Чистильщики

- Новая работа для нас, Укгрт, - сказал Онхнту, посматривая тремя глазами на экран монитора, а остальными на босса.
Большой начальник Укгрт сидел, удобно сложив две пары задних ног и играя передней парой в развивающую игру на бортовом компьютере. В руке он держал сухой паек кубической формы, один из тех, которыми был забит трюм, и время от времени отгрызал мелкие кусочки.
- Что там еще? - отозвался он недовольным тоном, приостанавливая грызню, - мне нужно прикончить еще сто два пришельца!
- Центр сообщил о случае использования ядерной энергии возле звезды системы… впрочем, это не важно. Мы, как ближайший корабль, немедленно направляемся туда.
- Что за взрыв, когда произошел? – оживился босс, откладывая в сторону и игру тоже.
- Тринадцать лет назад. Опять видно, играли с термоядерным оружием.
- Что-то давно это было.
- Но ведь сигналы ровно столько идут оттуда до ближайшей радарной станции.
- Ладно, летим, - разрешил босс, возвращаясь к игре, - Надеюсь только, нам потребуется меньше времени для прибытия.

Онхнту сжал свои упругие складки и включил супер-двигатель, думая о представителях расы, с которыми им скоро придется столкнуться. Красивые ли они? Разнообразие галактических рас поистине огромно, и каждая наилучшим образом приспособлена для своего родного мира. Народ Онхнту, носящий гордое имя Тхиптс-Ту, испокон веков жил и строил города на континенте Горячих Камней – шесть суставчатых ног с копытами, держащие подвешенное между ними кожистое тело: разве такая анатомия не казалась вершиной эволюции?

Но лишь до тех пор, пока не стало известно о других мирах, и рука дружбы, протянутая через галактику, была совсем не похожа на хватательные усики народа Тхипс-Ту. У себя дома они могли ходить по острым камням, не обжигаясь, смотреть во все стороны одновременно и при этом не касаться опасного низового тумана. Однако босс на континенте Горячих Камней немедленно изжарился бы до смерти, а если бы Онхнту попал на родную планету своего начальника, то погряз бы в песчаных дюнах почти целиком, не успев выйти из космолета.

Голова Онхнту крутилась внизу морщинистой туши, и восемь глаз позволяли ему без лишних движений наблюдать все приборы одновременно. Идеальное сложение для звездного навигатора. Поэтому-то его народ так тянет к этой профессии. А вообще книга о расах имеет множество ужасных картинок, от которых становится дурно. На планете Дете-Фу-Татт обитают ярко-синие существа с тонкими головами на стебельках, летающие при помощи метанового пузыря. На спутнике звезды Мирг цивилизацию создали странные твари, похожие на огромный комок навоза и общающиеся при помощи щекотания. Даже скованная цепями белковой материи, жизнь безгранична.

Взвизгнул, наконец, супер-двигатель, и сложной формы  звездолет помчался к указанной планете со скоростью в двадцать тысяч раз быстрее света. Через короткий промежуток времени за иллюминаторами вспыхнули новые звезды, и ближе всех был желтый шар, смягченный фильтром. Капитан вошел в роль и подобрался ближе к окну, бросив свою игру в угол, чтобы видеть быстро приближавшийся комок планеты.
- Это грязный серый мир, - разочарованно пробормотал он, - очень грязный. Кто бы тут не жил, они нагадили будь здоров.
-  Запускаю зонд, - отозвался Онхнту. – А что мы знаем об этой планете?
- А что это вообще за планета? – спросил Укгрт, почесывая один из подбородков. – А, я вспоминаю, звезда Тшкис, в системе Кавачприаа? Планета третья?
Босс задействовал свой невероятно развитый мозг, в котором хранились сведения о тысячах обитаемых планет и десятках наблюдаемых со стороны. Ему не нужно было никакого компьютера, чтобы выдать ворох сведений почти за секунду.
- Мы знаем ее, - заметил Укгрт. – Центр уже отправлял сюда зонды. Список наблюдаемых. Давненько было, сто лет назад. Вы не представляете, какие там существа жили. Две ноги, всего-то два глаза, внешнего скелета нет…
- Даже для мягких условий тело довольно ненадежное.
- Плохо, наверное, жили. Да еще нужно было дышать этой гадостью, что там скопилась. О чем это я? Тогда разведочный диск все обследовал, как надо, записал. Четырнадцать миллиардов особей.
Онхнту издал высокий звук, который вырывался у него только в моменты большого удивления, а потом в смущении прикрыл пару глаз.
- Простите, капитан, - поправился он, - мне просто стало дурно от цифры.
- …власть неравная, тираническая, нищета, до сих пор использовались средства общего обмена - то есть любимое наше золото, общий фон психологии резко упадочный,  уничтожение мира достигло катастрофических масштабов, радиоактивных отходов полно, и, между прочим, агрессивная реакция на контакт.
- Не впервой. Помните синюю звезду… - Онхнту издал череду кашлеобразных звуков, - где аборигены так перепугались при виде экспедиции, что перебили сами себя?
- Помню, - мрачно отозвался босс. – Но здесь у нас другое дело.
- Каждого перечисленного вами пункта достаточно для категории Б-2. Это не слишком разумная раса.
- Была, коллега. Была не слишком разумной расой. Когда я вижу планету такого цвета, я сразу знаю, что там никого нет. После первого диска была еще экспедиция, вы знаете, что деструктивные расы разрешено не считать полноценными разумными существами, они приравниваются к животным, так что наши брали пробы и ставили опыты, вскрытие, примерно полсотни лет. Искали потенциально разумных особей. Потом закрыли для контакта, следуя высокому приказу из штаба.

В этот момент вернулся разведочный диск.
- Все как обычно, - заявил Онхнту будничным тоном, подражая боссу, - Ядерная война, самоубийство, излучение. Сколько у нас такого…
- Большая часть Б-2 кончает именно так. Посмотрите, есть ли базы на соседних спутниках.
- Обязательно, - навигатор быстро защелкал, отправляя луч лазера в путь по планетной системе. – Ага.
- Где?
- Вон та красненькая. Но это игрушки. А вот здесь на спутнике полноценная база. Сканер показывает… так… двадцать два замороженных трупа. Как минимум.
- Последними умерли. Заметь, Б-2 обычно убивали себя как раз после выхода в космос.
- Ну и хорошо. Не хватало им еще разносить тупость по галактике. Да в этом есть какой-то высший промысел, оставляющий только истинно мудрых для завоевания вселенной!
- Прекратили бы вы свои штучки, - сказал Онхнту. – Что там говорят приборы?
- Сейчас… Так, по выкладкам анализатора, здесь произошла масштабная война, и она началась примерно тогда, когда предыдущая экспедиция покинула планету.
- Они увидели пришельцев со звезд и так ужаснулись, что передрались между собой. В точности как те, о которых вы сейчас вспоминали.
Онхнту протянул щупальца к пульту и приказал кораблю покинуть систему.
- Неплохой день, а, босс?
- Ерунда. Неплохо для космического патологоанатома, или могильщика, верно, - меланхолично отозвался Укгрт.
- Ну, это уже пусть Центр решает, кого посылать, - уклонился Онхнту.

(2012)


Рецензии