О любви и не только...

1 МЕСТО В 1-м ТУРЕ КОНКУРСА-ГИГАНТА «ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ»

Аля стояла перед матерью, низко опустив голову. Её длинные ресницы слегка подрагивали, как  крылья бабочки. Ещё чуть-чуть и слёзы потоком хлынут из глаз.
- Аля, девочка моя! Это что такое? – в голосе Надежды Александровны явно присутствовали нотки тревоги и недоумения.
 Её взгляд застыл на  фартучке школьной формы дочери. По самому его центру расположился грязный отпечаток подошвы небольшого размера, переходящий в длинную широкую полосу. Земля крепко въелась в чёрную шерстяную ткань. Было видно, что девочка уже пыталась её стряхнуть, но её усилия оказались тщетными.
- Опять Коля!? – голос мамы скорее утверждал, нежели спрашивал.
Але можно было не отвечать. Имя виновника всех её школьных бед было известно Надежде Александровне с первых дней учебного года.
-  Ну всё, Аля! Моему терпению пришёл конец. И не отговаривай меня больше. Я пойду к Антонине Сергеевне и попрошу вас рассадить. Необходимо поговорить и с родителями этого Коли. Сколько же ещё этот хулиган будет издеваться над тобой? 
 Але становилось понятно, что на этот раз  маму отговорить не удастся. И всё же она посмотрела на мать умоляющими глазами.
Надежда Александровна  и сама была противницей разрешать детские ссоры на взрослом уровне. Она считала, что дети должны  сами разбираться в своих отношениях со сверстниками и уметь постоять за себя. Её муж был того же мнения. Но  их  дочь, как показывала жизнь, за себя постоять не могла и, с каким-то непонятным  терпением, сносила все выходки соседа по парте. Надежда Александровна могла бы и не узнать о маленьком «тиране». Всё открылось тогда, когда на страницах Алиных  тетрадок  с завидным постоянством стали появляться  длинные росчерки. Трудно было не догадаться о причине такой систематической «неаккуратности»  дочери, за которую учительница честно снижала оценку. 
- Это твой сосед толкает тебя, когда ты пишешь?  Посмотри на меня.
Глаза Али не умели лгать.
- Он тебя обижает?
Взгляд дочери уткнулся в тетрадь.
- Мама, ты не думай. Коля не очень сильно меня обижает.
- Не очень сильно? Это как? Не очень сильно толкает? Не очень сильно за косы дёргает? Да?
Упорное Алькино молчание подтверждало правоту догадок Надежды Александровны.
- Ну, и что же мы будем делать с этим, Аля?
- Мама, ты только к Антонине Сергеевне не ходи. Я не хочу, чтобы меня считали ябедой. 
И  тихо добавила:
- Коля не очень плохой. Правда.
Надежде Александровне было над чем задуматься. Она прекрасно понимала нежелание своей дочери прослыть в глазах соседа по парте и одноклассников ябедой. Ей самой в детстве пришлось   пройти через это.  Как-то друзья Нади узнали о том, что она  подробно рассказывает своей любимой бабушке  обо всех своих обидах на ребят. И тогда они объявили  ей, шестилетней девчонке, самый настоящий бойкот. С Надей перестали разговаривать и играть все её друзья. Стоило Наде появиться на улице, как со всех сторон начинала доноситься дразнилка:
- Ябеда-корябеда, солёный огурец, на полу валяется, никто его не ест.
Для маленькой Нади бойкот стал тяжёлым уроком и заставил её во многом измениться. Испытав на себе силу коллективного отторжения, она навсегда  сделала вывод: человек, независимо от возраста, должен нести ответственность за свои поступки. И вот теперь её дочери грозила участь прослыть ябедой.
- Хорошо, я пока не пойду к Антонине Сергеевне, - пообещала  ей Надежда Александровна.
Но тревога прочно поселилась в её душе. Тяжело было осознавать, что школа принесла её девочке не только радость новых впечатлений, но и боль огорчений. И причиной этих огорчений был Алин сосед по парте.
Дни шли своим чередом. На дворе стоял октябрь. Учительница по-прежнему снижала Але оценки за неаккуратное ведение тетрадей. Судя по этому, в отношениях дочери с соседом по парте ничего не менялось. Но Аля упорно никому не жаловалась, и на вопросы Надежды Александровны отвечала, что всё у нее хорошо.
 Но в этот раз  Коля перешёл все границы допустимого.
- Он что, ноги о тебя вытирал? Можешь мне не отвечать. Я завтра же пойду в школу и поговорю с учительницей о поведении этого мальчишки. И прошу тебя, не уговаривай меня этого не делать.
Надежда Александровна не сомневалась, что виновником возникшего и затянувшего конфликта был именно Коля. Её Аля была на редкость спокойным ребенком.
Однако выполнить своё обещание ей не удалось. К вечеру у Али поднялась температура, и начался кашель. Вызванный на следующий день педиатр поставил Але диагноз «ОРЗ» и выписал Надежде Александровне больничный по уходу за ребёнком.
На целых десять дней Коля оказался вычеркнутым из Алиной жизни. Но Надежда Александровна нет-нет да и возвращалась  мыслями к этому странному детскому конфликту. Ей казалось также странным и то, что такой опытный педагог, как Антонина Сергеевна, могла так долго не замечать того, что у ребят не складываются добрососедские отношения.
- Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы не заметить, что причина Алиной «неаккуратности» в тетради  - это дело рук соседа по парте, - думала она.  - Почему  учитель с сорокалетним стажем и званием «Заслуженный учитель» упорно занижает  оценки её дочери за то, в чём  она не виновата?  Почему не принимает никаких мер по отношению к  Коле? Почему не вызывает родителей для беседы?
- Надо обязательно разрешить эту ситуацию после Алиного выздоровления,- решила для себя Надежда Александровна.
Но сразу это сделать не получилось. Пришлось с головой окунуться в работу. Необходимо было разгрести накопившиеся  за время «больничного» дела. Прошло  несколько дней. В тетрадках дочери было на удивление чисто. Аля с удовольствием бежала в школу. Подошло время первых в жизни девочки школьных каникул.
На последний день первой четверти Антонина Сергеевна назначила родительское собрание, на котором должна была подвести итоги начала учебного года в классе.
Приход родителей на собрание оказался дружным. Всем не терпелось узнать, как их первоклашки влились в школьную жизнь. Антонина Сергеевна попросила родителей сесть на места своих детей. Надежда Александровна оказалась сидящей рядом с тихой застенчивой женщиной. Если бы не её сходство со своим сыном, то было бы сложно предположить то, что это Колина мама. Надежда Александровна встретилась  глазами с виновато-извиняющимся взглядом этой женщины, и ей, почему-то, стало неловко сразу начинать разговор о поведении её сына.
- Поговорю с ней после собрания, - решила она.
Благо собрание уже началось, и родители стали внимательно слушать педагога. Антонина Сергеевна затронула какие-то общие вопросы и перешла к характеристике  детей. Очень тактично и коротко она рассказывала о каждом ребенке и давала необходимые советы родителям. Фамилия Али была почти в самом конце списка, и  Надежда Александровна с интересом слушала то, что говорила педагог о других детях.
Подошла очередь Коли. Надежда Александровна почувствовала, как напряглось хрупкое тельце сидящей рядом с ней женщины.
- Представляю, сколько за короткую жизнь этого сорванца ей уже пришлось выслушать нелицеприятных вещей, - мысленно посочувствовала она ей.
 Первые же слова учительницы о мальчике только укрепили сложившиеся у Надежды Александровны мнение о нём. Коля оказался ребёнком с поведением далеко не примерным, но способным и смышлёным учеником.
- Но, вот, что интересно, - продолжала свой рассказ о нём учительница, - Коля в последнее время стал заметно доброжелательнее и спокойнее. И я думаю, что эти  перемены в нём к лучшему напрямую связаны с его соседкой по парте. Сидит он с Алей, девочкой спокойной и доброй. Я не раз наблюдала, как терпеливо она сносит все его выходки в отношении себя и никогда на него не жалуется. Мне было жаль Алю, но она упорно не просила защитить её от Коли. И тогда я решила их рассадить. Две недели назад Аля  заболела. Мне представился случай посадить  Колю рядом с другой девочкой. Но, неожиданно для меня, он встал и при всём классе категорически заявил, что никто, кроме Али, сидеть за одной партой с ним не будет. Всё то время, пока она была больна, он никому не позволял сесть на её место даже на перемене. Коля почти перестал хулиганить. Сейчас он ведёт себя  совсем иначе. Мне кажется,- обратилась она к Надежде Александровне, - что Вы хотели попросить меня пересадить Вашу Алю. Я не настаиваю, но считаю, что этого делать не следует.
В классе было тихо. Антонина Сергеевна вопросительно посмотрела на Надежду Александровну. Та задумчиво кивнула головой в знак согласия.
- Вот и хорошо! – с удовлетворением произнесла учительница и продолжила собрание.
Мама  Али искоса взглянула в сторону своей соседки и вновь натолкнулась на её виновато-извиняющийся взгляд. Улыбка тронула её губы. Соседка улыбнулась в ответ. Улыбка у Колиной мамы оказалась милой и застенчивой, такой же, как и у её Али.               
За одной партой Коля и Аля просидели все четыре года начальной школы. Коля  больше ни разу не обидел Алю и не позволил никому из ребят в школе это  сделать. Он оказался на редкость верным и заботливым другом. Дружба с ним пошла на пользу и Але. Она стала более смелой и менее застенчивой.
В пятом классе Аля и Коля уже не встретились. Его семья переехала  куда-то в  другой город…


Рецензии
Уважаемая Наталья,
Ваша проза – замечательная. Мастерство пишущего не только в том, какие слова он находит, но и в том, о чём он не говорит, - что и так понятно читателю. Ну, а стихи? Стихи – не моё, судить не имею права.

Вячеслав Новичков   30.08.2019 07:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Вячеслав.
С признательностью.

Наталья Чаплыгина   30.08.2019 21:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.