Сказка. Как буквы стали дружной семьёй

   О ТОМ, КАК БУКВЫ СТАЛИ ДРУЖНОЙ СЕМЬЁЙ

      Когда-то давным-давно на нашей красивой земле не было ни одного человека. В стародревние времена на земле жили только динозавры и мамонты, похожие на наших слонов. Люди на земле появились намного позже. Однако люди не умели разговаривать словами, а объяснялись друг с другом при помощи жестов и гортанных звуков. Поэтому их способ общения друг с другом, современные люди, назвали «первой сигнальной системой».

      Проходили годы, многие года, и люди научились присваивать всему, что видели вокруг себя, всем вещам, предметам, растеньям и животным разные названия, прозвища или имена. Так люди научились понятно объясняться друг с другом. А вот уж такой способ общения между собой современные люди, назвали «второй сигнальной системой».

      Этой системой разговора мы пользуемся и сейчас. А тога, в те далёкиее времена, просто разговаривать человеку показалось мало. Люди захотели не только понимать друг друга на словах, но ещё они захотели и описывать то, что видят вокруг себя, писать друг другу о своих чувствах, желаниях и надеждах. Как же это сделать, задумались люди?

      Так возникли рисунки. Например, если люди захотели написать слово "дерево", то они рисовали само дерево, поэтому, чтобы написать несколько слов, людям требовалось много времени и сил. А много сил требовалось ещё и потому, что писали люди не на бумаге, которой тогда ещё не было, а вырезали все, что хотели написать другим людям, на каменных плитах. Каменные плиты тоже сначала надо было выдолбить из скалы. Представляешь, как тяжело было людям общаться друг с другом, и какими тяжёлыми были такие письмена?

                *****
      Время шло, человек становился всё умнее и умнее и, наконец, рисунки стали заменять более мелкими знаками. А спустя не одну тысячу лет, люди каждый произнесённый звук, научились писать особыми знаками, которые прозвали «литерами», а по нашему - «буквами». На нашей земле живёт много народов, и у каждого народа есть свой родной набор буковок.

       У русского народа таких букв набралось тридцать одна, да ещё два знака: твёрдый и мягкий. Всего получается тридцать три буквы.   
 
       Такую большую семью из букв назвали «алфавит». Алфавит состоит из гласных букв, это буковки – А, Е, Ё, И, О, У, Ы, Э, Ю, Я. Гласными эти буквы называются потому, что каждую из них можно пропеть голосом. Ещё их называют «вокальными» по той же причине, ими пользуются певцы, когда можно петь без слов. Попробуй пропеть любую мелодию только с помощью этих букв, и тебе не нужны будут слова.

      Все остальные буквы, за исключением твёрдого и мягкого знаков, называются «согласными». Почему «согласные»? Да потому, что сами по себе «согласные» буковки отдельно от «гласных» произносить очень трудно. Без «гласных» буковок «согласные» лишь просто звуки - глухие, звонкие или шипящие. Именно потому их и назвали «согласными», потому что они соглашаются быть рядом с «гласными» буковками так близко, чтобы их заметили в каждом написанном или произнесённом слове.

      Все буковки наконец-то собрались в одну большую семью, названную «Алфавит». Буковки решили построить свой собственный буквенный домик и назвать его «Азбука». Над домом буковки повесили большую вывеску - «Это дом Азбуки». А знаешь, почему люди выбрали именно слово «азбука»? Потому что в старорусском языке первая буква алфавита, буква «А» называлась - «АЗ». А вот вторая буковка «Б» называлась - «БУКИ». Вот люди и соединили эти две буковки в одно слово, и получилось новое слово - «АЗБУКА».
      Теперь люди знали к кому надо обращаться за помощью, чтобы научиться правильно писать и читать. Всё, казалось бы, было хорошо.

                *****

      Дом построили большой, светлый и уютный. «Гласные» буковки распевали песни, другие, согласные буковки с гласными, им помогали, как могли. Буковки играли в разные игры и составляли из гласных и согласных букв целые слова и предложения.

      Но, однажды с ними со всеми случилась печальная история. В каждой семье бывают ссоры или обиды, но любую ссору или обиду нужно решать по-доброму, пытаться понять друг друга, то чего не случилось на этот раз в доме «АЗБУКА».

     Как-то весенним утром, все буковки занимались своим благородным делом, помогая людям, понимать друг друга. Вдруг неожиданно послышалось шипение в углу комнаты. Все обернулись и увидели, что все шипящие буквы сбились в одну небольшую кучку и стали, шипя и жужжа, доказывать всем остальным, буквам, что не «гласные» буквы самые главные, а они шипящие и жужжащие. Этими буквами оказались, Ж, Ч, Ш, Щ.
      -Без нас, - сказали они – вы не сможете составить нужных слов!».

      Тут уж возмутились и «звонкие» буквы и «глухие»!
      Нет, мы самые главные, без нас нельзя обойтись!, - пыхтели и фыркали они        –Мы и без «гласных» буковок можем прожить!.

     «Гласные» буковки недоумевая, забились в уголок и только испуганно жались друг к другу.
      -А…а…а, Е…е..., - не то, соглашаясь, не то, не понимая, пропели буквы «А» и «Е».
      -Ё…ё…ё..» испугалась буква «Ё» и забилась в угол.
      На букву «И» напала икота, и она, схватившись за рядом стоявшую букву «Й», пыталась заглушить звук и глухо икала от страха:
      - ий…ий…ий….
      -О…о…о!», с гордым возмущением произнесла буква «О». А буква «У», угрожающе протрубила в сторону разбушевавшихся «шипящих», фыркающих и двинулась на них, неуклюже перекатываясь с боку на бок. Буква «Ы…ы…ы», только и смогла простонать, как от зубной боли.
      -Э!- с гордым смирением воскликнула буква «Э», и стала пробираться между галдящими и шипящими буквами к выходу из дома. Она предложила всем «гласным» буковкам покинуть их уютный домик «Азбука», чтобы проучить другие буквы и доказать им, что друг без друга они просто не нужны людям.

      Оставались в домике только две гласных буквы «Ю» и «Я». Буква «Ю» заюлила, как юла, не зная, чью сторону принять. Но когда она увидела, что все «гласные» буквы направились к двери и хотят уйти из дома, она тоже, перекатываясь, подбежала ко всем остальным буквам, которые покидали их уютный домик «Азбука».

                *****

      Только буква «Я» не захотела присоединиться к остальным «гласным» буквам.
      -Я не пойду с вами! Пусть Я последняя буква в алфавите, но Я всё рано самая главная! Я есть сама по себе отдельное слово! Кроме того, по звучанию Я состою из двух букв, это «е – а» или «и – а», - гордо заявила эгоистичная буква, выставив ногу вперёд, и, выпятив большой живот.

      «Я тоже никуда не уйду, - заявил твёрдый знак «Ъ» – потому, что мне идти некуда и я буду твёрдо стоять на своём месте!».
      Мягкий знак «Ь»-  тоже решил никуда не уходить, но вовсе не из-за упрямства. «А потому, - подумал он, - что, если я останусь, то может быть смогу смягчить разбушевавшиеся остальные буквы и примирить их всех между собой».

      Когда в доме остались только глухие, звонкие и шипящие буквы, буква «Я» старалась успокоить всех, сказала снисходительно и заносчиво:
      - Если действительно вам понадобятся «гласные» буквы, обращайтесь ко мне, так и быть Я вам помогу,- и ушла к себе в ячейку, а остальные согласные буквы вышли во двор и к своему ужасу увидели, что они не могут прочитать название своего дома. Все гласные буковки исчезли и вместо слов – «Это дом Азбуки» они увидели – «.т. д. м .зб.к.».
      «Что за абракадабра?» - подумали они и побежали за помощью к букве «Я».
     -Ничего страшного, - сказала буква «Я» - теперь каждый раз, когда вам понадобиться, можете использовать меня в составлении слов».
      Буквы так и сделали, но что же получилось? Теперь слова «Это дом Азбуки» звучали как «Ятя дям язбякя»?

      Однако буковки не подозревая, как отнесутся к таким изменениям люди, спокойно стали во всех словах все «гласные» буквы заменили лишь на одну букву «Я». И вот что получилось! «Дом» стал называться «Дям», «Дым» тоже стал «Дям». Поэтому даже сами, оставшиеся в доме «согласные» буквы, не понимали где «Дом», а где «Дым», потому что оба названия стали «дям», «дям». «Печь», стала «Пячь», а «Стол» и «Стул» тоже звучали одинаково, и стали называться «стял» и «стял», да и все предметы в доме получили непонятные названия. Один только гусь веселился, он радостно бегал вокруг дома, хотя и стал не «гусь, а «гясь». Однако он, не сдаваясь, кричал во всё гусиное горло:
      -Я ня гясь, я кря! Я кря!».

      Люди любили приходить в дом «Азбука», но когда они увидели, что не только «Азбука» стала «Язбякя», а исчезли все «гласные» буквы и из других слов, то они   перестали что-либо понимать и больше не приходили в дом буковок. Домик опустел без людей, стало скучно. Больше никто не пел вокализу с «гласными» буковками, слышалось только шипение, фырканье, цоканье.

      Приуныли «согласные» буковки и решили позвать обратно в дом «Азбука» тех, кто обиженно их покинул..

      Между тем, «гласные» буковки убежали в лес. Там они бегали, перекликались друг с другом звуком «Ау» и громко распевали разные голосовые мелодии. Но проходило время и «гласные» буковки стали очень скучать по своему общему дому «Азбука». Как-то под вечер «гласные» буковки неожиданно услышали шуршанье, фырканье и цоканье, которое становилось всё слышнее и слышнее, всё ближе и ближе. «Кто бы это мог быть?» - подумали они, с затаённой радостью. Наконец, сквозь заросли кустарников они увидели, что к ним медленно подползали все остальные буковки из Алфавита. Ура! Это были «согласные» буковки»!

      «Гласные» по своей натуре были весёлыми и добрыми буковками, поэтому они очень обрадовались, когда увидели, что и все остальные буквы пришли все вместе.
 
      — Простите нас, — сказали «согласные» буковки, — мы поняли, что вы самые главные буквы в Алфавите. Без вас, нас никто не понимает, а люди больше не приходят к нам за помощью. Вернитесь, пожалуйста, в нашу Азбуку, в наш общий дом. Мы, «согласные» буковки, хотим быть всегда вместе с «гласными». Мы согласны никогда не расставаться, и будем дружить, и помогать людям понимать друг друга, — взмолились «согласные».
 
 
      «Гласные» буквы смутились от такого доброго признания, но твёрдо добавили, что в Алфавите нет главных или не главных букв, потому, что в нашем доме Азбуки абсолютно все буквы главные. Разве можно написать какое-то слово, где должны быть только буквы «глухие», «звонкие» или «шипящие» и не написать хотя бы одну из «гласных»? Нет, нельзя! Например, если убрать «звонкую» букву «З» в слове «звонок», то получится «вонок». а что это за слово, никто не знает. Или, если в слове «Царица» убрать букву «Ц», получится «ариа», и никто в жизни не догадается, что это слово должно было бы быть «царица», хотя все «гласные» буквы в слове имеются. Вот поэтому в Алфавите все буковки главные, и все их нужно хорошо знать и уважать.

      Обрадованные таким тёплым приёмом со стороны «гласных» букв, все буковки Алфавита взялись дружно за руки и все вместе радостно вернулись в свой общий дом Азбуки. Над дверями дома снова засияла золотыми буквами вывеска – «Это дом Азбуки». Люди обрадованные, что домик Азбуки снова ожил, стали его постоянными посетителями. Люди написали много хороших книг и сказок с помощью Алфавита, которые принесли всем людям знания и радость.

      Эта сказочка тоже была написана с помощью всех буковок Алфавита. Ты тоже сможешь написать сказку или поздравления своим маме и папе, если будешь учить, уважать и использовать все, все, все буковки нашего Алфавита!

      Мы, буковки, желаем тебе удачи и успеха в учёбе! Спасибо, что ты нас знаешь!


Рецензии
Удивительная сказка-наставление и, потому, весьма полезная, как детям, так и взрослым. Мне очень нравится также романы Эльмиры Пасько про знаки препинания.
Спасибо, Кора. Прочту сказку моей внучке.

С пожеланием успехов,
Ваш Алёнкин

п о н р а в и л о с ь !

Виктор Алёнкин   26.06.2016 14:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор! Сказка была написана моему внуку, когда ьн пошёл в 1-ый класс...)))

Кора Журавлёва   26.06.2016 15:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.