Тренер. Рассказ

ТРЕНЕР.

Часть первая.

В шестидесятые годы прошлого столетия я учился в рыбопромышленном техникуме в городе Тобольске- первой столице сибирского края. Воздух над моей огромной страной в те времена был наполнен мечтательной романтикой, настоящим патриотизмом и верой в светлое будущее. Поэтому значительная часть молодёжи стремилась получить какую-нибудь интересную специальность и внести достойный вклад в могущество социалистической Родины. А ещё парни и девушки хотели стать сильными не только духом, но и физически. В связи, с чем все спортивные секции, существовашие в городе, были до отказа заполнены азартными, но достаточно рыхлыми молодыми индивидуумами.
Я не был исключением. Едва успев стать студентом первого курса, сразу записался в спортивную секцию бокса, которую вёл замечательный тренер и в недалёком прошлом хороший спортсмен –Вторушин Владимир Иванович. И хотя в то время ему было только двадцать шесть лет, для нас он был непререкаемым авторитетом. Уважали  в этом небольшом старинном городке Владимира Ивановича и представители других видов спорта. Бытовала даже полулегенда, полубыль, что однажды наш тренер подрался с самым сильным человеком, штангистом Товкачём Валентином и вышел победителем. Странного в этом ничего бы не было, если бы не разность в их весовых категориях. Она была больше, чем в два раза и составляла соответственно 139 килограмм у тяжелоатлета и 60 у нашего тренера. Прослышав эту новость, мы, воспитанники Владимира Ивановича, стали ещё упорней трудиться на тренировках и старались хоть немного походить на него.
Много физических сил и воспитательского таланта потратил тренер, пока мы стали соответствовать параметрам спортсмена. Большинство из нас, в первую очередь, в секцию пошли для того, чтобы научиться хорошо драться и уметь постоять за себя, а уже во вторую-стать перворазрядными боксёрами. В самый первый день нашей встречи Владимир Иванович предупредил: «Тот, кто считает, что я буду учить его обижать других людей, не владеющих приёмами бокса, пусть выйдет из строя и покинет спортивный зал. Бокс не только вид спорта, он является искусством, зрелищнее которого не знаю. Я научу вас виртуозно защищаться и наносить удары, терпеть боль и физическую слабость, быть настоящими мужчинами и бойцами. Всё, что успею вложить в вас, не должно быть направлено во зло людям и обществу в целом». Его слова вначале немного охладили наш пыл, но уже через короткое время мы поняли, насколько тренер был прав. Выматывающие физически, но возвышающие морально тренировки с каждым днём стали всё больше приносить радость и удовлетворение. Только в конце первого года занятий начались соревновательные поединки. Вот тогда и стало всё расставляться по местам. Несколько человек, не выдержав нагрузок и горечи первых поражений, покинули секцию, а оставшиеся с ещё большей отдачей включились в работу. И так несколько лет подряд. К концу обучения в техникуме многие парни стали разрядниками и победителями городских и областных соревнований. Владимир Иванович, по-видимому, в душе гордился воспитанниками, но открыто чувства не высказывал.
Кроме тренера Вторушин для некоторых из нас был ещё и заступником в педагогических коллизиях. Поездки на сборы и соревнования не лучшим образом сказывались на освоении нами обязательных и специальных предметов. Появлялись неудовлетворительные оценки и, как следствие-лишение стипендий, основного источника материального существования студента. Поэтому, по просьбе Владимира Ивановича преподаватели шли нам на встречу и разрешали сдавать тот или иной предмет за несколько заходов, до положительного результата.
В труде и беззаботном веселье пролетели четыре с половиной студенческих года и мы, повзрослевшие, физически окрепшие и немного поумневшие, стали разъезжаться по необъятной территории страны согласно существующего в те годы государственного распределения для молодых специалистов- выпускников учебных заведений. Расставание с друзьями, педагогами и городом проходило бурно и с душевной грустью. Слов высоких не говорили, но обещали друг другу постоянно держать связь и при приезде в Тобольск обязательно навещать техникум. Попрощались мы и с Владимиром Ивановичем. Расставаясь, он высказал напутственные слова: «Даже если у вас не будет возможности заниматься дальше боксом, не забывайте о теле и постоянно тренируйте его. Хорошее физическое состояние- залог удачной карьеры и семейного благополучия».

Часть вторая.


Судьба меня забросила в Подмосковье. Проработав несколько месяцев в крупном рыбоводном хозяйстве, осенью 1967 года по призыву я пошёл служить в Советскую армию. Уже с первых дней пребывания в доблестных ракетных войсках стратегического назначения мне было предоставлено право заниматься любимым видом спорта. После окончания «учебки» меня откомандировали в спортивную роту, в которой бокс стал не увлечением, а армейской службой. Повседневные тренировки и успешные соревнования разного уровня позволили к концу службы получить высокое спортивное звание «Мастер спорта СССР».
Вернувшись в мирную жизнь, я вновь стал работать по специальности, полученной в рыбопромышленном техникуме. Годы, быстро сменяя друг друга, увлекли в круговорот судьбы, предназначенной только мне. По долгу службы много и часто ездил по стране, побывал за границей и не раз заглядывал в Тобольск. И хотя никогда не выпускал из головы память о тренере, к своему стыду ни разу так и не навестил его. Но в 2007 году наша встреча, наконец, произошла.
Этот год для меня был юбилейным. Мне исполнилось шестьдесят лет. Поэтому прожить я его планировал по-особому. Первым делом решил один месяц полностью посвятить поездке в Сибирь, на свою малую Родину. Ну, а чтобы поездка была более насыщенной, позвонил в Тюмень и Тобольск своим друзьям студенческих лет и согласовал возможные сроки нашей встречи. С этого момента включился в режим подготовки к свиданию со своим далёким прошлым.
И вот в последний месяц лета этот день настал. Я сел в купейный вагон скорого фирменного поезда «Сибиряк» и с большим удовольствием стал наблюдать через окно за постоянно меняющимся ландшафтом местности на российских просторах. Из лесистой равнины он плавно перешёл в степной, затем в гористый, а в конце моего пути поезд застучал колёсами по западно-сибирской равнине. Когда подъехали к станции Ишим, то сосновые и еловые боры остались позади, и их сменили берёзовые колки.
В Ишиме и на территории района у меня проживало ещё много близких и дальних родственников. Здесь были захоронены все мои предки, включая родителей. Поэтому в этих местах задержался почти на неделю и не пожалел. За это время удалось несколько раз сходить в лес за настоящими сырыми груздями, поохотиться на уток и навести надлежащий порядок на могилках. Время пребывания в родных местах было так загружено, что порой его не хватало даже на полноценный сон.
Двадцать четвёртого августа я выехал на электричке в Тюмень, где меня поджидал товарищ по студенческой поре и по совместному занятию боксом- Геннадий Корепанов. Его я не видел более десяти лет, поэтому встреча наша была радостной и вполне искренней. На следующий день на его автомобиле мы помчались в сторону любимого города нашей юности.

Часть третья.

Согласиться с тем, что за последние сорок лет город Тобольск очень сильно поменял своё обличие- значит изменить своей памяти и пойти на поводу тех, кто этот город раньше не знал. Сам Тобольск почти не изменился. Разве ещё на сорок лет старше стал и немного посерее. Те же древние стены Кремля, парящие над пространством и временем, та же пешеходная лестница, ведущая из подгорной части города в рай поднебесья и то же трёхэтажное  кирпичное здание на краю яра, в котором когда-то размещался рыбопромышленный техникум. Да и подгорную часть города смело можно считать той, какой я знал в шестидесятые годы. На базарной площади стоит всё такая же  полуразрушенная церковь Возрождения, а вдали, за рекой Абрамовкой, на правом берегу Иртыша, возвышается полумесяц мусульманской мечети. Но потерь под горой больше, чем на горе. Сгорело сказочно красивое деревянное здание драматического театра, прекратил существование городской базар, закрылся городской пляж, и пришла в ветхость дренажная система. Но в любом варианте это мой город и тех, кто жил в нём в середине прошлого века. А то, что было построено на горе в конце столетия, никакого отношения к Тобольску не имеет. Для меня это инороднее тело, которое является только спутником старинного города.
По приезду в Тобольск у обелиска завоевателю Сибири-Ермаку мы встретились с Касьяновым Михаилом и Бажиным Владимиром. Бывшие молодые, стройные и красивые парни, пройдя после окончания техникума большой жизненный путь, в зрелом возрасте вернулись на малую Родину и стали жить в этом городе. С ними я не пересекался сорок один год и общался только по телефону, номера которых год назад мне сообщил Геннадий. Так что встреча была желанной, но немного грустной. Особенно в её начале. Но уже через полчаса всё стало на свои места, и разговор приобрёл нужную окраску.
Долгожданную встречу по предложению местных «пенсионеров» мы решили отметить в ресторане «Сибирь», в котором в молодые годы часто не только оставляли свои скромные сбережения, но иногда и дрались с первыми покорителями крайнего севера -будущими нефтяниками и газовщиками.
Пир был в самом разгаре, когда я спросил: -«Парни, а с Вторушиным встречаетесь хоть иногда?». «Почему иногда? Часто. По его инициативе мы с Касьяновым стали судьями по боксу и вместе с ним выезжаем на различные спортивные мероприятия»,- ответил Володя Бажин, высокий, седой и всё такой же весёлый балагур. «И как он себя чувствует? Ему ведь лет семьдесят пять должно быть»,-поинтересовался я. «Какие семьдесят пять? В этом году только семьдесят стукнуло, да и выглядит  он так же как мы, а может, и моложе»,-сообщил Володя. «Как семьдесят?»,-удивился я, но быстро подчитав в уме разницу в годах, существовавшую между мной и Вторушиным, поправился: «Действительно, семьдесят. Он ведь только на десять лет был старше меня. А каким тогда казался серьёзным и взрослым».  «Вторушин и сейчас такой же. Для него мы с Михаилом до сих пор -пацаны»,-усмехнулся Бажин. «Слушайте, мужики, а как с ним увидеться?» -живо спросил я. «Проще простого. Сейчас позвоним ему и напросимся в гости. Я думаю, что старик очень сильно обрадуется нашему приходу, и особенно тебе. Ты ведь один из первых его учеников, получивших звание «Мастер спорта СССР»»,- обнадёжил Володька и достал из кармана мобильный телефон.
«Владимир Иванович, извини за поздний звонок, но возникли безотлагательные дела. В Тобольск прибыли Долгих Василий и Корепанов Геннадий, и жаждут встречи с тобой», -весело произнёс Бажин и стал ждать, когда Вторушин ответит. «Понял. В десять вечера мы будем у тебя. Из ресторана что-нибудь съедобное прихватить? Не надо? Ладно, мы сами подумаем над этим»,-закончил он разговор и обратился к нам: «Все слышали? В десять часов дед ждёт нас у себя». Меня немного поразила лёгкость, с которой разговаривал наш товарищ со своим бывшим тренером. Несмотря на пролетевшие сорок лет, во мне до сих пор существовал барьер, не позволяющий перейти с бывшими учителями, которых я уважал, на панибратское «Ты». Часто сами эти люди поправляли меня и хотели разговаривать со мной по упрощённой схеме, но переходить на такой диалог я не решался. И не оттого, что во мне могла течь плебейская кровь, а просто потому, что меня так воспитали в детстве.
Посидев в ресторане часа два и вспомнив всё то, что нас когда-то объединяло, мы вышли на улицу, сели в машину и направились в сторону микрорайонов нового города. Всеми действиями руководил Володя. «Так, мужики, сейчас заезжаем в супермаркет, отовариваемся по полной программе, затем ставим автомобиль Геннадия на стоянку и двигаемся своим ходом до дома Вторушина. Корепанов ведь тоже должен выпить за нашу встречу»,-пояснил он план дальнейших действий.
Ровно в назначенное время мы стояли на лестничной площадке третьего этажа, у дверей квартиры Владимира Ивановича, и Бажин смело нажимал кнопку звонка. Через некоторое время дверь распахнулась, и в проёме я увидел своего тренера. Несмотря на сорок прошедших лет, его узнал сразу. Такая же подтянутая и стройная фигура, такой же бобрик коротких волос на голове и такие же серые, с весёлой хитринкой, глаза. «Пришли? Проходите в квартиру, а уж потом будем здороваться»,-пригласил Вторушин, но, посмотрев на меня, добавил: «Так вот ты, каким стал! А я тебя представлял всё тем же мальчишкой, каким пришёл ко мне в секцию на первую тренировку. Почему-то именно таким я тебя и помнил, хотя из секции ты уходил уже вполне взрослым парнем». «К сожалению, за прошедшие с той поры годы мой внешний вид поменялся немного. Но вот Вы, Владимир Иванович, всё такой же молодой и спортивный»,-произнёс я в ответ и мы по-мужски обнялись. После этого Вторушин повернулся и повёл нас в гостиную комнату, в которой уже был накрыт стол и расставлены стулья. «Рассаживайтесь, парни, поудобней. Сначала выпьем за встречу по сто граммов и закусим, а уж потом приступим к разговору»,- хитро улыбаясь, предложил хозяин и пошёл на кухню. «Владимир Иванович, помочь что-то делать, или сам справишься?»-спросил Бажин и, не дождавшись ответа, взял пакеты с закупленными продуктами и направился следом за хозяином.
За те пять минут, которые мы находились в гостевой комнате в ожидании прихода Вторушина и Бажина, я успел заметить на стене несколько групповых портретов, на которых был запечатлен Владимир Иванович со своими питомцами, и висящие на гвозде, потёртые коричневые боксёрские перчатки с такими же старыми кожаными «лапами». «Наверное, ещё с моих времён сохранились…»-с ностальгией подумал я. Уловив моё настроение, Касьянов подошёл к одному из портретов и, показывая пальцем на него, произнёс: «Вот и наша команда в полном составе зафиксирована». И, немного помолчав, спросил меня: «Ты помнишь, где и когда мы фотографировались?». Я подошёл к нему поближе и, внимательно рассмотрев портрет, ответил: «Конечно, помню. В Новосибирске в 1965 году это произошло. Мы тогда стали победителями зонального командного первенства по боксу среди учебных заведений Урала и Западной Сибири». «Молодец! Не выдули видно из твоей головы московские ветра воспоминания об активной молодости, проведённой в Тобольске. Выходит, крепко они засели в ней»,- услышал я голос Вторушина. «Выходит так, Владимир Иванович»,-ответил я, и все присутствующие засмеялись. 
Наше застолье, посвящённое долгожданной встрече, продолжалось до двух часов ночи. Воспоминания ярких событий, и не только спортивных, произошедших в далёкие шестидесятые годы прошлого столетия, споры по некоторым неудачным выступлениям команды в целом и кого-то из нас в отдельности, и краткие рассказы о прожитых после техникума годах держали нас так, что порой мы, забывали даже выпить за какой-нибудь очередной тост. Когда пришло время расставаться, посмотрев на нас, Вторушин улыбнулся и произнёс: «Я думал, что за сорок лет вы стали алкоголиками, а вы даже на рядовых пьяниц не тяните. Четыре часа сидели за столом и на пятерых выпили только две бутылки водки. Нет, трезвых я вас от себя не отпущу. Поэтому наливайте по полной рюмке и выпьем сначала «стременную», а затем на «посошок». «А разве спортсменам можно?»-съехидничал Корепанов. «Вам теперь уже всё можно, но только осторожно»,-ответил тренер и вместе с нами весело засмеялся. Но, выпив «стременную», он неожиданно сделал серьёзное выражение лица и спросил: «Физической зарядкой все занимаетесь?». «Конечно, занимаемся. А как по-другому мы можем жить?»-ответил за всех Касьянов. «А вот так можете сделать?»-спросил Владимир Иванович и, не дожидаясь ответа, вначале стал на четвереньки, затем рывком поднял ноги вверх и выпрямил руки. Постояв на руках секунд десять и уловив равновесие, наш тренер сделал пять вертикальных отжиманий и ловко вернулся в обычное «человеческое» состояние. «Ну, так кто же может это повторить из вас? Может, мастер спорта и по совместительству житель столицы России?»-хитро улыбнулся Вторушин. «Ну, что Вы, Владимир Иванович, я на ногах –то не очень уверенно себя чувствую, а на руках и вовсе никогда не стоял»,-попробовал я отшутиться. «Плохо, Василий. Рано ты отправил на покой своё тело. Оно работать постоянно должно. В противном случае старость не в радость окажется»,-сказал мне тренер и поднял рюмку водки на «посошок».
Расправившись с последней дозой, мы поднялись из-за стола и стали прощаться с хозяином гостеприимной квартиры. Но в это время Владимир Иванович вдруг спросил: «Не хотите съездить на рыбалку? Большого улова не обещаю, но на стерляжью уху поймаем точно».  Мы переглянулись с Корепановым и почти одновременно ответили: «С удовольствием!». «Ну, раз наши гости готовы ехать на природу, то и нам некуда деваться»,-улыбаясь, произнёс Бажин. «Вот и хорошо! Завтра в шесть часов утра я вас жду у гаража. Михаил знает, где он находится»-выдал установку Вторушин. «Завтра-это завтра? Или завтра-это сегодня?»-спросил Корепанов, посмотрев на настенные часы. «Завтра-это завтра, а сегодня-это сегодня», уточнил Владимир Иванович, и мы пошли на выход.
Остаток ночи мы с Геннадием провели у Бажина, который после развода с женой и возвращения из Мурманска проживал под горой один в трёхкомнатной квартире. Весь следующий день мы посещали памятные места своей молодости. Даже съездили в село Абалак, чтобы полюбоваться отреставрированным монастырём и воздвигнутой из дерева старинной крепостью. Спать на этот раз улеглись рано, ибо впереди нас ожидал подъём в пять часов утра.
К гаражу Вторушина мы подъехали без десяти минут шесть. Владимир Иванович уже был на месте и поджидал нас. «Как провели вчерашний день»-спросил, улыбаясь, он. «Отлично!»-коротко ответил я. «Ну раз отлично, то складывайте в машину вещи и рыбацкие принадлежности, и будем выдвигаться»,-скомандовал тренер, и мы стали дружно выполнять указание.
Проскочив километров пятьдесят на север и оказавшись в пределах большого села Бронниково, расположенного на правом берегу Иртыша, Вторушин, показывая на третий деревянный дом с краю, сказал: «Поверни, Геннадий, к нему. Здесь нам придётся оставить машину, переложить провиант и снасти в лодку и отправиться дальше вниз по течению».
Дюралевая лодка «Прогресс» с подвесным мотором «Вихрь» находились в конце огорода, под навесом и, как оказалось, принадлежали нашему тренеру. Хозяин дома, Сергей, приходился ему двоюродным братом и бдительно хранил на своей территории имущество родственника.
Закончив со сборами, мы компактно разместились в лодке. Владимир Иванович завёл двигатель и плавно отошёл от берега. Путешествие по Иртышу до окончательной остановки заняло больше часа. Но мы даже не заметили, как пролетело время, и нос «Прогресса», прошумев днищем по песку, упёрся в берег. Нас окружили «звонкая» тишина и неописуемая красота прииртышской природы. «Вот и прибыли на место. Вытаскивайте всё на берег и будем устраиваться на постой», -скомандовал сосредоточенный Вторушин.
Мы медленно выбрались из лодки и нехотя стали выполнять команду тренера. «Не успели ещё крючки в воду забросить, а вас уже разморило»,-пошутил Вторушин и спросил: «Со сплавной сеткой кто-нибудь из вас рыбачил?». «Обижаешь, Владимир Иванович. Перед тобой не только бывшие боксёры, но и рыбаки-профессионалы. Уж с чем-с чем, а с плавной сетью разберёмся, как повар с картошкой»,-ответил Бажин, много лет проходивший первым помощником капитана на рыболовецких судах. «Тогда разберите её, подготовьте к выбросу за борт и можете выходить на реку. А я, пока вы занимаетесь промышленным «браконьерством», попробую испытать рыбацкое счастье с удочками»,-заявил Вторушин и стал вытаскивать из чехлов орудия лова.
Закончив готовить к работе стометровую сеть, мы накоротке перекусили бутербродами и вышли на Иртыш. Рулевым мотористом стал Касьянов, а мы втроём взяли на себя роль траловых мастеров. Не дойдя метров пятьдесят до противоположного берега реки, по команде Бажина стали выкидывать за борт лодки сплавную сеть с большим пенопластовым поплавком на конце, одновременно удаляясь в сторону другого берега. Минут через тридцать процедура эта закончилась, и лодка, подхваченная течением, медленно поползла вдоль правого берега.
Дрейфовать по Иртышу в сторону севера закончили часа через два, пройдя за это время километра три водного пути. По Володькиной команде мы стали энергично выбирать сеть из воды, выпутывая из ячей попавшуюся рыбу и аккуратно складывая её на дно лодки. На это занятие ушло не меньше часа, после чего Касьянов завёл мотор и развернул нос «Прогресса» навстречу течению.


Часть четвёртая.

Не доходя до стоянки метров двести, мы заметили на берегу джип и сидящего рядом с ним человека. «Рыбная инспекция нагрянула!»,- машинально произнёс Володя и предложил: «Давайте уйдём к левому берегу». «Не надо никуда уходить. Разберёмся как-нибудь»,-успокоил Геннадий, работавший в то время первым заместителем председателя областной Думы. «А где же Вторушин?»-спросил я. «А где ему быть? С удочкой копается на берегу»,-ответил Бажин. Я посмотрел чуть правее и успокоился. Тренер сидел на корточках и ковырялся в нехитрых снастях. Подходить к нему близко Касьянов не стал и уткнулся носом лодки в песок метров за тридцать.
Уже оказавшись на берегу, я сделал вывод, что стоящий рядом с нашей стоянкой автомобиль не может быть транспортом сотрудников органов рыбоохраны. Чёрный кузов дорого новенького джипа «инфинити» и хромированное навесное оборудование на нём сверкали всеми цветами радуги, подчёркивая принадлежность хозяина к сословию новых «капиталистов». Сами «капиталисты» почему-то не выглядели под стать своему железному коню. Крупный парень, которого мы заметили ещё издали, продолжал сидеть всё в той –же позе, поддерживая двумя руками голову, а второй лежал на животе чуть подальше от машины и стонал. «Пьяные или обкуренные»,- сделал вывод Касьянов, и мы направились в сторону тренера, чтобы посмотреть на его улов и доложить о свих успехах.
«Ты что, Владимир Иванович, в снастях запутался?»-спросил с ехидцей Бажин. «Запутаешься с такими наглецами. Видишь ли, это их место. Я здесь уже более двадцати лет рыбачу- и то не считаю его своим. Переростки сопливые!»-неожиданно для нас пробурчал тренер и добавил: «Михаил, сходи, посмотри на того, который лежит. Живой хоть он там? А то ведь кроме гонора и сырого мяса в них ничего нет». «Владимир Иванович, а что здесь произошло?»-спросил я. «Да ничего особенного. Просто у некоторых молодых выродков от наличия «халявных» денег в кармане совсем башку снесло»,-нехотя ответил тренер и тут же скомандовал: «Василий, тебе с Геннадием уху варить, а мы за дровами сходим и со сплавной сетью разберёмся».
Вернувшись от машины «капиталистов» Михаил, улыбаясь, кратко доложил: «У того парня, что лежит, нижняя челюсть явно выбитая. Второму меньше досталось, но без нокаута, чувствуется, не обошлось. До сих пор голова у него плохо соображает. А две молоденькие девчонки, которые с ними приехали, забились на заднем сидении машины, подняли стёкла, защёлкнули предохранители и не открыли мне двери». «Ничего, придут в себя, и всё у них снова будет тип-топ. Они теперь хозяева на Руси»,-произнёс Вторушин, вытащил из рюкзака небольшой топорик и направился в сторону соснового бора. За ним последовали и Бажин с Михаилом. Ну а нам с Геннадием ничего не оставалось делать, как достать со дна лодки несколько стерлядок, пару язей, крупного сома и приступить к их разделке.
Когда Вторушин и его «подручные» вернулись из леса с дровами, все необходимые для вкусной ухи ингредиенты были подготовлены. Так что дело оставалось за малым -разжечь костёр, подвесить над ним большой котёл с водой и приступить к варке душистого, наваристого и полезного для организма кулинарного изделия. Чтобы ответственность за качество ухи лежала на одном человеке, эту деликатную миссию возложили на Геннадия, выведя меня из-под возможной в дальнейшем критики.
Молодые «капиталисты» стали приходить в себя минут через сорок после того, как мы прибыли с рыбалки. Метров за пятьдесят от нас они молча подошли к реке, сполоснули водой руки и лица, затем также тихо вернулись к машине, медленно сели в салон, а ещё через минуту мощный мотор зарычал, и дорогая иномарка стала удаляться в сторону центральной трассы, соединяющей города Тюмень и Сургут.
У нас всё шло своим чередом. Как только Геннадий объявил о готовности ухи, мы быстро оборудовали импровизированный стол, поставили на него разовую посуду, две бутылки водки и несколько металлических банок с пивом. Вскоре желанный обед на чудесной природе вступил в активную стадию. Мы произносили тосты, чокались, дружно вливали в себя «огненную» воду, запивали её юшкой и закусывали отварной рыбой. О произошедшем конфликте между Вторушиным и молодыми парнями не начинали говорить долго, но в воздухе такой вопрос витал. Только после третьего выпитого стакана Бажин спросил: «Владимир Иванович, так ты хоть бы рассказал, что здесь произошло в наше отсутствие?». Тренер ненадолго задумался. Обвёл нас серьёзным взглядом и спокойным голосом ответил: «Эти подонки, как только подкатили на джипе и остановились напротив, мне сразу не понравились. Выскочили из машины, стали орать, визжать, материться и бегать по берегу, пугая не только рыбу, но и чаек на реке. Я вежливо попросил их отъехать и не мешать рыбачить. Замечание незваную компанию сильно разозлило, и эти наглецы решили, что на берегу лишний я, а не они. Подошли и открытым текстом сказали, чтобы я убирался подобру –поздорову от греха подальше. Когда я ответил, что на этом самом месте рыбачу уже почти четверть века, то один из них, нагло улыбаясь прямо мне в лицо, высказался: «Нарыбачился здесь до изжоги – и хватит. Теперь это место наше. Понял, дед!?». Попробовал их усовестить, но было всё бесполезно. Даже их пигалицы смеялись надо мной. Наверное, и эти насмешки стерпел бы, но когда один из новых «хозяев жизни» вырвал из моих рук удилище и сломал о своё колено в трёх местах, кровь вскипела во мне до предела. В прыжке я достал его по бороде правым боковым и тут же левым боковым попал по печени. Он свалился на берег как подкошенный, а в это время его напарник с силой толкнул меня сзади в спину, рассчитывая, что я упаду. Но просчитался. Я резко повернулся к нему и нанёс по голове два прямых удара, которых оказалось достаточно, чтобы его куриные мозги отключились полностью и долго не восстановились. Ну, а их пигалицы испугались и с визгом побежали укрываться в машину. Вот и вся история». После сообщения первое время мы не знали, что делать и как себя вести. Поздравлять старого тренера с победой над молодыми подонками было не очень уместно. Комментировать и обсуждать действия противоборствующих сторон в этой неравной схватке не хотелось. Но и оставить рассказ Вторушина без внимания мы тоже не могли. «А как же сочетается твой поступок с теми постулатами, которые ты нам вдалбливал в те далёкие времена?» - съехидничал Бажин. «Какими постулатами?»-не сразу понял тренер Володю. «Как какими? Кто нам говорил, что полученные навыки при занятии боксом нельзя применять против мирных граждан?». Владимир Иванович медленно допил оставшуюся в стакане водку, хитро улыбнулся и ответил: «Об этом я вам говорил тогда, когда наша страна называлась СССР, а государственный строй в ней был социалистический. Сейчас мы живём в России и в условиях дикого рыночного капитализма. Если раньше головой и мастерством люди завоёвывали себе достойное место под солнцем, то теперь воровством, наглостью и подлостью. Хорошо ещё, что руки иногда помогают постоять за себя, а то давно бы новые «хозяева жизни» растоптали меня. Нет, парни, от слов из славного прошлого я не отрёкся, а просто стал жить в волчьем обществе по волчьим законам. Так что всё, сказанное мной тогда, остаётся в силе, с небольшими поправками на современную реальность. Даже конституция страны претерпела изменения с тех давних пор». Мы внимательно выслушали Вторушина и, не сговариваясь, хором выкрикнули: «За нашего мудрого тренера, и до дна!».

В Тобольск мы вернулись уже затемно. Выгрузив из машины в гараж рыболовные снасти и рыбу, тепло, до душевного ностальгического трепета, попрощались с Владимиром Ивановичем, завезли домой Касьянова и вновь поехали на ночёвку к Бажину.
На следующий день мы с Геннадием уже в семь часов утра, покинув пределы города своей студенческой молодости, проезжали по автомобильному мосту через Иртыш. «Всё такой же сильный, бурлящий, и с норовом. Словно не было в нашей жизни более сорока лет разлуки»,-невольно произнёс вслух я. «Ты это о ком? О Вторушине?»-спросил Корепанов. «Можно и о нём так сказать. Все эти качества сохранились и в нашем тренере»,-ответил я, и мы замолчали, погрузившись в пучину бередящих сознание и заставляющих стонать сердце и душу, воспоминаний.


Рецензии
Рассказ хороший... Жизненный. Родные места. Сам Урайский. Напоминает про моего тренера.

Искрен Георгиев   29.08.2023 18:12     Заявить о нарушении
Уважаемый Искрен! Спасибо за оценку рассказа. К сожалению, девять лет назад моего тренера не стало. Простудился в тайге на охоте. И хорошо, что он успел прочитать этот рассказ. Немного покритиковал, но в целом остался довольным. Удачи вам и здоровья. С уважением Василий Долгих.

Василий Долгих   07.10.2023 10:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.