы начальника применить пытки для открытия сокровища, Иамвлих упросил их идти с ним к пещере, где находятся его духовные братья ожидающие казни за Христа от Декия и все видеть самим. Епископ эфесский видя происходящее признал, что здесь происходит нечто божественное, требующее разъяснения.

 
Итак все собравшись большим шествием пошли к горе Охлон и там при входе в пещеру сам епископ заметил среди камней медный древний ящичек с оловянными табличками, где сообщались имена мучеников, образ и время их страдания.
Затем они вошли и говорили со святыми, и все пришли ко мнению, что здесь Господь совершил нечто великое и важное.

Было отправлено извещение юному императору, который вскоре прибыл в богоспасаемый град Эфес и сам беседовал в пещере с мучениками, получив от них великую духовную пользу. Святым были открыты многие тайны небесной жизни, ибо во все время чудесного сна их души пребывали в бесчисленных райских обителях и постигали непостижные тайны Божии.

 
В течении десяти дней царь сам приходил в чудесную пещеру и проводил много времени в беседах с мучениками, вкушая совместно пищу и услаждаясь рассказами о райских обителях, в которых их души долго пребывали и многие видели дивные вещи, радость праведников и вечнозеленые, цветущие одновременно плодоносящие райские сады, красота которых изменяется и восхищает зрителя непрестанно, где воспевают многоцветные хоры прекрасных птиц, подобных павлинам. Где на зеленых полянах праведники в белых одеждах собираются у золотых престолов послушать божественные слова тех, кто были лучшими наставниками веры на земле, а теперь получают новые знания от самого Бога.


Уверившись благодаря этому чуду совершенно в будущем всеобщем воскресении из мертвых, молодой император Феодосий до конца жизни крепко стоял в вере и все маловерные священноначальники были посрамлены величием эфесского воскресения.
По прошествии десяти дней святые мученики, окончив беседу с царем, вновь склонили головы и уснули, но теперь уже сном смертным до дня всеобщего воскресения. Император же Феодосий, видевший их кончину, весьма сожалел о них и много плакал над ними. Ведь сам он был еще юн, как отроки и сильнее взрослых им сочувствовал.


 День второго, уже смертного сна, и перехода вжизнь вечную со Христом, семи святых, был 22 октября и стал вторым церковным празднованием эфесским отрокам.


Затем высшее духовенство митрополиты и архиепископы и множество клириков воздали молитвенную честь святым на месте их упокоения.  И решено было оставить там все в сохранности по следующему откровению.
Император после кончины святых велел изготовить из серебра семь гробниц, украшенных золотом, но в туже ночь святые Максимилиан, Иамвлих, Иоанн, Мартиниан, Эксакустодиан, Дионисий, Антоний явились ему во сне и повелели не трогать их, а оставить на месте упокоения. Пещера Охлонская стала местом паломничества множества людей.

Многие христиане пожелали быть похороненными рядом с эфесскими отроками и вокруг пещеры выросло большое кладбище со многими могилами и монастырь.


А Феодосий Второй Юнейший, самовидец отроков эфесских, после возвратился в Константинополь и приказал записать все случившееся на грамотах и разослать их церквям в назидание и поучение.
Слава семи отроков разошлась далеко за пределы христианского мира и достигла многих стран востока и даже слуха основателя мусульманства Мухаммеда, который знал о нем.

Господь нашел нужным явить миру семь мучеников Эфесских, чтобы увидев их воскресение все укрепились в вере во всеобщее восстание из мертвых в конце мира для предстояния на Страшном Суде.

Описатель сего события монах Иоанн Колов, умерший в 422 году, упоминает о нем в житии Паисия Великого 19 июня. Многие арабские писатели упоминают историю семи отроков Эфесских.

Исходя из последнего года правления императора Декия -251 от РХ, как сообщает житие, что казнив отроков, он вскоре умер, можно уточнить дату замурования в пещере отроков- около 251 года.

А из годов правления Феодосия Юнейшего с 408 года и даты смерти описателя чуда семи отроков Ионна Колова -422 год, можно предположить и уточнить отрезок времени Эфесского чуда, оно произошло во времена с 408 по 422 год. Таким образом уточняется время пребывания святых в пещере -более ста пятидесяти лет, с 251 по 421 год примерно.

Из Википедии в сети я узнал, что Феодосий Второй Юнейший назван так был неслучайно. Он начал править свое полувековое царствование еще младенцем и управляли империей регенты и соправители его.

Из этого вычисляем, что приехать в Эфес он мог скорее всего уже будучи юношей, но не позднее года смерти описателя чуда Иоанна Колова -422 год, так получаем его примерный возраст при беседе с воскресшими отроками - около 20 лет. Так как не упоминаются его справители, то значит он приехал в Эфес уже получив полномочия самодержца и так дату можно еще уточнить, он самодержавно правил с восьми лет, с 408 г.

 
Интересно говорят о нем свидетели, что Феодосий Юнейший обладал прекрасным красивым почерком и был наречен еще и Каллиграфом. Это говорит о его высокой культуре и увлечении письменностью и книжничеством, столь редкое среди других императоров -римских офицеров с грубыми нравами. Он создал кодекс законов Феодосия и будучи миролюбивым и мягким городским человеком, пал жертвой грубых забав римских придворных.

На царской охоте его сбросил конь в реку Лик и Феодосий умер от повреждения позвоночника. Вообще Византия страшно страдала от этих охот -однажды на охоте даже был захвачен врагами-сельджуками император Алексей Комнин.

Прославляет отроков на востоке Эфиопская церковь. Сирийские марониты, отпавшие от православия в 7 веке почитают их.

В России имеется несколько храмов в честь семи отроков, но мощевик существует только в церкви Илии порока в Черкизово.
Как это всегда бывает на востоке, легенда о мучениках рассыпалась на множество частей в разных источниках и недавно я узнал что у мусульман ходит рассказ о том, что вместе с отроками уснула собачка и ожила, ее имя помнят и оно имеет некую целебную силу.

  Надеюсь найти еще интересные подробности, так как я заметил, что в России с упадком благочестия и истинной церковности человеков и власти-угодники склоны упрощать жития святых и даже сокращать все самое интересное, а потом удивляться, почему народ потерял к ним интерес, ведь они такие прилизанные и медовые. Но жизнь это борьба добра и зла и скучным житие святого, как победителя зла быть не может, значит его "отредактировали", лишили подробностей потрясающей жизни. А это грех неправды.


Приехав на метро я долго шел мимо большого стадиона, за которым были высокие лиственные деревья, закрывающие старый храм в честь Ильи пророка. Признаком древности храма была его осадка – вход кажется ниже уровня местности. Когда я вошел в храм меня охватило тонкое волнение перед встречей с такой удивительной святыней.

В полумраке старинной церкви у свечного ящика я увидел молодую смотрительницу, у которой прямо спросил, что ищу редкую святыню - мощевик святых мучеников Эфесских. Она указала на левую сторону храма, точнее левый алтарь, где у стены находилась чтимая икона святых отроков и их мощевик.


В храме царила полная тишина и только редкие свечи и дальний свет небольших окон освещали множество старинных икон, подсвечников и лампад. Я подошел сначала к старинному алтарю с небольшим невысоким амвоном и медной оградой. Здесь осторожно осмотрелся и поклонившись нескольким иконам, расположенным от алтаря по стене, увидел невысокий стол, непохожий на аналой, с возлежащим на нем мощевиком.


Мощевик был установлен под большой житийной иконой святых страдальцев. Живопись которой потемнела и видно было, что она представляет собой несколько сюжетов из жития эфесских отроков. Надо сказать что настроение, исходящее от иконы было не похоже на другие.

Известное сообщение о мощах семи отроков оставил паломник русский игумен Даниил в своем знаменитом труде о паломничестве в Святую Землю в 12 веке. Он очень хорошо отзывался о короле крестоносцев Балдуине, с которым беседовал и пользовался его покровительством.


Ясно стало, что этой святыне дана особая миссия и благодать.
Прочитав благодарственную молитву, я приложился первый раз к иконе и мощевику, а затем приступил к чтению акафиста семи отрокам Эфесским. Действие акафиста всегда удивительно. По окончании чтения молитв из старинного алтаря появился весьма благообразный стройный батюшка, кареглазый и беловолосый с уточенными чертами лица. Увидев в его появлении ответ на мои молитвы, хранитель святыни ответил на все мои вопросы и вот что я узнал.

Сколько батюшка себя помнит, с тех пор когда он еще был пономарем, эта святыня стояла в левом алтаре церкви. А в алтарь она была подарена греческими священниками в девятнадцатом веке прямо из Эфеса, от горы Охлон. Затем ближе к нашему времени ее вынесли для народного поклонения.
Верх мощевика представлял собою стекло с иконой лежащих в пещере мучеников Эфесских, как бы уснувших, в разных положениях, разных плащах с непокрытыми головами.


На мой вопрос опытного паломника, можно приложиться к открытым мощам, по примеру лавры преподобного Сергия, батюшка осмотрев мощевик ответил, что внутренняя крышка его прикручена крепко и не открывается. Трижды приложившись к мощевику, я попросил святых отроков о своих нуждах и здоровье.
Надо сказать, что от этой святыни веет каким-то легким, афонским духом, и ярко представляешь себе Сердиземноморское побережье, откуда происходит святыня.


У выхода их храма я спросил у служительницы есть ли в лавке что-нибудь на память о мощевике святых отроков и она показала мне небольшой, но цветной буклет о храме Илии пророка в Чертаново, где было цветная фотография иконы семи мучеников на крышке мощевика. Оставалось только освятить изображение от святыни. Моя встреча с великой святыней сложилась наилучшим образом.



Из буклета я узнал, что на прилегающем к церкви старом кладбище находится чтимая могилка местного блаженного и молитвенника, спасавшегося путем юродства Христа ради.
Когда я уезжал из Черкизово, то мне очень хотелось прославить святыню семи эфесских отроков, дать возможность многим людям освятится и узнать силу заступничества святых. Но, думается, это уже дело священноначалия и дай Бог, что бы прочитав эти строки люди, облеченные такой властью устроили встречу святыни в Сибири.


А совсем недавно благодаря православному телеканалу «Союз» мне довелось увидеть на экране развалины древнего Эфеса. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий отправился вместе с паломниками по христианским святыням Турции и там они посетили музей на местах древних храмов. Сначала показали могилу Иоанна Богослова, и останки большой базилики – церкви на этом святом месте. Древний каменный алтарь оказался под открытым голубым приморским небом.



Здесь владыка Викентий отслужил литургию и как бы оживил своим молитвенным настроением это место. Затем паломники отправились ко входу в пещеру горы Охлон. Здесь они остановились у решетки, ограждающий уходящее вглубь каменных стен сводчатое помещение. В стенах его с обоих сторон были заметны выложенные кирпичами ниши, по три с каждой стороны, а сам проход оканчивался глухой стеной из древних кирпичей, с одним только новейшим по виду камнем, очевидно закрывающим окно для паломников.

Слава и богатства древнего Эфеса были разорены. Сначала отступило море от его порта, потом землетрясения, затем арабское завоевание на столетия привело его в упадок, наконец Византия возвратила его на триста лет, но потом рухнула и она, и ушедшие жители столетиями растаскивали его камень для новых построек ближе к морю.

Здесь владыка Викентий сказал краткое слово о значении подвига семи отроков Эфесских для истории Церкви. Но к прискорбию надо сказать, что место это стало музеем и присутствия живых христиан здесь заметить нельзя.
Но сами местные жители в наше время не проявляют жестокости к христианству и можно надеяться, что со временем они позволят христианам вернуться к великим святыня этого древнего центра христианства.


Безумный жрец ложных богов император Декий не понял, что эти добрые и праведные трезвенники, молитвенники и отшельники, эфесские мученики составили славу его
царства. Декий забыт, а Иоанн,Мартиниан, Эксакустодиан, Иамвлих,Максимилиан,Дионисий, Антоний прославляются до конца времен.


          Такого удивительного жития, как у них, не знала история Церкви. Воскресшие мученики! Сам Серафим Саровский, пророчествуя о своем воскресении из мощей в Дивеево перед концом Мира, для трехдневной всемирной проповеди покаяния, сравнивает это будущее чудо с воскресением семи отроков в пещере Охлонской горы.

Важно закончить повесть молитвой - Святые мученики, семь Отроков Эфесских, молите Бога о нас!


Рецензии