Поэзия Лары Джой

                1. Поэтический «гимн безрассудству» Лары Джой

В своё время Арсений Тарковский восхищённо наблюдая за бабочкой удивлённо воскликнул:

                «Я больше мертвецов о смерти знаю,
                Я из живого самое живое.
                И - боже мой! - какой-то мотылек,
                Как девочка, смеется надо мною,
                Как золотого шелка лоскуток.»

Поэт умел в малом восхищённо видеть великое и чувствовал внутреннее родство со всем живым.
Поэтому себя он охотно сравнивал с домашним сверчком:

                «Если правду сказать,
                я по крови — домашний сверчок,
                Заповедную песню
                пою над печною золой...»

Лара Джой очень изящно продолжает эту традицию в совершенно своём ключе.  В  двустишии «Иллюзия»
ракрывается острая настальгия по необыкновенной жизни:

                Я жизнью бабочки хотела бы прожить,
                Чтоб не успеть мне огорчиться.

Ответ на загадочный смысл стихотворения кроется в его заглавии. Да, это, несомненно, иллюзия,
но как всё же она пленительна! Поэтому стихотворение это вдохновило других поэтов на
множество ответных импровизаций.

А в другом стихотворении Лары Джой мы встречаемся уже с «шотландским» сверчком, обращающимся
к неведомому другу:

                В твоей жизни я просто...
                шотландский сверчок.
                Заползаю несмело я...
                в твой сапожок,
                И согревшись неловко...
                достану рожок,
                И станцует неровно...
                мне Сэр паучок.

Рожок шотландского сверчка перекликается со скрипкой сверчка Тарковского, возможно пробуждённый
ею, ведь этот поэт когда-то предрёк:

                И заречье твое отзовется сигнальной трубой...

Рожок звучит скромно, но всё же уверенно в свою очередь пробуждает к робкому сотворчеству другие
поэтические натуры. В их самовыражении Лара Джой  умеет увидеть изящное благородство, называя
паучка Сэром с большой буквы.
Так постепенно из скромного пения маленьких природных созданий как из молекул живого
творчества рождается чудесный гимн «поэтическому безрассудству», который звучит гораздо
мудрее скучного голоса рассудка:

                От серого правдоподобия,
                Где дышится трудно мне,
                Мы спрячемся детям подобные
                С кузнечиками в траве...

                И запах пьянящий вдыхая,
                И за руки взявшись вдвоём,
                Всем местным сверчкам подпевая,
                Мы гимн безрассудству споём.
                (Мы спрячемся...)

Такие стихи приносят нам глоток свежего воздуха, напоённого ароматами полей и пением маленьких
менестрелей. И мы радостно дышим их творчеством...





                2. «Бежать из совершенства в совершенство...»
               

Стихи Лары Джой врываются в жизнь человека как фейерверк необыкновенно живых эмоций, насыщенных
желанием жить во всю свою полноту, впитывая в себя красоту и радость жизни всеми юными фибрами души:

                Я не зову воспоминанья,
                И прошлое я не люблю,
                Сердец холодных увяданья
                Свидетелем быть не хочу.

                Люблю сегодня и сейчас,
                Вдыхать, внимать, не наглядеться,
                Природы буйство или благодать,
                Бежать из совершенства в совершенство...
                (Я не зову...)

Темперамент этот чем-то напоминает цветаевский, однако он неизмеримо более оптимистичен,
жизнерадостен и пронизан каким-то внутренним светом:

                Люблю я утра тишину,
                Когда лишь пенье птиц тревожит,
                И взгляд, летящий в вышину,
                Мгновенье счастья в сто' крат множит.

Читатель невольно уносится этим взглядом ввысь и изумлённо чувствует вместе с лирической героиней
как мгновенье счастья действительно каким-то чудным образом умножается в сто крат! А дальше его
ожидает ещё большее чудо:

                Как будто детский лик из туч
                Тебе беззубо засмеётся,
                Щеки коснётся нежный луч
                И снова в небо унесётся...
                (Нежный луч)

Солнце, смеющееся тебе как беззубый младенец и своим лучиком играющее с тобой! Лара Джой, видя
во всей природе какого-то мудрого в своей беззаботности ребёнка, призывает воспринимать мир
непосредственно как это делают дети, открыто общаясь и сливаясь с ним в одно гармоничное целое:

                От серого правдоподобия,
                Где дышится трудно мне,
                Мы спрячемся детям подобные
                С кузнечиками в траве...

                И запах пьянящий вдыхая,
                И за руки взявшись вдвоём,
                Всем местным сверчкам подпевая,
                Мы гимн безрассудству споём.
                (Мы спрячемся...)

Однако поэзия эта далеко не инфантильна, ей свойственны и глубокие душевные переживания. Ведь
настоящую радость может дарить только человек по-настоящему прочувствовавший печаль земного
бытия и нашедший свой выход из её лабиринтов. В стихотворении «Душа забылась» возникает образ
души, забившейся в клетке своего земного тела как птица, не отттолкнувшая горящих углей:

                Душа забылась у меня, душа забылась...
                И в клетке судорожно не забилась,
                Горящие угли — не оттолкнула,
                А безразлично тихая уснула.

                Вот так живёт забытая душа:
                И плачет, и смеётся — не дыша...
                И кто сказал, что человек живёт,
                Когда он по инерции жуёт?

Мы не знаем причины этого страдания, но оно описано с такой живой силой, что сколько ни читаешь
его ком подступает к горлу и что-то переворачивается в тебе и ты уже не можешь дальше так жить,
просто «по инерции жуя».

Сокровища печали и радости щедро открываются для слушателя этих стихов. Они не могут оставить
равнодушными, но как будто взяв тебя за руку, властно ведут за собой в какую-то радостную
и светлую страну:

                Я открою свою страну
                И за собой позову тебя
                Там, если я тону,
                Соломинка спасает меня.

                Там перед всем Прекрасным
                Колени свои преклоняют,
                Там Радость как одуванчик
                С ветром меж нами летает.

                В этой стране людей
                Нежно Любовь охраняет,
                В этой стране детей
                Матери не бросают.

                (Я открою свою страну...)

И ты уже не можешь не верить, что эта страна действительно есть в нас. Страна, которую только
надо открыть. Но что для этого нужно кроме того, чтобы стараться быть непосредствеными как
дети? Ответ на этот вопрос находим в стихотворении «Ищите»

                Ищите в себе человека,
                И не дайте ему умереть.
                Найдите в другом человека,
                Чтоб зло на земле стереть.

                Откроем навстречу друг другу
                Прекрасный души наш ларец,
                Чтоб не возникло вопроса:
                Зачем же создал нас Творец?

В каждом стихотворении Лары Джой сокрыта какая-то загадка, которая ждёт, чтобы её разгадали.
Так в этом призыве ларец нашей души — это образ Божий в нас, а его содержимое — это подобие
Божие. Ларец один, потому что во всех нас один образ и одно подобие Божие.

Так же как песни Булата Окуждавы должны быть пропеты, стихи Лары Джой должны быть прочитаны
вслух, чтобы открылась их магическая жизненность и мелодичная  красота. Они начинают жить звуча.
Так, например, в одном из стихотворений явно слышится волшебный голос горлинки, великолепно
переданный звукописью:

                И горлинки воркующие звуки
                О продолженье жизни говорят.

И здесь мы не можем не вспомнить стих из «Песни Песней» Соломона:

                И голос горлицы слышен в стране нашей... (Песн. 2:12)

как бы нашедший своё достойное продолжение в современной русской поэзии.




                3. «Все искры счастья мира»
               

Поэтическое видение Лары Джой наделено редким умением открывать в простых,  незаметных вещах
удивительную красоту и философичность. Такая казалось бы мелкая деталь пейзажа как листочек,
который кружится на паутинке, обретает в стихотворении «Листок на паутинке» поэтическую и
философскую глубину:

                Повис листок на паутинке,
                Пронзённой солнечным лучом,
                Кружил, горел на тонкой нити
                И с жизнью был он обручён.

                Вот так любви пленительная сила
                Нас не оставит никогда,
                Собрав все искры счастья мира,
                С собою свяжет навсегда.

Традиция родственного внимания М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева и М.М. Пришвина находит здесь
своё продолжение в тонкой параллели между деталью пейзажа и таинственным духовным законом
любви. Однако эта параллель наделена темпераментом юной Цветаевой и светящимся оптимизмом
Тарковского: светопись образная и звуковая буквально пронизывает собой всю поэтическую
картину, благодаря светоносным звукам «с» , «з», и «ч».

Таинственную связь между паутинкой и «пленительной» силой любви нужно угадать: так же как
паутинка, вобрала в себя искры солнечных лучей, так и любовь, угаданная в этой нити, собрала
«все искры счастья мира». Сравнение паутинки и божественной любви поражает своим изяществом
и редким умением в малом видеть великое.


                4. Есть память...

Однако есть у Лары Джой стихотворение, о котором не хочется ничего писать, чтобы не нарушить
 впечатления, которое оно оставляет в душе:

                Есть память у земли, воды и неба.
                Бесследно не уйдёшь в непонятую Даль,
                И брызги радости и счастья или гнева
                Оставишь здесь как пошлину, как дань.

                И свет твоей улыбки будет вечно,
                И сердца стук дождинка повторит,
                И каждый лепесток, шурша беспечно,
                Твои слова любви проговорит.


Здесь мне хочеться присоединиться к словам Александры Плоховой  об этом произведении:
"Молчу... Молчу, ибо боюсь, что даже самое восторженное слово может нарушить в моей душе
ощущение гармонии мысли, слова, чувства и звучания Вашего стихотворения..."

*Стихи Лары Джой расположены на сервере стихи.ру. Разрешение на цитирование получено от автора.


Рецензии
Очень хорошее и интересное произведение! Спасибо! С уважением

Михаил Крупкин   17.10.2018 09:52     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Михаил.
Спасибо за Ваш отзыв.
С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   19.10.2018 18:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.