Беляши

   Все мы любим беляши. Это постулат.  Кто не знает, что такое постулат, я не виноват. Это чтоб в рифму. На самом деле, для тех, кто не знает, что такое постулат, "все мы любим беляши" - эти аксиома.
   Кстати, надо бы их сделать! Беляши - самая полезная форма питания. Хоть каждый день на завтрак, обед и ужин. И на полдник. Файфоклок с беляшом и брекфаст - тоже.
   Когда я говорю "беляш", то автоматически теряю покой. Хочется его и печь, и есть одновременно.
   Печь их надо в немыслимом чаду. Если ты хочешь вкусные беляши. В чаду и неимоверном шуме. Раскаленное масло, ароматный дух дрожжевого или кефирного теста и сочный фарш, который, как ни старайся, как ни зелепляй, всё равно его сок вытечет в масло, взорвавшись шкворчащим аккордом. Эх! Всем знакомый звук и всем известный аромат! Угроза любой диете.
   Такая дымчато-масляная завеса висит перед моим внутренним взором на мое детство в детском саду и младших классах. Какими-то силуэтами, лучами,  ( солнца? Электрической лампы?)  пронизывающими масляную дымку рисуется картинка.
   Мы у медсестры. Так ее называли. Но для меня она была мама Акрама. Это имя мальчика-узбека из моей группы в саду. Я его не любила и считала ужасным, нелепым, некрасивым и, если память не изменяет, сопливым. Что я хорошо помню: у него была большая круглая черноволосая голова.
   И вдруг, его мама Акрама у нас дома в белом халате и делает моей маме укол. Вообще, я тогда еще недавно из России и узбечек не так много видела. А тех, что видела, на базаре. Они продавали сметану, молоко, овощи... Все не срасталось, так что это было открытие. И уж не знаю зачем, мы зашли с мамой к медсестре, маме Акрама, домой. Что-то маме просить нужно было, или она на дом пришла к ней укол сделать, точно этого не помню. Но нам пришлось ждать. Потому что мама Акрама жарила беляши. Я вот совершенно не помню, угощала ли она нас... Кажется да. И беляши были толстенькие, круглые как трубочки, а не плоские, как положено и какие бывают в продаже. Но кажется вкусные. Одно я помню точно : вкусный до обморока запах. Теперь, искушенная в кулинарии, я знаю секрет вкусного мясного фарша: лук!!! Чем больше лука, тем вкуснее мясной фарш. Манты, пельмени, котлеты, беляши ...
   Мы ждали. Я снова была в шоке. Медсестра обратно превратилась в узбечку. Вдобавок, дом был обставлен по-узбекски. Обставлен, это громко сказано. Я б сказала, застелен. Кажется, там не было ни одного стула. И на полу одеяла. Только спустя многие годы я узнала правильное название этих одеял - курпача. Лет через 13... Тогда же я узнала, кстати от самих узбеков, об их ритуальной дежурной улыбке. Теперь много говорят, кто о природной доброжелательности, кто о врожденной фальши восточных людей. В этом вопросе, я считаю, обыкновенная пропорция. Искренних и лживых - столько же, сколько в любом другом этносе. А в тот беляшный визит я еще была поражена этой широкой улыбкой мамы Акрама. И сейчас мне кажется, улыбка была подобострастной. Но мне теперь до конца не разобраться. Может она была просто искренне приветливой? Не знаю. Я поняла, что за уколы мама платила. И снова для меня это было открытием. Я считала, что уколы делают в больнице, в поликлинике. И, конечно, бесплатно. Ведь я социалистическое дитё, бесплатное медобслуживание. Да и не было такого слова. Бесплатная медицина. Уколы, белые халаты, кафель, чистота, эхо бряцающих о крышку стерилизатора шприцов. Хромированные пинцеты и многоразовые стеклянно-металические шприцы.
   А тут -дым! Чад! Одеяла на полу...
   Или хотя бы те же беляши... Я их привыкла видеть в школьном буфете или в столовой ровными рядками на подносе. Вкуснейшие! Даже не будем обсуждать. В школе вообще питание было по высшему разряду. Гуляш до сих пор такой я нигде не ела. Я мечтала все время обедать в школе. Но мама считала это постыдным, как, например, то, если б ее дети ходили в продлёнку. Почему "ходили". Все, кто были в продлёнке, просто оставались в школе и не уходили домой. Они делали на первом этаже уроки (а наш класс находился на втором) и потом носились на улице. Играли. Но мы были дети элитной семьи. Мама, как могла, поддерживала этот имидж, видимо, это у нее идет из ее семьи. И во многом у нее это получалось. Но вот карманных денег на столовую и буфет, она почему-то давала мне очень редко! И при этом не давала и завтраков в школу. Сколько себя помню в школе, я хотела есть. С завистью нюхала запах принесенных бутербродов или яблок. Мама предпочитала кормить нас одноразово, т е раз в сутки, поздно вечером, и до отвала. А до этого момента надо было в полуголодном обмороке дожить. И упаси тебя Господь до этого момента чего-нибудь перехватить на кухне! Казнит! Ей было обидно, что она сейчас такое (!!!) вкусное приготовит, а вот ты не ценишь и променял такое счастье на пустяк.
   И вот, в той квартире медсестры-узбечки я, скорее всего, была такая же полуголодная, а тут - беляши! " И что, - думала я, - их готовят дома? Но как? На простой сковородке? Неужели это чудо-вкуснятину можно сотворять своими руками просто на своей кухне? И не надо у мамы просить 20 копеек на беляш?"
   История с беляшами в моей жизни имела еще несколько важных продолжений. Одно из продолжений, быть может, помнит Нина. Когда мы с нею пекли беляши на заказ. Но это другая отдельная история. В ней речь пойдет о том, что настоящие беляши не могут быть резиновыми. Но прежде этой истории, пойдет другая. В которой моя мама открыла секрет того, почему беляши сочные и для чего в них дырочка.
   


Рецензии
Какая цепочка ассоциаций, связанная с беляшами. Просто не блюдо, а машина времени. Для путешествия в прошлое. Знакомо.
Вкусные они, и почему-то чаще связаны с паматью о детстве и школьных годах - правда.
С уважением,

Кандидыч   22.09.2015 19:08     Заявить о нарушении