Обзор сериала Под куполом

Под куполом (Under the Dome). Сериал

"Когда всё вокруг валится, люди показывают истинную сущность."

Небольшой американский городок Честерс-Милл в штате Мэн неожиданно накрывает непроницаемым куполом, и жители оказываются отрезанными от остального мира и своих семей загадочным барьером. Теперь горстке людей предстоит решить, как им выжить, учитывая, что запасы топлива и продовольствия далеко не вечны, а ситуация в городе в условиях изоляции только накаляется.
Широко распиаренный телеканалом CBS сериал Брайана Вона, снятый по мотивам одноимённого романа Стивена Кинга, громко и уверенно ворвался в мир маленьких экранов, и также уверенно слился спустя три вымученных года - измождённый, сдувшийся и в конвульсивных попытках урвать ещё хоть что-то.
Надо сказать, Кингу вообще "везёт" в отношениях с экранизациями своих произведений - практически ни одна попытка переноса романов мэтра на экраны - будь то большие или малые, так и не достигла взаимопонимания ни с литературным первоисточником, ни с почитателями творчества Стивена.
Как же я радовался, когда роману, так бережно и с любовью создававшемуся на протяжении почти 40 лет (за которые его идею успели обыграть даже в неисчерпаемых "Симпсонах"), было суждено перенестись именно на телеэкраны, где нет острой необходимости кромсать книгу, вырезая из неё всё, что не умещается в хронометраж. И какого же было моё разочарование, когда авторы, всё таки, это сделали. Но не для укорачивания истории, а, как раз, наоборот - чтобы иметь возможность растянуть её на годы финансирования вперёд.
И ладно, если бы просто растянули, так ведь нет - от романа остался лишь осколок идеи и имена действующих персонажей. Всё остальное было с особым цинизмом и безвкусием переделано и извращено.
И я никак не могу избежать сравнения сериала с его первоисточником, ибо подавался и раскручивался он именно под именем мэтра - чтобы "срубить побольше бабла" и привлечь к экранам как можно больше "зомби". Что же - в очередной раз убеждаюсь, что кинематограф и литература настолько разные жанры, что употреблять их следует только в стиле Джеймса Бонда - если и смешанно, то ни в коем случае не взболтанно - чтобы не портить впечатления.
Поначалу меня разительное отличие от книги даже радовало - герои, абсолютно непохожие на своих литературных прототипов, развитие сюжета, сохраняя общую канву, идёт совершенно своим ходом, благодаря чему сохраняется хоть какой-то интерес к последующим событиям. Но, к сожалению, удачно такой стиль работы пока смогли использовать только две экранизации на моей памяти - сериалы "Ходячие мертвецы" и, конечно же, "Игры престолов". Потому что "Под куполом" забралась в какие-то настолько глухие дебри в своих попытках переврать всё, что можно и запутать даже искушённого зрителя сюжетными переплетениями, что, похоже, даже авторы заблудились в своей, в общем-то, небольшой прозрачной полусфере и, впав в панику, начали нести полнейшую околесицу.
Книги Кинга интересны, в первую очередь, его мастерским прописыванием персонажей и их жизни, максимально приближенной к читателю, его умением забираться внутрь своих героев и, тем самым, оживлять происходящие события, нагнетанием атмосферы с каждой новой страницей. Авторы сериала попытались использовать эту особенность мэтра, но настолько углубились в личную жизнь своих героев, что забыли обо всём остальном. И в первую очередь - о здравом смысле.
То, что начиналось как крепкая научно-фантастическая драма, постепенно скатилось в совершенно околофантастический бред, в какую-то комедию абсурда, переполненную штампами и клише. Участь, постигшая в своё время и великолепный в первом сезоне сериал "Иерихон".
Оригиналу более или менее соответствует лишь первый сезон сериала. Да, должен признать, в целом он неплох и даже мог бы таким и остаться, не реши авторы повыкачивать из канала ещё денежек и снять продолжение. Второй и третий сезон являются абсолютной отсебятиной сценаристов и по уровню бредовости способны переплюнуть даже псевдо-научную "Гравитацию" Альфонсо Куарона. Здравого смысла - ноль целых, ноль десятых. Персонажи действуют совершенно вопреки логике, из-за чего финал неизбежно переносится всё дальше и дальше, а когда, казалось бы, все проблемы вот-вот решатся, на помощь сценаристам приходит... мистика. И не та чарующая мистика Кинга, а какие-то абсолютно бредовые и безумные изыскания и идеи, призванные то и дело обнаруживаться героями в самые неподходящие моменты, дабы продлить жизнь "трупа" ещё на пару-другу серий, а то и сезонов. Как итог - чрезмерно раздутый хронометраж, унылое отсутствие динамики и скатывающийся всё ниже и ниже с каждой серией сюжет.
Действия всех персонажей максимально алогичны. Они всю серию говорят правильные вещи, но потом делают абсолютно наоборот, утягивая себя и зрителя всё глубже и глубже в тухну16:23 15.09.2015щее болото под названием "Под куполом".
Диалоги - шаблонны и тупы, мнимые клиффхэнгеры и псевдо-накал страстей и эмоций на экране вызывают лишь скуку и уныние, а полное отсутствие интриги наряду с притянутыми за уши конфликтами изоляции (вот уж американцы - запри их друг с другом хоть в лифте на час - там тут же начнётся очередная война) попросту бесят и вызывают жгучее желание выключить телевизор. Более того, разум и законы физики для героев будто бы не существуют - они готовы верить во что угодно, кроме логики и здравого смысла (вот оно, критическое отличие от героев, допустим, британских). В отрезанной общине то и дело совершенно бредовыми способами появляются всё новые и новые шаблонные персонажи, проблема изоляции отодвигается на всё более дальний план, а улавливать суть происходящего человеку, находящемуся в здравом уме становится всё сложнее и сложнее.
Особенно "порадовал" финал - достаточно сказать, что "точку" хуже авторы поставить попросту не могли - хоть какие-то положительные впечатления были начисто стёрты последними двадцатью минутами финальной серии. Как говорится, "фэйспалм".
И если режиссёрская и операторская работа, в целом, соответствовали уровню современных сериалов, то про актёрскую игру я такого сказать не могу. Актёрам категории "Б" дали шанс показать себя, что-то изменить в своей жизни, но они его совершенно не оправдали. И ладно, что актёры совершенно не соответствуют своим литературным прототипам - тут скальпировать нужно, скорее, сценаристов. Но то, насколько неестественно смотрелся на экране практически каждый герой - заслуга именно актёрского состава. Полнейшее несоответствие речи, языка тела, мимики и эмоций, деревянное поведение перед камерами и излишняя наигранность в эмоциональных сценах только отталкивали и здорово мешали проникнуться хоть кем-то из персонажей.
Единственные, кто хоть как-то выделялся во всей этой унылой и неестественной массе - великолепный Дин Норрис, сыгравший властного и хитрого Большого Джима, а также молодые актёры Колин Форд, Бритт Робертсон и Макс Эрих, исполнившие заглавные роли запертых в городе подростков. Также порадовал исполнитель роли Младшего - Александр Кок, но его герой откровенно раздражал своей бредовостью, сопливостью и полным несоответствием книжному Джеймсу.
В целом же - необоснованно раскрученная низкокачественная бредовая поделка, годная ровно до финала первого сезона. Попытка в очередной раз "срубить бабла" на имени мэтра. Унылая псевдонаучнофантастическая, высосанная из пальца тягомотина на три сезона. Никакой атмосферы отчаяния и безысходности. 2 из 10!

"- А если эту штуку построило правительство?
- Сомневаюсь...
- Почему?
- Потому что она работает!"


Рецензии