Рок-группа Ария, русский рок и прочие...
Какие-то знатоки не поленились и вывесили Вконтакте в своей группе список более 40 песен «Арии», где, по их мнению, изобличен плагиат этой группы с «Айрон мэйден» и других прославленных коллективов и исполнителей тяжелого рока. Я тоже могу прибавить несколько тем к их списку… Но плагиат ли это, или: всегда ли это плагиат?
Вообще, плагиат – нарушение авторских прав и уголовно наказуем. Грубо говоря – это воровство. Да и музыканты «Арии», этакие динозавры российского рока, годящиеся в дедушки последнему поколению своих поклонников, на дураков не похожи.
Вообще в данном случае имеет смысл говорить не сколько о плагиате, сколько о вторичности коллектива «Ария».
И дело по большому счету даже не в этом. Вот существует американская, английская, немецкая рок-музыка – многие классики, корифеи рока именно из этих стран. Финны, норвеги, шведы – очень музыкальные северные народы - тоже не последние люди в рок-культуре. Появился феномен японского рока – экстравагантного, синтетического. И он несет свой отличный колорит, от США или Европы. Или, скажем, в Канаде – тоже есть известные миру рок-группы, исполнители.
Но любой сведущий в музыке человек скажет, что такого явления как русский (российский; неважно как называть) рок не существует. Дело не в названии, а в понятии. Никто за пределами бывшего СССР таким названием не пользуется. Может и в Банановой Республике есть свои чего-то стоящие рок-группы, но за пределами местных плантаций их никто не знает. То, что у нас называют русским роком – детище скорее нашей поэзии, богатого русского языка. Но не явление музыкальной культуры. Для того, кто русским языком не владеет, музыкальное творчество коллективов русского рока выглядит как набор штампов, подражания и плагиата. Утверждение, что Россия не «рок-н-ролльная страна» – давно стало журналистским штампом, общим местом интервью. В соседней Финляндии тяжелый рок активно гоняют в радиоэфире, играют в кабаках. То, что на попсовом конкурсе «Евровидение» страну представляла группа «Lordi», играющая старый добрый хард-н-хеви – это не прикол, а характерное явление. Вспомним-ка еще и «Nightwish», «HIM», «Rasmus» и пр…
В Штатах прилизанный хард-рок типа «Bon Jovi» и «Van Halen», похоже, просто разновидность местной попсы. Сладкоголосая группа «Europe» родом из Швеции из той же серии. У нас же громкий и агрессивный звук «перегруженной» рок-гитары надежно исключен из эфиров FM-радиостанций и TV-приемников.
«Мы до сих пор путаемся в рукавах чужой формы» - говорил великий рок-поэт А. Башлачев более 20 лет назад. А воз и ныне там! Пример тому – одна из наиболее успешных рок-групп в истории российского шоубиза – «Ария». И как четверть века назад она исполняет музыку в стиле первой половины восьмидесятых, ни на йоту не отступив от проторенного пути. А точнее – стиль «Арии» - русскоязычная калька с «британского хэви-метала новой волны» (NWBHM), популяризированного «Джудас прист» в самом конце семидесятых. Также следует упомянуть поднявшийся во весь рост чуть позже «Айрон мэйден» и малость подзабытый ныне, но существующий «Саксон».
Про «Арию» правильнее сказать было бы не «плагиат», а «эпигонство», т.е. «подражательство». Настоящего плагиата не так уж и много, и он, как правило, грамотно завуалирован, как правило, аранжировкой или вариациями основной темы. Музыканты там хорошие – а кто спорит? И что важно отметить – строгие рамки стиля. Не разгуляешься. Особенно ограниченность, «скучность» стиля заметна у «Айрон мэйден». Музыка «Арии» все-таки мелодически разнообразнее, они привносят в свои композиции что-то из мелодики старой доброй советской эстрады. Известно, что до появления проекта «Ария» музыканты играли в известных ВИА. К примеру, для меня, как и для многих, все рок-н-роллы похожи друг на друга, «на одно лицо» – словно вариации одной и той же темы. Да простят меня поклонники стиля…
Существует и еще более ограниченный стилевыми рамками стиль – треш-метал.
Кто-то из музыкантов «Металлики», группы оказавшей принципиальное влияние на формирование этого стиля, сказал, что в треше есть всего лишь один альбом – «Reigh in blood» группы «Slayer», а все остальное – его вариации.
Для неподготовленного слушателя группы «Death», «Napalm death» и «Cannibal corpse» - звучат одинаково («Slayer» хотя бы отличим по визжащему вокалу Томаса Арайи). Любитель такой музыки скажет, что все три ансамбля играют в разных и отличимых друг от друга стилях! «Death» - даже стиль и назван по имени этой группы – дет-метал, «Каннибалы» - играют такую разновидность дет-метала как брутал-метал, а «Napalm death» – вообще не метал-рок, а грайндкор и, строго говоря, разновидность пост-панка! Один мой друг не увидел никакой разницы между блэк- и дет-металом, побывав на концерте такой музыки. Искренне удивился, когда я ему прочитал целую лекцию о разнице этих стилей: и в вокале, и в инструментале, и во внешнем виде музыкантов, и в текстах…
Вернувшись к «Арии» ... Они не плагиаторы (или почти не-). В первую очередь - они вторичны. Эти взрослые дядьки предпенсионного возраста до сих пор фанаты. Как и их юные поклонники. Фанаты стиля «хеви-метал», и изо всех сил стараются быть «на уровне», на уровне своих кумиров. Любимая «тяжелая» группа Валерия Кипелова – «Джудас прист». Вокалист «Джудасов» Роб Хэлфорд сказал: «Мне уже 63 года, и я до сих пор металлист!». И Валерий Кипелов, и его коллеги, бывшие и нынешние из групп «Ария» и «Кипелов» до сих пор «куют металл», как и их кумиры, и никогда ковать его не перестанут. Кому-то стыдно путаться в рукавах чужой формы, а для кого-то – самое то.
«Ария» - это музыка для тех, кому то в силу каких-либо причин недоступны, так сказать, шедевры мирового рока. Слышатся с их стороны обычно отмазы типа «тексты непонятны, не по-русски, оттого и не слушаю» или «лень разбираться». Многие ждут, что вот сейчас ляпну – поклонники Арии – говнорокеры. Нет, так я не скажу. Есть, например, те, кто слушает рок- и поп-обработки классической музыки, так как в оригинальных аранжировках нет современной форсированной ритм-секции. Что тоже неплохо. Я и сам с удовольствием слушаю рок-группу «Ария». Подлинные профессионалы. К тому же во всем, как и положено им, профи. Жду новых записей. Послушать хорошую музыку, заодно и выяснить, чего там «содрано» на этот раз…
Кстати, о текстах. Один мой школьный друг-меломан зарубался по поводу того, что я вот знаю английский, а он – нет, так как учился в группе, изучавшей немецкий язык. Ну очень ему хотелось знать, о чем поют нежно им любимые «Битлз», «Металлика», «Куин» и «Пинк Флойд». С моим содействием, но и во многом благодаря своему упорству он в предпоследнем, десятом классе смог прейти в группу английского языка. И в итоге закончил школу, зная сразу два иностранных языка! А все благодаря увлечению рок-музыкой.
Все-таки, как ни крути, но большую часть шедевральной рок-музыки создали жители небольшого островного государства – Великобритании. Справедливости ради стоит отметить еще жителей США и северной Европы (в первую очередь Германии). Россия, как и Зимбабве, или, скажем, Никарагуа – белое пятно, крупное белое пятно на рок-карте мира. Правда и про китайскую музыку я не слышал ничего, хотя их, китайцев, в десяток раз больше, чем нас, русских. Но и там, в самой стремительно развивающейся стране мира, думаю, скоро что-то появится (ведь раньше, до девяностых, и китайские спортсмены не блистали на Олимпиадах).
И если вам больше по нраву «Аквариум», «Кино» и «Ария», а не Дэвид Боуи, «Кьюэр» или «Айрон мэйден» - скорее всего вам стоит поработать над эстетическим вкусом. Благодаря интернету любые рок-тексты стали доступны. Мне не нравятся переводы англоязычной рок-поэзии, так я сам перевожу. Слава богу, много рутинной работы в этом деле можно переложить «на плечи» программы компьютерного перевода. Немало групп, которые поют хорошие и интересные тексты. Я вообще серьезно подхожу к этому – перестал когда-то слушать группы «Кисс» и «Скорпионс» из-за убогих текстов. И сознаюсь, чего греха таить – все такие, значит, и мне можно! – подобно БГ тоже, бывает, делаю «винегрет» – к своим текстам песен добавлю бывает, скомпилирую понравившиеся места из англоязычной рок-поэзии… Уж больно нравятся некоторые тексты любимых рок-групп!
Вспоминает о нашей рок-музыке 80-ых Александр Кушнир, продюсер и журналист, автор книги «100 магнитоальбомов советского рока»: "Вторичен был на самом русский рок типа "Аквариума", "Зоопарка" и "Кино"… К тому же группа "Ария" породила многочисленные кальки - плохого качества подражателей. И говорить, что советские хэви-металлисты 80-х были третичны — это делать им комплимент! И сама "Ария» была несомненно калькой с "Айрон мэйден" и каких-то там групп. Надо отметить, что и "Айрон мэйден" в свою очередь не блистали какой-то оригинальностью - Фрэнк Заппа лет десять до этого выпускал более интересные альбомы. И это не пример рубрики что плох или хорош советский хэви-метал: мы пытаемся поставить клинический диагноз клиническому явлению - ужасно третично! Почти все такие группы были продюсерскими проектами, тексты для них писали профессиональные поэты-песенники, что не лезло ни в какие ворота - настоящие рокеры не играют в такие игры... Талантливый продюсер Виктор Векштейн понабрал музыкантов из советских эстрадных ансамблей и на основе этого сколотил группу "Ария".
Хочу дополнить слова Кушнира примерами. О «продюсерских проектах» - следует отметить, что далеко не одна группа "Ария" была такой. Когда в перестроечные времена ветер подул в нужную сторону, то такие представители советской поп-музыки как "Круиз", "Земляне" и "Август" вдруг стали металлистами.
О феномене советских ВИА - от них требовалось исполнять 80 процентов песен, сочиненных членами Союза композиторов. Творчески не разгуляешься! Неудивительно, что ВИА были часто творчески не самостоятельны, этого от них и не требовалось. Быть идеологическим оружием, эрзацем рок-музыки.
Сергей Минаев, писатель, историк и блогер: "В одном и том же советском ВИА пели Николай Расторгуев и Валерий Кипелов. Распорядилась бы судьба немного иначе - Расторгуев стал бы отцом-основателем советского хэви-метала, а Кипелов пел бы песню про батяню-комбата". От себя добавлю - в свою очередь группа "Любэ" была продюсерским проектом Игоря Матвиенко.
На Ютьбе есть такой блогер, феноменальный знаток творчества группы «Ария» как Грибановский. Он уже десятки роликов снял по творчеству группы «Ария». Я как-то взял бумажку и переписал группы, у которых по его мнению "Ария" «своровала» музыку - вышло около сорока групп! Многие случаи сомнительны, конечно; многое притянуто за уши. Но впечатляет!
Как говорится - казалось бы, достигли дна, но оттуда постучали. Если группа "Король и шут" подражала западным панк-хоррор группам типа "Mistfits", то нынче расплодилось море разливанное групп, подражающих "Королю и шуту". Как тут не вспомнить гения русского рока Башлачёва - мы до сих пор путается в рукавах чужой формы. И было это сказано в 80-е годы...
Свидетельство о публикации №215091601792
Много лет назад один молодой австрийский композитор Вольфганг Моцарт считался жалким подражателем блестящего Сальери. А об австрийской опере никто слыхом не слыхивал - опера имела право быть только итальянской.
А сегодня Сальери более известен как легендарный злодей, отравитель гениального Моцарта, нежели как композитор (хоть эта история и чистая выдумка).
Так в чем же вторичность Арии? В том, что на западе не слушают русскоязычную музыку? - Это не показатель.
В том, что работают в определённой музыкальной стилистике, в которой работают другие группы - это тоже не показатель, тем более, что по вашему же утверждению, они существенно расширили стилевые рамки. И у них не только стиль ВИА, но и славянская мелодика.
В том, что они до сих пор любят группы, которыми вдохновлялись? И это не признак вторичности.
Вторичность - это прежде всего ограниченность собственной музыкальной мысли, клишированность и штампованность музыки.
Но при этом надо понимать, что в принципе любая музыка в лучшем случае примерно на 80% состоит из используемых кем-то ранее штампов и клише. В этом просто суть музыки - люди любят знакомые музыкальные формулы и выдают в ответ на них определённые эмоциональные реакции.
Но если человек слышит исключительно знакомые формулы - ему такую музыку слушать скучно. И тут как раз требуется наличие оригинальной музыкальной мысли.
Но ещё больше люди любят, когда музыканты преподносят им сюрпризы, и знакомая формула получает неожиданное развитие. И вот в этом Ария на голову сильнее Железной девы.
Что касается текстов - то и они у Арии сильнее. Даже если сравнить песни с похожим сюжетом: "Ночь короче дня" и "Да святится имя" - у Мейденов герой смирился, а в тексте Пушкиной он настоящий бунтарь.
Блаженство рая я оставлю для нищих,
У нищих духом должен быть Царь и Бог.
Я тварь земная и на небе я лишний,
И к чёрту вечность, какой в ней прок.
Пускай я должен испытать муки ада,
Пускай толпа на казнь бежит со всех ног,
Мне крики ненависти станут наградой,
Я буду в смертный час не одинок.
Но впрочем, куда уж мне судить, когда над моим эстетическим вкусом мне ещё работать и работать....
Аделаида Хан 07.11.2024 08:58 Заявить о нарушении