Болезни подавленной агрессии

АГРЕССИЯ
Мы разобрали, зачем мы злимся – чтобы выживать. Вопрос стоит в адекватности нашей оценки той опасности, на которую направлена наша злость. А на самом ли деле эта опасность такая страшная, а существует ли она на самом деле, почему мы привыкли так за себя бороться. И главный вопрос психосоматики: что мне мешает выражать агрессию там, где она действительно нужна и где она меня действительно защитит?

Функции злости (агрессии, ярости): защита нашего существования, нашего права на что-то (незыблемого). См. пирамиду Маслоу, например - рис.. Или потребности в браке (книга Харли «Законы семейной жизни»)- рис.

Физиология агрессии
Когда мы злимся, выделяется теми же самыми надпочечниками еще один гормон, который определяет большинство наших телесных ощущений – гормон льва, или норадреналин. Вот его эффекты на организм: общая мобилизация, пульсация в голове, ощущение прилива сил (за счет небольшого повышения артериального давления), хорошее настроение.
Упражнение: выражаем и чувствуем агрессию.
Контроль своих эмоций, особенно негативных, – это залог здорового общения с окружающими. Психология агрессии обязывает неконфликтных людей учиться правильно выражать свои эмоции, в том числе и гнев.
Наиболее эффективный способ выражать агрессию так, чтобы она не  накапливалась в организме и не вызывала побочных эффектов такой: использование утверждения из трех частей – я злюсь, когда ты…, для меня это означает…
Для того, чтобы сделать общение с собеседником наименее конфликтным стоит заменить «ты»-обращения на «я»-обращения – это не будет вынуждать собеседника оборонятся от ваших нападок. Не менее важны невербальные средства общения – язык телодвижений, зрительный контакт.
Алгоритм работы с агрессией:
1. Найти объект
2. Признать – да, я злюсь
3. Признать свое право злиться (я имею право злиться, раздражаться, беситься..)
4. Признать другие чувства у человека, на которого направлена агрессия, помнить о том, что он человек, о том, что есть уголовный кодекс.
5. Я-высказывание: Я злюсь на тебя, когда ты делаешь, говоришь то-то и то-то, потому что для меня это означает то-то и то-то
6. Ты тоже имеешь право чувствовать что-то по отношению ко мне, думать и говорить все, что угодно. Это твое право.


ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ подавления агрессии.
Что происходит, если мы не можем себе признаться, что она есть, и на кого она направляется вследствие этого?
Какие части тела отвечают за сохранение вида, за выражение злости, за самосохранение?

1. Зубы
2. Ногти (Когти)
3. Язык (горло, рот) – то, чем мы злословим
4. Кулаки (руки), ноги (пинки)

Если телу запрещено выражать агрессию:
- разрушаются и выпадают зубы
- расслаиваются и ломаются ногти
- немеют руки и ноги (болят, отекают, случается паралич и т.п.)
- развивается негибкость суставов, болезненность в них (артрит)
- пропадает голос, появляется осиплость, болит горло
- хронически повышенное давление (твои проблемы никого не интересуют – все внутри - аутоагрессия)
- бронхиальная астма – контакт с миром (задыхаться от злости). Невозможность брать и отдавать. Жадность.
- дискинезия желчевыводящих путей, желчнокаменная болезнь, мочекаменная болезнь (копить злобу)
- болезни печени – место скопления агрессии, досады и отвращения
Если агрессия скрытая, подсознательная прорывается:
- всевозможные аллергии . Здесь прочная связка страх-агрессия: боюсь близости, сексуальности – кошки, цветы, растения, фрукты, боюсь жизни – пыльца, боюсь грязи – домашняя пыль, лекарства, боюсь потерять контроль – алкоголя, боюсь материнского начала – молока…
- нейродермит. Подавляемая агрессия по отношению к близкому телесному контакту (с мамой) – мама холодна, агрессивна, может быть по отношению к отцу, а ребенок это выражает.

Домашнее задание ко второму занятию:
В течение недели
1. ловить себя на страхах и типировать их. Задавать себе вопрос: «Зачем мне страх?» «От чего он меня спасает?» «Актуально ли мне это сейчас или можно расслабиться?»
2.  Отслеживать скрываемую злобу, выражать агрессию всеми доступными способами. Радоваться, когда удается это сделать. Хвалить себя и награждать за каждый акт выражения злости.


Продолжение часть 4.1
http://www.proza.ru/2015/10/18/383

К оглавлению: http://www.proza.ru/2016/02/02/667


Рецензии