Приложение - отзыв на статью Власть человека - угр

ОТЗЫВ НА РАБОТУ Р. Рудковского
ВЛАСТЬ ЧЕЛОВЕКА НАД ЧЕЛОВЕКОМ И ОБЩЕСТВОМ – СМЕРТЕЛЬНАЯ УГРОЗА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ.

     М.Д. Тявловский – заслуженный деятель науки Республики Беларусь, доктор
     технических наук, профессор, президент общественного благотворительного           объединения «Защита жизни у ее истоков и генетического фонда народов».

В современном естествознании и философии все больше очерчиваются тенденции стремления исследователей не только к созерцанию мироздания, а больше к выяснению и пониманию самих процессов миропостроения, все больше задается вопросов, почему мир построен именно так, как мы его видим, ощущаем, изучаем, мог ли он быть другим, является ли существование и происхождение человека закономерной необходимостью или необъяснимой случайностью, каково настоящее место человека во вселенной и каковы его предназначение и роль в развитии природы. Пожалуй, именно к ряду таких работ можно отнести и статью Р. Рудковского. По названной теме Рудковский Р.Р. сделал доклад на республиканской конференции «Роль социальных и трудовых отношений в решении демографических проблем народов на рубеже 3-го тысячелетия», состоявшейся 23-24 ноября в Минске. Тезисы доклада представлены в Интернете.

Автор – геофизик и геолог по образованию и роду занятий, кандидат геолого-минералогических наук, довольно широко интересующийся естествознанием. Автору пришлось постоянно заниматься природной информацией естественных и искусственных геофизических полей от слоев земной коры и рудных объектов, основное внимание и усилие при этом прилагая к выявлению полезной информации, выделяя ее среди помех. Возможно, это и явилось основным обстоятельством, обусловившим то, что он придает большое значение информации в природе, взаимодействию с ней, убежденно рассматривая ее как объективное явление природы, открывающее доступ к жизнеобеспечивающей энергии и развитию, к разуму. Свою статью Р. Рудковский начинает с определения разума как способности материи не только воспринимать информацию, но и обрабатывать ее и демонстрировать иные характеристики наиболее полного и всестороннего взаимодействия с ней.

В первой части статьи автор приводит существующие представления об эволюции, начиная с гипотезы А.И. Опарина от химической эволюции до образования протоклеток и клеток, положивших начало биологической эволюции. И хотя гипотеза Опарина в свое время оспаривалась, но в сущности, все последующие и современные начала эволюционного образования жизни, в частности гипотезы американских ученых, весьма близки опаринской, с той лишь разницей, что «родиной» протоклеток считается не Земля, а далекий космос. Соглашаясь с принципом естественного отбора, на котором якобы основана эволюция на всех ее этапах, как раннебиогенном, так и биологическом, автор в процесс эволюции вплетает информацию, накопление которой в системе и ведет к ее негэнтропийному усовершенствованию. То есть переход к новому видообразованию возможен только при определенном накоплении полезной информации. И, пожалуй, именно такой подход и устраняет противоречия дарвиновской эволюции, неспособной на основании только естественного отбора объяснить ступенчатый характер эволюционных процессов жизни, скачкообразного возникновения видов без видимых следов переходных мутаций. Эволюция через необходимость накопления информации объясняет и признаки номогенеза, обнаруженные в частности Л.С. Бергом, на различных этапах развития того или иного вида животных. Естественный отбор в таком случае становится лишь инструментом эволюции, а не главной ее движущей силой, как это представляется в теории Ч. Дарвина, инструментом, определяющим соответствие мутации тому виду, который предопределен природой через накопленную информацию. Р. Рудковский доказывает объективность информации и ее участие на всех уровнях организации материи, в том числе и в образовании так называемых тонких миров. И поскольку информация воспринимается и накапливается, фильтруется и обрабатывается материальными образованиями, что по определению разума доказывает их разумное состояние, автор приходит к выводу об объективности разума материи и его негэнтропийности. Более того, рассматривая развитие живой материи с позиции совершенствования ее взаимодействия с информацией, он приходит к выводу, что эволюция жизни предопределена эволюцией разума материи. Так, об эволюции разума жизни свидетельствует и характер развития нервной системы организмов, идущего по пути как увеличения скорости прохождения информации, так и сосредоточения органов чувств в одном месте, образование головы и мозга, т.е. сокращения расстояний для прохождения, уменьшение времени на восприятие и обработку ее.

Так последовательно рассматривая эволюцию, как по горизонтали, так и по вертикали, автор приходит к своему главному для статьи выводу, что общество, то есть народ и все человечество, создано природой объективно, целенаправленно на создание разума этого общества людей, что и предполагает их поведение, взаимоотношения, в том числе морально-нравственные, и структуру самого общества. И на основе современных знаний об организации систем и их свойств по принципу редукционизма и эмерджентности люди могут в самое ближайшее время постичь законы разума и требования, предъявляемые к ним природой. Тем более, что часть этих законов вытекает уже из самого определения разума, т.е. нельзя создавать помех взаимодействию с информацией, нельзя мешать развиваться разуму. И это изучение разума и организацию разумного общества необходимо начинать уже сегодня, так как будущее – это то, что начинается сейчас.

Вторая часть статьи и посвящена некоторым вопросам организации общества, конформизму толпы и утверждению веры, как условию объединения людей и образования разума общества, пагубному воздействию власти человека над человеком и обществом на развитие разума как человека, так и общества. Уже то обстоятельство, что, несмотря на усилия автора, эта статья, поднимающая актуальные и злободневные вопросы и проблемы жизни общества, более двух лет остается неопубликованной, свидетельствует о весьма слабой деятельности, низком развитии разума нашего общества, крайне замедленном, заторможенном прохождении информации.

Таким образом, небезосновательными и логичными представляются выводы автора о существовании природной информационно-обрабатывающей системы, названной автором разумом природы, ячейкой или элементом которой является разум человека. Такой подход открывает новые представления о природе и значительно расширяет творческие возможности человека на пути как индивидуального, так и общественного развития. Статья касается целого потока информации, обилие которой возможно обусловило некоторое несовершенство самой статьи, касающейся последовательности в приведении некоторых доказательств. Но прежде чем раскладывать по полочкам, необходимо хоть что-то иметь. А эта работа, безусловно приоткрывает новое окно в мир познания и привлечет исследователей в этом нестандартном миропонимании и поэтому заслуживает широкого обсуждения в поисках дополнительных доказательств выдвинутой гипотезы. Статья творческая, научная, актуальна, злободневна с элементами публицистики  и заслуживает опубликования.

Декабрь  2000.                М.Д. Тявловский


Рецензии