Адам-человек из праха, Исус-из хлеба

                "И будешь ты в поте лица добывать хлеб свой..."
                сцена изгнания из рая АДама и Евы



Митрополит у Киева был прежде,
Не мне судить о книгах тех - невежде,
Но голос в человек не остынет,
Пока он произносит имя: "Сыне"

Полвека на земле Бог дней отмерял
Петро Могиле - праведному в вере,
Потом призвал в верховные чертоги,
Возможно, счел, что все дела в итоге

Уж завершил Могила на Земле.
И нам не стоит в уши лить елей,
Чтобы понять, о том далеком человеке:
Восточных Патриархов в кои веки

Сумел он убедить своим суть словом:
"Изложение веры русов" - взяв в основу.
И труд сей был  велик и интересен.
Но только многим был и есть он тесен.

Святой Амросий Оптинский дивился:
У Старца на Могилу глаз открылся,
И пусть учение Никон не признал,
И ныне ересью считают в РПЦ,

Остался в памяти народной Патриарх.
И в Украине - Он святой теперь.


В 1640 году Петр Могила пригласил епископов, архимандритов и игуменов на Собор. С 8 сентября начались заседания и читан был Катехизис, сочиненный в Киеве.  Собор старался отклонять православных сколько от ошибок папизма, столько же от своеволий Реформации. В этом духе пересмотрено и "Исповедание веры". Назвав его "Изложением веры руссов", Собор отправил его на греческом языке на рассмотрение восточных пастырей. Ясский Собор 1642 года при депутатах Русской Церкви снова пересмотрел его и отправил к Патриарху. "По настоянию нашей Русской Церкви, — писал Петр Могила, — Церковь Константинопольская произнесла проклятие на все кальвинские, еретические артикулы веры, изданные подложно под именем святого отца памяти Кирилла (Лукаря), Патриарха Константинопольского, на соблазн верных Божиих чад Восточной Церкви". Это определение мая 1662 года, защитившее честь Патриарха Кирилла, за подписью Патриарха Парфения препровождено было к Киевскому митрополиту и было подписано им самим и всеми епископами южной России. "Пусть это обратится в стыд тебе и каждому другому, несправедливо обвинявшему нас в потворстве кальвинизму и лютеранству"— говорил митрополит Могила отступнику Кассиану Саковичу. В мае 1643 года одобрено было всеми Восточными Патриархами "Изложение веры руссов" и названо "Православным исповеданием Кафолической и Восточной Церкви".
Но книга осталась еще на Востоке. Митрополит два года ждал ее. В 1645 году он издал сокращение "Православного исповедания веры"; об артикулах веры сперва на польском, потом на русском языке; на польском для того, как сказано в предисловии к русскому изданию, чтобы "заградить уста бесстыдным клеветникам, которые на том же языке дерзают обвинять пред светом Церковь Православно-католическую в разных ересях". Хотя пространное "Исповедание веры" оставалось еще 29 лет неизданным, вопреки надеждам Могилы , но определение границ, отделяющих Православие от папизма и Реформации, уже сделалось общеизвестным.
[Граф М.В.Толстой "Рассказы из истории Русской Церкви", книга пятая, гл.IV ]

Святой Амвросий Оптинский считал Катехизис Петра Могилы вершиной ортодоксальной апологетики: «...не читайте без разбора всякие новые сочинения, хотя бы и духовного содержания, но таких сочинителей, которые не подтвердили своего учения святостию жизни... Чтобы не потерять твердое Православие, возьмите в руководство себе и детям своим «Православное Исповедание» Петра Могилы. Рассмотрите ее со вниманием и тщанием, и написанное там содержите в памяти твердо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасения, и знать, что нужно сказать и указать детям в приличное время».

В 1996 году Священный Синод Украинской Православной Церкви канонизировал для местного почитания (в пределах Украины) святителя Петра, митрополита Киевского, несмотря на то, что предложение о его прославлении было отклонено комиссией Московского патриархата. 8 декабря 2005 года св. Петр не был канонизирован поместным собором на территории РПЦ.

В 1689 году в Москве патриарх Иоаким собрал церковный собор, о разрешении спора о времени преложения Святых Даров. На соборе было утверждено православное учение о времени преложения Святых Даров, которое исповедовали братья Лихуды, и была осуждено католическое учение — «хлебопоклонная ересь».  Хлебопоклонная ересь изложена в «Лифосе» Петра Могилы. Патриарх Иоаким, осудивший на соборе латинское учение о пресуществлении, велел составить от своего имени книгу, под названием «Остен».

Почти 300 лет тело киевского архипастыря покоилось в склепе под Успенским собором Киево-Печерской лавры. Но в ноябре 1941 г. великую Лаврскую церковь взорвали. Взрывчатку заложили именно в месте погребения мощей святого митрополита.


Рецензии
Написать рецензию
завещание: «Я, Архиепископ Петр Могила, Митрополит Киевский, Галицкий и Всея Руси, Экзарх святаго Константинопольскаго престола, архимандрит Печерский, видя, что упадок святого Богослужения в народе русском происходит не от чего иного, как от совершенного недостатка образования и наук, тотчас дал обет Богу моему — все мое имущество, доставшееся от родителей, и все, что ни оставалось бы здесь от доходов должного служения... обращать частью на восстановление разрушенных храмов Божьих,.. частью на основание школ в Киеве по правам народа Русского».

более русский - чем всякий русский

Ида Рапайкова 15.09.2015 21:08 •

+
представить себе можно ли, что Патриарх Русской Православной Церкви скаже о себе такое: "Я, ... Всея Руси, ... видя, что упадок святого Богослужения в народе русском происходит не от чего иного, как от совершенного недостатка образования и наук, тотчас дал обет Богу моему — все мое имущество, доставшееся от родителей, и все, что ни оставалось бы здесь от доходов должного служения... обращать частью на восстановление разрушенных храмов Божьих,.. частью на основание школ в Москве по правам народа Русского"?

вот что натворила горбачевская толерантность
толе нерантность

Ида Рапайкова 15.09.2015 21:21 Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания

Ида Рапайкова   16.09.2015 13:53     Заявить о нарушении