О Фаине Георгиевне Раневской

Эта ужасная весна две тысячи десятого года, - ни дня просвета, нет дождя, но так темно, пасмурно и беспросветно, что всё время хочется спать, уйти в себя и свои мысли-воспоминания, от которых нет возврата к настоящему.
  Я понимаю, если не совладаю с собой и не вырвусь из этого состояния депрессии, мне никогда не выкарабкаться из той глубочайшей ямы, в которую я попала "благодаря" судьбе, оказавшись в чужой стране, в полном одиночестве, с плохим знанием языка, потеряв любимого человека.

  Чтобы отвлечься, взяла последнюю книжечку - "Фаина Раневская" и сразу зачиталась.
  Я не знала её лично, но мне посчастливилось не только держать в руках, но и внимательно, с величайшим удовольствием разглядывать и читать её мемуары (дневник, записи), написанные от руки, с личными рисунками и карикатурными изображениями, а также комментариями, принадлежащими только ей одной, но известными абсолютно всем.
  А ко всему прочему, мне пришлось помогать воспитывать её дворовую привязанность - беспородную, слепую и глухую собаку по имени "Мальчик".

  Начиная с 1973 года, работая в "Моссовете" , я параллельно читала лекции по безопасности движения и по основам Советского права  в Автомеханическом техникуме Моссовета, где вечером и заочно учились не дипломированные руководители транспортных предприятий Москвы.
  Там я и познакомилась со своей будущей подругой - Светланой Ефимовной Ястребиловой, на тех же правах, что и я, преподававшей историю. Жила она в высотном здании на Котельнической набережной, занимая двухкомнатную квартиру на третьем этаже, а под ней, на втором этаже, в точно такой же квартире, жила Раневская Ф.Г.
  Светлана умерла в 1998 году. Она была необыкновенно красива, умна, образована, невероятно общительна, имела обширные связи с известными людьми, и в моей жизни сыграла немаловажную роль.

  Так вот, о Фаине Георгиевне Раневской.
  Моя Светлана была с ней очень дружна, помогала ей в быту и материально, выполняла какие-то личные поручения, была доверенным лицом. Длились их отношения лет тридцать, пока Раневской не дали квартиру рядом с театром. поскольку ей уже было сложно передвигаться.
  На новой квартире у Раневской Светлана бывала уже не так часто, так как 
за Раневской ухаживала её подруга.Когда Раневская умерла она в Таганроге организовала музей Великой актрисы.

  Моей Светлане достались в наследство от Ф.Г.Раневской собака "Мальчик" и дневники Фаины Георгиевны. Светлана хорошо понимала ценность последних, долго держала их у себя, не зная, как с ними поступить, а потом, видимо, всё-таки, "отдала" их в "чужие" руки для публикации.
  Фамилия Светланы никогда, ни в одном фильме и книгах о Раневской не упоминается. Видимо, это было одно из условий. Хотя мне до сих пор непонятно, почему она не сделала всё сама - ведь она была историком и имела к тому массу возможностей.
  Я же благодарна судьбе, что держала в руках и читала бесценные документы.

  Что касается "Мальчика", то Светлана настрадалась с ним.
  Будучи совсем старым, больным, глухим и слепым, он не признавал никого после смерти Раневской. Светлана постоянно возила его в своей машине на работу, в гости и так далее, поскольку один в квартире он не оставался, страшно выл и искал Раневскую, сбегал из машины, и мы с милицией разыскивали его по всей Москве.
  Прожил он всего три года после её смерти, так и не найдя ей замену.

Примечание: Всё изложенное выше имеет непосредственное отношение ко мне
            и что я знаю со слов С.Е.Ястребиловой, с которой была дружна
            много лет.

16.09.2015г.


Рецензии
Фаина Раневская - удивительная. Вы правы: "Она была необыкновенно красива, умна, образована, невероятно общительна..." Прочитал с интересом. Спасибо за публикацию о ней.
С уважением!

Владимир Бессар   11.12.2015 03:50     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв! Я очень сожалению, что не была знакома с Ф.Г.Раневской, с этим удивительным Человеком, но много слышала о ней от своих друзей. И,в память о её "Мальчике" завела в своём доме собаку "Ладу", потрясающего белоснежного пуделя, прожившего у нас 12лет. С уважением

Лариса Бойцова   11.12.2015 13:28   Заявить о нарушении