Посылка с яблоками

У моего дружка Вовки сестра работала почтальоном. Утром она ездила на станцию к проходящему поезду, где получала почту на четыре деревни. Основным её транспортом были: зимой – сани, летом повозка, запряжённые в гнедую кобылу по кличке Ласка.  Лошадка смирная, толи от возраста, или от роду, у животных,  как и у людей, разный характер, одни покорные другие буйные.  Дружок был старше меня, поэтому приходилось прислушиваться к нему. Бывали дни, когда  сестра доверяла ему развозить почту в соседнее село Колбасино. Дружок гордился, задирал нос кверху, в этот день вёл себя, серьёзно, да и было в кого, его отец бывший председатель колхоза.  Получив, в распоряжение Ласку, почти не улыбался, управлять лошадью не доверял мне, держал вожжи, словно штурвал истребителя.
Деревушка была небольшая, да и ехать недалеко, всего четыре километра. В телеге, на охапке соломы лежала большая кирзовая сумка, непромокаемая, в которую складывали газеты, журналы. В сумке был небольшой карман, там лежали письма. Я любил разглядывать конверты, с различными красочными иллюстрациями: города, портреты  заслуженных людей, флора и фауна.
Володька, всегда заезжал ко мне домой, и мы вдвоём ехали развозить почту.  Это ему было выгодно, он сидел в телеге возле сумки, а я с конвертами или газетами бегал по дворам, выполнял его указания. Избушки были не огорожены, да и почтовых ящиков не было, приходилось стучать в окно или если висел замок, заталкивал корреспонденцию в щели двери. Если хозяева были дома, я с радостью вручать им письма, за которые адресаты благодарили, иногда пирогом, бывало и конфеткой. Правда, такие случаи были редко.  Мы уже знали всех жителей, кто из них хлебосольный.
В этот неудачный день кроме газет и писем была солидная посылка с яблоками. В круглых отверстиях фанерного ящика, красовались розовые яблоки.  Обратный адрес говорил о том, что она послана из Украины. Я не знал где это, Вовка пояснил: «Далеко пять дней ехать на поезде, с пересадкой».
 Меня заинтересовала эта Украина, поинтересовался у дружка.
-А сколько ехать на лошади?
-Не знаю, спрошу батька, наверно ехать целое лето, может и боле.
Посылка источала опьяняющий аромат, казалось, что вся улица пропахла яблоками. Я припадал к ящику и вдыхал сладостный запах. Любовался яблоками, через дырочки, засовывал палец, чтобы дотронуться. У нас в лесополосах Алтая росли мелкие ранетки, самые крупные с копеечную монету.
-Вовка! А почему у нас крупные яблоки не растут?
-На Украине тепло, а здесь холодно, Сибирь.
Я позавидовал хозяевам, что у них родственники живут на Украине. В магазинах, в те далёкие послевоенные времена, яблок не было. Привозили гости. Иногда посылочки приходили. Мы с Володькой начали гадать, угостят нас или нет хозяева посылки. Мне казалось  почему-то, что угостят.  Вспомнил, как моя тётя ездила в гости на Украину и привезла нам десять яблок.   Мать оставила пять яблок дома, всем по одному, а остальные отнесла соседям.
Подъехали ко двору, чтобы вручить хозяевам посылку. Я побежал к избушке , чтобы  постучать  в окно, на стук выскочила злая собачонка и укусила меня за ногу. Вышел недовольный хозяин.
-Какого лешего ты стучишь, пугаешь собаку.
-Да мы  вам посылку привезли дядя, получить нужно.
Я похромал к повозке, озираясь по сторонам, чтобы злая собака не укусила второй раз. Слюной затирал кровь, которая сочилась из ранки. Появилась хозяйка. Дед расписался за посылку и даже не сказал спасибо, взял посылку и понёс в избу, чем-то недоволен, вроде бы мы привезли повестку в суд.
-Володька! Погоди, постоим, может, вынесут хоть одно яблоко. Посмотри упряжь.
Вспомнил слова матери: «Всегда сынок если что имеешь, поделись  с ближним, Бог даст тебе ещё больше. Запомни: не оскудеет рука  дающего». Мы не спешили отъезжать, тянули время.  У меня из ранки сочилась кровь. Володька взял кнут и пошёл, чтобы взять воды и промыть мне ранку. Постучал в окно. Вышел недовольный дед.
-Чего тебе надо? – Надоели уже.
-Дайте попить водички и ранку промыть.  Ваша собака укусила друга.
-Вон колодец, там ведро. Набирай, сколько хочешь.
Возвращаясь к повозке, хитрая собачонка погналась за Володькой. Дружок ловко с разворота стеганул её кнутом, да так удачно, что та, потеряв равновесие перевернулась. Услышав визг собаки, дед выскочил из избы.
-Ну – ка, езжайте отседа.  А то я возьму дрын и отхожу вас. Негодники.
Я сидел в телеге и смотрел растерянно на обозлённого деда, недовольного на жизнь и окружающий мир.  Володька что-то бурчал под нос,  тронул лошадь, направил к колодцу. Промыли ранку водой, напоили нашу послушную Ласку. Володька посоветовал помочить ранку  мочой. На мокрую ранку приложили обрывок газеты. На обратном пути домой, заехали в лесополосу, где росли сибирские ранетки чуть больше мухи. Было осень. Наелись бесплатно сибирских фруктов, сколько душа желала. Лошадка лакомилась травой, а мы мягкими ранетками.
Заехав в своё родное село, запели песню о маленьком барабанщике.
                «Промчались годы боевые,
                Окончился славный поход,
                Погиб наш юный барабанщик,
                Но песня о нём не умрёт…»
Забыли про нелюдимого, злого деда,  и его собаку, под стать хозяину. Было непонятно, кто кому подрожал толи дед собаке, толи собака деду. Сколько потом, идя по жизни, приходилось встречать подобных людей: злых, алчных, скупых…
Часто вспоминал поэта земляка  Л. Мерзликина и его строки: «И ни раз меня кусали, по  собачьему,  урча»….
Григорий Кузнецов


Рецензии
Григорий, прочитала Ваш рассказ с удовольствием, он мне понравился. Своей искренней мальчишеской простотой он мне напомнил мой любимый рассказ Распутина "Уроки французского". Спасибо за добрый рассказ!

Наталья Мясникова   11.12.2016 04:29     Заявить о нарушении
Спасибо Наталья! Это детство, которое проходило на Алтае, золотая пора. очень далекая, но в памяти вчерашний день.

Григорий Кузнецов   13.12.2016 18:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.