Случайные заметки о книгах

Неяркие солнечные лучи  лишь слегка тронули позолотой листву на деревьях. Воздух, чистый и прозрачный, тревожил душу тем непередаваемым словами ароматом увядания едва опавшей листвы. Милая моему сердцу картина ранней осени...

А вот и мой троллейбус. Впереди  на сиденье девчушка лет восьми - девяти с раскрытой книжкой поверх ранца на коленях. Склонившееся личико с нежными и тонкими очертаниями. Ровный пробор на русой головке. Девочка увлечена чтением.

Согласитесь, сейчас такое нечасто можно увидеть. Я наблюдаю за ней и она замечает мое пристальное внимание. Поднимает голову и некоторое время глядит мне прямо в глаза. Я отворачиваюсь к окну. Этот крохотный эпизод растревожил мои мысли. Вспомнилась недавняя полемика.

- Сейчас никто уже не читает! Век сплошной компьюризации. Книги отошли в прошлое. Дети не любят и не хотят читать...

Славная девочка! Живое доказательство противного. Что она так увлеченно читает? Кажется, судя по картинке, она переживает приключения Буратино. Книга не новая, явно библиотечная.

Нет, вовсе не все дети отрицают книги. Быть может, многое зависит от семьи? Дети, как губка, впитывают в себя настроения, разговоры, поведение родителей. И с этими "накоплениями" приходят в жизнь. Так бывает чаще всего.

Я исподволь продолжаю наблюдать за девчушкой. Сосредоточенность и увлечение читалось на ее прелестном личике. Она находилась в другом мире. Мире грез и фантазий. В мире книги.

Мне вспомнилось мое детство. Ах, как волнующи и таинственны были эти новые миры, полные страстей, приключений и новых открытий! Читая нескончаемые тома Жюль Верна, не в силах оторваться, в однокомнатной квартире, где нас было четверо, я часто по ночам тайком под одеялом с фонариком перелистывала заветные страницы.

И, погрузившись в эту атмосферу, читала, читала, читала до самого утра. Соленые брызги волн, бешеная скачка на лошадях, непроходимые джунгли Амазонки... Может, поэтому во мне до сих пор живет страсть путешествий. Нскончаемая страсть познания мира. Страсть, начало которой положили книги...

Не удержавшись, украдкой при помощи смарта я сохранила этот нежный портрет. Портрет девочки, читающей в троллейбусе.

Мною уже пройден значительный жизненный путь. И теперь я знаю, что дорога в огромный и сложный мир начинается с книги. Этой потрясающей энциклопедии человеческого опыта, собрания чувств и мыслей лучших представителей человечества разных времен.

Помните, у Максимелиана Волошина.

"Я мысленно вхожу в Ваш кабинет...
 Здесь те, кто был, и те, кого уж
 нет,
 Но чья для нас не умерла химера,
 И бьется сердце, взятое в их
 плен...

 *   *   *

 Их дух, их мысль, их ритм, их 
 бунт, их крик...
 Я верен им..."

С этим бесценным опытом нам предстоит шествовать по дороге жизни. Постоянно открывать для себя новые и новые миры.


А еще мне представляется очень важным то, что собранная в книгах мудрость всех времен и народов позволяет не только получить ответы на многие важные для нас вопросы, но и сформулировать эти самые вопросы... 

Хочется верить, что милая девочка стоит уже в самом начале этого захватывающего путешествия. В начале пути, длиною в жизнь. От всего сердца желаю ей добрых открытий и достижений на этом нелегком пути. И пусть верным спутником ее станут самые мудрые и нужные книги... 

16 сентября 2015 года                Гродно   Беларусь


Рецензии
Знаете, Людмила, многое зависит ещё и от встретившегося на жизненном пути маленького человечка!
До пятого класса я читала только учебники!
В пятом классе проходили "Детей подземелья". Прочитав первое предложение, учительница заплакала. Мне стало интересно, почему она плачет? Чтобы ответить на этот вопрос, я начала читать книги, и с тех пор с книгами я не расстаюсь! Благодарю, Людмила!

Марина Репина 2   12.05.2019 07:25     Заявить о нарушении
Виктор Гюго заметил:
"Книги - это друзья, бесстрастные, но верные."

Я уверена. Каждая книга обладает своей душой. И не только того, кто ее написал, но и тех, кто читал, переживал, мечтал. Когда читаешь, у тебя в голове будто целый мир создается. Причем твой собственный мир, который ни от кого не зависит. Ты - творец...
Спасибо за отзыв. Успехов вам...

Людмила Демьяченок   12.05.2019 10:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.