О пищевых фальсификатах

Недавно в пресс-центре ГТРК «Ставрополье» обсуждалась проблема фальсификации молочных продуктов. В дискуссии  приняли участие начальник отдела надзора по гигиене питания управления Роспотребнадзора по СК Элла Макиевская, директор Союза молочных групп Ставрополья Лариса Степанцова и гендиректор молочного завода «Ставропольский» Сергей Анисимов. Тему эта не новая, еще в 2008 году  вступил в силу  ФЗ № 88  «Технический  регламент на молоко и молочную продукцию. Основанием послужило то, что все больше стали выявлять производство и реализацию некачественной фальсифицированной и контрафактной продукции наряду с намеренным введением потребителя в заблуждение относительно свойств и происхождения продуктов. Мало того, что фальсификат может наносить  прямой ущерб здоровью, но он еще и способствует недобросовестной конкуренции на продовольственном рынке. Кроме того, все более актуальной проблема ложной или вводящей в заблуждение маркировки пищевых продуктов. Суть в том, что молочный жир заменяется жирами немолочного происхождения. В связи с санкциями, введенными против России, правительство ответило ужесточением требований к качеству ввозимых в страну продуктов, в том числе и молочных. 
Но мониторинг молочки отечественного производства показал, что далеко не все благополучно и в России. В апреле этого года Россельхознадзор выявил, что производителем фальсифицированной продукции являются компании из Московской, Курской областей и Краснодарского края. Тогда же на сайте появилась статья под названием «Каждый второй молочный продукт является ф¬¬альсификатом», в которой утверждалось, что из 32 образцов молочной продукции в 15 были обнаружены растительные жиры. В конце июня сопредседатель Союза потребителей «Росконтроль» Александр Борисов, подводя результаты мониторинга, заявил, что почти 70 % молочной отечественной продукции на рынке - фальсификат. По данным проверок (а было проверено более 40 образцов отечественных сыров и масел), производители все чаще заменяют молочный жир  растительными жирами, включая пальмовое масло. Вот почему правительство России рассматривает возможность ограничений на использование пальмового масла и ужесточения ответственности за сокрытие информации о его наличии в продукте. И прежде всего, речь идет о детском питании. 
Говоря о пальмовом масле, надо уточнить, что оно двух видов – пищевое и техническое. Его получают из плодов масличной пальмы. Оно красно-оранжевое по цвету, имеет вкус и запах как у грецкого ореха.  Это масло используют при приготовлении мыла, стеариновых свечей, оно входит в состав смесей для смазывания и обработки металлургического оборудования. Его используют при производстве косметики. Но также его вводят и в состав пищевых продуктов, при промышленном производстве некоторых марок сливочного масла, маргарина - оно придает им эластичность. По этой же причине его вводят в состав сгущенного, сухого молока, сыров и сметаны. Его используют и при приготовлении кондитерских изделий - пряников, печенья, пирожных и даже шоколада. Это масло замедляет окисление. Есть данные о положительных качествах и о вреде от пальмового масла. Главное, что привлекает производителей – он на порядок дешевле оливкового.
Представитель Роспотребнадзора Элла Макиевская заявила, что, по итогам проверок, проведенных ведомством, молочных товаров, произведенных с нарушением, в целом не более 10%. «У нас нет некачественной продукции, - заверила она, - нестандартная продукция только у торговых сетей, куда она попадает из других регионов. По результатам проверок в крае в 2014 году среди молочной продукции выявлено 2,8% нестандартной продукции. В 2015 году этот показатель снизился до 1,25%». 
Гендиректор молочного завода «Ставропольский» Сергей Анисимов подтвердил, что приводимые цифры верны. Он напомнил, что фальсификат стал появляться 2 года назад из Украины, которая тогда заняла 1 место по употреблению тропических жиров в молочной продукции. Но он также обратил внимание на то, что фальсификат и некачественная продукция понятия не равнозначные. Фальсификат изготовляется по другим технологиям и в результате получают не сыр, а сырный продукт, не молоко, а молочный продукт, что дешевле производить, так как ингридиенты на порядок дешевле. Он сказал следующее: «На 90% вся молочка фальсификат, в том числе и весь сыр, который завозят из Краснодара в край, но продают как сыр, а не продукт. 80% сыров из Германии, 100% сыров из Литвы (молочный жир заменен на растительный) – также фальсификат, в нем полная замена молочного жира на тропические жиры». При этом, Сергей Анисимов подчеркнул, что это выгодно торговым сетям, которые поощряли все эти годы не только завоз, но и производство фальсификатов в самой России. Все дело, как он сказал, в цене: 45% жира входит в состав молочных продуктов, если жир заменить на растительный, это удешевляет производство и естественно устраивает торговые сети, которые затем продают продукт как оригинал. «Многих загнали в эти условия, - заметил он на брифинге. - Есть малые предприятия - в Кисловодске и Пятигорске производят сметану (20 тонн в день) и все это отправляется в Москву и Петербург, краевой же Роспотребнадзор это не фиксирует по техническим причинам. Поэтому на данном этапе уничтожаются не только ввозимые из-за рубежа продукты, попавшие под санкции, но и наводят порядок в торговых сетях».   Элла Макиевская подтвердила, что, к примеру, продукция предприятий «Ромолоко», «Живое молоко» и «Белый медведь» - целиком фальсификаты. В целом же в крае очень много фальсификата. К примеру, настоящее сливочное масло сейчас не может стоить дешевле 60 рублей, хотя в Ставрополе продается много сливочного масло по 37 рублей. Это фальсификат, опасный для здоровья человека. «Килограмм растительного жира стоит – 50 рублей, а килограмм  молочного жира – 500 рублей. Мы работаем только с молочными жирами, к примеру, на своей продукции всегда указываем, что перед вами «сырный продукт», а не сыр, а другие производители пишут на подобных продуктах, что это настоящий сыр, а это недопустимо», - рассказывал Сергей Анисимов. Настоящими, проверенными молочными продуктами, по его мнению, являются продукты местных производителей: Буденновского, Ипатовского, Ставропольского молочных заводов. Эти продукты отвечают требованиям ГОСТа, их и рекомендовано покупать. Кстати, их в торговых сетях не найти или встретишь крайне редко, в основном, можно купить в фирменных магазинах, которых более 60 в Ставропольском крае, в самом Ставрополе – их 40.
Естественно возник вопрос, почему фальсификат и некачественные товары стали жестко контролировать только недавно и в связи с санкциями, ведь эти продукты десятилетиями спокойно проникали на внутренний рынок России. Как пояснили участники дискуссии, меры принимались давно, но штрафы были минимальными. Теперь, наконец, принят закон (с подачи председателя правления Национального союза производителей молока Андрея Даниленко), который повысил штрафы в разы. Кроме того, как было сказано, не было и стандартов, а теперь их расширили. Это подействует на теневой бизнес. Активно занялись и реэкспортом молочной продукции из Белоруссии, которая не стесняется поставлять как свою не только семгу, но и польские яблоки, а также украинские товары. Только за прошлый год в российские регионы было ввезено 20 тысяч тонн псевдосыра с территории Украины. Общий вес таких продуктов, с учетом поставок из Польши, Дании и Франции, составил почти 35 тысяч тонн. Ужесточение мер и контроль на таможне привел к серьезным результатам. Ведь раньше на фальсификат Литва и другие страны прямо на таможне переклеивали этикетки, будто в них есть молочный жир. Поэтому теперь их уничтожают на ввозе.
Не вызовут ли жесткие меры нехватку молочных продуктов в магазинах и торговых сетях?  Дефицита не будет, заверили все участники брифинга, потому что Ставропольский край находится в выгодном положении. Местные предприятия в состоянии переработать все молоко, производимое в регионе — около 700 тысяч литров в год - при том, что мощности заводов сейчас загружены на 40-60%, то есть переработано всего более 200 тысяч тонн. Главная проблема, которая стоит перед краевым молочным бизнесом, — рынок сбыта. Между тем, склады и холодильники затоварены товаром, скопилось очень много продукции: 600 тонн масла, 100 тонн сыра, 400 тонн творога. Осталось только найти торговые сети и магазины, которые возьмут их для реализации.
 


Рецензии