Людовик XIII, или портрет без мушкетеров

История временами бывает несправедливой в отношении тех или иных героев, тем более когда она становится «вертелом» на который блистательный Дюма «нанизывал свои истории». Дальнейшие кинематографические прочтения «Трех мушкетеров» только гиперболизировали искажения исторических реалий.
Киноверсий знаменитого романа десятки и образов короля Людовика не меньше. Все они одномерны. Простодушный монарх на фоне неверной жены и коварного министра Ришелье.
Автор новой книги в серии «ЖЗЛ» «Людовик XIII» Екатерина Глаголева в отличие от мэтра Дюма легкого чтения нам не сулит. Жизнеописание Людовика здесь настолько перегружено персонажами, что временами теряешь нить повествования.
Но как иначе понять хитросплетения европейской истории в эпоху религиозных войн, становления абсолютизма во Франции, бесконечных интриг и заговоров со стороны властолюбивой мамаши Марии Медичи и не менее честолюбивого братца Гастона Орлеанского, не желавшего мириться со статусом «месье».
Конечно, Людовик не столь знаменит как его родитель Генрих  IV, положивший начало династии Бурбонов, или как его сын Людовик XIV, вошедший в историю как «король-солнце». Но именно Людовик XIII вместе со своим министром  кардиналом  Ришелье обеспечил лидерство Франции в Старом Свете,  которое она сохраняла на протяжении последующего века.
Этот монарх не был «белым и пушистым», а уж тем более простоватым и недалеким, каким он предстает со страниц бессмертного романа Дюма, а позднее с киноэкрана.
Его эпоха была жестока и кровава, куда более жестока, чем приписываемые российской истории ужасы опричнины и «смутного времени». Головы рубили беспощадно и отнюдь не в меньших количествах.
Но такова история, в которой не было места пресловутой европейской толерантности нашего времени. И таковы ее герои в отсутствии легендарных мушкетеров мэтра Дюма.


Рецензии