11. Обретение некоторой респектабельности

I

Выборы, прошедшие в Германии в мае 1928-го года, дали НСДАП чуть больше двух с половиной процентов поданых голосов. Немного - но этого хватило для создания своей фракции в Рейхстаге. В их числе были и Грегор Штрассер, и Йозеф Геббельс, и новое лицо - вернувшийся наконец из-за границы Герман Геринг.

Он, собственно, был не столь уж новым лицом - Геринг вступил в НСДАП еще в 1922, сразу же, как только послушал речь Гитлера на митинге - и был принят с распростертыми обьятьями. Геринг был национальным героем, летчиком-асом, награжденным двумя Железными крестами, а к тому же и орденом Pour le M;rite[1] - редкой и высокой наградой, учрежденной еще Фридрихом Великим.

Из армии его демобилизовали в 1920 года, дав на прощанье прибавку в чине - он стал капитаном.

Наследства у капитана Германа Геринга не оказалось. Специальности тоже не оказалось. Вообще-то он окончил пехотное военное училище, в 1914 был послан на фронт, но особых подвигов совершить не успел. Геринг поймал в окопах так называемую "траншейную болезнь" - тяжелую форму ревматизма ног - и в результате оказался в госпитале.

И там Геринг совершил редчайший вид военного проступка - дезертировал из госпиталя на фронт.

 У него был приятель, который служил в авиации - вот к нему-то он и направился, и немедленно приступил к несению службы. Летать, положим, он тогда не умел, но в качестве набюдателя за артиллерийскими позициями врага очень пригодился.

Пока начальство разбиралось, что с ним делать, он освоил военную специальность пилота и показал такую удаль, что наказывать его стало как-то не с руки. Свой “… орден с французским названием …” Геринг получил за 20-й сбитый самолет противника.

Он, собственно, был чем-то гораздо большим, чем просто пилотом - с 3-го июля 1918 обер-лейтенант Герман Геринг командовал “эскaдрильей Рихтгофена”[2].

Это было легендарное подразделение – Jasta 11, “11-я истребительная эскадрилья” -  и когда Герингу, согласно условиям капитуляции, предписали посадить самолеты на тыловом аэродроме для сдачи союзникам, он велел своим пилотам разбить машины при посадке.

И что же оставалось делать такому человеку в мирное время - без семьи, без состояния и без мирной профессии ? Ну, правильно - он занялся устройством очень рискованных показательных полетов.

Работал главным образом за границей - в Дании и в Швеции. Занимался и пассажирскими перевозками. В те времена это означало что-то вроде дорогого воздушного такси - пилот брал только одного пассажира, и доставлял по указанному им назначению. В феврале 1920-го гoда пассажиром Германа Геринга был швед, граф Розен.

Он торопился к себе, в замок Рокельстад.

II

У жены графа, Мари фон Розен, были сестры. Одна из них, Карин фон Канцов, как раз в замке и гостила. По-видимому, это была любовь с первого взгляда - Герману Герингу показалось, что он увидел богиню.

Что показалось Карин фон Канцов, мы не узнаем никогда - но она, будучи замужней женщиной, живущей вроде бы в счастливом браке, подала на развод и вскоре уехала вместе с Герингом в Германию.

Она горячо поддержала стремление своего нового мужа продолжить образование, была рада за него, когда он поступил в Мюнхенский университет, полностью одобрила его вступление в НСДАП, а Гитлера очаровала так, что он посчитал ее талисманом национал-социалистического движения.

A она,  в свою очередь, считала его рыцарем и ".. гением, исполненным любви к правде ...".

Развод Карин прошел самым что ни на есть дружественным образом - супруги фон Канцов были люди цивилизованные.

Ей было выделено содержание, достаточное для того, чтобы снять небольшую виллу под Мюнхеном - и вся эта идиллия так и длилась вплоть до "пивного путча". Герман Геринг в нем участвовал и был ранен. Его укрыли и спрятали, а потом переправили в Австрию. В госпитале он испытывал дикие боли - и в итоге пристрастился к морфию.

Hастолько, что тестю пришлось поместить его в лечебницу.

С огромными усилиями, срываясь и начиная все сначала, Герман Геринг выдрался из своей зависимости от морфия - но тут стала сильно болеть его жена. Денег у супругов становилось все меньше и меньше, зависимость от семьи Карин все тягостнее и тягостнее, и жизнь сулила им мало надежд. Так все и шло, до тех пор, пока Герману вследствии амнистиии не было разрешено вернуться в Германию.

Сразу по возвращению он вновь вступил в НСДАП - таковы были новые правила.

Членство в партии для "старых борцов" не восстанавливалось автоматически, им всем было необходимо вступить  в нее вновь, признав своим вождем Адольфа Гитлера.
Герман Геринг сделал это без колебаний - и был почти немедленно избран в Рейхстаг. Более того, он возглавил там фракцию НСДАП.

Адольф Гитлер желал внести поправки в тот образ национал-социализма, который успел сложиться в 1923. Нет, больше никаких путчей - все должно быть строго легально и чинно. Партии следовало добавить толику респектабельности.

Герман Геринг подходил для этого как нельзя лучше.

III

Впрочем, каждый истинный национал-социалист делал все, что мог. Йозеф Геббельс произносил столь зажигательные речи, что даже в Берлине, оплоте "красных", стал производить на публику впечатление.

Один из тех, кто его послушал, был Хорст Вессель, 18-летний сын пастора. Он оставил свои занятия юриспруденцией, и вступил в СА.
 
О Геббельсе он отзывался с восторгом:

"… Какой человек ! Какие ораторские способности ! Да все у нас в СА за него дадут себя в куски изрубить  ...".

НСДАП строилась на двух принципах - признании вождя, Адольфа Гитлера, и на инициативе местных партийных организаторов. Геббельс был тут человеком выдающимся, но не единственным.

Партийный центр был в Мюнхене, но тот, кто чувствовал себя национал-социалистом, мог начинать строить свою организацию где-нибудь в Ганновере или в Саксонии - его не держали за руки и инициативу тоже не сковывали. Было понятно без слов, что местные условия он знает лучше, чем в центре - так пусть работает на общее дело так, как находит нужным.

Материально партия мало чем могла помочь своим активистам - скажем, Генрих Гиммлер получал всего 200 марок в месяц. Точно такую же сумму получал и гауляйтер Берлина, Геббельс, до своего избрания в Рейхстаг.

Но Геббельс-то поправил свои дела, жалованье депутата всегерманского парламента  было довольно солидным, да еще давало право бесплатного проезда по всем железным доргам Рейха - а вот как было выкручиваться Гиммлеру ?

Он целыми неделями мотался по партийным делам, в июле 1928 женился на Маргарет фон Боден, девушке из дворянской прусской семьи - и как же было ему поддерживать свой мужской авторитет на 200 марок в месяц ?

К тому же жена была на 8 лет старше его, куда богаче, занималась их общим хозяйством, до которого у него просто не доходили руки - ну, и откуда тут было взяться супружескому взаимопониманию ?

Одно утешение - в начале января 1929 Гитлер назначил Генриха Гиммлера рейхсфюрером СС.

Принцип "вождизма" распространялся на все организации, связанные с НСДАП, так что любой руководитель чего угодно, если это "что угодно" считалось общенациональным, получал титул рейхсфюрера, всегерманского вождя "чего-то", даже если это было управление по делам куроводства.

Ну, СС таковым управлением не была - это была личная охрана вождя партии, Адольфа Гитлера, отсюда и название:  СС (нем. SS, сокр. от нем. Schutzstaffel) — "охранные отряды". Собственно, слово “staffel”- “штаффель” - не совсем отряд, это скорее "эскадрилья".

Подразделение, которым в 1918 командовал Герман Геринг, тоже называлось "штаффель".

Но в задачу Генриха Гиммлера никакие полеты не входили - его поставили во главе подразделения, в принципе подчиненного СА, но которое должно было сосредоточиться только на одном, на охране фюрера.

Охрана эта в принципе уже существовала - с 1923 по 1925 ей заведовал друг и личный шофер Гитлера, Эмиль Морис. Тогда она называлась "Штабная охрана" (нем. Stabswache). Потом возникли трения. Командовал охраной Морис - но людей ему туда  поставил лидер Freikorps Эрхард.

Hу, a после ссоры с Гитлером он их отозвал.

В 1925 пришлось все начинать сначала. Этим занялся ветеран "морской бригады Эрхарда", по имени Юлиус Шрек. Он наскреб только 8  человек, которые ему подошли- но начало было положено.

Название СС как раз тогда и вошло в употребление - конечно же, с подачи Германа Геринга. Он обожал использовать авиационные термины где надо и где не надо - так вот охранный отряд и стал "эскадрильей".

Юлиус Шрек в своей должности рейхфюрера СС специальным циркуляром от 21 сентября 1925 года обязал местные организации НСДАП сформировать подразделения на местах. По нормативу в каждом полагалось иметь по 10 человек, во главе со специальным фюрером. В Берлине отряд был двойным — 20 человек во главе с двумя фюрерами.

Как-никак, Берлин все-таки был столицей.  Официальное наименование — СС Национал-социалистической немецкой рабочей партии (нем. die SS der NSDAP). На посту руководителя этой организации сменилось несколько человек, до тех пор, пока его не занял Генрих Гиммлер.

На всю Германию у него в СС было только 280 человек. Но Гиммлер, несмотря на то, что Грегор Штрассер считал его скучным, имел и положительные стороны - аккуратность, точность, внимание к деталям.

И вообще, он был исполнительным человеком.

IV

Люди, знавшие Гитлера раньше, до путча, считали, что он мало изменился - разве что стал лучше одеваться. Собственно, так ему и полагалось. Как-никак, лидер партии, представленной в Рейхстаге, должен был общаться с более респектабельной публикой, чем та, что наполняла мюнхенские пивные во время его выступлений.

Появились и какие-то деньги - НСДАП в 1928 была очень небогатой организацией, но, конечно, Адольф Гитлер не должен был жить на 200 марок "партмаксимума".

У него появился хороший автомобиль (6-местный "мерседес" с откидной крышей) – a  передвигался он теперь непременно с охраной СС. Никакого оружия, кроме зарегестрированного в полиции, охрана не носила - все должно было быть строго по закону.

Гитлер на этом неуклонно настаивал.

Жил он уединенно, мало с кем виделся, и доступ к вождю был затруднителен даже для высокопоставленных “товарищей по партии”. Это обращение - товарищ по партии, “партайгеноссе” - сделалось настолько официальным, что вытеснило слово "господин" в партийной переписке.

Скажем, Генрих Гиммлер там так и обозначался - “Pg. Himmler”, "партайгеноссе Гиммлер”.

Но, конечно, Гитлера это не касалось - к нему члены НСДАП обращались только как к вождю, фюреру. На партийных слетах он появлялся в партийной форме - коричневой рубашке, коричневых брюках, заправленных в сапоги, ну, а на рубашке непременно имелась  повязка на рукаве, со знаком свастики. 

Свастика в каком-то смысле была наследием общества Туле - там пришли к выводу, что это солнечный символ и знак древних германцев.

В НСДАП этот сакральный знак стал чем-то вроде отличительного символа движения - так же, как и приветственное восклицание: "Хайль Гитлер !".

Стремление к уединению вызвало и желание жить вне города. Хорошее место нашлось в Оберзальцберге - там некая вдова, “… глубоко сочувствовавшая партии …”, сдала ему альпийский домик по сходной цене в 100 марок в месяц.

Вид оттуда открывался прекрасный. А еще Адольф Гитлер полюбил округ Берхтесгаден - там он жил в отеле “Deutsches Haus” и много работал над своей так называемой "второй книгой"[3].

С теми избранными, кого он все-таки принимал, любил поговорить, и говорил часами на самые разнообразные темы: тут был и "социальный вопрос", и "расовый вопрос", и национальная революция в Германии, и то, как и что следует строить в будущем с точки зрения настоящей архитектуры.

Геббельс был от него в полном восхищении.

В общем-то, к этому нечего добавить, кроме разве что того, что  1928 Адольф Гитлер связался по телефону со своей сводной сестрой, Ангелой Раубаль, и попросил ее приехать к нему в Мюнхен и помочь с ведением домашнего хозяйства. Она согласилась и приехала к брату из Вены, где жила. С ней была ее дочь, славная девочка, которую, как и мать, звали Ангелой. То-есть официально она звалась фрейлейн Ангела Раубаль.

Bce звали ее просто Гели.

**

Примечания:

1. Pour le M;rite (фр. За заслуги) — орден, бывший высшей военной наградой Пруссии до конца Первой мировой войны. Неофициально назвался “Голубой Макс” (нем. Blauer Max). Награда была учреждена в 1740 году прусским королём Фридрихом Великим, который дал ему французское название, поскольку это был основной язык прусского двора того времени.

2. Манфред фон Рихтгофен (нем. Manfred Albrecht Freiherr von Richthofen) — германский лётчик-истребитель, ставший лучшим асом Первой мировой войны с 80 сбитыми самолётами противника. Известен по прозвищу "Красный барон" (нем. «Der Rote Baron»), которое он получил только после войны - ему пришла мысль покрасить в ярко-красный цвет фюзеляж своего самолета.

3. Вторая книга (нем. Zweites Buch, транслит. Цвайтес Бух) — продолжение книги "Майн Кампф". Книга, содержащая идеи Гитлера в области внешней политики, была написана в 1928 году, но при жизни Гитлера не публиковалась.


Рецензии