Звонок Солженицына

Из очерка ''Квартира и книга''
 

Вот и на этот раз пришли две елейные лисы вести переговоры от имени инвестора по поводу обмена. Однако очень скоро лисы стали превращаться в разъяренных пантер. Раскрасневшиеся тетки кричали, что инвестор может вышвырнуть нас из квартиры. Я собрался вышвыривать самих теток. Разговор шел на повышенных тонах. В этот момент раздался телефонный звонок. В трубке я услышал голос пожилого человека:
- Мне нужно поговорить с Сергеем Федоровым.
-Да, я у телефона.
- Вы Сергей Федоров?
- Да, я. -  Распаленный баталией с тетками, я с раздражением подумал: «Какой-то старик из ДЭЗа звонит, наверное, тоже по поводу квартиры»
-А как ваше отчество? – спрашивал старческий голос – Я без отчества не могу.
- Иванович, - ответил я.
- Так вот, Сергей Иванович, вам звонит Александр Исаевич Солженицын.
Я тихо сел.
Тетки продолжали возмущенно переговариваться между собой.
- Тихо, Солженицын звонит! – сказал я, прижав трубку к груди.
Наступила тишина.
- Я получил Ваше письмо и материалы, - продолжал Александр Исаевич, - Могу ли я   использовать их?
- Все это принадлежит Вам, Александр Исаевич. Распоряжайтесь ими как угодно. Я буду счастлив, если они Вам пригодятся.
- Спасибо.
Солженицын спросил, в какое время я приходил в его фонд. Оказалось, что мы разминулись с ним на полчаса. Стал говорить о созданной им еще за границей Библиотеки русского зарубежья, где собирались рукописи, мемуары, документы, посвященные русской истории, судьбам людей. Дорого каждое свидетельство о  произошедших событиях. Сейчас эта библиотека в Москве  на Таганке. Александр Исаевич предложил мои рукописи отнести туда, им будет присвоен номер, и они будут положены на хранение, будут доступны читателям. Рукописи перечитываются сотрудниками библиотеки, и наиболее значимые из них  издаются. Каждый год публикуется не меньше десяти рукописей. Сказал, чтобы я обратился по поводу материалов к его секретарю.
-Она не поверит, что Вы звонили мне домой.
-Поверит, ее зовут Мурина.
С Муриной мы встречались раза два-три, предварительно созвонившись. Александр Исаевич благодарил Толю Морева за рисунки характерные портреты его самого, сделанные с экрана телевизора. Записку с поручением Мурине поблагодарить Анатолия Морева я передал Толе как автограф  Александра Исаевича.
 Через Мурину и я получил автограф на первом томе собрания сочинений.
«Сергею Ивановичу Федорову с добрым чувством.. А.Солженицын.   Март 2000г.»
 
    В  своем письме к Александру Исаевичу я не стал  скрывать, что являюсь последователем о.Всеволода Шпиллера («духовным внуком»,) мой духовник был ближайшим  его чадом .В течение шести лет, до самой кончины о.Всеволода я приходил в Николо-Кузнекий храм на его службы, получая его благословение, и ответы на вопросы. Как-то спросил: «Как искренно считать себя ничто? (как святые)» На что о.Всеволод ответил, что не искренно  считать себя ничто нельзя. Увидев, что такой ответ меня не удовлетворил, добавил, что это вопрос не масштабов, для этого не надо атомной бомбы с шестнадцатью расщепляющимися боеголовками, это вопрос любви. Когда человек по настоящему любит  другого  человека, он забывает о себе, о собственной значимости.
В 1974году, когда стоял вопрос  высылке Солженицына из СССР  в связи с публикацией  «Архипелаг ГУЛАГ» за границей,  Александр Исаевич стал главной фигурой сопротивления советской власти. Его поддерживала светская и церковная интеллигенция.                В это время о.Всеволод в интервью АПН высказал мнение, что ненависть не может быть движущей силой «религиозного писателя», высшие проявления любви жалость и сострадание распространяются не только на безвинно страдавших, и что добро это онтологическая сущность, а не только моральное и этические нормы.  Онтологическое добро взращивается любовью и через любовь. Через любовь христианин находит в себе « единственно чистый источник духовной творческой энергии», которой преодолевается онтологическое зло. Царство Божие внутрь вас есть. Лук.17:20-21 Злость же и «самые лучшие и возвышенные наши чувства превращает в зло и ложь»
Это интервью наделало много шума и оттолкнуло от о.Всеволода церковно - диссидентскую интеллигенцию. Николо-Кузнекий храм наполовину опустел. О.Всеволод хотел уходить  с настоятельства, но его духовник старец о.Павел Троицкий не дал на это благословения.
В письме к Александру Исаевичу я писал, что являюсь прихожанином Николо-Кузнецкого храма, последователем о.Всеволода Шпиллера, но в то же время с глубоким уважением отношусь к творчеству Александра Исаевича. (Хотя после чтения «Архипелаг ГУЛаг» рука тянулась к оружию. По молодости я считал, что такое государство не должно существовать и его надо «взрывать»)
Может быть это обстоятельство, общение с о.Всеволодом и подтолкнуло Александра Исаевича более внимательнее отнестись к письму и даже позвонить мне.
Иллюстрацией того о чем говорил о.Всеволод, о добре, о сердечном устроении мог бы быт эпизод, произошедший в реальной жизни.
  В восьмидесятые годы рассказывали как к о.Всеволоду обратился мальчик по поводу того, что в школе к нему пристает другой мальчик, лезет драться. Как быть, смиряться? Но тогда мальчишки в школе  «заклюют» его. О.Всеволод ответил:
- Когда он будет приставать к тебе, ты тихо и твердо скажи – «Отойди»  Если он будет продолжать приставать, ты еще раз скажи- «Отойди» А если он не послушает  и опять полезет драться, то ты размахнись и с большой любовью, дай ему оплеуху.

(Во время революции о.Всеволод был кадетом. Воевал на стороне белых в гражданскую войну. В семидесятые годы, когда он лежал в больнице, выяснилось, что его сосед по палате бывший красноармеец воевал в одних и тех же местах и был участником тех же сражений, что и  о.Всеволод. Они стреляли друг в друга. Вместе в больнице провели неделю, вспоминая прошлое. Когда о. Всеволода выписывали, красноармеец сказал: «Душевный ты человек, Дмитрич») 


Я отнес свои рукописи в Библиотеку русского зарубежья. Им действительно присвоили номер и взяли на хранение.


http://www.proza.ru/2014/02/14/883

***

Проза.ру Федоров Мистик http://www.proza.ru/2015/09/16/90

Автор ищет спонсора на издание документально-мистичких произведений. Проза. Ру Федоров Мистик.


Рецензии