Серафим Саровский чудотворец и его Дивеевская обит

СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКАЯ ОБИТЕЛЬ, ЧЕТВЕРТЫЙ УДЕЛ БОГОМАТЕРИ НА ЗЕМЛЕ

На сегодняшний день мне посчастливилось дважды своими глазами увидеть Дивеевскую обитель в 1993 и в 2006 году. И каждая поездка отдельная повесть со своими временами, обстановкой и картинами жизни.
Первое мое знакомство с именем преподобного Серафима произошло в 1991 году, в дни обретения его святых мощей. Для тех, кто мало знаком с огромным значением, которое имеет в истории нашей церкви имя преподобного Серафима, скажем, что если преподобный Сергий Радонежский устроил русские монастыри, то Серафим Саровский возродил в них духовную внутреннюю жизнь и своим примером продолжает призывать всех к духовному высокому образу жизни.

Сладко и приятно говорить о благословенной земле дивеевской, где как солнце воссиял преподобный серафим Саровский чудотворец.
Все здесь покорилось духу и влиянию преподобного Серафима, и с каждым годом все более и более преображается ставшее городом село Дивеево, когда-то приютившее основательницу женской монашеской общины матушку Александру Мельгунову.
Вспоминаю свой первый робкий приезд в Дивеево. Добирались с мамой от Москвы на поезде до нижнего Новгорода, от него электричкой к Арзамасу и уже из Арзамаса с вокзала два часа на небольшом автобусе до желанного Дивеева, а как потом получилось и до Осиновки.

В автобусе по своему обыкновению пели кодак и тропарь преподобному: « От юности Христа возлюбил еси блаженне, и тому Единому работати пламенне возжелев, непрестанною молитвой и трудом в пустыни подвизался еси, умиленным же сердцем любовь Христову стяжав, избранник возлюбленный Божия Матери явился еси, сего ради вопием ти: спасай нас молитвами твоими, серафиме, преподобне отче наш».
Благодаря пению разговорились с соседями-паломниками из Москвы, и оказалось, что у них есть возможность приютить нас в своем доме в Осиновке, это совсем рядом с Дивеево.

Оказывается их батюшка ревнитель славы преподобного и настоятель московского храма святителя Николая в Пыжах приобрел в ближней к Дивееву маленькой деревушке Осиновке дом с пристройками и участком у некоей бабушки, с обещанием заботится о ней по старости.
Приняв их доброе приглашение, мы вышли за ними не в самом Дивеево, а на следующей остановке в Осиновке. В те годы это место казалось затерянным миром. Осиновка окружена теплыми прудами и речкой, через которую есть живописный старый мостик в зарослях плакучей ивы.
С Осиновкой связано несколько исторических для Дивеева событий. Здесь первое время жила основательница монастыря матушка Александра и в Осиновке от болезни скончалась ее молодая дочь.


Спустя много лет во время великой отечественной войны немецкое наступление остановилось здесь. Немцы вошли в Осиновку, но Дивеево так и не смогли захватить. Они уже смотрели в бинокли на Дивеевские храмы, как и под Москвой, но по молитвам преподобного, нога их так туда и не ступила. Когда мне все это рассказывали, я так ярко себе представлял эти события, что казалось, видел этих немцев с биноклями.
Удивительна и природа вокруг маленькой Осиновки.
Когда после вечерней службы идешь усталый домой в Осиновку, то сначала дорога выходит из городка на простор. Здесь вдоль дороги насажены высокие березы и среди них находишь маленькую, но твердую тропу на Осиновку. В невысоком разнотравье словно вырезана узкая твердая полоска светло серой земли, нахоженная годами тропа.  По ней некоторое время надо идти с возвышенности в низину, здесь путь выходит к зарослям старой ивы, старому мостику через неглубокую небольшую речку.


При всей естественности, здесь ощущается многовековой уклад, нажитая многими годами и поколениями людей среда, сочетающая природу и человека, луга и вековые тропы, теплые речки и древние мостики. И сама Осиновка почти не заметна со стороны своей единственной улицей и от этого еще более располагающая к отдыху и размеренному кругу жизни.

Проходим по мосту на пустынную деревенскую улочку и скоро подходим к старому дому, где идет ремонт. Здесь живут москвичи и мы.
По забору, неторопливо ступая, идет умиротворенный кот удивительной масти, напоминающей мех соболя или медвежонка.
 
На ужин перед картошкой подают салат со свекольной ботвой в рыжиковом масле, вкус невероятный. Потом пьем травяной чай, паломники вычитывают вечерние молитвы и вот уже сон приходит сам собою под мерное пение цикад. 



автор Екатерина Малышева редакция Алексей Малышев

Паломничество в Дивеево

Мы с сыном давно хотели поехать в Дивеево, но все не решались.
Вопрос был не только в деньгах, их можно было и занять у друзей.
Другие сомнения одолевали нас: где жить в незнакомом месте?
Чем питаться? Где доставать лекарства при слабом здоровье?

Прихожане нашей церкви уже ездили в Дивеево. Они то и успокаивали нас: Езжайте!  Господь все устроит!
Мы решились.… В прекрасный июльский день сели в поезд на станции Заозерная, следующий в город Горький, переименованный теперь в Нижний Новгород.
Не стану описывать наши дни в поезде. По бедности питались мы жареной картошкой, упакованной в промасленную бумагу, которую заготовили специально в дорогу.
Картошка с чаем, картошка с лапшой, хлеб покупали в дороге. Через два дня приехали на станцию Арзамас.
Поезд мчался по просторам России с пустыми вагонами, по причине дороговизны билетов.
На станции Арзамас узнали расписание движения  автобуса на Дивеево, купили билеты до монастыря, удивившись их малой стоимости.
День близился к вечеру, когда началась посадка в автобус на Дивеево. Народу было много, наверное, люди прибыли с разных поездов.
Высадились мы на конечной остановке, и пошли туда, куда двигалось большинство высадившихся пассажиров автобуса.
Я спросила одну из женщин, откуда она приехала.
Оказалось, что женщина приехала из  столицы.
Все идущие впереди нас люди из города Москвы, прихожане храма на улице Неглиной.  Батюшка храма Николая – Чудотворца купил возле Дивеевской обители купил дом на деньги церковной общины.  Московские паломники и направлялись в этот дом на ночлег.
Темнеет в Дивеево быстро и в тот момент шагали мы за москвичами в полной темноте. Вскоре пришли в неизвестную деревню, в которой редкие огоньки едва светились из-за густой листвы садов, окружавших деревенские домики.
Наши новые знакомые рассказывали нам, что купленный батюшкой дом не достроен и в строительстве его большие
трудности. Рабочие не могут привезти строительный лес и доски, чтобы выполнить поручение батюшки достроить комнату для приезжих.
Слушая объяснения москвичей, я устало переставляла ноги, мечтая лишь о самой скромной постели.
Наконец мы свернули  с улицы на узенькую тропку и подошли к большому бревенчатому дому в одной половине которого горел яркий свет, а другая половина дома стояла не освещенная и без крыши.
На высоком крыльце недостроенного дома стояла приветливая старушка в ситцевом белом платочке и  в белой кофточке.
Старушка ласково поздоровалась с каждым из москвичей, а нас спросила:
А вы кто будете?
Мы стали объяснять, что приехали издалека, из Сибири, просили приютить нас хотя бы  до утра…
Бабуся согласилась,  но  предложила ночевать в холодных сенях.
Мы были согласны на все и устроились на полу в сенях, на брошенных для нас ватных матрасах.
Едва коснувшись  скромных подушек, забылись  тяжелым сном.
Утро поразило нас солнечным блеском.
Сверкало все вокруг: жемчужная роса на листве деревьев, медовые цветы липы, растущей прямо у крыльца, озерцо за оградой, которое мы не заметили ночью.
Приветливая старушка оказалась Евдокией Ивановной.
Она  рассказала, что их малый коллектив страдает оттого, что не может доставить бревна и доски от станционного склада к усадьбе недостроенного дома. Оказывается люди, которые привели нас к дому, были строительные рабочие.
Бабушка горевала о том, что рабочие прибыли, а материал не доставлен.
Мой сын, Алексей, спросил бабушку:
-От какого храма строится дом ваш?
- Николая  Чудотворца по улице Неглиной!
Алексей перекрестился и сказал:
-Николай-Чудотворец и поможет во всем!
Алексей уединился в горнице и стал читать молитву Святому Николаю.
Я пошла прогуляться  на озеро, сверкающее глянцевой водой с берегами, заросшими дивными голубыми цветами. Когда я  вернулась с прогулки с букетом голубых цветов, то увидела на крыльце своего сына  Алексея.
Алексей обратился ко мне со словами;
- Матушка! Отправляйся в поселок, там найдешь транспорт, привезешь  стройматериалы по накладной, которую выдаст тебе Евдокия Ивановна.
Ивановна.
В большом недоумении и растерянности смотрела я на сына, не представляя как все должно случиться.
От раздумий отвлекла меня бабуля, которая вынесла мне целую пачку документов на бревна и доски.
И так пошла я,  сама не зная куда, а именно в поселок  Дивеево.
Многое видела я в своей жизни, но чтобы такое!
Алексей, наверное, совсем разболелся, если не терпит никаких возражений своим желаниям!
Обычно решительность Алексея остывала через час  другой и, убедившись в бесполезности своей затеи, он успокоится.
Размышляя, шагала я минут двадцать, пока неожиданно не увидела кованные железные ворота с большой надписью на фанерном  щите: « ГАРАЖ.
Осторожно  прошла я через ворота и увидела пожилого мужчину с приятным открытым лицом, стоявшего  возле серой Волги.
-Вы ищете кого-то?
Спросил  он меня…
Вдруг я начала рассказывать ему  о Сибири, о том, как приехала с сыном Алексеем, как ночевала в недостроенном доме у москвичей, куда они не могут привезти бревна и доски. Потом достала пачку квитанций.
-Денег  у вас конечно нет?
Уточнил мужчина, озарив меня светом неожиданно молодых глаз.
-У меня нет денег, но возможно хозяйка дома имеет средства!
Неуверенно объяснила я…
Пока мы беседовали, в воротах гаража остановился  огромный самосвал.
Из кабины выбрался молодой шофер и обратился к мужчине:
-Куда мне теперь ехать, Никитич?
-Бери эту женщину и поезжай на станцию, там погрузишь материалы и отвезешь к дому московских паломников…

В полном смятении души села я в кабину самосвала и мы помчались…
Через недолгое время самосвал, уже нагруженный досками, стоял перед домом паломников.  Выбежавшие из дома рабочие, открыли нам ворота.
После разгрузки я спросила  Евдокию Ивановну, может ли она рассчитаться с шофером за доставку груза?
Евдокия Ивановна объяснила, что шофер  денег не взял, сделал все во славу Божию…
После трудов праведных бабушка угощала всех чаем в просторной горнице.
Все это было одним большим Чудом от Господа.
Часов около двенадцати отправились мы с сыном в Дивеево  в храм.
Меня поразил огромный размер храма и убранство его.
Здание стояло на просторной площади, засаженной цветами.
Всюду росли георгины, хризантемы, душистый табак и флоксы розовые. Врата храма представляли собой настоящее произведение искусства.
Совершенно серебряного вида они содержали барельефы церковных символов, портреты апостолов, картины житий святых, сцены  библейской жизни.
Двери были настоящим произведением искусства.
Высота дверей составляла четыре метра, ширина  двух створок пять.
К дверям вели металлические ступени со сложным кованым рисунком.
Действующей была только левая половина  большого зала. В зале стояла на украшенном постаменте серебряная рака с мощами святого Серафима.
Всюду горели медовые свечи. Просторный зал  был наполнен ароматом ладана. Лики на иконах  смотрели на меня благородными глазами моих прародителей.
Слушая чтение Евангелия, я рассматривала иконы.
В другой половине зала церкви стояли  строительные леса. Священник в темной рясе, поднявшись на пятый ярус, объяснял что-то девушкам ангельской наружности, со щетками и ведрами в руках.
Все это происходило под куполом храма на высоте метров тридцать. Фигуры людей казались уменьшенными, маленькими.
Потом священник спустился вниз, а девушки стали белить потолок храма.
Сердце мое сжалось! Господи помоги!
Высота огромная, никаких средств защиты, никаких поясов.
Только настил из нескольких тонких незакрепленных досок…
Вижу, что девчата там наверху осеняют себя крестным  знаменем и берутся за щетки.
В это время запел хор девочек-сирот, ангельские голоса заполнили воздух храма, а я не удержалась от слез…
Не помню, сколько времени продолжалось пение, потому что я находилась  в другом мире, чистом  и святом.
Очнулась я, когда голоса смолкли. Стала смотреть, где мой сын Алексей.
Увидела я его рядом с двумя пожилыми монахами.
После окончания службы, мы вместе с сыном вышли из храма. Рядом с храмом находилась столовая  под открытым небом.


Выскобленные деревянные столы стояли рядами.   На столах плетеные блюда с темным  солодковым хлебом, бутылки с растительным маслом. В белых тарелках золотился очищенный лук, рядом стояли деревянные солонки с белой солью.
Приветливые девушки в темных платьицах предлагали  верующим бесплатную пищу: суп с рыбой и кашу пшенную, а также компот.
-Матушка!
-обратилась ко мне одна из них,
-Вижу вас впервые! Откуда приехали?
-Из Сибири!
-Кушайте на здоровье! У нас все выросло, на монастырских полях!

 
      
Алексей Малышев

ПРАЗДНИК НА ЗЕМЛЕ СЕРАФИМА САРОВСКОГО

Первый день августа - престольный праздник зеленогорского собора Серафима Саровского. Где рождается слава этого русского святого? Откуда все начинается? Об этом вам расскажет очевидец. Мне, художнику и собирателю народных преданий Алексею Малышеву, более пятнадцати лет посчастливилось быть увлеченным почитателем великого старца Серафима Саровского, изучать его наследие. Не смотря на все препятствия,  в июне на Троицу я вновь побывал в местах подвигов великого святого под Саровом. Поклонившись святыням Москвы, я выбрал самый лучший вариант моего прибытия к батюшке Серафиму. 

Паломническая служба "Ковчег" расположена в Москве направо от выхода из метро Красносельская, вверх по улице, в библиотеке. Надо пройти мимо стоматологии с желтой стеной, от которой отправляются автобусы по святым местам, называемой "стеной радости".

 В последнем подъезде многоэтажного дома мы с оператором службы "Ковчег" обсуждали поездку. В Дивеево у них двух и трех дневные поездки на выходные дни. Для меня главным было не время, а сама возможность увидеть святыни, ведь к встрече с ними я был духовно  готов, не смотря на отсутствие лишнего времени.

Вечером в пятницу я уже стоял у желтой "стены радости". Немецкий двухэтажный автобус был украшен телевизорами, по которым мы смотрели фильмы по темам экскурсий и наставления отца Иоанна, основателя службы "Ковчег". Кондиционеры работали прекрасно и всю поездку мы, не отвлекаясь, погружались в удивительный мир паломничества, украшенный приятными совпадениями.

 Едва выехали из Москвы в частные поселки, сумеречное небо впереди взорвалось яркими огненными цветами, у дороги устроили салют. И только я знал, что это именно меня встречает батюшка Серафим салютом после стольких лет разлуки с его местами, в мой день рождения.

 Проехав лесную Мордовию, мы первым посетили древнейший в тех местах Санаксарский монастырь, где у своего родного дяди, святого старца, преподобного Феодора Санаксарского, отдыхал на пенсии великий адмирал Ушаков, победитель турок.

Здесь он устроил больницу и помогал строить обитель, достигнув святости в чине праведных. Паломники осматривают памятник украшенный пушками и якорями, и могилу адмирала. В большом соборе обители в нижнем храме почивают мощи праведного адмирала Ушакова и преподобного Феодора, игумена Санаксарского. Поклонившись святыням, мы попробовали знаменитый санаксарский сдобный батон с орехами и изюмом. Вкус истинно монастырский, и даже квас здесь сладкий и черный как в древности.

Обитель славится батоном, сдобными сухарями и пряниками.
Дальше едем в Саров и вот впереди автобуса знаменитый Саровский лес. Прибываем сразу на источник батюшки Серафима, за эти годы ставший неузнаваемым. На стоянке автобусов всегда есть паломники, процветает разная торговля. Камни с иконами батюшки Серафима, мед, рубахи для купания. Можно даже покушать. Десять лет назад я шел здесь по проселочной дорожке в зарослях. Но после приезда Святейшего патриарха все изменилось.

 Речка, в которую впадает источник, разделена насыпным островом с часовней. Питьевую воду берут на крутом берегу, откуда течет хрустальный ключ. А у реки купаются с крепких мостков вокруг неглубокой чаши для купания. Купание в источнике сравнивают со вторым крещением, холодная вода  и благодать производят такое воздействие, что долго купаться не можешь. Но кто приехал за исцелением не боится холода. 

 
В Дивеево едем через придорожную деревушку Осиновку, где долго жила основательница обители матушка Александра и там умерла ее  юная дочь. Там стояли немцы при оккупации.

Мое многолетнее промедление с поездкой также, оказывается, имело свой смысл. Совсем недавно был обновлен первый храм Дивеевской обители - Казанский собор, прошения о расширении которого писал епископу еще батюшка Серафим. Вызолочены были не только небольшие купола собора, но и его крыши, и он стал заметен не менее монастырской колокольни, даже начал спорить с большими соборами яркостью убранства.

В храме четверо мощей. В восемь утра открывается низкая боковая дверь, ведущая в сводчатый храм - усыпальницу. Первой прославилась матушка Александра - в миру помещица Агафья Мельгунова, обошедшая все святые места России и, наконец, в селе Дивеево услышавшая слова Богородицы, нарекшие то место четвертым уделом Богоматери после Иерусалима, Афона и Киева. Матушка Александра  была прекрасная лицом, голубоглазая, премудрая и правильная чертами.

Именно она просила для своей общины покровительства у Саровского настоятеля  Пахомия, а он передал, умирая эту заботу святому Серафиму, тогда еще саровскому иеродиакону. Спала святая мать на доске и покрытом платком камушке. Знала наизусть все правила и уставы церкви, чем разрешала все вопросы чтивших ее священников. Источник матушки Александры лечит усталость. Монахини купаются в нем и снова получают силы для молитвенного труда.

 
Вторые мощи - преподобной Елены Мантуровой, сестры помещика питателя обители, пришедшей к батюшке Серафиму после видения огненного дракона, отпустившего ее после обещания стать монахиней. Батюшка Серафим, имея власть над жизнью и смертью, призвал ее умереть за брата - питателя обители, ибо он еще нужен сиротам, а смерть требует его душу. Елена тихо сказала в ответ;"Благословите, батюшка..."И вскоре отошла душой в уготованное за подвиг молитвами отца Серафима блаженство. Она названа им небесной игуменьей сестер дивеевских. 
 

Третья святая - юная схимонахиня Марфа, девочка Мария рано получила дар непрестанной молитвы Именем Божиим и ближе всех была духовно в послушании к батюшке Серафиму. Ей он прямо передавал свои беседы с Богоматерью и пророчества о судьбах России. В девятнадцать лет святая надорвалась при постройке церкви. Батюшка Серафим назвал ее своей духовной невестой в царствии Божьем. Трижды поклонившись мощам преподобных жен, иду наверх.

 У выхода можно приобрести маслице от трех лампад над мощами преподобных, есть и тройные иконы святых жен.
Из нижнего храма идем на правую сторону Казанского собора, мимо креста над упокоением первого священника обители праведного Василия Садовского, утешавшего бедных сестер в самые трудные годы.

 Мимо белоснежных стен собора идем к его середине, и по двухстороннему крыльцу восходим в верхний трехпрестольный храм с мощами дивеевских блаженных. Здесь все пронизано светом и воздухом, во всем разлита легкость и этот храм не похож на другие. На четырех его широких столбах переходящих в своды живописная история обители.

Вот блаженная Пелагея идет из леса к церкви с букетом полевых цветов, босая и в крестьянском платке, вот саровский настоятель Пахомий поручает женскую общину иеродиакону Серафиму... Ближе к алтарям второй ряд колонн. Справа от входа, первыми прикладываемся к мощам блаженной Прасковьи Дивеевской, женщины - богатыря, жившей в норе саровского леса двенадцать лет, питавшейся травами и ягодами.

У Серафима Саровского небыло учеников, но его дух переходил на блаженных и они часто в минуты просветления беседовали с  батюшкой, пророчествовали, исцеляли и чудотворили. Игуменьи обители признавали духовное наставничество блаженных. После Прасковьи в обители признали Пелагею, ее мощи у правой колонны. А последней перед закрытием обители в двадцать шестом году принимала людей блаженная Мария. Она крепко бранилась, а на недоумения отвечала, что прежним кротким блаженным-то было легко при Николае блажить, а попробуй-ка, поблажи при советской власти. Это означало мерзость запустения в стране.

Блаженная Мария почивает у стены собора между окнами, ближе к левому приделу. При главе ее мощей цветут желтые и красные ароматные розы, блаженная на иконе в темном, удивительно живая и какая-то светящаяся. Осмотр Казанского собора завершает чудо на могилке служки батюшки Серафима, праведного дворянина Николая Мотовилова - на  березе большой коричневый нарост в виде мордочки медведя, которого кормил батюшка Серафим. Невольно хочется приложиться к этому чуду - и носик и ушки видно определенно...

 
В главный храм Дивеева -  Троицкий собор все архиереи и патриарх входят через арку  высокой колокольни с золотыми часами в главные врата. Наступила Троица, и путь архиереев выложили травами и цветами. Очередь к мощам преподобного батюшки Серафима идет быстро и начинается теперь у северных дверей собора, там даже стоят ограждения для порядка. Очередь паломников со всей страны и никогда не иссякает, только поздно вечером уменьшается до нескольких человек, когда люди уходят ужинать на трапезную и обходить святую канавку.


Слева от главного алтаря в собора возвышается высокая шатровая сень с куполами над мощами преподобного, украшенная четырьмя иконами подвигов святого в золоченой резьбе. К мощам проходят через калитку в узорной медной ограде. У святыни две хранительницы монахини. Одна стоит у главы мощей и по просьбам освящает на мощах иконы. Прикладываются сначала к зеленому покрову с блестками, затем к стеклу над главою мощей, всегда мистически холодному, как вода источника.


Зеленые покровы на мощах означают энергии Святого Духа, в котором  произрастал праведник, процветал подобно весеннему дереву, насажденному Богом. За мощами витрины с вещами преподобного - топориком, мотыжкой, рукавицами и многими другими, вызывающими ощущение присутствия батюшки Серафима. 

Назавтра едем за село на Казанский источник, где у многих улучшается зрение. Там же бьет ключ великомученика и целителя Пантелеимона, также помогающий болящим. При часовне и купальнях на источнике живет его тезка монах. Из Дивеево уезжаем светло, почти незаметно, к нам подсаживается монах-иеродиакон Сергий. Оказалось, его прямо сам Серафим нам послал, чтобы он помолился.
Из города церквей Арзамаса берем курс через Муром на столицу.


Слышу нашу ведущую; « А сейчас отец Сергий прочтет для вас благодарственный акафист "Слава Богу, за все". Ласковый голос батюшки вспоминает все прекрасное в жизни человека со словами благодарности. Огромное оранжевое солнце садится за тенистыми лесами, дорога приятно укачивает. От красоты и благодарности набегают слезы. Непременно приеду и на следующий год, как я жил в этом скорбном мире без Дивеева? 


ДЕНЬ ПРОСЛАВЛЕНИЯ СЕРАФИМА САРОВСКОГО-1 августа

      Первого августа прошел престольный праздник нового храма, и отец Павел служил в зеленой рясе, приглашая всех помогать на благоустройстве вокруг церкви.
Зачем нам нужен Серафим Саровский?
Голубоглазый радостный старец - викинг в белоснежной ризе смотрит на нас с иконы. За ним мы видим корабельный сосновый бор под чистым небом с белыми облаками. Кто это? Православный святой отшельник, приручавший диких зверей?  А может быть это сам первозданный человек, Адам, живший среди чистой природы, может быть это один из первых легендарных беловолосых  Ариев, отцов европейского человечества?

Белобородый Атлант, держащий над нами небо, чтобы выжил слабый человеческий род. Это русский мистик и мудрец, страшный для самых сильных колдунов, имеющий власть не только над зверями и людьми, но и над злыми духами.  И все это Серафим Саровский.

Когда евреи шли за пророком через пустыню, они за сомнения были поражены змеями и умирали сотнями. Тогда Бог велел Моисею сделать образ Вознесенного на дереве с перекладиной Змея - символа мудрости и смотрящий на тот святой образ исцелялся от ядов и болезней. Это был прообраз распятого Христа-Спасителя. Так и для нас образ Серафима Саровского, как бы премудрого Змея, успокаивает наши страсти и отгоняет губительную глупость.
 
Родители будущего святого, купцы Исидор и Агафья Мошнины, брали подряды на строительство храмов в Курской губернии. Они воспитали сына Прохора в духе живого русского православия и он, прочитав много духовных книг, в 19 лет овладел  Божьим словом так, что увлек за собою в Киево-Печерскую лавру своих друзей.
Сам он, направленный оттуда старцем Досифеем в Саровскую обитель и нареченный в монашестве Серафимом, говорил, что именно купеческий образ мысли заставил его искать духовные сокровища, малыми средствами достигая высшей духовности.


Как бы выменивать на человеческие добродетели светлые духовные настроения и просветления. Старец даже выглядел как богатейший человек, всегда радостный, мирный в самый строгий пост щеки его оставались круглыми и румяными, взгляд веселым. Даже разбойники пытали его, думая, что он сокрыл в нищей лесной избенке сокровище. Исцелившись от восьми смертельных ран после явления Богородицы с апостолами, батюшка Серафим на своих ногах вернулся в саровский лес, где совершил тысяче дневное и ночное моление на камне о спасении России от Наполеона и заговора декабристов.

 Братия обители, потрясенная его подвигами, попросила старца вернуться из леса в свою монастырскую келью. Но и этот страх людей перед святостью оказался тайным Божьим Промыслом. Император Александр Первый в 1815 г. тайно без охраны приехал к боговидцу в Саровскую обитель, и был предупрежден о заговоре декабристов. Царь исполнил совет святого - найти больного двойника и удалится от власти для искупления греха отцеубийства странничеством и молитвой.

 Совет привел царя к святости - недавно он тоже прославлен под именем праведного Феодора Томского.  По двенадцатому явлению Богородицы старец вышел из затвора и стал принимать всех страждущих, исцеляя от болезней и пророчествуя о грядущей через сто лет революции. Там, в легендарном Саровском лесу на глазах у дворянина Мотовилова, батюшка Серафим написал письмо Николаю Второму, которое было через с семьдесят лет передано женой дворянина в руки последнего царя, приехавшего на прославление святого в 1903 г.


Принимая толпы народа, старец просил всех никогда не унывать, ибо Христос все победил, непрестанно молится, помнить о небесных наградах за земные труды. Духовный великан и согбенный испытаниями мудрец батюшка Серафим основал великий девичий Дивеевский монастырь, единственную женскую лавру в мире.   И устроил ее благополучие до своего торжественного перехода в духовный мир 15 января 1935 года, незадолго до смерти его современника, поэта Александра Пушкина.


Встречаю первого августа, в День Серафима на улице первоклассника, которому много рассказывал о старце. Паренек слушает во все уши, тянется к сильным людям. Вместе смеемся над пьяницами и хулиганами, сердитыми и унылыми маловерами, учимся премудростям трезвой и успешной жизни. Как бы старец поступил на твоем месте, чтобы он сказал в таком-то случае.

Мальчонка получает поддержку своей детской святости, чувствует свое превосходство над ленивыми и нетрезвыми родственниками. Осенью он прибежит в новый храм Серафима. Мы наполняемся бодростью и добрым весельем. Значит, рядом с нами преподобный Серафим Саровский. С кем поведешься, от того и наберешься.


Мое обращение к преподобному Серафиму саровскому началось в девяносто первом году, в дни исторического обретения и перенесения мощей святого из Москвы в Дивеево.
Мы с мамой были в те дни в Москве и узнали о перенесении мощей в церкви. Накануне великого события я поехал в патриарший тогда Елоховский собор на метро Бауманская.

Очередь к мощам начиналась сразу от дверей собора, и тот, кто бывал там, знает, что собор имеет очень большую протяженность, когда идешь через него справа и слева два алтаря, а впереди в дальнем главном алтаре есть также два крыла и вот слева от главного алтаря у выхода очередь подходила к установленным там мощам великого святого России.

Все православные москвичи стремились побывать здесь. Даже то не многое, что люди тогда могли знать о преподобном Серафиме Саровском, заставляло людей стремиться прикоснуться к той великой силе Святого духа, которая так славно изливалась на всех чтущих память его.
 
Здесь среди множества людей находились незаметно монахи из всех значимых для России обителей, я сам узнавал несколько монашествующих из Оптиной пустыни, мне тогда уже хорошо знакомой.
Вечерняя служба сопровождалась патриаршим служением, торжественным пением лучших хоров и главное народной верой, принимавшей все с открытым сердцем и возносящим молитвы к великому угоднику Божию и виновнику народного торжества. Десятки архиереев появились в разных местах храма для миропомазания множества людей в конце вечерней службе.

Когда очередь приблизилась к мощам преподобного серафима, в моем сердце совершился решительный переворот, я ясно осознал свою греховность, ошибку своей прошлой внецерковной жизни, горячее желание истинного воцерковления. С моей души словно упала какая-то стена отчуждения, я принял преподобного серафима как своего родного святого отца, который просто зовет тебя за собой, и ты не отделяешь себя более от церкви, от ее живых источников любви – великих преподобных.

Здесь следует все сказанное мной принимать в полноте смысла, после этого дня я стал другим человеком, другим по направлению, для которого свет православия стал путеводной звездой, и желание восходить от святыни к святыне стало целью жизни.
Что можно сказать о смысле паломничества, о его важности для всей жизни и судьбы человека, если я сам был изменен и обновлен встречей с преподобным Серафимом в его святых мощах.
 
Вокруг меня люди также переживали обновление своих душ, возникло удивительное чувство общего единения, сопричастности и сочувствия. Поклонившись мощам я долго не мог отойти и встав на колени неподалеку переживал глубокое душевное изменение, словно внутри меня открылась новая глубина, новая жизнь.

 Я осознал, что должен каким то особым образом выражать свое отношение к преподобному и этим выражением стал вскоре акафист святому, который во славу Божию мне открылось как разучить наизусть, что среди всех страшных скорбей и искушений составляло для меня великое утешение в продолжении многих лет.


КРЕСНЫЙ ХОД ПО МОСКВЕ


Газеты того времени еще вовсе не сочувствовали церкви и преуменьшали количество паломников в тот день, из которых по Москве составилось целое людское море. Но мы, шедшие в этом великом крестном ходе, равного которому мне не пришлось еще увидеть даже до ныне, считали что там шло не менее ста тысяч человек.


 Когда я приехал на Бауманскую утром того дня, к собору пройти уже не разрешали, и тогда встретившийся мне набожный редактор монархической газеты сочувственно посоветовал мне «перекрестить милиционера и тогда он пропустит».
Так мы и поступили и смогли подойти к последнему ограждению, где сама проезжая часть дороги у Елоховского патриаршего собора   

В начале из собора вышло множество духовенства,  затем вынесли святые мощи, в виде золотого ковчега, высоко поднятые на возвышении.

Люди несли множество старых икон преподобного, очевидно бережно хранимых в годы лихолетья и от того особенно прекрасных в день, когда небесная слава вернулась чтобы вновь прославить святого на всю страну.
 
В толпе люди узнавали идущих с палочками известных старцев и говорили смотрите отец такой-то сам идет
Одного старца в монашеской черной рясе везли на инвалидной коляске, в руке его были четки.

Недалеко от станции метро милиция, появившись с переодетыми солдатами из московских подворотен, осторожно оттеснила народ от священства и крестный ход хлынул в маленькие московские дворики. Здесь я увидел комфортабельные автобусы, в которые грузились батюшки, архиереи, монахи и послушники с хоругвями. Далее крестный ход уже проходил на колесах и совершались молитвенные остановки в городах по пути следования, где собиралось множество народа и совершалось богослужение у мощей.
   

ОТЕЦ ВЛАДИМИР ДАР СЕРДЕЧНОГО СЛОВА
 
После крестного хода на ступенях Елоховского собора собрались люди, они кого-то внимательно слушали и подходили другие. Протиснувшись поближе я увидел отца Владимира из Белоруссии, который имел дар сердечного слова. Он говорил с таким теплом и особым сердечным огнем, что каждый проникался его словами о молитве, о вере, о церкви и Серафиме Саровском. Я не мог наслушаться его словами, такой силы в словах я никогда не встречал. Народ не хотел расходится, у него брали адрес, хотели приехать к нему в будущем.


Рецензии